Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тріска О. О. Народна ікона на склі другої половини XVIII–XIX ст.: європейський контекст. – Рукопис





Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата мистецтвознавства за спеціальністю 17.00.06 – декоративне і прикладне мистецтво. – Прикарпатський національний університет імені Василя Стефаника. – Івано-Франківськ, 2009.

У дисертації розглядаються народні ікони на склі як мистецький феномен, цілісне художнє явище, характерне для країн Центральної Європи. Вперше в мистецтвознавстві український іконопис на склі представлений рівноцінною складовою частиною європейської спадщини. Комплексно висвітлено генезис цього виду творчості в Центральній Європі, визначено типологію артефактів за основними тематичними характеристиками, встановлено, що в народному малярстві на склі найбільш поширеними були ікони.

У дослідженні виділено тематичні пріоритети різних осередків та основні композиційні типи творів. Конкретизовано час створення, авторство певних груп українських ікон на склі, здійснено їх поділ на стилістичні групи, проведено порівняльний аналіз із зразками сусідніх етносів.

Ключові слова: іконопис на склі, осередок, іконографія, релігійний сюжет, тематичні характеристики, художні особливості, стилістичні групи.

 

АННОТАЦИЯ

 

 

Триска О.О. «Народная икона на стекле второй половины XVIIIXIX века: европейский контекст». – Рукопись.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.06 – декоративное и прикладное искусство – Прикарпатский национальный университет имени Василя Стефаника. – Ивано-Франковск, 2009.

В работе исследуются народные иконы на стекле как самобытное целостное художественное явление, развитое в странах Центральной Европы. Впервые в искусствоведении украинская народная иконопись на стекле представлена равноценной составляющей европейского наследия.

В диссертации комплексно исследуется генезис этого вида народного творчества. Он осуществлялся на базе ремесленных произведений, как новый вид стекляной продукции, путём приспособления техники написании для изготовления домашних икон. Центры производства формировались во вт. пол. XVIII – нач. XIX в. на чешско-баварско-австрийськом пограничьи. Во всех странах объединяющим фактором была техника исполнения.

Тематическая типология народной живописи на стекле, проведенная на примерах XIX в., дала возможность выделить восемь типов изделий, среди которых самыми распространенными были иконы, предназначенные для сельского домашнего интерьера. Все артефакты рассмотрены по трём географическим ареалам: западный (Австрия, Бавария, Силезия, Чехия, Моравия), центральный (Словакия, Польша), восточный (Румуния, Западная Украина). Развитие этого вида творчества в большинстве стран происходило аналогично и поэтапно: ранний период (посл. треть XVIIІ – нач. XIX в.), серийное производство (нач.– третья четверть XIX в.), угасание традиции (посл. треть XIX – пер. треть XX в.).

В Украине иконопись на стекле развивалась стремительнее – в 1850–1930 гг. В диссертации конкретизировано время написания, авторство некоторых груп украинских икон на стекле, осуществлено распределение на стилистические группы, проведён сравнительный анализ с аналогами других стран.

Существенная тематическая разница прослеживается между артефактами западно-центрального и восточного ареала – при сопоставлении католической и православной иконографии. Тематические приоритеты разных центров зависели от региональных мест паломничества, традиций поклонения святым и обустройства жилища.

Согласно использованным композиционным принципам все иконы делятся на два вида – в картушах и с полным сюжетным заполнением стекла. Художественные характеристики произведений формировались под влиянием национальных и зарубежных традиций. Их визуальные параметры были общими – это линейность, плоскостность, лаконичность живописного и образного решения.

Ключевые слова: иконопись на стекле, центр, иконография, религиозный сюжет, тематические характеристики, художественные особенности, стилистические группы.

 

ANNOTATION

Date: 2016-02-19; view: 270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию