Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цели, задачи и функции сравнительного правоведения
Сравнительное правоведение как самостоятельная наука и учебная дисциплина имеет три главные цели: 1) научно-познавательную; 2) практико-прикладную; 3) учебно-воспитательную. Научно-познавательное значение сравнительного правоведения связано с необходимостью полнее осмысливать новые явления и ведущие тенденции в развитии правовых систем современности, выявлять основные закономерности правового развития, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом. Сравнительное правоведение – важный фактор обогащения и развития общей теории права и отраслевых юридических наук, расширения научного кругозора и повышения правовой культуры. В практико-прикладном отношении сравнительное правоведение весьма значимо в правотворческой и в правоприменительной деятельности, а также в международно-правовой практике (при подготовке и толковании международно-правовых актов). Сравнительное правоведение играет важную роль в изучении как позитивного, так и негативного юридического опыта, накопленного за рубежом. Сравнительное правоведение охватывает не только вопросы общей теории права, но и проблемы отраслевых правовых наук и тем самым приобретает межотраслевой характер. Следует особо подчеркнуть, что сравнительное правоведение выступает как важная форма развития международных связей. Учебно-воспитательная роль сравнительного правоведения связана с необходимостью повышения общей культуры студентов. Сравнительное правоведение несёт высокий заряд правовой культуры, активно способствует выработке юридического мышления, дает необходимые юристу знания. функции любой науки, в том числе и сравнительного правоведения, отражают основные направления, через которые проявляется их сущность и содержание, а также необходимость их существования. По мнению Ю.А. Тихомирова, сравнительное правоведение включает в себя выполнение таких функций как: информационная, аналитическая, критическая, интегративная и доминантная. Оно служит законотворческой и правоприменительной практике, правильному освоению зарубежных доктрин и практики, а также юридическому образованию. информационная (получение точных сведений о качественных моментах зарубежного права и их использование в отечественной юридической практике); аналитическая (обнаружение истоков правовых явлений в зарубежных системах права и выявление тенденций их развития); интегративная (четкая ориентация в разработке способов гармонизации и сближения правовых систем); критическая (конструктивный анализ отдельных институтов зарубежного права и его сопоставление с аналогичными институтами российского права); пропагандистская (информирование о значимости правовой системы страны). Функции сравнительного правоведения можно условно разделить на две большие группы: Теоретические функции, обеспечивающие качественный рост в развитии не только сравнительно-правового, но и всего юридического знания в целом. Данные функции обеспечивают теоретическое осмысление закономерностей происхождения и эволюции правовых систем, что способствует изучению не только национального права, но и определению его места в системе правовых семей (систем). Реализация теоретических функций способствуют развитию теоретических основ сравнительного правоведения, что является вкладом в развитие юридической науки в целом. Практические функции сравнительного правоведения направлены как на решение конкретных задач правовой практики, возникающих перед различными правовыми системами в отдельности, так и перед целыми правовыми семьями. Реализация этих функций способствуют гармонизации и унификации правовых норм национальных правовых систем, разработке нормативноправовых актов с учетом зарубежного опыта, т.д.
Гносеологическая функция выражается в том, что любая юридическая наука направлена на познание окружающего мира. Сравнительное правоведение изучает правовые системы, связывая его с такими цивилизационными явлениями, как культура, религия, политика, идеология, традиции и др. Методологическая функция сравнительного правоведения выражается в том, что в рамках данной науки нарабатывается большой методологический потенциал, необходимый для проведения сравнительно-правовых исследований. Поскольку осуществление сравнительно-правовых исследований является необходимым условием при изучении объектов и предметов различных наук, то выработанный методологический арсенал в рамках сравнительного правоведения играет важную роль в этом процессе. Интеграционная функция сравнительного правоведения, т.е. функция оптимизации развития национальных правовых систем, предопределена курсом государства или государств, межгосударственных объединений на сближение правовых систем с помощью гармонизации национальных законодательств и унификации правовых норм. Сравнительное правоведение вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, юридической практики и др., тем самым обеспечивает успешность и результативность интеграционных процессов. Функция деидеологизации правовых доктрин и теорий, направленных на изучение правовых систем, предполагает объективный научный подход к изучению основных государственноправовых явлений в рамках сравнительного правоведения и не предвзятое отношение к ним в зависимости от политических и идеологических взглядов и интересов. Воспитательная функция приводит к развитию правосознания и правовой культуры, в результате чего правовое мышление воспринимается как важный рычаг переключения общественного сознания на общецивилизационные ориентиры. Образовательная функция реализуется через преподавание сравнительного правоведения как необходимого компонента подготовки современных специалистов в разных областях правовой практики.
Date: 2016-02-19; view: 8443; Нарушение авторских прав |