Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6• ощущения





ПОНЯТИЕ

Ощущение- процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного орга­низма, возникающий при непосредственном воздействии их на ре­цепторы (органы чувств).

Это процесс первичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку.

С помощью ощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы. Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.

ФУНКЦИИ

Сигнальная - уведомление организма о жизненно важных объек­тах или свойствах окружающего мира.

Отражательная (образная) - построение субъективного образа свойства, необходимого для ориентировки в мире.

Регулятивная - адаптация в окружающем мире, регулирование поведения и деятельности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Ощущение - результат нервных процессов, происходящих в спе­циальных нервных устройствах - анализаторах. Этот процесс не что иное, как рефлекс (см. рис. 11).

Анализатор - сложный комплекс анатомических структур. Каж­дый анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор - это воспринимающая часть анализатора, его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс); 2) проводящих нервных путей; 3) кор­ковых отделов анализатора (их еще по-другому называют централь-

ными отделами анализаторов), в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора.

Рефлекс (лат. reflexus - отражение) - специальные чувствительные нервные образования, воспринимающее раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в нервные сигналы.

Рецепторы (от лат. recipere - получать, принимать) - специаль­ные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие ин­формацию о действующем раздражителе в нервную систему.

ТЕОРИИ ОЩУЩЕНИЙ

Рецептивная. Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассив­ным ответом и являются соответствующие ощущения, то есть ощу­щение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теория при­

знана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.

Диалектико-материалистическая. Согласно этой теории «ощу­щение - есть действительная непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» (В.Л. Ленин).

Рефлекторная. В рамках рефлекторной концепции И.М. Сече­нова и И.П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является це­лостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными свя­зями периферические и центральные отделы анализатора.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЩУЩЕНИЙ

По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зри­тельные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодаль­ные ощущения.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов класси­фикация ощущений представлена английским физиологом Ч. Шеррингто-ном (1906). На основе анатомического расположения рецепторов ощуще­ния делятся на три класса: интероцептивные (рецепторы располо­жены во внутренней среде организма), проприоцептивные (рецеп­торы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) и эк-стероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). К экстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистан­тные (обоняние, слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями: интермодальными (промежуточными) и не­специфическими видами ощущений.

По происхождению (генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.

Модальность (модальный - относящийся к местоположению) -качественная характеристика ощущений и восприятий, указываю­щая на их принадлежность определенным органам чувств, напри­мер зрительным, слуховым, тактильным и др.

Ощущения зрительные - ощущения, стимулом для которых являют­ся электромагнитные излучения с длиной волны примерно от 380 до 780 миллиардных долей метра, а рецепторами - светочувствитель­ные клетки сетчатки глаза.

Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии на рецептор глаза волн разной дли-


ны из этого диапазона. Ощущаемые цвета делятся на хроматические (например, цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, серый). Цветовой тон содержит около 150 переходов, зависящих от длины действующей на глаз световой волны. Рецептор зрения - спе­циальные клетки сетчатки: «палочки» и «колбочки». «Палочки» ха­рактеризуются высокой чувствительностью к слабой интенсивнос­ти света и являются аппаратом ночного (сумеречного) зрения, а «колбочки» обладают более низкой чувствительностью и представ­ляют собой аппарат дневного зрения.

Ахроматические цвета - белый, черный, серый. Ахроматическое зрение использует «палочки».

Хроматические цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. При хроматическом зрении действу­ют «колбочки».

Ощущения слуховые- ощущения, стимулом для которых являют­ся звуковые волны различной амплитуды и частоты. Звуковые вол­ны - это продольное колебание частиц воздуха, распространяющее­ся во все стороны от колеблющегося тела, которое служит источни­ком звука. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, мо­гут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.п.).

Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим рит­мическим колебаниям звуковых волн, а шумы - в результате нерегу­лярных колебаний.

Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

Звуки бывают простыми или сложными, состоящими из несколь­ких тонов. Один из этих тонов является основным, определяющим силу и высоту звука, другой - сопутствующим (обертоном), опреде­ляющим своеобразие (тембр) звука.

Тембр - специфическое качество, которое отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности, издаваемые разны­ми источниками.

Ощущения вестибулярные— основаны на информации, приходя­щей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений - обеспечить устой­чивую основу для зрительного наблюдения. За счет существования рефлекторного механизма, который компенсирует каждое движе­

ние головы противоположным по направлению движением глаз, пе­ред нами предстает довольно стабильная картина мира (не прыгает, не дрожит).

Вестибулярный аппарат- анализатор, позволяющий оценивать положение в пространстве и изменение направления движения.

Ощущения осязательные (или кожные) - включают в себя три раз­личных вида ощущений, имеющих свои анализаторы: тактильные (прикосновения и давления), температурные (тепла и холода) и бо­левые.

Кожные ощущения вызываются действием механических и тер­мических свойств предмета на поверхность кожи. Возникают они при раздражении рецепторов, расположенных в коже в виде окон­чаний нервных сплетений или в виде специальных нервных обра­зований - телец Майснера, расположенных на ее поверхности, ли­шенных волос, и телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи.

Ощущения тактильные- дают информацию о том, что соприка­сается с телом субъекта. Это ощущение прикосновения и давления. Иногда выделяют ощущение щекотки.

Ощущения температурные- ощущения тепла или холода. На по­верхности кожи Холодовых клеток больше (8-23 на 1 кв. см), чем тепловых (0-3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности (на 0,17 мм), чем тепловые (на 0,3 мм). Поэтому организм быстрее реа­гирует на холод, чем на тепло.


Ощущения болевые - одни ученые полагают, что существуют специ­ализированные болевые рецепторы, находящиеся на всей поверх­ности кожи. Их количество велико (примерно 100 на 1кв. см), и рас­полагаются они на глубине 0,1 мм от поверхности кожи. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора. Болевые ощущения сигнализируют о возмож­ной физической опасности.

Ощущения обонятельные- вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Обонятельные ощущения вызы­ваются действием химических веществ на рецепторные клетки по­лости носа и носоглотки. Система классификации запахов, извест­ная как «Призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный, смо­листый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с проме­жуточными качествами, расположенными на плоскостях.

Имеются и другие классификации. В практике часто используют сравнение данного запаха с известным эталоном (сирень, сено и т.д.). Обоняние - одно из самых древних, простых, но жизненно важных ощущений. Оно обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действует на подсознание.

Ощущения вкусовые - отражение качества пищи, обеспечение ин­дивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное ве­щество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызывают­ся действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположен­ные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и над­гортаннике. Система классификации вкусов представлена «Тетраэд­ром Хеннинга» (рис. 13), в которой четыре основных вкуса (слад­кий, кислый, соленый, горький). Они располагаются в углах тетра­эдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаются на плоскостях Тетраэдра и представляют их как ком­бинации двух или более основных вкусовых ощущений.

Разные участки языка по-разному чувствительны к разным вещес­твам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому -его края, к горькому - область корня языка, к соленому - края языка и середина.

Ощущения интероцептивные - объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма, чувствительность к собствен­ным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). Обычно они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом) подкорковом уров­не и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормаль­ного состояния организма, нарушения необходимого постоянства его внутренней среды (гомеостаз). Возникают благодаря рецепто­рам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и крове­носной системы и других внутренних органов. Интероцептивные ощущения относят к числу наименее осознаваемых и наиболее диф­фузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоци­ональным состояниям. Их часто называют органическими.


Суб - составная часть слова, означающая «под», внизу, нижний, младший, в малом количестве.

Гомеостаз (греч. homoios - подобный, сходный, statis - стояние, неподвижность) - подвижное, но устойчивое равновесие какой-либо системы (биологической, психической). Система противодействует внешним и внутренним факторам, нарушающим это равновесие. По­нятие введено американским физиологом У.Б. Кэннонем. Например, понижение температуры (фактор, нарушающий равновесие систе­мы) инициирует ряд процессов, таких как дрожь и пр., которые вы­зывают и сохраняют высокую температуру до тех пор, пока не будет достигнута нормальная температура, то есть равновесие (гомеостаз).

Ощущения проприоцептивные («глубокая чувствительность») - ощу­щения, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регу­ляцию наших движений. Эти ощущения создают основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Эта группа ощуще­ний включает ощущение равновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение. Перифери­ческие рецепторы этой чувствительности находятся в мышцах и сус­тавах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Пе­риферические рецепторы ощущения равновесия расположены в по­лукружных каналах внутреннего уха.

Ощущения кинестетические (греч. kinema - движение, aisthesis -ощущение, чувство) - отражение положения и перемещения в про­

странстве тела или его частей, направления и объема движений в различных положениях, сопротивления и тяжести предметов ок­ружающей обстановки. Осуществляется через импульсы, поступа­ющие от проприоцепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, связках, суставах. Играет важную роль в сохранении телом равнове­сия в различных положениях.

Ощущения экстероцептивные - по классификации Ч. Шеррингто-на- это ощущения, обеспечивающие получение сигналов из вне­шнего мира и создающие основу для нашего сознательного поведе­ния. Сюда всходят все 5 модальностей ощущений.

Ощущения интермодальные (промежуточные) - ощущения, зани­мающие промежуточное место между модальностями. Например, вибрационная занимает среднее место между осязанием и зрением. К интермодальным ощущениям относят также ощущения сверхсиль­ных запахов и вкусов, сверхсильных звуков и света. Все эти воздейс­твия вызывают смешанные ощущения, расположенные между обоня­тельными, слуховыми или зрительными и болевыми ощущениями.

Ощущения вибрационные- чувствительность к колебаниям, вызы­ваемым движущимся телом. Вибрационное чувство является проме­жуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувс­твительностью. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявля­ется.

Ощущения неспецифические - к ним относят, например, фоточувс­твительность кожи - способность ощущать цветовые оттенки ко­жей руки или кончиков пальцев. Сюда относят и мало изученное «чувство расстояния», позволяющее слепым определять на рассто­янии возникающую преграду. Предполагают, что «чувство расстоя­ния» связано либо с ощущением тепловых волн кожей лица, либо с отражением звуковых волн от преграды (по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще мало изучены.

Фоточувствительность кожи - способность ощущать цветовые от­тенки кожей руки или кончиков пальцев (описано А.Н. Леонтьевым и др.).

Ощущения протопатические (греч. protos- первый, первичный, pathos - болезнь, страдание) - филогенетически это более древние ощущения, примитивные и недифференцированные, смешанные с эмоциями и локализованные. Чаще это понятие употребляется от­носительно кожной чувствительности. Сюда относятся органичес­кие ощущения (голод, жажда и пр.).

Ощущения эпикритические (греч. Epikrisis - суждение, решение) -филогенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие при­косновения, точной локализацией внешнего раздражения, более со­вершенным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним относятся все основные виды ощущений человека.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Чувствительность и ее измерение

Интенсивность ощущений у разных людей разная. Для измере­ния интенсивности ощущений в науке введены понятия: абсолют­ная чувствительность, нижний и верхний порог абсолютной чувс­твительности пороги чувствительности, относительная чувстви­тельность и порог относительной чувствительности. Между абсо­лютной чувствительностью и ее порогом существует обратно про­порциональная зависимость:

и аналогичная - для относительной чувствительности.

Далеко не любое различие между раздражителями ощущается. Его величина должна находиться в определенном отношении к пер­воначальной, исходной силе раздражителя. Отношение прироста силы раздражителя к первоначальной силе постоянны для каждой модальности ощущения (закон Вебера), а наименьшая величина это­го отношения представляет порог различения:

Разные органы чувств имеют и разные пороги как абсолютные, так и относительные. Их величины подсчитаны и сведены в специ­альные таблицы.

Существует и общая зависимость интенсивности ощущения от си­лы раздражителя, которая выражается в основном психофизиоло­гическом законе Вебера - Фехнера.

Этот закон гласит:

Интенсивность ощущения (S) пропорциональна логарифму силы раз­дражителя (I) и выражается формулой: S = k/n I + С, где к - коэффициент пропорциональности, зависящий от модальности раздражителя, а С - постоянная интегрирования. Отсюда следует, что интенсивность ощущения растет гораздо медленнее, чем сила раздражителя.


 


 

Этот закон справедлив лишь в зоне комфорта. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. В образ­ной форме они представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения абсолютных порогов ощущений для разных органов чувств человека

Органы чувств Величина абсолютного порога ощущения, представлен­ная в виде условий, при которых возникает едва замет­ное ощущение данной модальности
Зрение Способность ощущать свет одной горящей свечи в пол­ной темноте на расстоянии 48 км от глаза
Слух Различение тиканья ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м
Вкус Ощущение присутствия одной ложки сахара в 8 л воды.
Запах Ощущение наличия одной капли духов в помещении из 6 комнат
Осязание Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты 1 см

Чувствительность- способность реагировать на сравнитель­но слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздей­ствия.

Чувствительность абсолютная (Е) - способность ощущать едва за­метные, слабые раздражения.

Чувствительности абсолютный порог (нижний) (РА) - минималь­ная величина раздражителя любой модальности, при котором впер­вые возникает ощущение.

Чувствительности абсолютный порог (верхний) - это максималь­ная интенсивность раздражителя, при которой он еще воспринима­ется в своей модальности или вообще не воспринимается.

Чувствительность относительная (разностная, дифференциаль­ная) - это способность ощущать слабые различия между раздражите­лями одной модальности.

Чувствительности относительный порог (разностный или диффе­ренциальный) - это минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.

Вебера - Фехнера закон - закон психофизики, утверждающий, что сила ощущения пропорциональна логарифму величины (интенсив­ности) воздействия на органы чувств раздражителя (S = k In + С, где S - интенсивность ощущения, к - коэффициент пропорциональнос­ти, зависящий от модальности раздражителя, С - постоянная интег­рирования). Главный смысл данной закономерности заключается в том, что интенсивность ощущений возрастает не пропорционально изменению раздражителей, а гораздо медленнее.

Изменение чувствительности

Чувствительность может изменяться в зависимости от разных ус­ловий: характера деятельности, возраста, функционального состоя­ния, от особенностей рецептора, силы и длительности раздражите­ля. Можно выделить две формы изменения чувствительности: адап­тация, сенсибилизация. Адаптация заключается в изменении чувс­твительности при слабых раздражителях, например при переходе из светлого помещения в темное световая чувствительность увели­чивается и уменьшается при обратном переходе. Хуже человек адап­тируется к слуховым и болевым раздражителям. Все виды ощущений взаимосвязаны, поэтому ощущения зависят еще и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие анализаторы. Измене­ние чувствительности анализатора под влиянием раздражения дру­гих органов чувств и есть сенсибилизация.

Адаптация (лат. adaptatio - приспособление) - приспособление к внешним условиям.

Адаптация (сенсорная) - изменение чувствительности, происхо­дящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Известно, что в темноте наше зрение обост­ряется, а при сильной освещенности его чувствительность снижает­ся. Адаптация существует и в слуховой сфере (изменение слуховых ощущений в условиях тишины и шума), в сфере обоняния (при дейс­твии сильных запахов), осязания (при сильном холоде или жаре) и вкуса.

Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаи­модействия анализаторов или упражнения. Например, увеличение остроты зрения под влиянием слабых слуховых или обонятельных раздражителей. Известны значительные повышения чувствитель­ности за счет характера деятельности (скрипачи обладают высокой чувствительностью к звукам, текстильщики научаются различать бо­лее 60 оттенков черного цвета и т.д.).

Взаимодействие ощущений

Синестезия (греч. syn - с, совместно, aesthesis - чувство, ощуще­ние. - соощущения) - возникновение под влиянием раздражения од­ного анализатора ощущений, характерных для других анализаторов. Качество ощущений одного вида переносится на другой. Встречают­ся в норме («цветовой слух») у многих людей, и особенно у музыкан­тов (например, у Скрябина), например, низкочастотные звуки дают ощущение мягкости или обилия, в то время как высокочастотные звуки воспринимаются как хрупкие и острые, синий цвет восприни­мается как холодный, в то время как красный - как теплый. В пси­хической патологии, например, встречаются синестетические функ­циональные и рефлекторные галлюцинации.

Контраста явление - изменение интенсивности и качества ощу­щения под влиянием предшествующего и сопутствующего раздра­жителя, например, после холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим или одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, а на белом - темнее.

Продолжительность ощущений

Ощущения имеют способность сохранять интенсивность во вре­мени. Они возникают не сразу, а спустя некоторое время - латентный период (скрытый, невидимый). Эти периоды различны для разных анализаторов, например для тактильных ощущений - 130 м/сек, а для боли - 50 м/сек. Но ощущения и не исчезают сразу после раздра­жения. Существует инерция - некоторое время образ сохраняется, его называют последовательным. Если долго смотреть на солнце, а потом перевести взгляд на белую стену, то на ней будет виден диск солнца в полном соответствии с исходным (по цветности и светло­те) - положительный образ или измененный (отрицательный).

Латентный период (от лат. latens - скрытый, тайный) - время меж­ду началом действия стимула и возникновения видимой реакции на этот стимул.

Последовательный образ - ощущения не исчезают сразу после пре­кращения действия раздражителя. От раздражителя остается след -последовательный образ.

Пространственная локализация

Благодаря бинокулярности зрения, слуха мы видим и слышим об­разы ощущений в определенном месте пространства. Локализация

тактильных ощущений вырабатывается в опыте благодаря совмест­ной деятельности зрения и мышечного чувства. Ощущения прикос­новения, давления и боли различны на разных участках тела. Ощу­щение вкуса локализуется на разных участках языка: сладкое - кон­чик языка, кислое - края языка, горькое - основание языка, соле­ное - края и середина языка. Обоняние - более чувствительна левая сторона носа.

Пространственная локализация раздражителя (для слуха) - точка пространства, из которой исходит звук. Основную роль при лока­лизации звука играет то, что: а) ухо, которое находится ближе к ис­точнику звука, испытывает воздействие стимула несколько раньше, чем другое ухо; б) голова создает «барьер», который частично бло­кирует звук так, что ближнее к источнику ухо получает более интен­сивный стимул; в) два уха воспринимают различные фазы звуковых волн.

Термин «локализация» употребляется относительно слуха (опре­деление расположения источника звука в среде), зрения (определе­ние положения стимула в области зрения), осязательных ощущений (определение места стимуляции на коже).

Ощущения человека и животных

Согласно представлениям, разработанным в советской психоло­гии, ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раз­дражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объектив­ную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В отличие от ощущений животных ощущения человека опосредова­ны его практической деятельностью, всем процессом историчес­кого развития общества. В пользу исторического понимания ощуще­ний как процесса развития всей всемирной истории (К. Маркс) го­ворят многочисленные данные о возможности широких перестроек чувствительности под влиянием предметной трудовой деятельнос­ти, а также о зависимости восприятия отдельных свойств объектов от социально выработанных систем сенсорных качеств, таких как системы фонем родного языка, шкала музыкальных звуков или ос­новных тонов светового спектра.

Биотические - важные для жизни, жизнеспособные.

Абиотические - несовместимые с жизнью, нежизнеспособные.

РАЗВИТИЕ

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения. Одна­ко не все виды чувствительности развиваются одинаково. Сразу пос­ле рождения у ребенка развивается осязательная, вкусовая и обоня­тельная чувствительность (ребенок реагирует на температуру сре­ды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнско­го молока; отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этих ощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4-5 лет).

Менее зрелыми к моменту рождения являются зрительные и слу­ховые ощущения. Быстрее начинают развиваться слуховые ощуще­ния (реагирует на звук - в первые недели жизни, на направление -через два-три месяца, а на пение и музыку - на третьем-четвертом месяце). Речевой слух развивается постепенно. Сначала ребенок ре­агирует на интонацию речи (на втором месяце), затем - на ритм, а способность различать звуки (сначала гласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни.

Абсолютная чувствительность к свету у младенца низка, но за­метно возрастает в первые дни жизни. Различение цветов наступает лишь на пятом месяце.

В целом абсолютная чувствительность всех видов достигает вы­сокого уровня развития в первый год жизни. Медленнее развивает­ся относительная чувствительность (бурное развитие происходит в школьном возрасте).

Ощущения в известных пределах можно развивать методом пос­тоянных тренировок. Благодаря возможности развития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию).

НАРУШЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ

Среди нарушений ощущений выделяют количественные и качес­твенные изменения.

К количественным нарушениям относятся: утрата или снижение способности ощущать различные виды раздражителей и повыше­ние этой способности. Потеря чувствительности распространяется, как правило, на тактильную, болевую, температурную чувствитель­ность, но может охватывать и все виды чувствительности.

Обычно это связано с различными заболеваниями индивида. К качественным расстройствам ощущений относят синестезию. Еще один вид патологии ощущений проявляется в различных, не­приятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползании

мурашек и др. При различных патологических заболеваниях могут быть изменения болевой чувствительности. Они заключаются в раз­ной болевой чувствительности и выносливости к боли.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Индивидуальные различия в ощущениях - мало изученная об­ласть психологии. Известно, что чувствительность разных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особеннос­ти центральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системой чувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональ­ных более развито обоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения - в 20-30 лет, старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие - хуже); пол (женщины более чувс­твительны к высоким звукам, а мужчины - к низким); характер де­ятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленно­го потока металла и пр.).

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ Экспериментальные

Методы изучения ощущений связаны с экспериментами в основ­ном физиологическими или психофизиологическими.

Болевые ощущения имеют одну особенность, подметить кото­рую можно, легко уколов палец. Сначала возникает относительно слабое, но точно локализованное болевое ощущение. Спустя 1-2 се­кунды оно становится более интенсивным. Разделить это «двойное ощущение» впервые удалось Г. Хеду в 1903 году. Ему в эксперимен­тальных целях был пересечен чувствительный нерв. Тогда уже было известно, что нервы способны восстанавливаться. Сразу после пе­ререзки на экспериментальном участке пропали все виды чувстви­тельности, которые восстанавливались с неодинаковой скоростью. Через 8-10 недель появились первые признаки восстановления, че­рез 5 месяцев восстановилась болевая чувствительность, но очень своеобразная. Легкий укол, даже прикосновение ассистента вызы­вали мучительное, почти непереносимое чувство боли. Исследуе­мый кричал, трясся всем телом, хватался за того, кто наносил раз­дражение. При этом, если у него были завязаны глаза, он не мог ска­зать, где возникает ощущение боли. И только спустя пять лет боле­вые ощущения полностью восстановились. Так возникло учение о протопатической и эпикритической чувствительности. Протопатичес-кая чувствительность (от греч. protos - первый и pathos - страдание)

представляет собой самую древнюю примитивную недифференци­рованную чувствительность низкого уровня, а эпикпитическая (от греч. epikriticos - вынесение решения) - высокочувствительный и тонко дифференцированный вид чувствительности, возникший на более поздних стадиях филогенеза.

Диагностические

Диагностические методы изучения ощущений связаны в основ­ном с измерением порогов чувствительности и предполагают нали­чие специальной аппаратуры.







Date: 2015-12-12; view: 398; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.031 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию