Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2 • развитие психики в филогенезе





ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Наибольшее развитие и признание получила теория развития психики, предложенная А.Н. Леонтьевым. Он экспериментально доказал, что психическое отражение возникло в результате длитель­ной эволюции природы изменяющихся условий существования.

На определенном этапе развития появилась живая материя (рас­тения и простейшие организмы). Чтобы выжить, эти организмы приспособились и стали отражать те свойства окружающего мира, которые были для них биологически значимыми (тепло, холод, при­косновения, свет, химические вещества и т.п.). Эта способность на­звана раздражимостью. Раздражимость возникает только при непос-

редственном воздействии раздражителя на организм. Дальнейшее усложнение условий существования (выход на сушу и пр.) привело к появлению способности отражать и биологически не значимые раз­дражители, но имеющие сигнальное значение (цвет, звуки, запахи и т.д.). Такая способность названа чувствительностью. Чувствитель­ность возникает уже без непосредственного воздействия раздражи­теля на организм, что позволяет более активно регулировать свое поведение (уход от объекта, приближение, поиск значимого объек­та). Эта способность появилась только у тех организмов, у которых развилась нервная система. Чувствительность - это элементарная форма психики. Поэтому А.Н. Леонтьев назвал ее критерием психи­ческого. Организмы, которые обладают чувствительностью, находят­ся на 1-й стадии психического развития - стадии сенсорной пси­хики, которая имеет два уровня: низший и высший. В процессе дальнейшей эволюции природы выделились организмы, способные отражать мир предметно (выделять форму, размеры, движения, и т.п.).

Новая стадия развития животных названа стадией перцептивной психики (имеет два уровня: низший, высший и наивысший). Осо­бенности психики животных обнаруживаются в их поведении. К ос­новным видам поведения животных относят: инстинкты, навыки и интеллектуальное поведение (см. рис. 5). Таким образом, психика по­явилась как результат противоречий между усложняющимися услови­ями обитания организмов и необходимостью выживания, приспособ­ления. Стадии развития психики подробно описанны А.Н. Леонтье­вым в книге «Проблемы развития психики».

Филогенез (греч. phyle - племя, род, вид; генез - происхождение, история рода) - происхождение и в более широком смысле эволю­ция видов или другой формы животных или растений; эволюцион­ная история.

Онтогенез (греч. ontos - сущее; genesis - происходящее, рожде­ние) - происхождение и развитие отдельного организма, биоло­гическое развитие организма от момента рождения до окончания жизни.

Раздражимость- 1) в широком смысле - свойственная всей жи­вой материи способность изменять физиологическое состояние под влиянием факторов внешних раздражителей; 2) способность орга­низмов реагировать на биологически значимые раздражители.

Чувствительность- 1)способность живых организмов реагиро­вать на раздражители; 2) способность организмов отражать воздейс­твия среды, не имеющие непосредственного биологического значе­ния, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений; 3) степень интенсивности ощущений; 4) понимание чувств другого человека, особенно осведомленность, основанная на относительно незначительных признаках; 5) уязвимость человека, вследствие ко­торой ему легко причинить вред или оскорбить.

Активность - деятельность, состояние живых организмов как ус­ловие их существования в мире.

Инстинкты (лат. instinctus - побуждение) - сложные акты пове­дения, направленные на удовлетворение биологических потребнос­тей и основанные на безусловных рефлексах.

Навыки - индивидуально приобретенные и закрепленные в уп­ражнениях способы поведения животных.

Интеллектуальное поведение- поведение животных, характери­зующееся «изобретением» ими новых способов решения задач, ис­пользованием внешних предметов как орудий, обходом препятс­твий, решением двухфазных задач, явлением инсайта и т.п.

Инсайт (лат. insighr - постижение, озарение) - неожиданное для самого человека внезапное понимание, нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и настойчиво думал.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Катастрофическое изменение среды обитания для высокоразви­тых организмов было толчком для изменения принципа приспособ­ления. Теперь выживали не самые сильные, быстрые, с когтями и гребнем на черепе, а группы с совместной деятельностью. Труд огра­дил стадо от вымирания. Общественный труд породил серьезные из­менения в психике человека: глаз стал более заметливым, рука стала и органом познания, внимание становилось произвольным, форми­ровалось внимание к собственной деятельности и, как следствие те­оретическое мышление, развивалось предвидение и планирование и инструмент планирования - язык и многое другое. Все это про­изошло революционным путем. Совместная деятельность укрепи­ла способность подражать, способность к невербальному общению, способность к кооперации и передаче опыта. Результатом всех этих изменений явилось развитие сознания и деятельности (рис. 5).


СУЩНОСТЬ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА Сознание

Сознание - ключевой и самый многозначный термин психоло­гии и многих других наук.

Сознание - самое запутанное слово в словаре. Как теоретичес­кий термин сознание - высший уровень развития психики и саморе­

гуляции, присущий только человеку. Признаки сознания, отличаю­щие сознание от психики животных, таковы:

- сознание - система знаний о мире в понятиях (выражает внут­ренние, глубинные связи явлений, их причины и сущность);

- сознание связано с языком и речью, в них и проявляется;

- сознание носит общественный характер. Только жизнь в обще­стве рождает сознание;

- оно позволяет отделять субъекта от объекта (человека - от при­роды);

- сознание предполагает наличие у субъекта способности к целе­направленной деятельности;

- сознание связано с переживаниями, с чувственным отношени­ем к миру.

Все эти свойства позволяют человеку более свободно регулиро­вать свое поведение (понимать окружающий мир и себя, передавать следующим поколениям не только индивидуальный опыт, но и опыт прошлых поколений, общественный опыт).

Источником сознания является внешний мир, оно активно и на­правлено на предметный мир и самого себя, связано с внутренними условиями («Внешние воздействия преломляются через внутренние условия» - СЛ. Рубинштейн).

Сознание неоднородно. Существуют сознание, предсознание и бессознательное.

Следует заметить, что фундаментальные проблемы сознания (что такое сознание, чем оно детерминировано и пр.) еще не реше­ны. Однако психологи открыли множество удивительных явлений сознания. Например:

- выяснилось, что мозг воспринимает и хранит информацию, ко­торая поступает в таких больших количествах, или с такой громад­ной скоростью, или столь малой интенсивности, что человек почти ничего из этого не осознает;

- обнаружено, что мозг почти мгновенно осуществляет вычисли­тельные, логические и смысловые преобразования информации та­кой сложности, которые человек вообще не способен выполнить со­знательно;

- видимо, существует специальный механизм, принимающий ре­шения, что из воспринятой и переработанной мозгом информации следует осознавать, а что - нет. Этот механизм имеет тенденцию повторять как свои решения об осознании чего-либо, так и свои ре­шения о неосознании этого;

- показано, что любое случайное явление осознается как законо­мерное, сознание приписывает ему какие-то причины;

- сознание не может не контролировать результаты своей де­ятельности. Стоит перед человеком поставить задачу не осозна­вать какую-либо информацию, как сознание тут же начинает про­верять, удачно ли оно решает задачу игнорирования и тем самым автоматически обращает внимание на то, что должно игнориро­ваться;


- сознание неразрывно связано с деятельностью, так как оно кон­тролирует ее;

- если сознание сталкивается с рассогласованием собственных построений и реальности, то оно защищает прежде всего собствен­ные догадки. Поэтому сознание больше времени тратит на работ)' с неожиданными стимулами, а ожидаемые быстро перестают осозна­ваться. Информация, с которой ничего не надо делать, а только помнить, забывается вопреки сознательному желанию удерживать ее;

- сознание не столько отражает внешний мир, сколько конструи­рует его - потому мир его и называется субъективным;

- направленность сознания на конструирование догадок, как уст­роен мир (которые могут быть и ошибочными), позволяет выйти за пределы той весьма ограниченной информации о реальности, ко­торую человек получает от органов чувств, и создавать представле­ния о том, о чем напрямую нет никаких непосредственных данных: о космосе и микромире, о добре и зле, о своем «Я» или о сознании других людей.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегу­ляции, присущий только человеку.

Предсознание - психоаналитический термин, относящийся к зна­ниям, эмоциям, образам и т.д., которые не представлены в сознании в данный момент, но которые легко доступны.

Бессознательное

Не все психические процессы и состояния человек осознает, то есть не отдает себе отчет о своих действиях, поступках, мыслях. Это бессознательные процессы.

Бессознательное - 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влия­нии которых субъект не отдает себе отчета; 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней

субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, состав­ляя нерасчлененное целое.

В бессознательном отражаемая реальность слитна с переживани­ями субъекта и его отношением к ней, и потому невозможны про­извольный контроль действий и оценка их результата. Неосознава­емые (бессознательные) процессы проявляются в разнообразных формах. Выделяют три класса (см. табл. 1):

1) надсознательные процессы. В процессе сознательной работы (решения задач) попутно может идти неосознаваемая работа мыс­ли. В определенный момент эта неосознаваемая работа включается в сознательный процесс, и возникает внезапное интуитивное реше­ние - инсайт. Решение найдено, но объяснить, как это произошло, человек не может. Только речевой отчет позволит осознать реше­ние. Аналогично могут происходить воспоминания, возникать обра­зы воображения и пр.;

2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки). Роль установки (готовности организма к со­вершению определенных действий) была изучена Д.Н. Узнадзе. В процессе жизни у человека формируется неосознаваемая готов­ность, например, брать маленькие предметы тремя пальцами, боль­шой предмет воспринимать как более тяжелый и т.д. Могут быть и социальные установки: эффект ложного согласия (все так говорят), тенденция положительно оценивать друзей и пр.


Различного рода влечения, желания и мотивы могут также не осознаваться (любовь с первого взгляда, чувство симпатии, моти­вы поступков). Эту форму бессознательного пытался объяснить 3. Фрейд (см. рис. 6). Под бессознательным он понимал нереализо­ванные влечения, которые из-за конфликта с требованиями соци­альных норм не допускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и пр.

Особенность этого проявления бессознательного состоит в том, что осознание причин таких влечений не приводит к исчезновению переживаний и для их устранения требуются специальные психоте­рапевтические методы.

3) неосознаваемые регуляторы выполнения деятельности (авто­матизмы - ходьба, умения, навыки, привычки, способы действий (например, решения задач и пр.).

Таблица 1

Неосознаваемые процессы в психике человека

Классы Формы
1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий 1) неосознаваемые автоматизмы, 2) неосознаваемые установки, 3) неосознаваемые сопровождения сознательных действий
2. Неосознаваемые побудители созна­тельных действий Мотивы, влечения, инстинкты
3. Надсознательные процессы Интуитивное мышление

Бессознательное проявляется также в ранних формах познания ребенка, в первобытном мышлении, под влиянием гипноза. Оно является необходимым условием создания целостной объектив-

ной картины психической жизни личности. Бессознательное помо­гает человеку чувствовать тождественность самому себе, берет на себя управление поведением, когда сознание справилось с трудно­стями и решение принято. Бессознательное - специфически чело­веческое явление и не является низшим уровнем психики. Оно де­терминировано общественными условиями сознания и связано с ним.

Интуиция - способность быстро находить верное решение за­дачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина пове­дения или поступка человека.

Установка - готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на определенные стимулы.

Вытеснение- один из механизмов психологической защиты (в психоаналитической теории личности). Под влиянием вытесне­ния из сознания выводятся в сферу бессознательного сведения (им­пульсы), вызывающие у личности сильные эмоциональные пережи­вания. Вытесненные импульсы, как правило, неприемлемы для со­знания по своим морально-этическим особенностям.

Отличие психики человека от психики животных

Долгое время в психологии существовало два направления, объ­ясняющие происхождение и сущность психики человека. Идеалис­тическое (религиозное), придерживающееся божественного про­исхождения человека, и биологическое, представители которого (И.П. Павлов) приписывали человеку животное происхождение и считали, что психика человека не отличается от психики животных. Л.С. Выготский доказал, что психика человека в корне отличается от психики животных. Эту мысль он развил в своей «Культурно-ис­торической концепции развития психики человека». Основные по­ложения этой концепции гласят:

1) переход от психики животных к психике человека в корне из­менил отношение субъекта и среды: теперь не среда изменяет чело­века, а человек среду при помощи орудий труда и развития матери­ального производства;

2) человек в своем развитии научился владеть своей психикой, используя специальные психологические орудия - знаки (естествен­ного языка, научных знаков, и т.п.);

3) сначала человек с помощью психологических орудий (знаков -язык и др.) действовал на других людей и лишь потом - на самого себя.

Л.С. Выготский в психике человека выделил два уровня: нату­ральные психические функции (НПФ) и «культурные» или высшие психические (ВПФ).

1. Натуральные ПФ - сенсомоторные функции и все непроизволь­ные. Они не имеют особенностей у «культурного» человека, отлич­ных от животных.

2. ВПФ («культурные») - произвольные функции, мышление, воображение. Эти функции у человека качественно иные, чем у животных. Они обладают свойствами: произвольности, опосредо-ванности (знаками), осознанности и взаимозаменяемости. Чело­век может пользоваться как функциями первого уровня, так и вто­рого.

Л.С. Выготский Л.С. сформулировал закон становления ВПФ, пе­реход к которым в корне изменяет всю психическую деятельность человека.

Закон становления ВПФ - всякая функция в культурном развитии человека появляется на сцену дважды: сперва в социальном разви­тии ребенка как интерпсихическая (приобретенная), в затем - во внутреннем плане как интрапсихическая (своя). Таким образом, ВПФ усваиваются, а не получаются генным путем.

Высшие психические функции (ВПФ) - преобразованные под влия­нием жизни в обществе, обучения и воспитания психические про­цессы человека. Понятие введено Л.С. Выготским в рамках культур­но-исторической теории развития.

Знак - материальный, чувственно воспринимаемый предмет, яв­ление или действие, выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого предмета или явления и используе­мый для получения, хранения, преобразования и передачи инфор­мации.

Интер - составная часть сложных терминов, означающая - «меж­ду, среди» или «взаимный».

Интра- префикс, в переводе с латинского языка означает-«внутри».

Интерпсихическая функция - возникшая во взаимодействии ребен­ка с другими людьми.

Интрапсихическая функция - внутренняя, перешедшая во внутрен­ний план.







Date: 2015-12-12; view: 543; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию