Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 • предмет психологии





ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ

Понимание предмета психологии в науке сложилось не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (V в. до н.э.) - предметом изучения была душа. Представ­ления о душе были как идеалистическими, так и материалистичес­кими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - час­тицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в резуль­тате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период ду­ша стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как осо­бая сущность. Двойственность души - дуализм (лат. dialia - двой­ственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).

2-й этап (XVII в.) ознаменовался бурным развитием естествен­ных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление ста­ло называться интроспективной психологией. Представителем это­го направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Виль­гельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая эксперименталь­ная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало по­явление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интрос­пекции (невозможность одновременно выполнять действие и его

анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготови­ла переход к следующему этапу.

3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, эксперимента­ми над животными и др. предметом психологии становится пове­дение (американский ученый Джон Уотсон (1878-1958) и др.). По­явилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось ха­рактером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются ос­новные психологические концепции:

- гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия);

- психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (пред­мет изучения - бессознательное);

- когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);

- генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980)(пред-мет - развитие мышления).

Основы отечественной научной психологии тоже закладывают­ся в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексо­логии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Ге­расимович Ананьев (1829-1905).

4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психо­логии диалектико-материалистической концепции, которая бази­ровалась на философской теории отражения (предмет изучения -психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957).

Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологичес­кая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет - психическая деятельность).

На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Род­жерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особен­ности личности).

В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направле­ние- трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучаю­щая предельные возможности психики человека.

В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направле­ния в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Еди­ного представления о предмете психологии не существует.

Предметом психологии в отечественной психологии являет­ся психика, психическая деятельность. Однако определения это­го понятия формулируются по-разному.

Предмет психологии - 1) психика - свойство высокоорганизован­ной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообраз­но регулировать деятельность субъекта и его поведение; 2) законо­мерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека; 3) факты, закономерности и механизмы психики; 4) структура субъекта психической деятельности и процессы его вза­имоотношений с реальностью.


Интроспекция - самонаблюдение - наблюдение, объектом кото­рого являются психические состояния самого субъекта.

Дуализм - идеалистическое философское учение, рассматриваю­щее духовное и материальное как равнозначные начала. В наиболее развитой форме это учение представлено у французского ученого Рене Декарта.

Бихевиоризм - механистическое направление в психологии, воз­никшее в США в начале XX века. По мнению представителей этой школы, предметом изучения психологии может быть только поведе­ние человека, под которым понимают действия, поступки, порож­денные исключительно внешними причинами. Роль сознания отри­цалась. Основоположники - Д. Уотсон, Э. Торндайк.

Гештальтпсихология - одна из школ современной зарубежной пси­хологии, использующая для объяснения сложных психических явле­ний принцип их целостности («гештальты»).

Гештальт (нем. Gestalt) - целостная форма, образ, структура.

Психоанализ - направление в психологии, возникшее в начале XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит бессознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник - австрийский психиатр 3. Фрейд.

Неофрейдизм - одно из направлений психологии, представители которого так или иначе опираются на идеи психоанализа 3. Фрейда.

Когнитивная (лат. cognitio - знание) психология - психология зна­ния, изучает познавательные процессы. Поведение объясняется знанием схем действия.

Генетическая психология - психологическое направление, изучаю­щее развитие мышления. Поведение объясняется развитостью мыш­ления, которое развивается с детства стадийно(Ж. Пиаже).

Гуманистическая психология - направление, в котором личность рассматривается как высшее существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к ее достижению.

Теория отражения - основа научной психологии, рассматриваю­щая психические явления как одну из форм отражения действитель­ности.

Психическое отражение, регулируя поведение субъекта, обеспе­чивает его взаимосвязь со средой.

Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) субъ­ективно отражать объективно и независимо от сознания существую­щую действительность, обеспечивающее целесообразность поведе­ния и деятельности живого организма.

Трансперсональная психология (лат. trans - через, persona - лич­ность («Я» - выход за пределы личности, себя) - одно из направ­лений современной психологии. Она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, ду­ховный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, па-рапсихологические феномены, описывает предельные возможнос­ти психики человека (космическое состояние), переживания чело­века, которые могут привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовного перерождения. Это переживание момента рождения и смерти. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разно­образные способы самопознания и психотерапии, такие как меди­тация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психоте­рапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное во­ображение и т.д. Лидерами современной трансперсональной (над­личностной) психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт и другие.


ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ

Предметом отечественной психологической науки считается психика. Хотя определения этого понятия учеными даются по-раз­ному, одно из устоявшихся рассматривает психику через категорию отражения. Это определение указывает на три основные характе-

ристики психики. Во-первых, психика - это свойство только живой материи, но не всякой, а высокоорганизованной (мозга). Во-вто­рых, живая материя, получая информацию об окружающем мире, способна создавать его психический образ (субъективный и нема­териальный), который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих, получа­емая живым существом информация об окружающем мире служит основой регуляции внутренней среды организма и формирования поведения. Эта информация дает возможность живым организмам относительно длительно существовать в постоянно изменяющейся среде обитания. Таким образом, основными функциями психики яв­ляются:

Психика - 1) свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемо­го при этом психического образа целесообразно регулировать де­ятельность субъекта и его поведение; 2) (по М.Г. Ярошевскому) вы­сшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, вы­раженная в их способности реализовывать свои побуждения и дейс­твовать на основе информации о нем. На уровне человека психи­ка приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факто­рами. Благодаря этим факторам возникает внутренний план жизне­деятельности - сознание, а индивид становится личностью; 3) (по

А.В. Петровскому) система неотторжимых от живого существа про­цессов и состояний взаимоперехода объективных и субъективных атрибутов его бытия.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПСИХИКИ

Психика - результат сложной деятельности мозга. Следователь­но, материальное первично, а психическое вторично. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Взаимодействие разных частей ор­ганизма между собой и установление взаимосвязи с окружающей средой осуществляется нервной системой. Психика носит рефлек­торный характер. По утверждению И.М. Сеченова, все акты созна­тельной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы. Основным механизмом психики является рефлекторное «кольцо» (И.П. Павлов - рефлекторная дуга, П.К. Анохин - коль­цо).


Исследование П.К. Анохина показало, что рефлекторное кольцо является универсальным механизмом саморегулирования всего по­ведения животных и человека. Он ввел также понятие «акцептор действия» - модель результата предстоящего действия. Это позво­ляет отражать воздействующий на организм мир с опережением то­го, что лишь будет в нем совершаться в последующем.

Главный орган психики мозг имеет сложную функциональную организацию (Алексей Романович Лурия (1902-1977). Он включа­ет три основных блока: 1) энергетический (верхний отдел мозгово­го ствола), 2) приема, переработки и хранения информации (задние отделы обоих полушарий, теменные, затылочные, височные отделы коры), 3) программирования, регуляции и контроля деятельности (лобные отделы коры). При поражении:

1-го блока - нарушается внимание, появляется сонливость, нару­шается работа;

2-го блока - потеря чувствительности (кожной и глубокой), теря­ется четкость движений и др.;

3-го блока - дефекты поведения, изменения в сфере движений.

Для регуляции психической деятельности важное значение име­ет открытый Николаем Александровичем Бернштейном (1896-1966) принцип сенсорной коррекции, на основе которого происхо­дит регулирование движений. Он состоит в том, что регулирование

происходит на основе данных сравнения поступающей в мозг ин­формации и от проприоцепторов и программы движения.

Рефлекс (лат. reflexus) - ответный акт организма, детерминиро­ванный воздействием факторов внешней и внутренней среды на со­ответствующие рецепторы.

Рефлекс безусловный - врожденное, инстинктивное реагирование на стимул.

Рефлекс условный - временная связь, вырабатываемая путем соче­тания условного и безусловного раздражителей.

Рецепторы (лат. receptor - принимающий) - специальные чувс­твительные нервные образования, воспринимающие раздражения из внешней или внутренней среды и перерабатывающие их в не­рвные сигналы.

Афферентный (лат. afferents - приносящий) путь- пути, передаю­щие нервные возбуждения от периферических нервных окончаний к центральным нейронам коры головного мозга.

Эфферентный нервный путь- нервный путь, проводящий нерв­ные импульсы из центральной нервной системы к исполнительно­му органу.

Эффектор - исполнительная часть рефлекторного кольца (мыш­ца, железа) в отличие от воспринимающей - рецептора.

Акцептор (лат. acceptor - проникающий) действия - нейродинами-ческая модель результата предстоящего действия, представленная в центральной нервной системе. Включает основные характеристики действия и участвует в его регуляции. Термин введен П.К. Анохиным.







Date: 2015-12-12; view: 414; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию