Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 13 • эмоции и чувства





ПОНЯТИЕ

Эмоции (лат. emovere - потрясаю, волную) - особый класс психи­ческих явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению акту­альных его потребностей.

Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, дви­гательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопро­вождают все виды активности (деятельность, поведение, психичес­кие процессы и состояния). Эмоции охватывают почти весь орга­низм, производя почти моментальную интеграцию (объединение в целое) всех функций организма (П.К. Анохин).

В биологической эволюции эмоции возникли как средство, поз­воляющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

Экспрессия - внешнее проявление эмоций. Проявляется в мими­ке, жестах, голосе, движениях, речи и т.д.

Импрессия - проявление эмоций во внутреннем плане (учащение дыхания и сердцебиения, повышение давления и пр.).

ФУНКЦИИ

Эмоции играют большую роль в жизни человека и животных. Они выполняют важные функции: отражательную, сигнальную, за­щитную, управляющую, мобилизующую, компенсаторную и дезорга­низующую.

1. Отражательно-оценочная - позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне со­знания (в мышлении).

2. Сигнальная - состоит в оповещении организма (нервной сис­темы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлет­ворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.

3. Защитная - состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функ­ции.

4. Управляющая - выражается в том, что эмоции являются внут­ренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная про­дуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций (О. Хебб).

5. Мобилизующая - заключается в том, что эмоции могут быть по­будителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции - субъективная форма существования мотивации.

6. Компенсаторная - позволяет компенсировать недостатки дру­гих психических явлений. Например, при воспитании маленьких детей, когда словесная информация еще плохо понимается, целесо­образно использовать эмоциональную (взгляд, мимику, жесты ит.д.). В монологической речи преподавателя, учителя полезны эмоцио­нальные элементы речи. Они не только украшают речь, но и спо­собствуют более глубокому пониманию текста.

7. Дезорганизующая - может проявляться в нарушении пове­дения, деятельности, памяти, мышления и др. процессов за счет сильных эмоций, особенно негативных. Однако это происходит не всегда.

МЕХАНИЗМЫ

Эмоции - результат деятельности мозга, комплексной работы ко­ры, подкорки и вегетативной, нервной системы. Ведущая роль при­надлежит коре. Отражаемые в сознании объекты вызывают силь­ные очаги возбуждения в коре, которые передаются в стволовую часть мозга и подкорку, в которой находятся центры, управляющие вегетативной, нервной системой и регулирующие работу внутрен­них органов. На раздражители реагирует прежде всего подкорка, что ведет к изменению ритма дыхания, сердечной деятельности, скелетных мышц (пантомимика) и мышц тела (мимика), работы же­лез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.

Кора регулирует действия подкорки, поэтому человек сдерживает голод, социально неприемлемые порывы. Но если кора ослаблена (при опьянении, переутомлении и т.д.), то человек теряет возмож­ность сдерживаться.

В 1950 году Д. Олдз и П. Милнер в экспериментах на животных открыли центры удовольствия и центры страдания, а позднее - цен­тры голода, жажды и пр., что составило эмоциональную карту мозга. При этом центры страдания, будучи расположенными в разных час­тях мозга, образуют единую систему. Поэтому отрицательные эмо­ции переживаются довольно однообразно. Центры наслаждения та­кой системы не образуют и положительные эмоции переживаются более дифференцированно.

Таблица 4

Психологические теории эмоций

Название Представители Содержание
Эволюционная 1872 г. Ч. Дарвин Э. - приспособительный механизм, сходный у человека и животных
Периферическая Нач. XX в. Джеймс-Ланге Э. - возникают в результате теле­сных изменений и изменений во внутренних органах. Схема: Восприятие I изменение во внутренних органах I переработка в центральной нервной системе I переживание эмоций
Физиологическая Кеннон-Бард Кеннон-Бард: Восприятие I переработка в центральной нервной системе I эмоциональное переживание I физиологические изменения
Дифференциальная К. Изард Э. - основная мотивационная систе­ма человека и состоит из 10 базо­вых эмоций
Название Представители Содержание
Информационная П.В. Симонов Э. - функция потребности (П) и ин­формации (И) Э = f (П; Инеобходимаяимеющаяся) 1)П=0, то 3=0, 2) Ини, то 3=0. 3) Ии=0, то Э=тах (при наличии пот­ребности 4) Ии > Ин, то 3. меняет знак с «-» на«+» 5) Ии < Ин, то 3. меняет знак с «+» на «-»
Когнитивная (когнитивного диссонанса) Л. Фестингер 3 «+» - если ожидания подтвержда­ются - консонанс 3 «-»- если ожидания не под­тверждаются - диссонанс
Биологическая П.К. Анохин 3 «+»- возникают лишь в том слу­чае, когда обратная информация точно отражает все компоненты ре­зультата и совпадает с предшеству­ющей оценкой. Несовпадение ведет немедленно к беспокойству, поиску новых комби­наций, которые привели бы к поло­жительным эмоциям

Диссонанс когнитивный - эмоциональное состояние, когда у чело­века одновременно имеются некоторые установки или знания, не согласующиеся между собой, или когда возникает конфликт между убеждениями или внешним поведением.


Консонанс- противоположно диссонансу согласованность зна­ний, убеждений, поведения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ

Человек - наиболее эмоциональное существо. Он способен испы­тывать в разные периоды жизни десятки тысяч оттенков эмоций, но словарь человека ограничен 5-6 тыс. слов, которых недостаточно, чтобы выразить все эти оттенки. Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространенную в психологии классификацию (см. рис. 33).

По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют:

1) низшие эмоции и 2) высшие эмоции;

По силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения выделяют:

)35

1) чувственный тон, 2) собственно эмоции, 3) настроения, 4) аф­фекты, 5) стрессы.

По степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщеннос­ти выделяют:

1) эмоции и 2) чувства.

Эмоции низшие - это эмоции, связанные с удовлетворением орга­нических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.). Эти эмоции присущи и животным, и человеку.

Эмоции высшие - социально обусловленные эмоции, связанные с об­щественными отношениями. Эти эмоции присущи только человеку.

Чувственный тон - простейшая форма эмоций. Это положитель­ные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению.

Эмоции базовые (эмоции в узком смысле), собственно эмоции-носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковремен-ны, достаточно сильно выражены, причины возникновения у чело­века достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены

и среди них выделены 10 базовых (основных) (К. Изард). Каждая^а-зовая эмоция лежит в основе целого спектра состояний. К базовым эмоциям относят радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвра­щение, презрение, страх, стыд, вину. Почти все базовые эмоции хо­рошо «читаются» по мимике лица.


Радость - положительное эмоциональное переживание, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потреб­ность. Она служит для устранения отрицательных воздействий эмо­ций, установления контактов с людьми, сохранения в памяти полез­ных мыслей и действий. Радость выражается улыбкой и смехом.

Удивление- не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно воз­никшие обстоятельства. Удивление служит для погашения сущест­вующей активности нервной системы для подготовки организма к активности в новой ситуации. Мимическое выражение удивления: брови высоко подняты, глаза расширяются и округляются, приот­крытый рот принимает овальную форму.

Интерес- эмоциональная реакция на новое, источник мотивов, научения и творчества. Интерес выражается в мимических движе­

ниях - приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемеще­нием взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ.

Печаль (горе, страдание) - эмоциональный сигнал невозможно­сти удовлетворить жизненно важные потребности. Печаль сигна­лизирует о желании восстановить связь с миром, людьми и в этом смысле способствует личностному росту. Проявляется в прикован­ности мысли к объекту печали, слезах (при сильной печали слез мо­жет не быть), горечи во рту. Печаль замедляет темп жизни, дает воз­можность оглянуться, увидеть перспективу и в этом смысле является адекватным состоянием.

Гнев - эмоциональное переживание, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения ис­ключительно важной для субъекта потребности (боль, ограничение свободы, физические воздействия и т.д.). Проявляется: на лице взду­ваются вены, рот сжат, губы дрожат, сжаты кулаки и т.д. Гнев обес­печивает мобилизацию всех сил организма для борьбы. У взрослых гнев - редкая эмоция, так как противоречит общественным нормам.

Страх - отрицательная эмоция, проявляющаяся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Страх - способ активности и защиты от сильных потрясений. Страх выражается в затруднении дыхания, дрожании тела, в расширении зрачков и пр.

Отвращение (отворачивание) - отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обсто­ятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в рез­кое противоречие с идеологическими, нравственными или эстети­ческими принципами и установками субъекта. В эволюции возник­ло как защита от отравления. Изображая отвращение, человек мор­щит нос, кривит губы, отталкивает предмет отвращения, имитирует тошноту.


Презрение - отрицательная эмоция, возникающая в межличност­ных отношениях и порождаемая рассогласованием жизненных по­зиций, взглядов и поведения с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта переживаний. Презрение - это отвержение другого человека, в эволюции - вытеснение с территории. Выража­ется в иронии, насмешках, отталкивающих жестах.

Стыд - социальная эмоция, которая выражает осознание субъек­том несоответствия своих поступков, мыслей, внешности ожидани-

ям других людей и собственных представлений. «Стыд - это гнев, направленный внутрь» (К. Маркс). Переживание стыда - показатель осуждения своих поступков и стремления исправить их. Переживая стыд, человек прячет глаза, отворачивается или опускает голову, краснеет и т.д.

Вина - эмоция, возникающая при нарушении моральных и эсте­тических норм. Без принятия общественных норм не возникает. Ви­на выражает осуждение субъектом своего поступка и себя, снижение самооценки, раскаяние и возможность исправиться. Переживание эмоции вины похоже на переживание стыда.

Настроение- устойчивое, слабо выраженное, сравнительно про­должительное переживание, которое окрашивает поведение и де­ятельность человека в течение значительного времени. Причины настроения далеко не всегда ясны. Настроение зависит от здоровья человека, его самооценки, уровня притязаний, характера и других личностных свойств.

Аффект (лат. affectus - душевное волнение) - эмоциональное пе­реживание, возникающее внезапно, быстро овладевающее челове­ком, бурно протекающее, характеризующееся изменением созна­ния, нарушением волевого контроля. Аффект возникает в экстре­мальных условиях, когда субъект не находит выхода из возникшей ситуации. В результате аффекта происходит мобилизация всех сил организма. Формы проявления - гнев, восторг, экстаз, ужас, отча­яние или, ступор, скованность. Аффект практически неуправля­ем. Сдержать его возможно лишь на первом этапе, и зависит это от нравственных особенностей личности.

Стресс (англ. stpess - напряжение, давление) - состояние напря­жения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Стресс, по утверждению Г. Селье, есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (адаптационный синдром). Стресс - реакция комплексная и не зависит от того, что его вызы­вает. Проявляется в несвязности речи, растерянности, нарушении памяти и пр. Протекает в три этапа (Г. Селье): 1) тревога - мобили­зация всех сил организма, 2) стабилизация - ситуация закрепляет­ся, идет перерасход адаптационных сил, 3) истощение, если ситуа­ция продолжает сохраняться (см. рис. 35). В результате ухудшение самочувствия, заболевание и смерть. Люди по-разному пережива­ют стресс (стресс льва или кролика). Есть люди стрессоустойчивые. В психологии выделяют разные виды стресса: физиологический, психический, информационный и эмоциональный.

Синдром - ряд характеристик, черт, событий или моделей поведе­ния, которые воспринимаются как возникающие вместе друг с дру­гом или, как предполагается, являются скоординированными или взаимосвязанными некоторым образом. В клинической психоло­гии - группа (класс) симптомов, возникающих вместе и служащие индикатором болезни или отклонения.

Стресс физиологический - реакция организма на угрожающую си­туацию (боль, потеря крови, нарушение дыхания и пр.).

Стресс информационный - возникает в ситуации значительных ин­формационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающей информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой от­ветственности за последствия принятых решений.

Стресс эмоциональный - возникает при эмоциональных перегруз­ках, возникновение его большинство авторов связывают с ситуация­ми угрозы, опасности, обиды и т.д.

Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возни­кающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.). Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.

Чувства моральные (нравственные) - переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам обще­жития. Возникают при сравнении явлений действительности с об-

щественными нормами после их принятия. К положительным мо­ральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, пат­риотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам отно­сят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.

Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познаватель­ной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворе­ния от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют пре­одолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.

Чувства эстетические - своеобразная окраска ощущений, харак­теризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Пе­реживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусст­ве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).

Катарсис (англ. cathexix - энергия, затраченная на представле­ние понятий, идей, образов, символов) - первоначально понятие ка­тарсиса относилось к состоянию эмоционального потрясения, внут­реннего очищения, которое вызывалось у зрителей античных траге­дий в результате переживания за судьбу героя, которая, как правило, завершалась смертью. Катарсис - соприкосновение со страданиями людей, сопереживание трагедии.

Чувства практические (праксические) (греч. praktikos - деятель­ный) - чувства, связанные с деятельностью человека (досада, удо­вольствие, творческий подъем и пр.).

Страсти - абсолютно доминирующие чувства, которые захва­тывают человека и владеют им. Это, как правило, сильно выражен­ное увлечение человека чем-либо или кем-либо, сопровождающее­ся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с со­ответствующим объектом.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Различные эмоции по-разному влияют на деятельность человека Одни эмоции вызывают прилив сил (стенические), другие - упадок

сил, нежелание что-либо делать (астенические). Человек может пе­реживать одновременно и противоположные эмоции (амбивалент­ные).

Эмоции оказывают влияние на формирование личности, пре­вращаясь в ее эмоциональные свойства. К эмоциональным свойс­твам относят эмоциональную возбудимость, глубину переживания эмоций (эмоциональная глубина), эмоциональную лабильность-ри­гидность, эмоциональную устойчивость, эмоциональную отзывчи­вость, экспрессивность, оптимизм-пессимизм.

Эмоции стенические (греч. sthenos - сила) - повышающие актив­ность, вызывающие прилив энергии и подъем.

Эмоции астенические - противоположны стеническим. Обыч­но человек переживает либо положительную, либо отрицательную эмоцию. Однако возможна и амбивалентность.

Амбивалентность- одновременное переживание противопо­ложных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печа­ли).

Тревога- ощущение неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства.

Защита психологическая - механизм противостояния тревоге. Спе­циальная регулятивная система стабилизации личности, направлен­ная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, свя­занного с осознанием какого-либо конфликта.

Фрустрация - психическое состояние человека, вызванное объ­ективно непреодолимыми трудностями, возникшими при достиже­нии цели или решении задачи. Это одна из форм стресса, пережива­ние неудачи, сопровождающееся чувством безысходности в дости­жении желаемой цели.

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность обычно предшествует страху.

РАЗВИТИЕ

Известно, что с первых минут жизни младенец проявляет эмо­циональные реакции. Наличие одинаковых реакций у слепых и зря­чих детей подтверждает факт генетической составляющей в эмо­циональных проявлениях. Обнаружено, что новорожденные спо­собны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте - радость, гнев и нейтральные выражения и затем научается их имитировать. Развитие и совершенствование мимики

идет вместе с развитием психики начиная с младенческого возрас­та, а с ослаблением нервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняя черты, наиболее часто повторя­ющиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся вовнешний облик лица.

Эмоциональное развитие идет от непосредственных, единичных и частных проявлений к общим, абстрактным и избирательным. Ме­няются и способы реагирования на те или иные эмоции. Например, удаляющееся лицо матери не вызовет особой реакции у трехмесяч­ного младенца, в то время как 13-месячный ребенок отреагирует на это сердитым протестом, а 13-летний подросток может даже обра­доваться.

В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения. В исследо­ваниях обнаружено, что с возрастом возрастает контроль над отри­цательными эмоциями, а в отношении положительных эмоций ос­тается неизменным.

С увеличением возраста улучшается распознание эмоций по вы­ражению лица.

Правда, в возрасте 11-13 лет наблюдается временная регрессия в распознании ряда эмоций. На протяжении школьного возраста ме­няется тревожность:

- в младшем школьном возрасте - относительная стабильность;

- в старшем подростковом возрасте (8-9 классы) - резкий всплеск;

- в 10-м классе уровень тревоги - резко снижается;

- перед выпуском из школы - резко повышается.

С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях.

Развитие эмоциональной сферы ребенка во многом зависит от эмоциональной атмосферы семьи.

НАРУШЕНИЯ

К патологическим изменениям эмоциональных свойств личнос­ти относят аффективные: возбудимость, слабость, вязкость, исто-щаемость.

Аффективная возбудимость. Это склонность к чрезмерно легкому возникновению бурных, эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Одной из форм проявления аффективной возбудимости является раздражимость.

Аффективная слабость характеризуется чрезмерной эмоциональ­ной чувствительностью ко всем внешним раздражителям. Разновид­ностью аффективной слабости является гневливость (склонность к быстрому возникновению аффекта гнева).

Аффективная вялость. Это аффективная инертность, ригидность в сочетании со склонностью к «застреванию» прежде всего на не­приятных переживаниях. Может сопровождаться патологической злопамятностью.

Аффективная истощаемостъ характеризуется кратковременнос­тью ярких эмоциональных проявлений (гнева, злобы, горя, радости и т. п.), после которых наступают слабость и безразличие.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Люди отличаются друг от друга как в переживаниях отдельных эмоций, так и в сформировавшихся эмоциональных свойствах лич­ности. Так, бурная радость у одного человека проявляется в бурных реакциях (крики, подпрыгивание и т.д.), а у другого - лишь в широ­кой улыбке и сдержанной вокальной мимике. У одного человека про­является «стресс льва», у другого - «стресс кролика».

К индивидуальным эмоциональным свойствам относят эмоцио­нальную возбудимость, глубину переживания (эмоциональная глу­бина), эмоциональную лабильность-ригидность, эмоциональную ус­тойчивость, эмоциональную отзывчивость, экспрессивность, опти­мизм-пессимизм.

Эмоциональная возбудимость - эмоциональная готовность эмоци­онально реагировать на значимые для человека раздражители. Про­является в раздражительности, вспыльчивости.

Эмоциональная глубина - интенсивность переживаний, сила эмо­ций.

Эмоциональная лабильность-ригидность- эмоциональная лабиль­ность (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек, быстро реагируя на смену ситуаций, обстоятельств и парт­неров, свободно выходит из этих эмоциональных состояний и вхо­дит в другие. Эмоциональная ригидность отличается косностью эмо­ций, их стабильностью.

Эмоциональная устойчивость - характеризуется эмоциональной невозмутимостью, слабой впечатлительностью, то есть отсутствием реакции на эмоциогенные раздражители.

Экспрессивность - значительная выраженность эмоций через ми­мику, жесты, голос, двигательные реакции.

Эмоциональная отзывчивость - восприимчивость, чувствитель­ность - близка по смыслу к эмоциональной возбудимости.

Оптимизм-пессимизм (лат. optimus - наилучший и pessimus - наи­худший). Оптимизм характеризует положительную систему взгля­дов человека о мире, о происходящих и ожидаемых событиях. Эмо­циональный тон восприятия жизни и ожидания будущего оптимис­та светлый, радостный. Пессимист имеет негативную систему взгля­дов на жизнь и мир и настроение безысходности.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальное

Открытие центров наслаждения и центров страдания.

В 1950 г. в экспериментах (Д. Олдза и П. Милнера) в мозг крысы вживляли в разные участки мозга электрод, соединенный с педалью в клетке. Крыса случайно нажимала лапкой на педаль и, если элек­трод находился в центре страдания, то она больше не подходила к педали. Если же электрод оказывался в центре наслаждения, крыса нажимала на педаль до двух тысяч раз подряд. Так, вживляя электро­ды в разные участки мозга и наблюдая за поведением крысы, была открыта эмоциональная карта мозга.

Диагностическое

В психологии используются разнообразные методики для изуче­ния эмоций и чувствю Например, такие как:

- методики наблюдения;

- шкала дифференциальных эмоции;

- методика САН (самочувствие, активность, настроение);

- методика «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бой­ко;

- методика определения личностной тревожности Ч. Спилберге-

ра;

- методика определение агрессивности Баса-Дарки; и др.







Date: 2015-12-12; view: 1323; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.028 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию