Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познавательные элементы лекции: факты, их анализ и систематизация
3.Приемы активизации познавательной деятельности студентов и управления их вниманием на лекции. В основной части лекции достаточно эффективными являются следующие приемы активизации познавательной деятельности студентов: логико–композиционные (инверсия (наоборот), контрастное сопоставление, «интригующее» начало, прерывистое изложение тезиса, экспрессивное заключение); психолого–педагогические (привлекательная форма объявления лекции, проблематизация ее содержания, вопросно–ответный ход рассуждений, рассмотрение проблемных ситуаций, опора на неопровержимые факты и убедительные примеры, использование литературных образов и цитат); аудиовизуальные (использование структурно–логических схем, таблиц, графиков, кинофрагментов, картин, плакатов, аудио – и видеозаписей, материализованных моделей изучаемых объектов); речевые (использование разносторонней лексики, художественность изложения, интонационная выразительность и пр.). Приемы управления вниманием студентов в ходе лекции: 1. Голосовые приемы. Для того, чтобы активизировать внимание аудитории, достаточно усилить речь или изменить тон. После восстановления внимания – возвратиться к нормальному тону, т.к. резкое и длительное повышение голоса может быть расценено как свидетельство нервозности преподавателя. Иногда используется и обратный прием – понижение голоса до шепота. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно его замедлением, а также «укрупнением» речи, т.е. увеличением значительности слов и фраз путем произношения «вразрядку», сохраняя при этом логическую стойкость фразы. 2. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине лекции способна оказать «гипнотизирующее» воздействие, сосредотачивая внимание аудитории на наиболее важной для усвоения информации. 3. Жест и движение. Указывающий жест, движение в сторону аудитории помогают сосредоточить внимание, особенно в сочетании с другими приемами. Вместе с тем шаг назад, от аудитории, дает определенную разрядку, воспринимается как определенная информационно–смысловая пауза. 4. Вопросы, которыми прерывается речь, также активизируют внимание, заставляя размышлять над аспектами обсуждаемой проблемы вместе с преподавателем. 5. Обращение к аудитории, повторяемое время от времени, способствует переключению и удержанию внимания. 6. Неожиданное прерывание начатой мысли и возвращение к ней спустя определенное время. Данный прием способствует генерированию интереса студентов в направлении ее завершения. 7. Наглядные средства, обладая собственной научно–познавательной значимостью, является эффективным способом переключения внимания за счет варьирования различных модальностей (например, смена слухового восприятия – зрительным). 8. Диалог. Его применение оправдано, если имеется достаточно времени и можно перейти к совместному обсуждению с обучающимися рассматриваемого вопроса. 9. Юмор является одним из наиболее эффективных средств психологической разрядки.
|