Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14 • психические состояния





ПОНЯТИЕ

Психические состояния как область научного исследования сла­бо разработаны. Однако значение психических состояний в жизни и деятельности человека исключительно велико.

Они оказывают существенное влияние на деятельность, поведе­ние, межличностное общение, формирование личности и саморегу­ляцию и пр. Психические состояния занимают промежуточное мес­то между процессами и свойствами личности и характеризуют ак­тивность психической деятельности «здесь и теперь».

Психические состояния - это целостная реакция личности на вне­шние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезно­го результата деятельности или адаптационного процесса.

ФУНКЦИИ

Для психических состояний характерны различные функции.

Одна из главных функций - регулятивная (адаптация к окружа­ющей ситуации и среде). Психические состояния выступают и как форма саморегуляции психики, и как один из важнейших механиз­мов интеграции человека как целостности - как единство его духов­ной, психической и телесной организации.

Адаптационная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индиви­да и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функ­ция позволяет сохранять на максимально возможном уровне здоро­вье, способность к адекватному поведению и успешной деятельнос­ти, возможность полноценного личностного развития.

Психические состояния одновременно являются формой ин­теграции текущих изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных особенностей как отдельных сфер личнос­ти, так и личности в целом (ее развития).

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ

Психические состояния отличаются богатым разнообразием. В психологической науке представлены достаточно разнообразные классификации психических состояний.

Так, вариант классификации представлен в работе (В.А. Ганзен, В.Д. Юрченко, 1976).

Таблица 4

Классификация психических состояний человека (сокращенный вариант)

Психические состояния
Волевые состояния («разре­шение-напряжение») Аффективные состояния («неудовольствие-удоволь­ствие») Состояния сознания («сон-активация»)
Практичес­кие состо­яния Мотивацион-ные состо­яния Гуманитарные состояния Эмоциональ­ные состо­яния Состояния внима­ния
Утомление Скука Симпатия Стресс Рассеянность
Монотония Паника Синтония Эмоциональ­ное выгора­ние Сосредоточенность (синойя)
Пресыщение Тревога Восхищение Эйфория Сон
и др. и др. и др. и др. и ДР.

Каждые 24 часа своей жизни человек испытывает определен­ные повторяющиеся состояния (функциональные): бодрствование, утомление, релаксацию, сон. Смена состояний способствует лучше­му запоминанию событий и приобретению опыта.

Кроме этих состояний человек может испытывать еще огромное число различных состояний и их оттенков. Наиболее изученными в науке являются волевые и аффективные состояния. Некоторые из них мы рассмотрим.

Бодрствование- функциональное состояние, связанное с напря­жением физиологических и психических механизмов регуляции де­ятельности. Это оптимальное рабочее состояние, и человек в этом состоянии действует эффективно. Бодрствование способствует са­мореализации личности, но далее переходит в утомление.

Утомление- временное снижение работоспособности под влия­нием длительного воздействия нагрузки (физической или интеллек­туальной и др.). Проявляется утомление в повышении инертности нервных процессов (на физиологическом уровне), в снижении чувс­твительности, нарушении памяти, внимания, сдвигах в эмоциональ­ной сфере и др.(на психологическом уровне), а также в снижении производительности труда, умений, скорости и точности деятель­ности (на поведенческом уровне).

Релаксация - состояние успокоения, расслабления, восстановле­ния. Релаксация может протекать непроизвольно, то есть организм сам восстанавливает силы, но может и произвольно вызванной с по­мощью тренинга, лекарств, гипноза и пр.

Сом - периодически возникающее функциональное состояние, проявляющееся в расслаблении, обездвиженности, близкое к релак­сации.

Монотония - психическое состояние, характеризующееся сниже­нием уровня жизнедеятельности, наступающее в результате воздейс­твия однообразных раздражителей. Проявляется в притуплении внимания, снижении его способности к переключению, снижении сообразительности, ослаблении воли, сонливости. При этом разви­вается неприятное эмоциональное переживание, сопровождающе­еся стремлением выйти из этой гнетущей обстановки, «встряхнуть­ся», активизироваться. Монотония может превращаться в стойкое состояние скуки.


Скука - стойкое мотивационное состояние, которое возникает даже при разнообразной, но неинтересной работе. Скука оказыва­ет влияние на качество деятельности и межличностные отноше­ния.

Пресыщение - переживание человеком чувства отвращения к вы­полняемой работе, которое состоит в том, что в результате длитель­ного выполнения какой-либо однообразной деятельности у челове­ка наступает просто нежелание ее выполнять, а затем при ее даль­нейшем выполнении резко отрицательное к ней отношение (вплоть до аффекта) и настойчивое стремление ее прекратить. Это состоя­ние не связано с утомлением.

Паника- мотивационное психическое состояние, связанное с проявлениями массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими.

Эмоциональное выгорание - психическое состояние здоровых лю­дей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказа­нии профессиональной помощи. Может возникать в замкнутых ра­бочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Эмоциональное выгорание проявляется в эмоциональном и/или физическом истощении: ощущении эмоци­онального напряжения и чувстве опустошенности. При этом возни­кает равнодушное и даже негативное отношение к людям, обслужи-

ваемым по роду работы, следствиями чего являются раздражитель­ность и конфликтность.

Эмоциональное выгорание приводит также к снижению продук­тивности труда, самооценки своей компетентности, росту недоволь­ства собой и негативному отношению к себе как личности.

Тревога- состояние неосознанной угрозы, чувство опасения и тревожного ожидания или чувство неопределенного беспокойства. Тревога, закрепившись, становится свойством личности.

Тревожность- склонность индивида к переживанию тревоги, состояние осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность - достаточно устойчивое свойство личности.

Стресс{гсят. stress - напряжение, давление) - состояние напряже­ния, возникающее под влиянием сильных воздействий, (см. Стресс в теме «Эмоции и чувства»).

Фрустрация (англ. frustration - расстройство, срыв планов, кру­шение) - специфическое эмоциональное состояние, которое возни­кает в тех случаях, когда человек на пути достижения цели сталки­вается с препятствиями и сопротивлениями, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые. Поведение в со­стоянии фрустрации может быть как конструктивным, так и некон­структивным. Конструктивное поведение характеризуется усилени­ем мотивации, пересмотром ситуации, адаптивными стремления­ми. Неконструктивное - разными видами агрессии, самоуспокоени­ем и др.

Симпатия (греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположе­ние) - это устойчивое положительное (одобрительное, хорошее) от­ношение к кому-либо или к чему-нибудь (другим людям, их группам, социальным явлениям), проявляющееся в приветливости, доброже­лательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию вни­мания, помощи. Противоположное состояние - антипатия.


Синтония (греч. syntonia - согласованность).

Восхищение - высшее удовлетворение, восторг.

Эйфория - психическое состояние (настроение), которое харак­теризуется беспечностью, безмятежностью, благодушием, беззабот­ностью и в то же время безразличным отношением к серьезным сто­ронам и явлениям жизни. Эйфорическое состояние обладает нарко­тическими свойствами - оно активизирует психику, и к нему чело­век привыкает. Чтобы вызвать его, человеку нужны алкоголь, нарко­тики, а артисту или спортсмену - зрители.

Сосредоточенность - психическое состояние сосредоточенности сознания на определенном объекте или группе объектов в течение некоторого времени. Внешняя сосредоточенность выражается в ос­лаблении или полном прекращении движений, напряженной мими­ке. Внутренняя сосредоточенность - такое психическое состояние, при котором в фокусе сознания находятся мысли и переживания (внутренние монологи).

Рассеянность- психическое состояние, которое характеризует­ся отклонением внимания и тем самым нарушениями в умственной ориентировке. Под рассеянностью понимают разные слабости вни­мания (общее ослабление внимания, при котором человек не может ни на чем сосредоточиться; чрезмерная подвижность внимания; слишком большая сосредоточенность на чем-то, которая сочетается с невнимательностью ко всему другому («профессорская»).

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

Эмоции не всегда желательны. Избыточные эмоции могут де­зорганизовать деятельность или общение. С другой стороны, эмо­циональный подъем, хорошее настроение им способствуют. Поэто­му желательно научиться управлять эмоциями: контролировать их внешнее выражение, вызывать желательные эмоции и устранять нежелательные эмоциональные состояния. Контроль экспрессии эмоций проявляется в трех формах: «подавлении», то есть сокры­тии выражения переживаемых эмоциональных состояний; «маски­ровке», то есть замене переживаемого эмоционального состояния выражением эмоции, не переживаемой в данный момент; «симуля­ции», то есть выражении непереживаемых эмоций.

Способность контролировать выражение своих эмоций имеют значительные индивидуальные различия: по форме (подавление, маскировка, симуляция); по знаку эмоций; возраста; культуры и т.д. Так в западной культуре не принято, например, показывать не толь­ко положительные, но и отрицательные эмоции.

Многие виды деятельности человека (научная, актерская, спор­тивная и т.д.) требуют вдохновения, душевного подъема. Для этого нужно научиться вызывать нужные эмоции.

Среди приемов, которые человек использует для вызова жела­тельных эмоций, выделяют два:

1. Актуализация эмоциональной памяти и воображения и смех. Человек вспоминает ситуации из своей жизни, которые сопровож­дались у него сильными переживаниями, эмоциями радости или


огорчения, воображает некоторые значимые для него ситуации. Использование этого приема предполагает определенную трени­ровку.

Положительное влияние на эмоциональную сферу личности ока­зывает смех.

2. Использование для вызова эмоций музыки. Экспериментально установлена зависимость определенных эмоциональных состояний от характера музыкального произведения.

Для устранения нежелательных эмоций используется психи­ческая регуляция, связанная с воздействием извне (другого челове­ка, музыки, цвета, природного ланшафта), либо с саморегуляцией. Саморегуляция включает: 1) изменение направления своего созна­ния путем отключения сознания от эмоциогенных обстоятельств; переключения сознания на какое-то интересное дело; снижения зна­чимости предстоящей деятельности; 2) использование защитных механизмов; 3) использование дыхательных упражнений.

Защита психологическая - механизм противостояния тревоге. Спе­циальная регулятивная система стабилизации личности, направлен­ная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, свя­занного с осознанием какого-либо конфликта. 3. Фрейд выделил не­сколько таких защит.

Уход - физическое или мысленное бегство от слишком трудной ситуации.

Идентификация - процесс присвоения установок и взглядов других людей.Человек перенимает установки могущественных в его глазах людей и, становясь похожим на них, меньше чувствует свою беспомощность, что приводит к снижению тревоги.

Проекция - приписывание своих собственных асоциальных мыслей и поступков кому-то другому.

Смещение - подмена реального источника гнева или страха кем-то или чем-то (вымещение зла на объекте, не имеющем отношения к ситуации, вызвавшей гнев).

Отрицание - отказ признать, что какая-то ситуация или события имеют место. Например, мать отказывается верить, что ее сын по­гиб.

Вытеснение - крайняя форма отрицания, бессознательный акт стирания в памяти пугающего или неприятного события, вызываю­щего тревогу, отрицательные переживания.

Регрессия - возвращение к более онтогенетически ранним, при­митивным формам реагирования на эмоциогенную ситуацию.

Реактивное образование - поведение, противоположное имею­щимся мыслям и желаниям, вызывающим тревогу, с целью их маски­ровки. Например, чтобы скрыть свою влюбленность, подросток бу­дет проявлять агрессию к объекту обожания.







Date: 2015-12-12; view: 497; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию