Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объекты инвестиционной деятельности





 

Объекты капитальных вложений (инвестиций). Согласно закону Об инвестиционной деятельности, к ним относятся находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Любое имущество (в том числе и деньги), а также имущественные права становятся инвестициями, тогда, когда владелец или пользователь этого имущества (имущественных прав) вкладывает их в какой-либо объект с целью получения прибыли и достижения полезного эффекта, то есть осуществляет инвестиционную деятельность. Под последней понимают вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

При использовании инвестиционной терминологии необходимо выделять понятия:

1. Инвестиции - любой вид имущества и имущественных прав, вкладываемые в объекты инвестиционной деятельности ради извлечения прибыли или получения иного положительного эффекта. Иными словами, под инвестициями понимают то, что вкладывается в инвестиционные объекты.

2. Инвестиционный объект - любые объекты, в которые вкладываются инвестиции. Принято такие объекты подразделять на четыре группы:

- объекты реального капитала (предприятия, иная недвижимость, станки, оборудование и т.п.);

- финансовые средства (прежде всего, ценные бумаги, а также валюта, страховые полисы и другие финансовые инструменты);

- нефинансовые средства (драгоценные камни, драгоценные металлы, предметы коллекционирования и др.);

-человеческий капитал (образование, переподготовка кадров, здравоохранение, и т.п.).

3. Инвестирование - непосредственный процесс вложения инвестиций в объекты инвестирования.

4. Инвестиционная деятельность - процесс, включающий как собственно инвестирование, так и последующее осуществление иных действий с целью получения от инвестиций прибыли или иного положительного (социального или экологического) эффекта.

 

12. Предметы инв деят, общ хар-ка

Предмет курса — экономические отношения, возникающие в про-

цессе инвестирования между участниками инвестиционной деятель-

ности, позволяющие усилить воздействие финансовых и кредитных

методов на темпы и пропорции инвестиций для активизации эконо-

мического роста в России.

 

 

13. Фактор инноваций в инв деят орг

Инновационная деятельность в различных секторах экономики является наиболее важным фактором экономического роста. Тем не менее, для наиболее успешного протекания инвестиционных процессов от государства, региональных властей, отдельных предприятий, частных лиц требуется мобилизация материальных, кадровых, финансовых, информационных, управленческих, правовых и иных ресурсов. К примеру, никакие научные и опытно-конструкторские разработки не получат дорогу в жизнь если не будет инвестиций, персонала соответствующей квалификации, государственной поддержки.

Взаимосвязь инвестиционной деятельности и научно-технического прогресса имеет несколько аспектов. Важнейшим из них является рассмотрение инвестиций в качестве своеобразного катализатора научных исследований, что особенно важно в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу общества. В этой связи должна быть сформирована модель финансирования экономического роста на основе инноваций, создающая возможность развития реального сектора экономики на базе последних достижений НТП и формирования оптимальной структуры общественного производства [1, с. 271].

Инвестиционная деятельность в настоящее время играет наиболее важную роль в обеспечении поступательного и качественного экономического роста. В этой связи нам представляется важным моментом способность страны мобилизовать не только свои внутренние, но и внешние инвестиционные возможности и ресурсы. Это обеспечится тогда, когда в экономике России будут созданы благоприятные условия для функционирования инвестиционного капитала с точки зрения налогообложения, защиты прав собственности и интересов всех партнеров по бизнесу, будут обеспечены политическая стабильность и приемлемый экономический курс.

Следует сказать и о том, что инвестиции в инновационный сектор экономики должны осуществляться как сверху, так и снизу. То есть необходимо инвестировать не только процесс разработки и внедрения инноваций в производственную деятельность. Важно также уделить внимание и инвестированию самого производства, проведению его технической и технологической модернизации, так как при примитивном уровне производства и технологий любые даже самые прорывные инновации обречены на провал.


Так, Р. Т.-О. Рахманов в качестве одной из проблем обозначает наметившийся и увеличивающийся разрыв между высоким уровнем научных достижений, с одной стороны, и крайне примитивным уровнем производственных технологий и оборудования, с другой. В решении таких проблем, стоящих перед страной и ее регионами, как повышение конкурентоспособности продукции, углубление обработки материалов и сырья, повышение экспортного потенциала, экономическое и научно-техническое обоснование привлечения инвестиций и др., инновационному варианту развития производства нет альтернативы [2, с. 352].

Инновационная деятельность есть двигатель экономического прогресса, катализатор экономического роста и развития. Как пишет Л. А. Кузьмина, на первое место сегодня вышел фактор роста эффективности ресурсов и предпринимательства на базе НИОКР и инноваций, что обусловило формирование концепций инновационного типа экономического роста. Этот тип роста, к которому перешли развитые страны, базируется не на производстве и потреблении материальных благ, а на создании и потреблении информационных продуктов, то есть продуктов высоких технологий. Это означает, что данный тип роста не связан с проблемой «затраты – выпуск» и определяется степенью потребления информации. Основными источниками такого экономического роста являются инновации и накопление человеческого капитала [3, с. 381].

Следовательно, инвестиции в инновационную деятельность можно рассматривать в качестве одного из наиболее важных факторов экономического роста в России, становления инновационной экономики. К комплексу мер, необходимых для формирования в стране экономики инновационного типа можно отнести три фундаментальных мероприятия: а) увеличение объемов финансирования и инвестирования НИОКР, совершенствование их механизмов; б) активнее использовать на практике косвенные методы финансовой поддержки инновационной среды – налоговые льготы, таможенные преференции, целевое кредитование, лизинг, государственные гарантии; в) формирование инновационных кластеров с последующим точечным их финансированием со стороны государства и иностранных инвесторов.

М. С. Очковская предлагает ресурсы, накопленные государством в виде стабилизационного фонда и международных резервов Центрального Банка, использовать в виде инвестиций на развитие прорывных направлений мирового конкурентоспособного уровня: нанотехнологий, биотехнологий, космической деятельности, ядерных и информационно-коммуникационных технологий, образования, создания альтернативных источников энергии. По прорывным направлениям предлагается инвестировать создание открытых национальных научно-исследовательских центров; поднять уровень оснащения академических и вузовских лабораторий, имеющих потенциал развития прорывной проблематики; затраты бизнеса на НИОКР, а также на услуги проектирования предложено отнести на налоговые вычеты [4, с. 22-23].

По мнению Ю. Н. Филатова, Е. В. Ивановой, В. В. Солововой инвестирование с целью активизации инновационной деятельности нужно вести с учетом следующих направлений [5, с. 286]:


– формирование механизмов объединения финансовых ресурсов государственного и частнопредпринимательского секторов экономики для реализации приоритетных научно-технических задач, действенное содействие государственно-частному партнерству;
– включение инновационных задач в программы экономического и социального развития;
– разработка механизмов независимой оценки инновационных программ и доведения результатов этой оценки до делового сообщества;
– содействие формированию международных и региональных технологических стратегических альянсов;
– создание центров технического содействия и передачи технологий малому среднему бизнесу при университетах.

Таким образом, большинство отечественных специалистов, рассматривающих проблему инвестирования инновационной деятельности, наибольшую роль отводят в этом процессе именно государству. Специалисты считают, что государственная политика прямой инвестиционной поддержки инноваций должна стать ведущим фактором. Однако приходится констатировать, что с самого начала экономических реформ принципы такой политики так и не были сформулированы, а отдельные мероприятия, направленные на поддержку инноваций, не дали ожидаемого результата. Причины сложившейся ситуации заключаются в следующем [6, с. 12]:

1. На протяжении длительного периода государственная политика поддержки инноваций фактически отождествлялась с поддержкой науки, а в рамках нее основное внимание уделялось финансовому обеспечению государственных научных организаций. При этом критерии предоставления указанной помощи не отражали необходимость создания у научных организаций стимулов к поиску форм инновационного партнерства с частным бизнесом.

2. При определении приоритетов государственного содействия инновациям главный акцент был сделан на поиске «стратегически важных направлений» технологического развития, на которых планировалось сконцентрировать бюджетные ресурсы. При таком подходе государство фактически подменяло рыночные механизмы как в отборе инновационных проектов для поддержки, так и в определении источников их финансирования. В условиях, когда объем выделяемых финансовых ресурсов был крайне незначительным, оказание помощи «точечным» проектам не могло привести к достижению результатов, имеющих важное значение для всей экономики.

3. На фоне попыток государства напрямую участвовать в финансировании инновационных проектов недостаточно внимания уделялось проблемам, решение которых создавало бы у частного бизнеса стимулы к самостоятельному увеличению объемов инвестиций в инновации. Прекращение государственной поддержки автоматически ведет к стагнации инновационной деятельности, инициированной благодаря этой поддержке.

4. Отсутствие диалога между органами государственной власти, с одной стороны, и отечественным бизнесом – с другой, приводило к многочисленным разночтениям в трактовке базовых вопросов государственного содействия инновациям. В результате правовое оформление принципов такой поддержки и даже попытки сделать это сталкивались с проблемой нечеткости юридических формулировок, носили во многом декларативный характер.


В то же время отличительной особенностью современного развития инновационной деятельности в мировой экономике в целом является тот факт, что вложения в науку и создание новых технологий не являются непременной обязанностью государства. Как показывает практика, в странах «большой семерки» участие государства в инвестировании НТП в пропорциональном отношении постоянно снижается, так как эту роль все больше начинают выполнять частные и корпоративные инвесторы. По оценкам специалистов до 70% научных затрат в развитых странах производится не государством, а частным и корпоративным секторами [7, с. 87-94].

В настоящее время вектор инвестирования в инновационную деятельность существенно сместился от государства в сторону частных инвесторов. Предприятия, особенно крупные, сейчас перешли на систему самофинансирования инновационной деятельности, отступая от государственной и иностранной поддержки. Фокус конкурентных преимуществ сместился сегодня в сторону наращивания и использования нематериальных активов в качестве основного источника конкурентоспособности. Научно-исследовательские и конструкторские разработки, в которые предприятие вкладывает средства, в дальнейшем превращаются в конкурентное преимущество, так как позволяют предприятию обеспечить себе дополнительные источники денежных поступлений за счет продажи лицензий.

Особую проблему представляет и инвестирование НИОКР. Объем и структура финансирования науки не соответствует потребностям ее развития в сравнении с мировыми показателями. Доля внутренних затрат на исследования в ВВП существенно ниже, чем в США, Германии, Франции и других странах. Недостаточное инвестирование российской науки является причиной утечки кадров, сокращения материально-технических ресурсов. За период экономических реформ значительно изменилась структура научных кадров – сократилась численность непосредственных участников научного процесса: исследователей (почти в 2,5 раза) и техников (в 3,5 раза). Основным источником финансирования российской науки остается государство, которое компенсирует за счет федерального бюджета низкую инвестиционную активность бизнеса. Объемы финансирования инновационных разработок со стороны частных структур меньше в 2-2,5 раза, чем в развитых странах, и наблюдается тенденция к их сокращению [8, с. 288-289].

Еще одна проблема инвестиционной составляющей инновационной деятельности связана с недоверием потенциальных инвесторов к любым начинаниям предприятий в области инновационной политики. В связи с этим возникает необходимость повышения привлекательности России и ее регионов для инвесторов, что требует существенного перераспределения внутренних инвестиций, комплекса мероприятий по структурной модернизации экономики России, техническому и технологическому перевооружению отраслей и производств, наиболее нуждающихся в инвестировании со стороны.

Так, иностранных инвесторов инновационных проектов, безусловно, интересует степень выгодности вложений капитала, а также потенциальные риски потери инвестиций. Особая роль в этой группе принадлежит венчурным инвесторам (капиталистам, фондам), которые вкладывают средства в высокотехнологичные проекты на ранних стадиях их развития без материального обеспечения и гарантий в обмен на участие в уставном капитале и управлении реализующем проект предприятием [9, с. 11].

С. В. Зарайская одним из путей решения проблемы инвестиций в инновации видит интеграцию усилий всех участников, заинтересованных в коммерциализации технологий: частного сектора, исследовательских и учебных организаций, а также государства. Еще более важным представляется автору качественный уровень самого инновационного процесса, определяющий возможный успех проекта – отношение уровня финансовой отдачи к начальным инвестициям, а также риски участников реализации инвестиций. Также необходима разработка инвестиционной стратегии – системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами её развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения, одним из которых являются инновации [10, с. 78].

А. В. Даббах называет четыре главные проблемы инвестиций в инновации, характерные для современной России [11]:

1. Неверное представление об инноваторах. У руководителей государства, а также топ-менеджерах крупных предприятий сложилось искаженное представление об инноваторе. В глазах руководства инноватор – это прогрессивный молодой человек, владеющий компьютерными технологиями, что отправляет в группу «аутсайдеров» людей среднего возраста с фундаментальным советским образованием и вынашиваемыми десятилетиями идеями. Достаточно будет сказать что более 70% всех «инновационных» проектов – это разработки, которые начинались еще в советские времена. А средний возраст новатора в проектах в сфере энергетики, медицине и биотехнологиях приближается к 60 годам.

2. Слабая подготовленность инновационных проектов. Российские ученые не обладают необходимым набором экономических знаний для самостоятельного представления проекта инвесторам. Так, Роснано за три года рассмотрела около 2000 проектов, из них одобрено на получение инвестиций чуть более 90, а реально деньги получили только 30 компаний. По мировой статистике венчурных инвестиций только 3-4% проектов получают финансирование, то есть один из тридцати. Из-за неподготовленности проектной документации российские проекты рассматриваются в среднем в два раза дольше, чем за рубежом. Отсутствие у ученых знаний для подготовки бизнес-плана и недостаток средств для привлечения специалистов для составления документации часто тормозят проект.

3. Отсутствие инновационной инфраструктуры. Основная задача сегодняшнего дня – это формирование инфраструктуры внедрения инноваций, позволяющей доводить перспективные разработки до рынка. Очень часто изобретатели приходят к инвестору с инновационной разработкой, не обладая командой, которая может успешно довести товар до рынка. Отсутствие специалистов в проекте является частой причиной отказа в инвестициях как у частных, так и государственных венчурных фондов. Эту функцию должны взять на себя «упаковочные» компании, которые сейчас активно формируются во всех регионах России.

4. Риски инвестора. За последние годы было много сделано как государством, так и частным бизнесом для становления системы по привлечению инвестиций в инновационные и модернизационные проекты в России, но для прихода венчурных инвестиций есть еще ряд препятствий. Зарубежные венчурные фонды говорят о несовершенстве российского законодательства, которое не позволяет структурировать инвестиции таким образом, чтобы защитить права инвестора. По этой причине очень часто фонды прямых инвестиций, работающие в России, настаивают на создании под проект иностранной компании и регистрации сделки по английскому праву. В то же время Роснано и РВК крайне неохотно вкладывают деньги в компании в зарубежных юрисдикциях, даже когда бенефициарами являются российские граждане.

Итак, инвестиции в инновационную деятельность являются одним из определяющих факторов экономического роста в любой стране, так как способствуют формированию экономики инновационного типа. В России проблема инвестирования инновационного сектора экономики стоит как никогда более остро, что связано с рядом причин: отсутствием или слабым развитием инновационной инфраструктуры; недоверием потенциальных инвесторов к России и предприятиям в ее регионах; необходимостью коренной модернизации экономики страны, технического и технологического перевооружения предприятий; недостаточностью отраслевого финансирования – особенно сферы НИОКР и т. д. Это, в свою очередь, вызывает необходимость разработки комплексной государственной политики инвестирования наиболее инновационных отраслей и производств экономики, образования и науки.

 

14. Ликвидность и её учет в инв деят орг

Инвестиционный менеджмент тесно связан с категорией ликвидности, которая применительно к теории управления инвестиционной деятельностью имеет ряд аспектов. В экономической литературе выделяют обычно понятия ликвидности предприятия (возможность его быстрой реализации при банкротстве или самоликвидации), ликвидности активов (обеспечивающую текущую платежеспособность предприятия) и ликвидности намечаемых объектов инвестирования (обеспечивающую потенциальную возможность быстрого реинвестирования капитала при изменившейся конъюнктуре инвестиционного рынка).
Первые два вида ликвидности имеют дело с безальтернативными вариантами объектов этой ликвидности (уже сформированными целостным имущественным комплексом или отдельными видами активов), в то время как третий вид ликвидности связан с выбором альтернативных объектов, обеспечивающим различный уровень эффективности намечаемых инвестиционных операций. Эта альтернативность управленческих решений определяет необходимость постоянного учета фактора ликвидности при осуществлении инвестиционной деятельности.
Ликвидность объектов инвестирования оказывает существенное влияние на уровень доходности соответствующих инвестиционных операций. Чем ниже ликвидность отдельных объектов (инструментов) инвестирования, тем соответственно выше должен быть необходимый уровень доходности по ним, обеспечивающий возмещение финансовых потерь, связанных с предстоящей высокой продолжительностью их реализации при реинвестировании капитала. Взаимосвязь этих показателей носит обратный характер и формирует шкалу „доходность — ликвидность", определяющую количественные пропорции их уровней в процессе осуществления операций, связанных с инвестированием капитала. Таким образом, фактор ликвидности является объективным фактором, обусловливающим выбор управленческих решений по формированию уровня доходности соответствующих инвестиционных операций.
Концепция учета фактора ликвидности состоит в объективной оценке ее уровня по намечаемым объектам инвестирования с целью обеспечения необходимого уровня доходности по ним, возмещающего возможное замедление денежного оборота при реинвестировании капитала.
Формирование методического инструментария учета фактора ликвидности в процессе инвестиционного менеджмента требует предварительного рассмотрения ряда базовых понятий, основными из которых являются следующие:
ЛИКВИДНОСТЬ — способность отдельных видов имущественных ценностей быть быстро конверсируемыми в денежную форму без потери своей текущей стоимости в условиях сложившейся конъюнктуры рынка. Такое понятие ликвидности характеризует ее как функцию времени (периода возможной продажи) и риска (возможной потери стоимости имущества при срочной его продаже). ЛИКВИДНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ — характеристика объектов инвестирования (как реальных, так и финансовых) по их способности быть реализованными в течение короткого периода времени без потери своей реальной рыночной стоимости при изменении ранее принятых инвестиционных решений и необходимости реинвестирования капитала.
ЛИКВИДНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ —
характеристика ликвидности применительно к отдельным конкретным объектам (инструментам) инвестирования.
ЛИКВИДНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ — общая характеристика ликвидности по всей сформированной совокупности инвестиционных объектов (инструментов инвестирования).
УРОВЕНЬ ЛИКВИДНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ — показатель характеризующий возможную скорость реализации объектов (инструментов) инвестирования по их реальной рыночной стоимости. АБСОЛЮТНАЯ ЛИКВИДНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ — характеристика срочно ликвидных инвестиций, которые могут быть конверсированы в денежную форму в технически обусловленный срок их реализации (обычно до 7 дней). Примером инвестиций с абсолютной ликвидностью являются депозитные вклады до востребования, размещенные в наиболее надежных коммерческих банках; высоко котируемые на фондовом рынке государственные краткосрочные облигации с высокой ставкой доходности и т.п.
СООТНОШЕНИЕ УРОВНЯ ДОХОДНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ — одна из основных базовых концепций инвестиционного менеджмента, определяемая обратной взаимосвязью этих двух показателей. В соответствии с этой концепцией снижение уровня ликвидности инвестиций должно сопровождаться при прочих равных условиях повышением необходимого уровня их доходности. ПРЕМИЯ ЗА ЛИКВИДНОСТЬ — дополнительный доход, выплачиваемый инвестору, с целью возмещения риска возможных финансовых потерь, связанных с низкой ликвидностью объектов (инструментов) инвестирования.

15.Фин уст-ть орг и её влияние на инв деят –ть

16.

17. инв в чел капитал как фактор повышения привлек орг-и

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели[1][2].

Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Кратко: Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни[3].

Человеческий капитал — главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития.

Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы.

 







Date: 2015-12-12; view: 443; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию