Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Библиография1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 2. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии. – 1991. - №4. 3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. – М., 1987. 4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-ух томах Т. I. – М.: Педагогика, 1980. – 232 с., Т. II / Под. ред. А. А. Бодалёва и др. – М.: Педагогика, 1980. 5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб., 2001. 6. Андреева Т. В., Кононова А. В. Распределение ролей в молодой семье // Ананьевские чтения-2002. Психология и политика. Тез. научн.-практ. конф. СПб.: СПбГУ, 2002. 7. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография. СПб.: Речь, 2005 8. Арутюнян М.Ю. Вариант возможной типологии стилей отношений в семье // Социальные и демографические аспекты исследования брака, семьи и репродуктивных установок. Ереван, 1983. 9. В. Н. Дружинин. Психология семьи. 3-е издание. Изд-во. Питер, 2006 г. 10. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Курс лекций. Спб.: Речь, 2001 11. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер с чешск. – М., 1988. 12. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости: Автореф. канд. дис. — Л., 1979. — 17 с. 13. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений// Вопросы психологии. 1985. - № 5. - С. 110-116. 14. Голод С. И., Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи, 2008 15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 2009. – 325 с. 16. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991. 17. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. – М.: Пед. об-во России, 2006. – 320с. 18. Долгорукова И.В. Молодая семья в современном российском обществе. – М.: Изд-во МГСУ, 2008. 19. Емельянова Е.В. Имидж семьи в современном российском обществе. – М.: Изд-во МГСУ, 2008. 20. Земская Мария Семья и личность. – М., 1986. 21. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Изда-тельский центр «Академия», 2004. 22. Зуйкова Е.М. Молодая семья / Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова. – М.: Европа, 2009. 23. Ижванова Е. М. Аффективный гендерный выбор и разновозрастный брак // Психотерапия. - 2010, № 4. - С. 21-28. 24. Ижванова Е.М. Гендерные особенности отношения к браку// Психотерапия.- 2008, № 12.- С.45-50. 25. Кваша Б.Ф., Спицнадель В.Б., Минко Н.И. Ценностные основы семьи.-СПб., 2007.-42с. 26. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. – С-Пб., Владос-пресс, 2007 27. Ковалев С.В Психология современной семьи. - М., 2007. 28. Ковалев С.В. подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М., 1991. 29. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.,1987. 30. Кочетов А.И. Начала семейной жизни / А.И. Кочетов. Мужчина и женщина: отношения полов / А.А. Починов. – Мн., 1989. 31. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001 32. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М., 1985. 33. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. — М., 1991 34. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Сфера, 2001 35. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232с. 36. Л. Петрановская. Травма поколений. http://soznatelno.ru/otnosheniya/travmy-pokoleniiy.html 37. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М.: Экст, 2009. 38. Мацковский, М.С. Молодая семья в большом городе. – М.: Просвещение, 2008. 39. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: (заметки психолога). – М., 2007. 40. Мудрик А. В., Социализация человека, Издательство: Академия (Academia), М., 2006. 41. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заве-дений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая Кни-га, 2006. 42. Новейший философский словарь/сост. А.А.Грицанов– Мн.,1998. 43. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К.,1990. 44. Пакова Л.М. У порога семейной жизни. – М., 1991. 45. Петрановская Л.Травмы поколений/ http://soznatelno.ru/otnosheniya/40-otnosheniya/496-2010-05-20-19-47-58.html 46. Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина:В 2т. – М., 2001. – Т.2. 47. Психологический словарь /Под ред.В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М., 1983. 48. Семья: история и современность / сост. Г.И. Климантова. – М.: Изд-во Российского гос-ударственного социального университета, 2009. 49. Словарь практического психолога / Сост. Головин С.Ю. – М., 2001. 50. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1989. 51. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия. – М., 1981. 52. Федотовская Т.А. Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2008. 53. Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. – М., 2006. 54. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Материалы к программе "Этика и психология семейной жизни" М.,1999. 55. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек/ Пер. с англ. Левина М.Б. М.: АСТ «Ермак», 2005. 56. Харчев А.Г, Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографическое исследование). – М., 2000. 57. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. – М, 1979. 58. Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина: Познать и покорить. – М., 2002. 59. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.:, 2005. 60. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.- М., 2000. 61. Шуман С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – М., 2009. 62. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – С Пб., 2008. 63. www.ohome.ru - Портал «Молодая семья». 64. www.semya2008.ru – Портал «Год семьи 2008». ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» («РОП») Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости Дисс. канд. психол. наук. - Л., 1979 Ролевые ожидания (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей), ролевые притязания супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли). Методика «РОП» позволяет определить: 1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнеров. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). 2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП). Порядок работы. Вам (супругам, паре) предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей письменной инструкцией: «На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой «Полностью согласен». Если Вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем это верно». Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то, с чем Вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если Вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании». «Полностью согласен» оценивается в 3 балла, отнесенное к группе «В общем это верно»– в 2 балла, отнесенное к группе «Это не совсем так» – в 1 балл и отнесенное к группе «Это неверно»– в 0 баллов. Здесь же суммируем баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей (ШСЦ). По двум первым показателям эти результаты будут итоговыми. Итоговые баллы остальных показателей вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидание» и «притязание». Текст методики «Ролевые ожидания и притязания в браке»
Интерпретация шкал семейных ценностей 1. Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки (7–9 баллов) означают, что супруг (а) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге (у) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки (менее 3 баллов) интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке. 2. Шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентации, способов времяпрепровождения. Низкие оценки (менее 3 баллов) предполагают установку на личную автономию. 3. Шкала, измеряющая установку супруга (ги) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. Эта шкала, как и последующие, имеет две подшкалы. Подшкала «ролевые ожидания» – оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного выполнения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требовании предъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта тем большее значение имеют хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка шкалы рассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи. 4. Шкала, позволяющая судить об отношении супруга (и) к родительским обязанностям. Подшкала «ролевые ожидания» показывает выраженность установки супруга(и) на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает ориентацию мужа (жены) на собственные обязанности по воспитанию детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга (и) родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи. 5. Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга (и). Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для мужа (жены) внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов. 6. Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах: коррекция психологического климата, оказание моральной и эмоциональной поддержки, создание «психотерапевтической атмосферы». Подшкала «ролевые притязания» показывает стремление мужа (жены) быть семейным «психотерапевтом». Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга (и) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. 7. Шкала, отражающая установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. Подшкала «ролевые ожидания» отражает желание супруга(и) иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель ориентации супруга (и) па современные образцы внешнего облика.
|