Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и формы лекций, методика чтения лекций





 

Традиционная вузовская лекция обычно имеет несколько разновидностей.

 

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе дисциплин.

 

Важно связать теоретический материал с практикой будущей работы специалистов. Рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях. Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

 

Загрузка...

 

Информационная лекция. Предполагается, что преподаватель в систематизированном виде сообщает новые знания, а также разъясняет новые термины и понятия, составляющие главное содержание курса.

 

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психологическое обучение показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал.

 

Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм.

 

Лекция вдвоем. Эта разновидность лекции заключается в том, что в диалоге двух преподавателей происходит обсуждение теоретических и практических вопросов дисциплины, в процессе дискуссии осуществляется совместное решение проблемы.

 

Необходимо, чтобы:

 

- диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии,

 

- втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы.

 

Преимущества такой лекции:

 

- наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор;

 

- выявляется профессионализм педагога.

 

Лекция-визуализация. Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

 

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны обеспечить:

 

- систематизацию имеющихся знаний;

 

- усвоение новой информации;

 

- создание и разрешение проблемных ситуаций;

 

В визуальной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией.

 

Основные трудности подготовки такой лекции - в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции.

 

Необходимо учитывать:

 

- уровень подготовленности и образованности аудитории;

 

- профессиональную направленность;

 

- особенности конкретной темы.

 

Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать и называть их в конце.

 

На разбор ошибок отводится 10—15 минут. Лекция выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала. Данная лекция призвана:

 

- активизировать внимание студентов;

 

- развивать их мыслительную деятельность;

 

- формировать умение выступать в роли экспертов.

 

Лекция-пресс-конференция. Преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.

 

Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формируются ответы.

 

В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

 

Такую лекцию можно проводить:

 

- в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его модель: установки, возможности;

 

- в середине темы, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизации знаний;

 

- в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

 

Рассмотрим методические аспекты подготовки к этому виду учебных занятий.

 

Методика подготовки к лекции

 

Лекции по психологии должны иметь: формулировку темы, содержать план, список литературы, текст лекции с четкой структурой и логикой изложения.

 

Темы лекций определяются в соответствии с рабочей программой и тематическим планом. При этом необходимо, чтобы четко прослеживалась связь между темами отдельных лекций.

 

План лекции включает наименование основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить основой для составления экзаменационных билетов.

 

Список литературы должен состоять из основных источников по курсу, с учетом их новизны, тиража, ориентации на последующие практические занятия и самостоятельную работу с литературой. (Более общее и принципиальное отобрать для лекции, а все частное и детальное может быть отнесено на практическое занятие).

 

Написание текста лекции – основной этап подготовки к лекции. Научная теория и учебный предмет – не одно и то же. Методика чтения лекции – это не просто хороший пересказ известной лектору теории, а ее умелая адаптация к запросам и возможностям конкретной аудитории. Искусство лектора при подготовке к занятию помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания — все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

 

При составлении конспекта лекции следует учитывать уровень подготовки аудитории. Если студенты впервые изучают психологию, то нужно предусмотреть фактические данные (жизненные примеры, цифры), которые помогут доходчиво объяснить материал. Кроме того, обязательно нужно продумать, какие научные понятия ввести в учебный оборот и как их разъяснить. Последнее особенно важно по той причине, что в определениях встречаются слова, значение которых может быть воспринято в житейском смысле.

 

Таким образом, чтение лекции – это серьезная работа, зависящая не только от дисциплины, содержания материала, но мастерства лектора.

 

Встают вопросы, какими приемами и методами добиться того, чтобы содержание лекции было усвоено.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

 

1.Содержание

 

Научность и информативность, соответствие современному уровню развития науки, различные концепции, связь с предыдущим материалом, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств,

 

2.Методика чтения

 

Четкая структура и логика раскрытия последовательно раскрываемых вопросов, доказательность и аргументированность, активизация мышления, выделение главных мыслей, выводов доступность, аргументированность, использование наглядных пособий,.

 

3.Руководство работой студентов

 

Темп, повтор, шутки, контакт

 

4.Лекторские данные

 

Знание предмета, эмоциональность, голос, дикция, культура речи, внешний вид.

 

5.Результативность

 

Информационная ценность, воспитательный аспект, достижение дидактических целей.

 

Date: 2016-02-19; view: 6778; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию