Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕМА 16 •ЛИЧНОСТЬ
ПОНЯТИЕ Личность является предметом изучения разных наук: философии, социологии, педагогики, семантики, медицины и пр. Однако каждая научная область изучает личность со своей точки зрения. Эта фундаментальная категория не может быть понята без представления о таких понятиях, как человек, индивид, индивидуальность. Человек (Homo sapiens - человек разумный) - род Homo отряда приматов, из которых единственным выжившим видом является Homo sapiens. Понятие «человек» означает принадлежность к человеческому роду. Индивид - отдельное живое существо, представитель биологического вида. Человек рождается индивидом, а затем становится личностью благодаря вхождению каждого конкретного индивида в общественные отношения и «интериоризации» этих отношений. Процесс превращения индивида в личность называется персонализацией. Персонализация - процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности. Понятие «личность» в современной психологии понимается неоднозначно. Личность - 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, определяемое включенностью в социальные связи, которое формируется в совместной деятельности и общении. В различных психологических направлениях и концепциях (в психоанализе, бихевиоризме, в концепциях К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса) личность трактуется по-своему. В отечественной психологии личность выступает в единстве биологического и социального, но природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные элементы (СЛ. Рубинштейн). Так, например, мозговая патология обусловлена биологически, а изменение в связи с этим характера (личности) связано с социальной детерминацией. Индивид в процессе социализации не только изменяет мир, но и изменяется сам. Он становится личностью. Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое) - системная организация человека как интегральная целостность, включающая различные уровни его психической организации. Индивидуальность - это те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей, личность в ее своеобразии. ФУНКЦИИ Личность обеспечивает индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека. От личности зависит, как функционируют психические процессы, которые являются функциями личности. Они у человека не остаются спонтанными процессами, а превращаются в сознательные регулируемые операции, которые он направляет на решение своих задач (например, восприятие превращается в сознательное наблюдение, эмоции и воля обусловлены развитием личности и т.д.). ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Теории личности - это совокупность гипотез или предположений о природе и механизмах развития личности. Основные вопросы, на которые должна дать ответ теория личности, это: - Что есть личность? Какова ее структура? - Каковы источники ее развития (врожденные или приобретенные)? - Что доминирует в личности: сознание или бессознательное? - Обладает ли личность свободой воли? - Является ли внутренний мир человека субъективным или объективным и может ли быть выявлен с помощью объективных методов? - Какими методами изучалась и др. В науке сложилось восемь устойчивых теорий личности: психоаналитическая (3. Фрейд), аналитическая (К. Юнг), индивидуальная (А. Адлер), когнитивная (Дж. Келли), гуманистическая (А. Маслоу, К. Роджерс), поведенческая (А. Бандура), деятельностная (А.Н. Леонтьев), диспозиционная (Г. Одпорт). Существуют и другие подходы, а также постоянно возникают новые. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Психодинамическая (3. Фрейд). В рамках этой теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов - с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств и отдельных защитных механизмов. З.Фрейд выделяет три основных блока личности: ид, эго и суперэго. Ид, эго и суперэго находятся в постоянной борьбе за психическую энергию из-за ограничения объема либидо. Сильные конфликты могут привести человека к психологическим проблемам, заболеваниям. Для снятия напряженности этих конфликтов личность вырабатывает специальные защитные механизмы, которые функционируют бессознательно и скрывают истинное содержание мотивов поведения (см. Психологическая защита). Аналитическая (К. Юнг). Согласно аналитической теории личность- совокупность врожденных и реализованных архетипов (см. табл. 6), а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравер-тированной или интровертированной установок личности. В структуре личности К. Юнг выделяет три основных блока: 1) коллективное бессознательное. В этой части сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов; 2) индивидуальное бессознательное - совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания; 3) индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность. Гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу). В рамках гуманистического подхода личность - это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей и самоактуализации. Когнитивная (Дж. Келли). Согласно когнитивной теории личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личностный опыт человека. Структура личности есть индивидуально своеобразная иерархия конструктов. У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока): 1) блок «ядерных» конструктов, которыми человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми; 2) блок периферических конструктов - это остальные конструкты. Целостность личности выражается в совместном функционировании этих двух блоков. С точки зрения целостности личность может быть двух типов: когнитивно простая и когнитивно сложная. Поведенческая (А. Бандура). Личность в этой теории - это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности - с другой. Деятельностная (СЛ. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абуль-ханова-Славская, А.В. Брушлинский). Согласно этой теории личность - это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности - это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистенциально-бытийных целостных свойств личности. Диспозиционная (Г. Олпорт, Г. Айзенк) - В рамках этого подхода личность - сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств проприу-ма. Структура личности - организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств, составляющих проприум человека. Таблица 6 Примеры архетипов, описанных К. Юнгом
Либидо - общая биологическая энергия. Ид (оно) - главная составляющая структуры личности в психоанализе, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия. Эго («Я») - совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики. Суперэго (сверх «Я») - психическая структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности общества. Психологическая защита (см. ч. III). Архетипы - наследственно передающиеся первичные идеи (идеи Бога, зла и др.). Архетипы проявляются в сновидениях, встречаются в виде символов в искусстве, литературе, архитектуре, религии и т.д. Коллективное бессознательное- совокупность всех врожденных архетипов. Экстраверсия - ориентация личности на объект, на внешний мир. «Я-реальное» (К. Роджерс) - совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас». «Я-идеальное» (К. Роджерс) - совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала. Потребность в самоактуализации (А. Маслоу) - врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности. Интроверсия - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания. Конструкт (англ. construct - строить) - своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя. Личность когнитивно простая - личность с небольшим набором конструктов. Личность когнитивно сложная - личность с большим количеством конструктов. Когнитивно сложная личность по сравнению с когнитивно простой отличается тем, что имеет лучшее психическое здоровье, лучше справляется со стрессом, имеет более высокий уровень самооценки, более адаптивна к новым ситуациям. Личности направленность - система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности. Самоконтроль - совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Экзистенциально-бытийные свойства личности - эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Диспозиция (англ. disposition - предрасположенность). Личностичерта - предрасположенность человека вести себя сходным образом в разное время и в разных ситуациях. Проприум (лат. proprium - собственно, «я сам») - сходно с понятием «Я» в гуманистической психологии. Проприум включает высшие цели, смыслы, моральные установки человека. Иерархия - порядок расположения от низшего к высшему или от высшего к низшему. СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ Психические свойства личности образуют неповторимое в своей индивидуальности сочетание свойств у каждого человека, которое можно рассматривать как относительное постоянство психического склада личности (характер, способности, самоконтроль). Личность характеризуется доминирующими потребностями, интересами, ценностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением, что выражается в понятии направленность личности. Психические свойства личности взаимосвязаны друг с другом и образуют определенную структуру. Личности присущи следующие свойства: - активность (стремление субъекта выходить за пределы себя, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний); - направленность (система устойчивых доминирующих мотивов - интересов, убеждений, идеалов и т.п.); - обладает глубинными смысловыми структурами, устойчивыми к вербальным воздействиям, которые определяют ее сознание и поведение; - обладает самосознанием. Для индивида личность выступает как его «Я-образ». Личности структура - совокупность устойчивых связей между отдельными чертами, обеспечивающая ее целостность. В деятельнос-тном подходе наиболее популярна четырехкомпонентная структура (модель) личности. Она включает: направленность, способности, характер и самоконтроль (саморегуляцию). Потребность - основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования. Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека, то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Интерес - одна из форм направленности личности. Интерес эмоционально окрашен и связан с проявлением познавательной способности. Ценности- система отношений личности к социально-политическим и нравственным нормам общества. Убеждение- высшая форма направленности - система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Идеал - представление о достойном подражания, образцовом человеке, об особенностях его личности, поведения и отношениях с людьми. Мировоззрение- система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем. Способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения этой деятельностью. (Что может Личность). Характер - совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека (Что он есть). Самоконтроль- совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя. Этот блок надстраивается над всеми остальными блоками и осуществляет над ними контроль: усиление или ослабление деятельности, коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование деятельности и т.д. РАЗВИТИЕ Развитие- закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов. Одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. В психологии развитие - это необратимые изменения в психике человека (качественные и количественные, прогрессивные и регрессивные). Современная наука исследует сложноорганизованные саморазвивающиеся объекты - системы, во многих ее областях разрабатываются специально научные теории развития. Личности развитие - процесс последовательного развертывания свойств, качеств и характеристик, присущих человеку как индивиду и как члену общества, проявляющихся в его деятельности, общении и взаимодействии с другими людьми. Развитие личности включает этапы: формирование, стабилизация, возрастные изменения, преобразование. Особую роль в развитии личности играет воспитание как целенаправленное и организованное воздействие субъекта воспитательной деятельности (социальных институтов или уполномоченных ими отдельных лиц) на объект воспитания с целью формирования определенного типа личности, соответствующего социальному заказу общества на данном историческом этапе его развития. Данные психологии развития и психогенетики указывают на то, что генетические и средовые факторы определяют становление человека. Факторы среды (формы обучения, родители, общество) должны максимально способствовать реализации генетических возможностей ребенка. Однако личностью человек становится не сразу, а проходит два крупных этапа (А.Н. Леонтьев). Первое рождение относится к дошкольному возрасту. На этом этапе происходят первые подчинения непосредственных побуждений ребенка социальным нормам (см. Эффект «горькой конфеты»). Этот этап характеризует первый признак личности - способность к опосредованному поведению. Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Этот этап знаменует наличие второго признака личности - способности к сознательному руководству собственным поведением. Механизмы стихийного развития личности: 1) сдвиг мотива на цель (сначала ребенок выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив), затем (при правильном воспитании) это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (произошел сдвиг мотива на цель); 2) идентификация (ребенок действует по образу и подобию окружающих его людей); 3) принятие и освоение множества ролей. Приняв роль (сын, ученик, товарищ), ребенок ведет себя в соответствии с принятой ролью. Все три механизма действуют совместно. Воспитание - это создание условий для полноценного действия этих механизмов. Идентификация - важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и пр. Роль - совокупность прав и обязанностей, соответствующих позиции человека в обществе, в системе межличностных отношений. Эффект «горькой конфеты» - ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: не вставая со стула, достать удаленный привлекательный предмет. Экспериментатор оставляет ребенка и наблюдает за ним из соседней комнаты. После безуспешных попыток ребенок встает, берет предмет и возвращается на место. Экспериментатор хвалит его и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от конфеты, а после повторных предложений начинает плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Это говорит о том, что ребенок уже начинает, но еще не до конца подчинять свои мотивы (взять конфету) социальным нормам (делать, как сказано - не вставая со стула), НАРУШЕНИЯ Классификации личностных нарушений остаются все еще спорными. В отечественной психологии выделяют: 1) нарушение структуры иерархии мотивов, что влечет за собой изменение деятельности: из опосредованной она превращается в импульсивную, исчезают «дальние» мотивы, некоторые становятся влечениями (например, при алкоголизме), доминируют в жизни больного; 2) формирование патологических потребностей и мотивов. В этом случае меняется самосознание человека, его образ «Я», что приводит к появлению, например, синдрома дисморфобии, анорек-сии и т.п.; 3) нарушение смыслообразования. Мотив превращается только в знаемый, или происходит сужение круга явлений, которым человек придает смысл; 4) нарушение саморегуляции. Так, у больных с нарушением личности в процессе саморегуляции дальние цели не участвуют; 5) нарушение критичности и спонтанности поведения. Нарушение критичности проявляется в нецеленаправленных действиях, расторможенности поведения, в нецеленаправленности суждений и т.п. При этом деятельность больного лишена смысла и замещается действиями, за которыми не стоит смыслообразующий мотив. Дисморфобия (дис + греч. morphe - форма, phobos - страх). Представление о мнимом внешнем уродстве, страх телесных изменений. Дисморфобия может носить характер навязчивых, сверхценных и бредовых идей. Анорексия невротическая (ан(а) - отрицание + греч. orexis - желание есть, аппетит).Отсутствие аппетита, возникающее при неврозах в связи с перевозбуждением коры головного мозга. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Сторонники идеографического подхода к изучению личности (Г. Олпорт и др.) утверждают, что черты личности образуют в каждом конкретном случае неповторимое индивидуальное сочетание, что делает невозможным сравнение людей между собой. В противовес им сторонники номотетического подхода (Р. Кет-телл, Г. Айзенк) подчеркивали, что уникальность личности не является препятствием для ее изучения. Одной из первых наиболее распространенных структурных моделей является 16-факторная модель личности, разработанная Р. Кеттеллом, в которой исходный набор черт определяет индивидуальные особенности личности человека и может диагносцироваться опросником (16 PF). Другой широко распространенной факторной моделью личности является модель «Большая пятерка», предложенная У.Т. Норманном. Она содержит 5 факторов: 1) экстраверсия, 2) дружелюбие, 3)добросовестность, сознательность^) нейротизм, 5) культура. (Разработан «Пятифак-торный опросник» - «культура» на «открытость».) Каждая из перечисленных моделей личности позволяет изучать индивидуальные особенности личности. В характеристику целостной личности входят и ее типичные черты. Типологические черты личности описаны в многочисленных типологиях, разработанных в современной психологии (номо-тетический подход). Некоторые из них являются типологиями темперамента или характера (см. Темперамент, Характер), а не личности в целом. К типологиям личности можно отнести, например, ценностную типологию Э. Шпрангера (1928). По признаку доминирующей в жизни ценности, формирующей и определяющей целиком личность человека, он выделил типы (теоретический, экономический, эстетический, общественный, политический и религиозный). Достаточно известными являются: типология личности К. Юнга, психологический портрет в разработке Д. Кейрси, социально-психологические типы и др. Метод идеографический'- метод исследования личности, ориентированный на описание уникальных, единичных объектов (Г. Ол-порт). Метод номотетический - метод исследования личности, ориентированный на установление обобщений (Р. Кеттелл, Г. Айзенк). МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные Для изучения уровня развития личности в отечественной психологии использовался эксперимент, который носит название эффект «горькой конфеты». Диагностические К методам диагностики личности относятся: ранжирование, Q-классификация, интервью, саморанжирование, опросники и проективные методики. Ранжирование личностных характеристик выражается в присвоении численного балла каждому испытуемому в соответствии со шкалой ранжирования (пятибалльной и др.). Интервью - структурированная беседа (по заранее составленному плану). Саморанжирование - оценка своих качеств самим испытуемым согласно предложенной шкале. Опросники - состоят из большого числа вопросов или утверждений, предполагающих ответ (согласен - не согласен), например, 16-факторный опросник Р. Кеттела, MM PI (миннесот-ский, многофакторный личностный опросник) и др.). К проективным методикам относят: тест Роршаха, ТАТ и др. Date: 2015-12-12; view: 476; Нарушение авторских прав |