![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Современные течения и школы сравнительного правоведения
Под современным сравнительным правоведением имеют в виду его отвечающую современному духу времени содержательную сторону — его наиболее актуальные идеи и принципы, активно "работающие" в системе компонентов сравнительного правоведения, независимо от времени их возникновения; его сложившуюся к настоящему времени внутреннюю структуру (состав, строение), характер установившихся отношений его с внешним миром, наконец, отвечающую нынешним академическим и практическим потребностям методологию. К. Цвайгерт и X. Кетц склонны считать датой его возникновения 1900 г. — год проведения первого в мире Международного конгресса сравнительного правоведения.. Другие авторы исходят из того, что современное сравнительное правоведение ведет свой "отсчет " c 1869 г. — год возникновения Общества по изучению сравнительного законодательства во Франции и появления первых в мире кафедр по изучению и преподаванию "сравнительной юриспруденции" в Кэмбридже и Оксфорде — в Англии. Настаивая на возникновении современного сравнительного правоведения именно во второй половине XIX в., а не раньше и не позже, некоторые ученые связывают его не столько с формальными датами или локальными событиями (создание общества, открытие кафедры и т. п.), сколько с глобальными компаративистскими процессами, происходившими в данный период в науке и академическом мире. Стадии развития сравнительного правоведения по Дж. Майда 1-я II половина XIX — начало XX в - получили широкое распространение идеи Ламберта и Салея о так называемом "droit commun lйgislatif", послужившие своеобразным импульсом для "международной унификации права". 2-я 20—40-е XX - стадия развития и довольно широкого распространения мнения среди ученых-компаративистов о том, что сравнительное правоведение — это не отдельная наука, не самостоятельная отрасль знаний, а лишь особый сравнительно-правовой метод исследования. 3-я конец 40—50-х годов предпринимаются попытки исследования его в практическом плане как "инструмента" решения повседневных практических задач и уделяется повышенное внимание сравнительно-правовому образованию, особенно в Европе и Америке. 4-я с 60-х гг ассоциируется с целенаправленной разработкой компаративистами разных стран и в первую очередь известным французским ученым Рене Давидом доктрины "великих систем" — правовых семей. Характеристики современного сравнительного правоведения 1. завершение процесса становления сравнительного правоведения и государствоведения как относительно самостоятельной отрасли знаний и академической дисциплины. сравнительные исследования в области государства и права превратились из эпизодических в систематические. 2. беспрецедентное за все годы его существования, расширение сферы и географии его распространения и влияния. распространяет свое влияние фактически на все сферы общественных отношений, опосредуемых нормами права. в мире практически нет такого государства или региона, где бы не развивались или не использовались идеи сравнительного правоведения. в настоящее время юристами-теоретиками и практиками все большее значение придается поиску их общих основ и корней, первостепенному выявлению общностей сравниваемых правовых систем, нежели особенностей 3. его глобализация, повсеместная институционализация, его институциональное оформление. создаются в ряде стран ассоциации или общества по изучению проблем сравнительного правоведения, открываются новые специализированные кафедры и институты. Регулярно проводятся международные конгрессы, конференции и симпозиумы по сравнительному правоведению. Институционализация сравнительного правоведения охватила практически все без исключения европейские и неевропейские страны и приобрела постоянный характер. 4. отличается от прежних этапов его эволюции более глубокой и разносторонней разработкой проблем сравнительного правоведения и государствоведения, ярко выраженным стремлением к созданию на основе ранее собранного и обобщенного эмпирического материала цельной концепции сравнительного правоведения. В юридической литературе за последние десятилетия предпринимались многочисленные попытки создания "теоретической структуры" сравнительного правоведения, решения проблем определения статуса данной отрасли знаний и дисциплины, создания ее понятийного аппарата, установления выполняемых ею функций и решения стоящих перед сравнительным правоведением академических и практических задач, определения его методологии, установления места и роли сравнительного правоведения среди других юридических и неюридических наук и др.
Сравнительное правоведение зародилось первоначально как сравнительно-историческое; оно развивалось в ряде стран, в том числе в Германии и России. в качестве самостоятельной научной дисциплины сравнительное правоведение оформилось только во второй половине 19 века. Важнейшими событиями для развития новой науки стали основание в 1869 годуфранцузского общества сравнительного законодательства и проведение в 1900 году 1-го Международного конгресса сравнительного права. С начала 20 векакафедры сравнительного правоведения стали появляться в университетах Франции и некоторых других западных стран. После Второй мировой войны возникает много периодических изданий, посвященных сравнительно-правовым исследованиям. Так, в 1949г в Париже основан «Международный журнал сравнительного права» · Историческая школа права(Савиньи ). Заложили основу исторического метода в науке. Выделялось 2 направления в зависимости как понималось соотношение немецкого и римского права: романисты и германисты. Право настолько связано с развитием данной нации и народа, что оно не может быть использовано другим народом. Любое правовое заимствование не может вступить в противоречие с собственным «народным духом. Исторической школе противопоставлялось 2 течения. 1ое исходило из кантианских идей- представитель А. Фейрбах. Основываясь на кантианских идеях, Фейербах выступал одновременно и против национализма исторической школы права, и против универсализма естественно-правовой доктрины. Он широко использовал сравнительный метод в сфере уголовного законодательства как в теоретическом, так и в практическом плане и пытался создать науку сравнительного права, которую трактовал как всеобщую историю права. 2ое направление тяготело к Гегелю и было представлено гейдельберской школой( Тибо, Ганс,Цахарие). В рамках этой школы позднее получает развитие сравнительно-этнологическое правоведение(Пост и Колер). Против исторической школы права выступил и другой представитель южнонемецкой школы – профессор Гейдельбергского университета К. Цахарие. Он придавал большое значение иностранному праву и кодификации, особенно Французскому гражданскому кодексу 1804 г. Наряду с французским правом Цахарие уделял внимание местным партикулярным правовым системам и римскому праву. Его основной труд назывался «Учебник французского права». В нем он рассматривал французское право на широкой историко-философской основе. Это была одна из самых известных книг века. Если в первом издании она состояла из двух томов, то во втором – уже из четырех. Книга имела большой резонанс не только в Германии, но и во Франции, и в Италии, что подтверждается ее переводами и многократными переизданиями в этих странах. Она как бы перебросила мост между немецкой и французской юридической наукой. · Французская школа. Эпицентр сравн. правоведения переместился в перв. пол. 19 века во Францию. Школа экзегезов (французская юридическая наука, в которой доминировал позитивизм). В 1869 г. создается Общество сранвительного законодательства. Однако постепенно теоретический уровень французской компаративистики отходит от уровня экзегезов и на пороге XXв. в ней создаются значительные теоретические конструкции. Здесь прежде всего нужно обратиться к работам Р. Салеиля. Взгляды Р. Салейля на сравнительное право были обусловлены двумя факторами. Во-первых, Кодекс Наполеона 1804 г. к концу XIXв. существенно устарел и его «стерильное» толкование представителями школы экзегезов изжило себя. Во-вторых, значительное влияние на Р. Салейля оказало учение Р. Иеринга, и особенно тезис о том, что право непрестанно эволюционирует, приспособляясь к динамизму социальной жизни.
В дореволюционной России значительное внимание сравнительно-правовому методу и изучению иностранного законодательства уделяли Виноградов, Коркунов, Муромцев. Значительный вклад в развитие российского сравнительного правоведения в современный период Марченко, Сюкийнен (мусульмаснкое право).
К середине XIX в. в Европе начинают формироваться школы сравнительного правоведения. Во Франции сравнительное правоведение оформилось в самостоятельное научное направление к концу XIX в., с учреждением в Колледже де Франс специальной кафедры Общей истории и философии сравнительного законодательства. Вклад в становление и развитие науки сравнительного правоведения во Франции внес учрежденный в 1834 г. «Журнал зару- бежного и французского законодательства и политической экономики». В 1900 г. в Париже был проведен первый Конгресс сравнительного права, в котором приняли участие представители многих европейских государств. Результатом этого Конгресса стала формулировка концепции сравнительного права как правовой науки. В начале XX в. французская школа сравнительного правоведения играла ведущую роль в мире. В 1924 г. была образована Международная академия сравнительного права, а с 1949 г. выходит «Международный журнал сравнительного пра- воведения». Французским ученым Р. Давидом бала обоснована в его работе «Основные правовые системы современности» концепция деления национальных правовых систем на правовые семьи. После ее издания во многих университетах появился специальный учебный курс «Основные правовые системы современности» [14, с. 70]. На юге Германии в начале XIX в. формируется гейдельбергская школа права, которая «рассматривала иностранное право не только как объект юридического знания, но и как инструмент улучшения законодательным путем национального права» [15, с. 64]. С 1829 г. в Гейдельбергском университете издается «Критический журнал правоведения и законодательства зарубежных стран», который описывал иностранное право. Естественно-правовая школа под руко- водством Савиньи также издавала свой журнал «Журнал исторической юриспруденции». При разработке фундаментальных немецких законов, таких как Германское Гражданское Уложение 1900 г., Торговый Кодекс 1861 г., законодатели обращались к материалам сравнительного правоведения − законам земель Германии, Франции. В конце XIX в. в Германии были сформиро- ваны Ассоциация сравнительной правовой и политической науки и Международная ассоциация сравнительного правоведения и политической экономики [16, с. 71]. Заметную роль в развитии сравнительного правоведения Германии сыграл Э. Рабель. В 1916 г. он основал при Мюнхенском университете Институт сравнительного права, после войны он был переименован в Институт Маркса Планка по сравнительному и международному частному праву. Сегодня он находится в Гамбурге. Рабель был одним из авторов первого проекта единообразного закона о международ- ной купле-продаже товаров, положенного в основу Гаагской конвенции 1964 г. [17, с. 71]. В Великобритании развитие сравнительного права шло достаточно медленно. В конце XIX в. в Оксфордском университете под руководством профессора Г. Мэна была создана кафедра истории права и сравнительного права, которая занималась, однако систематизацией английского и американского статутного права. В 1894 г. было основано Британское общество сравнительного законодательства, которое выпускает «Журнал сравнительного законодательства и международного права» [18, с. 81]. В США процесс развития сравнительно-правовой науки шел из-за географической удаленности от Европы, отсутствия высокообразованных юридических кадров медленнее всего. Первые исследования появились в начале XIX века. В 1907 г. было образованно Бюро сравнительного права, которое издает первый сравнительно-правовой журнал. В 1951 г. учреждается Американское общество сравнительного права, а с 1952 г. начинается издание «Американского журнала сравнительного права». В настоящее время в США во всех юридических университетских центрах преподаются курсы сравнительного правоведения. Школы сравнительного правоведения создавались и во многих российских вузах: в Московском государственном университете, Московском государственном институте международных отношений, в Институте государства и права Российской академии наук, в Московской государственной юридической академии. Во многих вузах были созданы специальные кафедры и лаборатории для социально- правовых исследований и сравнительного правоведения. В Институте международного права и экономики в 2000 г. был образован Центр сравнительного правоведения. В Юридическом институте Сибирского федерального университета впервые в 1998 г. было открыто Отделение сравнительного правоведения. В 2000 г. было организовано Российское общество сравнительного правоведения, объединившее многих ведущих ученых и правоведов в области сравнительного правоведения. На базе Института государства и права РАН действует Ассоциация сравнительного правоведения. С 2005 г. Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ издается «Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения», на страницах которого публикуются работы ведущих российских и зарубежных компаративистов.
Date: 2016-02-19; view: 3955; Нарушение авторских прав |