Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синдром Аспергера: особый случай сверхэффективности





 

Ким Пик умер 19 декабря 2009 года в возрасте 58 лет от сердечного приступа. Это прототип Рэймонда Бэббита, героя фильма «Человек дождя». Огромная заслуга фильма в том, что он познакомил общество с явлением аутизма самого высокого уровня, известного также как «синдром Аспергера». Но не все случаи синдрома Аспергера столь живописны: после фильма может сложиться карикатурный и пугающий образ этого явления. Обидно, потому что люди, пораженные синдромом Аспергера, нередко умны и чрезвычайно милы в общении.

 

Типичные характеристики

В 1944 году венский педиатр Ганс Аспергер обнаружил у некоторых детей необычные свойства. Прежде всего, неординарный, почти навязчивый интерес, например, к водонапорным башням, электрическим батарейкам, трамваям, и т. д. Дети, даже весьма нежного возраста, превращались в настоящих знатоков в своей области: они разбирались во всех технических особенностях и цифрах.

 

Например, пятилетний Давид хотел знать все о Наполеоне, включая его боевые сражения. Леа всерьез интересовалась строением человеческого тела. В четыре года она знала все квадрицепсы и даже подколенную ямку. Она могла перечислить почти все кости в скелете и даже умела считать пульс. Страстью Жака были птицы. Он пронес ее через всю жизнь и сделал своей профессией. Вместе с этими странными склонностями ребенок показывал необычные способности к языку: его словарь и синтаксис были чрезвычайно сложны, он доходил в этом до педантизма. Зато Жак совершенно не был способен принимать участие в разговорах, и у него были колоссальные проблемы в общении со сверстниками.

 

Аспергер отметил также удивительную память этих детей и их способность к обучению. Все эти явления, сопровождаемые неумением концентрироваться и страхом перед рутинной работой, легко могут привести к обсессивно‑компульсивному расстройству (ОКР). Лица у таких детей не слишком выразительные, а взгляд то бегающий, то, наоборот, пугающе внимательный. У них неуверенная походка и неловкие движения. Они отличаются странной гиперчувствительностью (положительной или отрицательной) к определенным звукам, вкусам, запахам или к прикосновению к определенным материалам. Еще они странно выражают свои эмоции.

Эти необычные дети живут в постоянном чувстве тревоги. Совершенно неожиданно у них происходят эмоциональные всплески, никак не соразмерные с породившим их событием. А в других ситуациях, когда от них ждут хоть какой‑то реакции, они, наоборот, демонстрируют редкое безразличие.

Судя по всему, синдром Аспергера чаще затрагивает мальчиков: на 8 мальчиков приходится 1 девочка, но у девочек его труднее выявить: их любимые занятия (например, игры с лошадкой или куклой Барби) не столь необычны, а страхи вполне объяснимы. Некоторые психологи полагают, что причиной тому является гипермаскулинизация мозга, требующая «систематизации», а женский мозг, как полагают, больше склонен «эмпатировать».

 

Изнурительная попытка адаптации

Считается, что в основе проблемы человека, страдающего аутизмом – его неспособность общаться с внешним миром: он не умеет контактировать с людьми. И ничего не понимает ни в реальной жизни, ни в людях. И виноват в этом он сам. Причину начинают искать в наследственности, генах и в функционировании мозга.

Моя практика в области личностного роста людей со сверхэффективным мозгом позволяет рассмотреть эту проблему под другим углом. Например, иногда аутизм служит защитой от многократной гиперестезии и от слишком развитого чувства эмпатии, а следовательно, от вытекающего из этого чувственного или эмоционального навязчивого ощущения. Симптомы, описанные Джил Боулт Тэйлор при нарушении у нее мозгового кровообращения, очень похожи на обычную жизнь людей с синдромом Аспергера. Она признавалась, что в обществе некоторых людей ей приходилось замыкаться в себе, особенно среди тех, кто находился в стрессе, они просто опустошали ее своей энергетикой. А может быть, синдром Аспергера – это излишнее доминирование правого полушария? Надо заметить, что аутисты отличаются прямотой, честностью и соблюдают правила поведения. Их чувствительность к деталям, исключительная память и несомненная логика сочетаются с беспристрастностью и с пугающей искренностью. С самого детства точность их замечаний граничит с дерзостью.

«Мама, почему ты требуешь, чтобы я был вежливым с соседкой, ведь вчера ты сказала папе, что она – змея подколодная?» Надо думать, что такое искреннее умозаключение не способствует добрососедским отношениям. А ведь взрослые даже не понимают, какой стресс у ребенка с развитой логикой вызывает строгое внушение, последовавшее за его замечанием. Переживая стресс за стрессом, один непонятнее другого, ребенок устает от необходимости искать смысл там, где его нет. И тогда он пробует этого избежать, замкнувшись в своем внутреннем мире, таком богатом и спокойном. Так, может быть, аутизм – всего лишь упадок духа?


«Людей аспи»[11]упрекают в том, что они не умеют читать выражения лиц и понимать интонации, что они не догадываются о мыслях, эмоциях и намерениях других людей. Их эмпатию считают незрелой оттого, что, порой, они принимают обычную вежливость за проявление искреннего интереса. Им ставят в упрек, что они не отличают случайное от умышленного, а также не видят разницы между дружескими и враждебными намерениями. И в самом деле, большинству сверхэффективных непостижим злой умысел, потому что он непродуктивен. Людям аспи и с развитым правым полушарием мозга чрезвычайно трудно приспособиться к неискреннему, а значит, нечестному, нелогичному и противоречивому поведению коллег и знакомых. Их глубоко ранит и выводит из равновесия саркастический тон. А теперь зададимся вопросом: у кого же на самом деле нарушение функции? У аутиста с синдромом Аспергера, который, будучи мизантропом, не способен ни лгать, ни одобрять нелогичные поступки, или у большинства людей с сомнительной моралью и путаным мышлением?

Как только ребенок аспи отдает себе отчет в том, что он не такой, как все, он начинает критически оценивать себя – и это его угнетает. В результате он уходит в воображаемый мир. Осыпаемый насмешками и придирками со стороны одноклассников, он не приемлет действительность и становится надменным. Нередко пытается подражать другим детям и, благодаря своей памяти и вниманию к деталям, подчас может стать великолепным имитатором. И даже заслужить симпатию товарищей. Но отношения в обществе наполняют его тревогой и утомляют. Вот почему ребенок аспи так нуждается в одиночестве: ему нужно восстановить силы. Это одиночество будет его убежищем в течение всей жизни, и редко кто из окружающих сумеет его понять.

Если вы поняли, что все описанное полностью относится и к вам, может быть, стоит задаться вопросом: «А нет ли у меня синдрома Аспергера?» Мне кажется важным обратить внимание на эти пока еще плохо изученные (особенно во Франции) чувства. Зная, что у вас синдром Аспергера, вы перестанете считать себя сумасшедшим и сможете выработать собственные стратегии адаптации. К тому же, диагноз позволит вам получить доступ к терапевтической и педагогической помощи: вас примут и поддержат. Очень важно, когда окружающие понимают неразбериху в голове человека аспи, ощущают его бессилие перед социальными стандартами и уважают его потребность в одиночестве. А еще диагноз способен в лучшую сторону поменять отношение близких – особенно супруга(и) – к вашей персоне. Наконец, человек с синдромом Аспергера может услышать слова ободрения и комплименты, а не критику своих способностей. И, еще, когда вы узнаете, что у вас синдром Аспергера, это поможет вам лучше понять себя, восстановить свою личность и адаптироваться к окружению. Как правило, такие, как вы, понимая свое функционирование, лучше контактируют друг с другом, особенно если у них одинаковые интересы.

Мы предлагаем вам прочитать хартию самоутверждения, написанную Лиан Холлидей Уилли для помощи людям с синдромом Аспергера: им следует принять себя такими, как есть, и жить дальше. Мне кажется, она включает в себя все виды сверхэффективности. Поэтому я предлагаю вам выучить ее наизусть или повесить у себя над столом и постоянно перечитывать!

 

Хартия самоутверждения (Лиан Холлидей Уилли, 2001)

 

• Я – полноценный, но я не такой как все.

• Я никогда не поступлюсь своим достоинством, чтобы понравиться окружающим.

• Я – интересный человек, и у меня полно достоинств.

• Я горжусь собой.

• Я способен нормально чувствовать себя в обществе.

• Я всегда, если надо, могу попросить о помощи.

• Я достоин уважения и признания со стороны окружающих.

• Я сделаю карьеру, соответствующую своим способностям и интересам.

• Я буду терпелив по отношению к тем, кому понадобится время, чтобы меня понять.

• Я никогда не изменю самому себе.

• Я буду принимать себя таким, какой я есть.

 







Date: 2015-12-13; view: 338; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию