Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
усвоение роли и организационного статуса рабочего места и подразделения в общей организационной структуре;
Понимание особенностей организационного и экономического механизма управления фирмой, особенностей организации труда, его оплаты;
Подготовленность сотрудника к восприятию и реализации нововведений (технического или организационно-экономического характера)и т.д.
Управление трудовой адаптацией требует проработки трех организационных элементов:
1) структурное закрепление функции управления адаптацией;
2) технология процесса управления адаптацией;
3) информационное обеспечение процесса адаптации.
Вопросы, затрагиваемые общей и специализированной программами адаптации
Вопросы
| общей программы адаптации
| специализированной программы адаптации
| 1. Общее представление о компании:
- приветственная речь;
- основы, рост, тенденции, цели, приоритеты, проблемы;
- традиции, нормы, стандарты;
- текущие специфические функции компании;
- продукция и ее потребители;
- стадии доведения продукции (услуг) до потребителя;
- разнообразие видов деятельности;
- организация, структура, связи компании и ее направления;
- данные о главном руководстве;
- внутренние отношения, ожидания, деятельность.
2. Ключевая политика и обзор процедур.
3.Оплата труда:
- нормы оплаты и ранжирование;
- оплата выходных;
- сверхурочные;
- каким образом выплачиваются деньги;
- удержания;
- распродажи;
- рост оплаты;
- займы в банке;
- возмещение затрат.
4. Дополнительные льготы:
- виды страхования;
- лечение зубов;
- пособия по временной нетрудоспособности;
- стаж;
- выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, в случае тяжелых утрат; пособия по материнству;
- планы по увольнению на пенсию;
- возможности обучения на работе;
- наличие столовой, буфетов;
- оздоровительные центры;
- другие услуги компании для своих служащих.
5. Охрана труда и техника безопасности:
- заполнение карты данных на случай крайней необходимости (если это не было сделано в процессе найма);
- здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи;
- физкультурно-оздоровительные центры;
- меры предосторожности;
- предупреждение о возможных опасностях на производстве;
- правила противопожарной безопасности и контроля;
- правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них;
- требования к физической подготовке;
- запреты на употребление алкоголя и наркотиков.
6. Требования к работнику, отношения с профсоюзом:
- сроки и условия найма;
- назначения, перемещения, продвижения;
- испытательный срок;
- руководство работой;
- информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;
- права и обязанности работника;
права менеджера и непосредственного руководителя;
- отношения с непосредственным руководством и управленцами;
- организации рабочих;
- постановления профсоюзов и политика компании;
- руководство и оценка исполнения работы;
- дисциплина и взыскания;
- оформление жалоб;
- содержание и проверка регистрации персонала;
- коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей;
- санитария и гигиена;
- проверка безопасности оборудования и обмундирования;
степень риска.
7. Служба быта:
- служба питания, кафетерии;
- специализированные места для приема пищи;
- наличие служебных входов;
- условия для парковки автомашин;
- первая помощь;
- комнаты отдыха.
8. Экономические факторы:
- прибыль;
- стоимость рабочей силы;
- стоимость оборудования;
- ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев
| 1. Функции подразделения:
- цели и приоритеты;
- организация и структура;
- практическая деятельность;
- взаимоотношения с другими подразделениями;
- взаимоотношения между различными родами деятельности внутри подразделения.
2. Рабочие обязанности и ответственность:
- детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;
- разъяснение того, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом;
- обсуждение общих проблем и способов их решения;
- нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;
- длительность рабочего дня и расписание;
- сверхурочные;
- дополнительные назначения (например, замена отсутствующего работника с другими обязанностями).
3. Требуемая отчетность:
- объяснение того, где и как получить инструменты, хранить и ремонтировать снаряжение;
- виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней;
- отношения с местными и общегосударственными инспекциями.
4. Процедуры, правила, предписания:
- правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения;
- поведение в случае аварий;
- правила техники безопасности;
- информирование о несчастных случаях и опасности;
- гигиенические стандарты;
- охрана и проблемы, связанные с воровством;
- отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению (например, водителями);
- еда, курение и т.п. на рабочем месте;
- вынос вещей из подразделения;
- контроль за нарушениями;
- ведомости;
- перекуры, перерывы;
- обед;
- телефонные переговоры личного характера в рабочее время;
- использование оборудования;
- контроль и оценка исполнения и т.д.
5. Осмотр подразделения:
- комнаты отдыха и душевые;
- кнопка пожарной тревоги и пожарной станции;
- часы работы;
- шкафчики (для переодевания);
- входы и выходы;
- вода для питья и умывальники;
- помещения технического обслуживания;
- отделения охраны и санитарное;
- места для курения;
- места расположения служб данного департамента;
- места оказания первой помощи.
6. Представление сотрудников подразделения
|
Показатели различных видов трудовой адаптации
Виды
| Показатели
| адаптации
| объективные
| субъективные
| Психофизиологи-ческая адаптация
| - показатели выработки и энергозатрат
- степень утомляемости, уровень нервной перегрузки
- показатели состояния сердечно-сосудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления и т.п.
| - собственная оценка работником самочувствия, условий и тяжести труда
| Профессиональ-ная адаптация
| - соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места
- степень освоения норм времени (их выполнение, достижение среднего процента, сложившегося в коллективе)
- выход на средний уровень брака продукции по вине работника и др.
| - собственное отношение работника к профессии и квалификации
| Социально-психологическая адаптация
| - степень соответствия поведения личности нормам, сложившимся в данном коллективе
- характер взаимоотношений с коллегами, администрацией
| - уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной средой в целом и ее наиболее важными компонентами
- собственное понимание роли индивидуальных задач в решении общих задач организации
- уровень удовлетворения жизненных устремлений
- собственная оценка отношений с коллективом, с руководством, удовлетворенность своим положением в коллективе и др.
|
В качестве обобщающего показателя трудовой адаптации может использоваться уровень текучести вновь принятых работников, особенно в первый год работы.
К мерам, способствующим сокращению периода адаптации, относятся:
1) качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных работников и, в частности, профессиональный отбор кадров, позволяющий выявить работников, вероятность успешной адаптации которых к данным факторам производственной среды наиболее высока. В наибольшей степени это относится к профессиям, предъявляющим к работнику специфические требования (внимательность, острота зрения и т.п.).;
2)объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
3) повышение престижа и привлекательности профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
4)внедрение принципов организации труда, реализующих мотивационные установки сотрудника. К принципам организации труда, облегчающим процесс адаптации сотрудников можно отнести:
- создание целевых проблемных групп, творческих бригад, варьирование их состава, времени и проблематики работы;
- определение рациональной степени свободы режима труда и отдыха;
- оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов конкурсности и соревновательности подразделений, проектов и т.п.;
- гласность результатов труда (как групповых, так и индивидуальных);
- участие работников в управлении (использование методов групповой выработки решений, коллективного участия в разработке стратегических программ, делегирование полномочий и ответственности и т.п.);
- проведение совещаний с рациональной периодичностью и длительностью;
- использование творческих методов выработки решений;
- обеспечение обратной связи с администрацией и коллегами по вопросам достигнутых результатов труда и адекватности их оценки;
5) гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
6) организация системы профессионально-квалификационного продвижения рабочих на предприятии. Часто на монотонные, малосодержательные, а потому и малопривлекательные работы принимают новичков, иногороднюю молодежь. Адаптация их на производстве определяется перспективами их роста, возможностями перехода на все более сложные виды труда в соответствии с образованием, отношением к труду и т.д.;
7) наличие отработанной системы внедрения новшеств;
8) улучшение социально-психологического климата, сложившегося в коллективе. Деловые взаимоотношения развивают чувство товарищества и взаимопомощи, повышают трудовую активность работников, удовлетворенность трудом. С экономической точки зрения психологический климат в коллективе и моральная обстановка на предприятии существенно влияют на продуктивность труда, действуя на психику и настроение людей;
9) проведение мероприятий по приспособлению среды к человеку, которые способствуют успешной психофизиологической адаптации: улучшение условий труда, учет эргономических требований при организации рабочего места (выбор соответствующего оборудования, планировка рабочего места), при конструировании оборудования, оргоснастки и т.д. Важными представляются мероприятия, направленные на снижение утомляемости человека[1].
[1] Подробнее см.: Адаптация человека к трудовой деятельности и ее психофизиологическая оценка: Межотраслевые методические рекомендации / НИИтруда. - М.: 1992. - С. 51-60.
|