Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и значение самостоятельной работы при получении высшего образования





 

1. Самостоятельная работа студентов

1.1 Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации (диверсификация высшего образования, введение образовательных стандартов, внедрение системы педагогического мониторинга и т.д.).

В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др.) рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане. Однако особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов - целостная педагогическая система, учитывающая индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.

1.2 Основные понятия и определения

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой даже, несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку.

Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше”. Не всегда делается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ (иногда за плату), а так же списывание и шпаргалки на контрольных мероприятиях. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.

1.3 Мотивации самостоятельной работы студентов

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу. Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение (”метод погружения”). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.

 

Самостоятельная работа, это - плановая деятельность учащихся по поручению и под методическим руководством преподавателя. Самостоятельная работа предполагает не только освоения курса дисциплины, но вместе с тем помогает освоению навыков самостоятельной учебной и научной работы и осознанию ответственности процесса познания. Поэтому самостоятельная работа является основным эффективным способом подготовки квалифицированного специалиста. Правильно организованная самостоятельная работа способствует углублению и пополнению знаний студентов, освоению ими навыков и умений овладевания знаниями, формированию интереса к познавательным действиям, освоению методов и приемов познавательного процесса, развитию познавательной деятельности у студентов, повышению культуры самостоятельной работы, создает условия для их творческой и научной деятельности.

Самостоятельная работа имеет и воспитательный аспект. Она способствует развитию у студентов таких личных качеств, как целеустремленность, заинтересованность, исследовательская деятельность.

При озадачивании студента самостоятельной работой преподаватель должен учитывать уровень их подготовки, доступности для их понимания содержания учебного материала. В соответствии с этим должны выдерживаться следующие требования:

Сложность осваиваемых знании должна соответствовать уровню развития учащихся (Л. Выготский);

Стандартизация заданий в соответствии логической системе курса дисциплины;

Объем задания должен соответствовать уровню студента;

Задания должны быть адаптированными к уровню студентов и т.д.

Проблему самостоятельной работы студентов в ВУЗах исследовали С. Архангельский, М. Герунов, С. Зиновьев, П. Пидкасистый, И. Лернер, В. Беспалько и другие ученые. В их исследованиях рассмотрены проблемы творческой мыслительной деятельности будущих специалистов, их увлеченности наукой, методов и приемов профориентационного обучения, процессов познания, самостоятельной работы студентов и их характера, основ учебного процесса и подготовки студентов к самостоятельному овладеванию знаниями.

Самостоятельная работа в высшей школе это часть учебного процесса, метод обучения, прием учебно-познавательной деятельности, комплексная целевая стандартизованная учебная деятельность с запланированными видом, типом, формами контроля.

Деятельность преподавателя в проведении самостоятельной работы:

Определение цели и задачи работы;

Определение преподаваемого знания и навыков;

Организация деятельности;

Планирование самостоятельной работы;

Подготовка учебно-методических указаний;

Определение формы контроля самостоятельной работы и т.д.

Результативность самостоятельной работы тесно связано ее организацией. Организационные работы распадаются на организационно-методические и научно-методические работы.

Мероприятия проводимые по организационно-методическим работам:

Планирование самостоятельной работы, составление графиков;

Определение времени требуемое для выполнения задания самостоятельной работы;

Обеспечение учебно-методической литературой;

Подготовка технических средств обучения;

Определение формы контроля знаний и время ее проведения.

Мероприятия проводимые по научно-методическим работам:

Ознакомление студентов методами работы с учебным материалом;

Подготовка необходимых форм документации;

Методическое руководство самостоятельной работе;

Анализ результатов самостоятельной работы и т.д.

Так как самостоятельная работа тесно связана с учебным процессом, ее необходимо рассмотреть с двух аспектов:

1. Аудиторные самостоятельные работы;

2. Внеаудиторные самостоятельные работы;

1) К аудиторным самостоятельным работам относятся лекционные, практические и лабораторные занятия.

2) К внеаудиторным самостоятельным работам относятся дополнение лекционных материалов, подготовка к семинарским занятиям, выполнение рефератов, домашних заданий, подготовка и выполнение курсовых и дипломных работ. Собственно самостоятельная работа состоит из слушания лекций и ее записи, работы с текстом, написания конспектов и тезисов, подготовки к семинарам, участия в кружковой и научной работе и других видов деятельности студента.

На занятиях по дисциплине "География" для развития самостоятельной деятельности учащихся выполняют важную роль факультативные занятия и недели дисциплины, разные тематические вечера. Чтобы развивать навыков самостоятельной работы необходимо правильно планировать факультативные занятия. Потому что, современные факультативные занятия являются дополнительными занятиями классных уроков. Факультативные занятии должны побуждать учащихся к самостоятельным поисковым работам. На классных занятиях теоретические материалы должны преподаваться с точки зрения географической науки, а на факультативе эти же материалы должны обсуждаться с точки зрения русской и зарубежной географической наук. Такой подход дал бы неизмеримо большой результат для обогащения кругозора учащихся. Этого принципа мы должны придерживаться и при выборе художественной литературы по теме урока.

В общем, в деле привития навыков самостоятельной работы учащимся имеют важные значения проведения плановых географических недель. Приурочивая недели географии ко дням и месяцам рождения таких великих географов, как Х. Колумб, А. Веспуччи и др. можно наиболее глубоко изучить их деятельность. Учащиеся изучают их труды, пересказывают, выучивают наизусть, анализируют, пишут сочинения, чертят карты, на уроках-диспутах и на уроках-концертах показывают инсценировки, играют в разные игры, пишут статьи и рефераты, делают доклады, проводят встречи. Такие недели оставляют неизгладимые впечатления в сердцах у учащихся. Во время проведения таких внеурочных работ учащиеся выпускают стенгазеты, пишут сочинения на свободные темы, чертят различные карты, что является самостоятельной поисковой работой учащихся. Учитель консультирует, собеседуя руководствует и указывает путь при выборе модификации самостоятельной работы, их методов, приемов и подборке необходимой литературы. Знающий и опытный учитель никогда учащимся не навязывает свои суждения, наоборот слушая своих учеников, корректирует их выводы, укрепляет их уверенность в себе, ограничивается арбитражными и консультативными функциями. Особенно можно выделить проводимые в младших классах такие тематические вечера, как "Золотая осень", "Зима", "Наурыз". Выучивание стихотворений наизусть и их художественное чтение, проведение конкурсов сочинений, проведение экскурсий в природу, выпуск стенгазет и тому подобные мероприятия предполагают творческую поисковую работу, их самостоятельное видение.

Чтобы обеспечить учащимся широкое познание, самостоятельного взгляда к окружающему миру, большого багажа литературного знания и эрудированности, каждый урок должен обеспечить им богатые научные сведения для сравнения.

Кроме того, накануне праздников "День Республики", "Ден Независимости" проведение конкурсов сочинений и вечеров по следующим примерным тематикам: "Я - казах, тысячи раз погибавший и, воскресший тысячи раз", "Песнь о Свободе", "Чтобы крепко основать Свободу…" побуждают учащихся к самостоятельной работе, помогают становлению их самостоятельных суждений.

Таким образом, резюмируя вышесказанное мы можем утвердить, что будущее нашей свободной страны учится в стенах средних школ. Учителя предпринимают все возможные меры для их роста и становления личностями с широкими и глубокими познаниями, здоровыми, верными сынами своего народа готовые к борьбе для своей Родины. Для этого нужно развивать такие формы работ, которые формируют у учащихся чувство ответственности, тягу к знаниям.

 

Date: 2016-02-19; view: 3413; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию