Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструмент № 13: изменение темпа речи





Темп — это просто скорость, с которой говорит чело­век. Как и в случае с большинством других личных ха­рактеристик, темп речи есть нечто, что мы реально заме­чаем только в случае, если он начинает нас раздражать, например, если темп речи не дает хорошо расслышать собеседника. Двумя очевидными крайностями здесь яв­ляется речь настолько быстрая, что слушатель не успе­вает за говорящим, и речь настолько медленная, что слу­шатель томится, не в силах дождаться ее конца.

Разная скорость речи создает различное представле­ние о говорящем. Быстрота речи может свидетельствовать об уверенности, быстром уме, спонтанности, энергии. Медленная речь может оставлять впечатление скрытнос­ти, низкого уровня умственных способностей, осторож­ности или даже апатии (равнодушия). Однако быстрая речь может также наводить на мысль о нервозности, а неторопливая — являться признаком уверенного в себе че­ловека, который сам задает темп общения.

Мы уже говорили раньше, что людям свойственно скрывать что-то личное. Нервный человек часто стара­ется выглядеть уверенным и спокойным. От природы энергичный и легковозбудимый человек может пытать­ся скрыть свой энтузиазм, чтобы выглядеть хладнокров­ным. Обеих иллюзий можно достичь посредством изме­нения скорости речи.

Для актера очень ценно осознанное отношение к тому, с какой скоростью он говорит. Одна из важнейших задач актера состоит в том, чтобы в течение всей пьесы (особен­но «полноактной» постановки) удерживать внимание зри­тельской аудитории. Конечно, интересный сюжет и так захватит внимание зрителей, однако вы, актер, в качестве основного «рассказчика» сюжетной истории, в значитель­ной мере отвечаете за поддержание искреннего зрительс­кого интереса. А осознание скорости речи является цен­ным и далеко не полно используемым средством в борьбе за интерес аудитории.

Конечно, не стоит даже пытаться менять темп речи только для того, чтобы казаться интересным. Темп речи является отражением душевного и эмоционального со­стояния человека, так что в любой момент постановки темп речи должен быть соответствующим. Но не следу­ет и ограничивать себя слишком жесткими рамками за­ранее продуманного и намеченного плана. Вместе с этим следует понять развитие характера вашего персонажа в ходе пьесы, а потом на репетиции делать все важные для актеров вещи — сохранять концентрацию, оставаться в релаксации, слушать, — и вы обнаружите, что скорость речи у вас меняется спонтанно, в ответ на обстоятельства, в которых оказывается ваш персонаж. И, естественно, быстрота, с которой вы произносите свои реплики, вполне может меняться в ответ на исполнение партнера.

Самым лучшим постановкам присуща внутренняя органика; актер проявляет психологическую и эмоцио­нальную чуткость, которая всякий раз придает спектак­лю что-то новое. Чтобы выработать навыки, необходи­мые для рождения подобной «легкости игры», достичь уверенности, дающей возможность спонтанно менять, к примеру, скорость речи, — необходимо практиковаться в повседневной жизни. Конечно, вам необходима пре­красная дикция, то есть четкость и ясность речи. Освоив этот навык, вы раскроете для себя полный диапазон ва­риаций в темпе речи.

Возьмем простой вопрос «Вы кого-то ждете?» и про­анализируем его, поместив с этой целью в воображаемый контекст. Вы находитесь в баре или в кафе, где сидите ря­дом с симпатичной незнакомкой. Вам трудно дается зна­комство с новыми людьми, но не хочется и выглядеть не­рвным. Прежде всего, речь идет о голосе: его громкости, интонациях, тоне и тембре. Ваш голос будет звучать дос­таточно громко, частично из-за того, что в кафе доволь­но шумно, играет музыкальный автомат, а частично из-за того, что вы волнуетесь и недостаточно владеете собой. Мысленно вы прокручиваете свой вопрос в течение не­скольких минут. Вам хочется, чтобы вопрос прозвучал естественно, но заинтересованно, так что модуляции ва­шего голоса будут слегка меняться. Вы надеетесь, что за­говорите своим естественным тоном; если нервозность не уляжется, ваш голос может прозвучать слишком высоко.

Вам хотелось бы, чтобы тембр вашего голоса не был слишком жестким. Но ваше тело настроено иначе: груд­ная клетка и горло несколько сжаты, так что вы чувству­ете, что ваш голос находится в задней части горловины, где вы ощущаете сильное напряжение.

Теперь перейдем к речи — в данном случае к скоро­сти речи. Не слишком быстрая, не слишком медленная. Вы желаете произвести хорошее впечатление, вы хоти­те, чтобы ваша речь звучала спокойно и уверенно.

Мысль, которую я хочу подчеркнуть, относится ко всем восьми характеристикам голоса и речи, а также к пяти характеристикам физического поведения, и состоит в том, что поведенческие вариации происходят непосред­ственно в ответ на эмоциональное и психологическое со­стояние человека. В хороший для себя день вы находите естественный способ произнесения, скажем, какой-то реплики, который будет искренним, интересным и инту­итивным. В не слишком удачный день вы будете звучать правдиво, достаточно интересно и внешне интуитивно. Если вы хороший актер, никто не заметит разницы.

Еще одно замечание по поводу темпа речи. В повсед­невных разговорах люди меняют темп речи, но не толь­ко, — они также варьируют длину пауз между высказы­ваниями. Человек напористый обычно делает очень короткие паузы в разговоре, а то и постоянно перебивает собеседника. Человек пассивный или настороженный может помедлить несколько секунд, прежде чем начать говорить. Нетрудно понять психологические причины того, почему паузы в речи человека могут значительно изменяться в соответствии с обстоятельствами, — это реальная жизнь.







Date: 2015-12-13; view: 445; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию