Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы экономического анализа





 

Успешное проведение экономического анализа зависит от того, насколько хорошо работники сферы туристско-экс­курсионного обслуживания владеют методами анализа и умеют применять их на практике. Под методом анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных про­цессов в их становлении и развитии.

Главные принципы экономического исследования - изу­чение экономических явлений в единстве анализа и синтеза, дедукции и индукции, во взаимосвязи и развитии, выявле­ние противоречий хозяйственной жизни и способов их пре­одоления.

Характерные особенности метода анализа - это исполь­зование системы показателей, всесторонне характеризую­щих хозяйственную деятельность туристско-экскурсионных организаций и фирм, изучение причин изменения этих показателей, нахождение взаимосвязи между ними на осно­ве использования математики, экономической статистики и бухгалтерского учета.

Основные методы анализа, применяемые в практике работы туристско-экскурсионных организаций и фирм, сле­дующие:

а) сравнительный;

б) факторный (определение влияния отдельных факторов
на изменение показателей);

в) комплексный.

Сравнительный анализ заключается в проведении мате­матических сравнений фактических показателей с прогноз­ными в целях правильной оценки работы организации, вы­явлении неиспользованных резервов, повышении обосно­ванности плановых заданий и качества обслуживания. Сравнение - это важнейший метод экономического анализа. В процессе анализа необходимо выявить причины отклоне­ний фактических данных от плановых по основным показа­телям деятельности организаций: объему предоставляемых услуг, обслуживанию туристов и экскурсантов, прибыли, рентабельности и т. д. План и его выполнение являются важ­нейшими критериями оценки деятельности организаций. В практике проводится сравнение плановых показателей с показателями предыдущего года с целью определения ди­намики показателей и тенденции развития туристско-экскурсионного обслуживания.

В целях подведения итогов хозяйственной деятельнос­ти туристского предприятия за каждый день работы в его подразделениях проводится сравнительный анализ пока­зателей их деятельности. Это дает возможность выявить не только слабо работающие подразделения, но и неисполь­зованные резервы, целенаправленно проводить работу по повышению качества обслуживания, конкурентоспособ­ности и улучшению финансового состояния предприятия в целом.

Метод сравнения обязательно предполагает сопостави­мость сравниваемых показателей по срокам, единицам из­мерения и т. д.

Факторный анализ дает возможность определить влия­ние отдельных факторов на рассматриваемые показатели. Применяется для выявления причин отклонения фактиче­ских показателей от установленных в плане по факторам, зависящим и не зависящим от деятельности туристско-экскурсионной организации.

Пофакторный анализ проводится путем цепных под­становок и заключается в последовательной замене пла­новой величины каждого фактора величиной фактиче­ской. После каждой замены новый результат сравнивается с прежним. При факторном анализе используются обоб­щающие показатели хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций, на которые влияют раз­ные факторы.

Комплексный анализ - это система поиска неиспользо­ванных резервов. Системный подход к изучению экономики туристско-экскурсионного обслуживания предусматривает анализ взаимосвязи основных показателей в различные пе­риоды, т. е. в динамике. Комплексный анализ включает оценку и предварительную характеристику хозяйственной деятельности по всем показателям, последующий глубокий анализ факторов и причин, определяющих эти показатели, на основе которого выявляются неиспользованные резервы в туристско-экскурсионном обслуживании и пути повыше­ния качества предоставляемых услуг.

В отличие от метода экономического анализа как общего подхода к исследованию явлений, выделяют методику эко­номического анализа как совокупность специальных при­емов (методов), используемых для обработки экономиче­ской информации.

В специальной литературе методику экономического ана­лиза подразделяют на общую (типовую) и частичную (от­раслевую). Под общей методикой понимают совокупность приемов аналитической работы, одинаково применяемых при исследовании процессов, происходящих на любом предприятии, в любой отрасли народного хозяйства. Час­тичная методика конкретизирует общую методику применительно к определенной отрасли народного хозяйства, к определенному типу предприятия.

Мероприятия по совершенствованию методов хозяй­ственной работы предусматривают меры по улучшению организации анализа. Создание отраслевой методики (инст­рукций по экономическому анализу) позволит поднять уро­вень аналитической работы в отрасли туристско-экскурсионного обслуживания.

Выделяют следующие основные этапы организации эко­номического анализа:

1) составление программы экономического анализа;

2) отбор и проверка информации, необходимой для анализа;

3) выбор и расчет показателей;

4) аналитическая обработка и сравнение показателей;

5) обобщение результатов, обеспечение гласности анализа и контроля за реализацией его результатов.

Главным в обобщении являются выводы и предложения по улучшению работы туристско-экскурсионной организа­ции. Анализ обязательно должен заканчиваться конкрет­ными выводами и предложениями по мобилизации неис­пользованных резервов, определением мер по внедрению в жизнь вытекающих из анализа предложений по повыше­нию качества обслуживания. Гласность результатов эконо­мического анализа придает ему действенный мобилизую­щий характер, способствует массовому контролю за реали­зацией его результатов. Если по результатам анализа приняты меры, он оказывает существенное воздействие на улучшение экономических показателей деятельности ту­ристско-экскурсионной организации.

Инструментом информирования коллектива о хозяй­ственной деятельности служат графики и диаграммы. Сред­ствами информации служат таблицы основных показателей хозяйственной деятельности, которые выражены в простых и понятных широкой аудитории абсолютных и относитель­ных величинах. В каждой туристско-экскурсионной органи­зации такие таблицы должны помещаться на видном месте, регулярно и своевременно заполняться данными, чтобы привлекать внимание каждого работника.

Нередки случаи, когда в осенне-зимний период в турист­ской организации имеются свободные места, и чтобы обеспечить выполнение годового бизнес-плана, руководители перегружают ее в летний сезон. Неритмичность работы организации ведет к снижению качества обслуживания и конкурентоспособности.

Для анализа работы туристской организации можно опре­делить удельный вес объема обслуживания в отдельные пе­риоды в общем объеме проведенных работ (оказанных плат­ных услуг) за год и вычислить коэффициент сезонности.

Сравнивая коэффициенты сезонности отчетного периода и предыдущего периода, можно сделать вывод об улучшении или ухудшении ритма работы. Чем выше коэффициент, тем лучше работа турфирмы. Предельная величина коэффи­циента сезонности равняется единице.

Целесообразно также проводить анализ ритма работы по удельному весу объема услуг в отдельные периоды по отно­шению к общему объему услуг (расчет ведется в стоимост­ном выражении).

Удельный вес предоставления услуг по месяцам дает пред­ставление о сезонности работы туристского предприятия.

Коэффициент сезонности рассчитывается как отношение минимального удельного веса проведенных работ к макси­мальному в течение рассматриваемого периода (обычно за год).

Важно увязать нарушение запланированного ритма ра­боты турфирмы с возможным ухудшением качества об­служивания туристов. При этом необходимо учитывать предложения и замечания туристов по улучшению обслу­живания.

Например, на 10 тыс. туристов поступило 4,17 жалобы, а на 100 тыс. чел.-дней - 4,69 жалобы.

Проводя анализ организационно-технического уровня обслуживания, необходимо изучить уровень использования трудовых ресурсов. Этот раздел экономического анализа предполагает изучение выполнения плана по численности и фонду заработной платы. При этом изучаются причины неукомплектованности штатов, анализируются динамика численности работающих, совмещающих профессии, коэф­фициенты текучести, коэффициенты оборотов по приему и выбытию работающих, внедрение новых форм организа­ции и оплаты труда.

По ряду участков туристских предприятий имеет значе­ние исчисление производительности труда: по предприя­тиям общественного питания, на участках эксплуатации собственного автотранспорта, в пунктах проката и т. п. Ин­тересен и показатель общей производительности труда работников.

Производительность труда в туристской организации - это оказание услуг в расчете на одного работающего. Специ­фичным для туристской организации является то, что пре­вышение плановой численности работающих ни по одному участку фактически не допускается. Превышение численно­сти свидетельствует о нарушении штатной дисциплины. Если в течение года возникла необходимость в увеличении штатов в связи с ростом объемов, то вопрос об изменении штатного расписания рассматривается вышестоящей орга­низацией по каждому предприятию индивидуально. Сред­немесячная заработная плата одного работника может воз­растать в связи с доплатами за совмещение профессий. Осо­бое внимание следует обратить на расход несписочного фонда заработной платы.

В условиях развития туристско-экскурсионного обслу­живания все большее значение в повышении качества рабо­ты и культуры обслуживания приобретают показатели со­стояния культуры предоставления услуг.

Эффективность развития отрасли туристско-экскурсион­ного обслуживания связана с понятиями: концентрация, специализация и кооперирование.

Концентрация туристской деятельности находит свое выражение в создании крупных туристских центров и комп­лексов. В этих условиях экономически более выгодно ис­пользовать рекреационные ресурсы, достижения научной организации труда и научно-технического прогресса для организации рекреационной деятельности людей.

Специализация туристско-экскурсионного обслужива­ния представляет собой процесс обособления туристских предприятий на предоставлении определенных туристских услуг. Например, туристская база или гостиница специали­зируется на организации семейного отдыха или на обслужи­вании на лодочных, конных, пешеходных маршрутах и т. д.

Кооперирование туристских предприятий проводится по отраслевому, межотраслевому, а также по территориальному принципу. Кооперирование по отраслевому принципу пред­полагает производственные связи между самими туристски­ми предприятиями (две туристские базы обслуживают один туристский маршрут), а по межотраслевому принципу - между туристскими организациями и предприятиями обще­ственного питания, транспорта и т. д.

Для характеристики управления туристским предприяти­ем, степени его рациональности, гибкости и мобильности, широты и глубины участия в управлении всего обслуживаю­щего персонала могут быть использованы показатели струк­туры аппарата управления, участия персонала в управлении и т. д. При анализе структуры управления определяют удель­ный вес работников, выполняющих административные обя­занности в общей численности работающих; удельный вес числа работников, занятых на основном обслуживании (на вспомогательном обслуживании), в общем числе работни­ков туристского предприятия. Такой анализ позволяет выя­вить тенденции в изменении организации процесса обслу­живания.

Важное место в мобилизации внутренних ресурсов имеет внутрифирменный хозяйственный расчет. Внедрение его на отдельных участках позволяет значительно улучшить ре­зультаты работы. Причем надо планировать такие показате­ли, выполнение которых непосредственно зависит от кол­лективов, работающих на этих участках.

 

Date: 2015-12-12; view: 327; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию