Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Определение понятий семьи и брака. Трансформация ценностей внутрисемейных отношений: история и особенности
Разговор о браке невозможно начинать, не определив предварительно его место и роль в другом, более широком и чрезвычайно важном феномене личной и общественной жизни человека – семье. В сущности, семья, за редким исключением, является для человека средой, в которой тот пребывает с момента своего рождения, до самой смерти. В ней он рождается, в ней учится ходить, говорить, понимать речь, овладевать новыми знаниями и умениями. Если говорить более обобщенно, то в семье человек приобретает те первичные культурные навыки, которые, собственно, и делают его – человеком разумным. Поэтому, значение семьи для каждого человека и всего общества в целом трудно недооценить. Сложность и многогранность этого явления порождает множество его описаний, толкований, определений. Вот лишь некоторые из них: Семья – чрезвычайно деятельная сфера по реализации самых различных потребностей. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются, т.е. возникают вновь и вновь (Сысенко В.А., 1989). С точки зрения психологии, семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и материальной ответственностью (Харчев А.Г., 1979). Семья – основанное на браке или кровно родственных отношениях объединение людей, связанное с хозяйственно бытовой общностью и взаимной ответственностью (Шуман С.Г.,2009). Конечно же, семью нельзя полностью отождествить с браком, однако, из представленных выше определений видно, что «между понятиями семья и брак существует тесная взаимосвязь» (Шнейдер Л.Б, 2005; Гребенников И.В., 1991). Характер этой взаимосвязи имеет множество самых разных аспектов, о каждом из которых можно говорить отдельно. Например, в социальном плане – «Брак – исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая обществом форма взаимоотношений мужчины и женщины, определяющая их права и обязанности друг к другу и их детям» (А.А.Грицанов,1998). В личностном плане брак являет собой объединение двух личностей, решивших жить вместе, основываясь на взаимной любви, общности ценностей и интересов. В целом же положение брака по отношению к семье можно сформулировать следующим образом: «Семья представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей» (Харчев А.Г., 1979, с.66). Иначе говоря, брак можно рассматривать как ядро семьи, а семью как общность, основой которой явился брак. Однако у каждой медали есть своя обратная сторона: наряду со свободой заключения брака, существует и свобода его расторжения. Как это ни печально, к области брачного поведения (пускай и в негативном ключе) относятся также и действия партнеров, приводящие к сепарации (т.е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и даже разводу. Несмотря на то, что брак – институт, регулирующий отношения лишь супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми, негативные отношения между супругами очень больно бьют по всей семье в целом. Поэтому, здоровые отношения в браке имеют первостепенное значение для морального климата в семейной общности. Анализируя специфику современной семьи, А.Я. Варга (А.Я. Варга, 2001) указывает, что в нашей стране семьи имеют следующие отличительные признаки: 1) сохраняется патриархальная семья, то есть семья, состоящая из нескольких поколений; 2) границы между семейными подсистемами неопределенны, размыты, власть в патриархальной семье нередко принадлежит родителям молодых супругов; 3) во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, также как отсутствуют они во многих общественных институтах: школах, поликлиниках, банках, где главными действующими лицами являются тоже женщины; 4) несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально, молодые семьи часто живут либо в съемных квартирах, либо совместно с родителями; 5) идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт, поведение, духовные ценности формировались так, что человек забывал о духовных ценностях, о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях; 6) разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению семьи и обретению чувства защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях. Попытки заглушить чувство незащищенности алкоголем, наркотиками, компьютерными играми лишь усиливают отчуждение людей друг от друга, в том числе – и в браке. Обозначив, как минимум, вышеперечисленные проблемы, можно констатировать печальный факт: проблемы современной российской семьи в значительной степени обусловлены проблемами отношений супругов в браке, которые, в свою очередь, имеют своими причинами общую социо-культурную ситуацию в нашем обществе, сложившуюся за последние несколько десятилетий. Но, поскольку целью нашего исследования являются брачные отношения, в дальнейшем, речь пойдет главным образом о них, вернее – о трансформации общественных представлений о правильном его устроении. Согласно известной шутке, главная причина семейных конфликтов заключается в следующем несоответствии: женщина уверена, что после свадьбы её мужчина изменится, а мужчина считает, что после свадьбы женщина всегда будет оставаться такой же. На деле же всё происходит совершенно наоборот. Несмотря на несерьезность формы, в этом высказывании содержится очень серьезное наблюдение: причина семейных конфликтов (отметим – равно, как и причина их отсутствия), кроется в соответствии, либо же – несоответствии супруга определенным ожиданиям своей второй половины. Правда, о ситуации, когда такие ожидания удовлетворены говорить бывает трудно из-за недостатка фактического материала: когда у людей все в порядке, они «выпадают» из поля зрения психологов. Зато в этом поле зрения постоянно оказывается масса разнообразных семейных проблем, и это неудивительно: к специалисту обычно обращаются тогда, когда болит. Поэтому, для специалиста прежде всего необходимо понимание «нормы», то есть закономерных особенностей развития семьи, которые в свою очередь складываются из особенностей психоэмоционального развития вступающих в брак, их привычек, вынесенных из собственных семей, их личных ожиданий, а также – ожиданий общества, т.е. внешних наблюдателей. Конечно, понятие нормальной семьи очень условное. Например, можно считать таковой семью, в которой оба супруга могут договариваться и поддерживать удовлетворяющий обоих союз, обеспечивать её автономию (зарабатывать деньги) и воспитывать детей. По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. XX в. В.В.Солодниковым, в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультацию по вопросам семьи и брака, а к родственникам и друзьям: к матери – 75,8%, друзьям – 51,8%, отцу – 39,2%, а также к юристам – 10,2%, психологам и врачам – 4,9%. Ожидая поддержки и сочувствия от друзей и родителей, человек, оказавшийся в предразводной ситуации, часто находится в состоянии растерянности, потери ценностей жизни. Какие же советы он получает: 66,9 % – поступай, как хочешь; 40 % – разводись; 14,7 % – «учти интересы детей, поживи отдельно, обдумай ситуацию»; 21,6% – «измени свое поведение». Чаще одобряют решение на развод друзья и матери жен. Друзья «спасают» друга, а матери пытаются спасти дочь (Л. Петрановская, 2010). В настоящее время семейные пары всегда имеют в своём распоряжении такой способ решения проблем в браке как развод. Однако, несмотря на лёгкость завершения отношений и поддерживаемые популярными программами и изданиями идеи о том, что жизнь должна быть лёгкой и красивой, браки продолжают существовать. Конечно, тот факт, что почти половина браков распадается, говорит сам за себя, но при этом остальные 50% супружеских пар находят в себе силы и мотивацию решать проблемы, неизбежно возникающие в семье, и двигаться дальше. Современное отношение русских семей к своему браку и ролевые ожидания в браке (во многом диктуемые обществом и принятые в нашей культуре), невозможно рассматривать без отрыва от истории государства, вслед за которой менялись и представления о человеческих отношениях и ценности личности. С. И. Голод выделил три идеальных типа семьи: · традиционную патриархальную семью; · современную детоцентрическую семью; · супружескую (посредственную) семью. При этом по С. И. Голоду скрытым основанием для такой типологии становилось отношение власти (доминирование-подчинение). При доминировании отца семья считается традиционно-патриархальной, при доминировании капризов и/или интересов ребёнка – детоцентрической, при равенстве супругов и подчинённом положении детей – супружеской или эгалитарной (Голод С. И.,2009). Можно сказать, что за XX столетие Россия удалилась от классического понимания патриархальной семьи, несмотря на сохранение отдельных её элементов. Осознанную передачу семейных традиций от поколения к поколению сегодня почти невозможно увидеть. Современная семья, как правило, строится молодыми супругами в поисках своего пути, построенного в значительной степени на жестком отрицании опыта родителей. Лозунгом для воспитания детей и взаимоотношений с супругом часто становится фраза «не как у мамы». В случае, если перед глазами супругов есть удачный пример среди бабушек (или если старшее поколение, закалённое войнами за жизнь или хотя бы за кусок дефицитной колбасы, было сильнее, витальнее родителей), они могут пытаться копировать их модель семейных отношений, так что представляется интересным рассмотреть различные типы семейного функционирования и тех целей, к которым стремились супруги в браке на протяжении последних десятилетий истории нашей страны. При этом не менее интересным представляется именно трансформирование представлений о том, какой семьёй можно гордиться, какая семья считается «нормальной», в какой ситуации супруги могут чувствовать себя защищёнными и ценить собственный брак. В. Н. Дружинин в своей книге «Психология семьи» отмечает, что на смену семьи, основанной на частной собственности, праве наследования и домашнем воспитании детей пришли новые пролетарские идеи о семье как ячейке общества, главном оплоте коммунизма, где семья как независимый агент воспитания детей не вписывалась в тоталитарную систему (В.Н.Дружинин, 2006, с. 85-86). За социализацию детей в традиционном обществе отвечает отец, но политика советской власти как раз наоборот пыталась свести влияние отца к нулю, ответственность за воспитание детей перекладывалась на общество. (вспомним, например, Павлика Морозова), а равенство мужчины и женщины рассматривалось как достижение социализма. В этот период нашей истории мужчины сильно пострадали и в буквальном, физическом смысле. Революция, затем Великая Отечественная война. Для девушек, рождённых в 20-30х годах прошлого столетия, сам факт замужества уже рассматривался как большая удача в условиях высокой конкуренции, именно оттуда идут женские утверждения из серии «пускай плохенький, да мой». При этом во время войны в качестве объединяющего народ образа был выделен образ Родины-матери, материнство воспевалось и поощрялось, возводилось в ранг не просто естественного, но – святого. В этом «военном культе» материнства, женщины, не нашедшие себе пару среди уцелевших на войне мужчин, видимо, находили определенное основания для такой модели семьи, в которой одинокая женщина рожает ребенка «для себя» - и растит его одна, не надеясь на будущее замужество, решив обойтись без него вообще. Но вот, военные и послевоенные годы закончились, и ценность замужества для женщины в нашей стране вышла на новый уровень, сохранив, однако, признаки детоцентричности, вынужденно сформировавшиеся в женском отношении к браку за предыдущий исторический период. Если в традиционной патриархальной семье замужество становилось для женщины гарантией безопасности, обеспеченности, нового статуса в обществе, то для советской женщины, которая была наделена правами, в том числе правом собственности и постоянным заработком, в преобладающей модели детоцентрической семьи её замужество становилось пропуском в мир материнства, безусловно приемлемого и уважаемого. Эту трансформацию отношения женщин к браку хорошо описала психолог Людмила Петрановская в своей статье «Травма поколений»(Петрановская Л., 2010). «… А тут вообще мир и оттепель, и в космос полетели, и так хочется жить, и любить, и быть любимым. Впервые взяв на руки собственного, маленького и теплого ребенка, молодая мама вдруг понимает: вот он. Вот тот, кто наконец-то полюбит ее по-настоящему, кому она действительно нужна. С этого момента ее жизнь обретает новый смысл. Она живет ради детей. Или ради одного ребенка, которого она любит так страстно, что и помыслить не может разделить эту любовь еще на кого-то». Наряду с такой женской детоцентричностью, в обществе постепенно формировались и другие тенденции отношения к браку и к его смыслам. С одной стороны, неполная семья (т.е. семья, где брак фактически отсутствует) окончательно перестала быть общественно-порицаемым явлением, матерям-одиночкам государство предоставляло определенные льготы, которые должны были компенсировать женщине социальные и финансовые нагрузки, которые ей приходилось нести из-за отсутствия супруга. Но обратной стороной такого общественного принятия неполных семей, не имеющих в своей основе брачных отношений, стало общее снижение ценности брака у подрастающего поколения. Еще в конце 1960-х годов профессор ЛГУ В.Т. Лисовский зафиксировал начало изменений, происходящих с семьей в нашей стране. Он выяснял «жизненные планы ленинградской молодежи (ЖПМ)», при этом установил в числе прочих «встретить любимого человека (boy/girl friend): среди девушек таких оказалось 40,4% из общего числа опрошенных, среди юношей – 38,9% и «создать семью», соответственно 31,4 и 29,7%. Сопоставление двух ориентаций показало, что встретить любимого/любимую и создать семью для одних и тех же респондентов – события не тождественные. Еще рельефнее эти различия выступают при сопоставлении первостепенных (по важности для человека) планов: 72,9% молодых людей (независимо от пола) поставили на первое место «встретить любимого(ую) и только 38,9% – создать семью». Значит, уже в то время юноши и девушки не видели в каждом партнере будущего супруга/супруги, любовные отношения могли привести к заключению брака, но они ценны и сами по себе (Голод С. И, 2008, с. 7). Отношение к браку в современном обществе существенно изменилось по сравнению с ситуацией, которую можно было наблюдать еще 25-30 лет назад. Если раньше на вопрос: «Какую цель Вы преследуете в жизни?» – люди четко и ясно отвечали в категориях «счастливой семейной жизни»: построить собственный домик, купить автомобиль, дать детям хорошее образование, то к началу 90-х годов многие заговорили на другом языке – по необходимости неопределенном – о «самоосуществлении», «поисках идентичности», «развитии личных способностей» (Фукуяма Ф., 2005). Как отмечает Г.Крайг, сегодня у людей изменяются критерии выбора супруга и отношение к браку вообще: - вступление в брак уже не становится необходимым, растет число домохозяйств, состоящих из одного челoвека; множество молодых людей специально осознанно избирают одинокий образ жизни, как свой жизненный стиль; - уменьшается влияние родителей на выбор супруга своим ребенком (исключая те семьи, в которых вопросы наследования играют значительную рoль); - вырастают ожидания и требования молодых людей к семейной жизни; - выбор супруга основывается на основе личных качеств, а не социальных характеристик (Крайг Г, 2000). Однако, хотя отношение к браку за последние полстолетия и претерпело очень существенные изменения, семейные ценности продолжают оставаться для большинства членов общества наиболее значимыми. «Весьма распространённые на бытовом и даже научном уровнях суждения о всеобщей деградации и даже отмирании семьи на самом деле не подтверждаются данными специальных исследований. Так, в 1990 г. представителей 43 стран спрашивали, какая сфера жизни для них самая важная. На первое место (83% всех ответов) вышла семья. В одном из исследований ВЦИОМ на вопрос о понятии «патриотический долг» 40% опрошенных ответили, что для них это прежде всего забота о семье и близких. <…> Граждане постиндустриальных стран отнюдь не поддерживают идею отмирания брака и семьи» (Мудрик А. В., 2006). Таким образом, можно сделать вывод – брак по-прежнему является важнейшим общественным институтом, но в отношении к нему, за несколько последних десятилетий произошел существенный сдвиг: если раньше при выборе супруга акцент делался на его социальном положении, то сегодня во главу угла ставятся его личные качества. Супруги, еще с добрачного периода, и потом на протяжении всей совместной жизни, ожидают от брачного партнера проявления некоего набора поведенческих черт, которые, по их мнению, должны сделать их брак счастливым. Поэтому, исследование предмета таких ожиданий представляет очевидный интерес для психологии семейных отношений.
Date: 2016-02-19; view: 561; Нарушение авторских прав |