Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Древние германцы по сочинениям Тацита
К концу 1 в.н.э. относится книга римского историка Тацита, посвященная Германии (P.Cornelius Tacitus "Germania"). Книга эта является важнейшим источником по этнографии древних германцев и содержит сведения о расселении германских племен, их общественном быте, религиозных верованиях и поэтическом творчестве. Хотя сам Тацит, по-видимому, и не бывал в Германии, он обладал широкой осведомленностью, почерпнутой из не дошедших до нас сочинений других авторов (Плиния Старшего и Тита Ливия), из официальных донесенийримских полководцев и устных рассказов римских купцов и легионеров, побывавших за Рейном. Несмотря на относительную достоверность сообщений Тацита, его освещение исторических данных нередко бывает тенденциозно и требует критической проверки. В нравственно-политических целях он часто идеализирует германцев, стремясь противопоставить их первобытно-патриархальные нравы моральному разложению рабовладельческой аристократии Рима. Переселения германцев, приведшие к столкновению с римлянами, объясняются особенностями их экономического и общественного строя. Германцы в эпоху Цезаря и Тацита жили в условиях патриархально-родового строя. "Род" обозначается в германских языках словом гот. kuni, двн. kunni, одного корня с лат. gens, греч. genos "род". Германcкое племя является совокупностью родовых объединений. По свидетельству Цезаря, германцы селились "по родам и родственным группам". Это подтверждается многочисленными местными названиями на – ingen/-ungen (Reutlingen, Eppingen, Kissingen, Morungen и другие). Суффикс – ing/ -ung служит в германских языках для обозначения родовой связи, общности происхождения (Каролинги, Меровинги, Нибелунги и другие); формы на – ingen/ -ungen представляют дат. множ. с местным значением: Eppingen-"bei den Leuten von Eppo" (ср. славянские местные названия на "-ичи" того же типа: Боровичи, Климовичи, Барановичи и другие). Родовым строем была порождена обязанность кровной мести, котoрую мы находим у древних германцев, как и у других народов, находящихся на той же ступени обществ, развития. Многочисленные упоминания о кровной мести встречаются в исландских сагах. Смягчением родовой мести является "вира" - Wergeld (от двн. wer, гот. wair "муж") - выкуп, получаемый родом за убийство или увечье родича. При господстве у германцев патриархально-родовых отношений могут быть отмечены отдельные пережитки более древнего материнского рода (матриархата). По словам Тацита, "у германцев сыновья сестер в такой же чести у дяди, как и у отца. Некоторые считают этот вид кровной связи теснее и священнее и при взятии заложников предпочитают именно их, так как при этом и обязательство держится прочнее, и охватывается более широкий круг домашних". Однако наследуют по отцовской линии, хотя при отсутствии детей могли наследовать братья и дяди не только с отцовской, но и с материнской стороны. Характерно, что в песнях древнескандинавской "Эдды" двоюродные братья называются systrungar - буквально "дети сестер" (ср. также нем. Geschwister (от Schwester), имеющее значение "братья и сестры"). У Цезаря есть описание глубоко архаичного германского обычая, существовавшего у свевов: гадание и узнавание воли богов, даже по военным вопросам, находилось в руках старых женщин-матрон (matres familiae). Основой хозяйства древних германцев являлись скотоводство и примитивное переложное земледелие. Германцы во времена Цезаря, согласно его свидетельству, "мало занимаются земледелием, и большая часть их пищи состоит из молока, сыра и мяса". Значение скота, как главного богатства германцев, подтверждается данными языка: слово "скот" (двн. fihu, гот. faihu "Vieh")в большинстве древних германских языков употреблялось также в значении "имущества", "денег"; такое же значение имело, вероятно, первоначально и слово Schatz (гот. scatts, двн. scaz), которое одного корня с русским "скот". Как сообщает Цезарь, у свевов земля находилась еще в общинном владении и обрабатывалась совместно родовым коллективом: "раздельной или частной пашни у них нет совсем, но должностные лица и предводители ежегодно отводят родам и родственным группам где и сколько окажется нужным земли и через год побуждают переходить на другое место. " Во времена Тацита германцы, стесненные римлянами в своих передвижениях, окончательно переходят к оседлости. Земледелие приобретает в их хозяйстве несколько большее значение, но скот продолжает оставаться главным достоянием. Существует обработка земли отдельными семьями с ежегодным переделом земли. При этом "община каждый год запахивала другой участок, а пашню прошлого года оставляла под паром или совсем давала ей зарасти". Общественный строй древних германцев соответствовал высшей ступени патриархально-родового общества и носил характер военной демократии. Высшая власть в родовой общине или в племени принадлежала народному собранию, которое называлось *þing (нем. ding). Все взрослые мужчины, способные носить оружие, имели равное право на участие в народном собрании и на его судебную защиту в форме "кровной мести" или " виры". Кроме того, по Тациту, повсеместно существовал совет старейшин, решавший более мелкие дела и подготовлявший более крупные для народного собрания. Родовые и племенные старшины обозначались словом kuning " König " (позже - "король"), производным от kuni - "род". Такие старейшины выбираются обыкновенно из одной и той же знатной семьи; впоследствии власть их становится наследственной. Рядом со старейшиной (лат. princeps) существует племенной вождь, военачальник (лат. dux), который выбирается на время похода: двн. herizogo " Herzog " (от двн. heri " Heer " и ziohan " ziehen " в смысле "водить" - буквально: "воевода"). Такой предводитель, прославившийся своими подвигами, собирает вокруг себя дружину (герм. druht, двн. truht), состоящую из молодых воинов, жаждущих добычи и связанных со своими начальниками (герм. druhtîn, двн. truhtîn) взаимной верностью. Эти дружины кормились постоянными войнами, разбойничьими набегами и грабежами. Германцы служили наемниками в римских войсках и телохранителями римских императоров. Такие дружины содействовали появлению королевской власти и в эпоху великого переселения народов послужили началом упадка старинной народной свободы и одним из элементов будущей феодальной знати. Таким образом, внутри патриархального родового общества древних германцев уже намечается процесс социальной дифференциации, как предпосылка будущих классовых отношений. Рядом с основной массой свободных существуют рабы (военнопленные), трудом которых пользуются при обработке земли, и выделяется родовая знать (лат. nobiles). Последние обозначаются словом edel (двн. edile) "благородный", "знатный", которое связано с Adel (двн. аdal) "благородный род" и с uodal "земельное владение". Начало частной собственности на землю в условиях длительной оседлости, военная или просто награбленная добыча, владение рабами, более крупные стада - все это создавало предпосылки для имущественного неравенства и связанного с ним разложения родовых отношений. В результате дальнейших сдвигов в хозяйственной и общественной жизни, до сих пор недостаточно освещенных за отсутствием исторических источников, мы видим в 3 в. существенные изменения в политическом строе германцев: исчезают многочисленные мелкие родоплеменные объединения эпохи Цезаря и Тацита (сугамбры, тубанты, марсы, бруктеры и многие другие), они поглощаются большими племенными союзами и народами франков, алеманнов, саксов и пр., нередко весьма пестрыми по составу, с наследственной королевской властью, с зачатками военной знати - будущей феодальной аристократии. "К середине 3 в. германские племена между Эльбой и Рейном, до того бессильные и спивавшиеся, стали образовывать военные союзы. Так, на базе древних племен, уже превратившихся в реликты и неспособных отразить наступление римской армии Германика, даже после удачного истребления трех легионов Вара в Тевтобургском лесу, возникли новые этнические образования с условными названиями: франки – свободные, саксы – ножовщики, алеманы – сброд, свевы – бродяги. Это были организации, созданные исключительно для войны, то есть военная демократия, уживавшаяся в Европе с родовым строем, так как некоторые племена сохранили родовой строй"
Date: 2016-02-19; view: 420; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|