Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы социально-психологического исследованияСтр 1 из 56Следующая ⇒
Объект, предмет социальной психологии. Социальная психология — это раздел научной (теоретико-эмпирической) и практической психологии, предметом изучения которой являются взаимоотношения людей, их поведение, совместная деятельность и явления, формирующиеся непосредственно в процессе взаимодействия и общения малыми, средними и большими социальными группами. Социальная психология исследует социальную зависимость личностных качеств и особенностей. Основным понятием в социальной психологии считается понятие социальная группа — объединение людей с общими целями, ценностями, нормами поведения и интересами. Для формирования группы может быть достаточно и одного из выше перечисленных факторов Предмет и объект социальной психологии Предметом социальной психологии является исследовательская работа по изучению: · взаимосвязи психических взаимодействий людей, · различных способов влияния на отдельного человека и социальные группы, · социально-психологических характеристик человека и социальных групп как субъектов социальных отношений; · взаимосвязи деятельности и поведения людей, состоящих в социальных группах. Объект социальной психологии – отдельно взятая личность из группы, малая, средняя или большая социальная группа, межличностное или межгрупповое взаимодействие. Методы социально-психологического исследования. Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, проводимого с целью установления психологических закономерностей взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов. Основными источниками информации о социально-психологических явлениях принято считать: а) характеристики реального поведения и деятельности личности и группы (поступки и действия, вербальное и невербальное поведение, образ и стиль жизни и т. д.); б) особенности индивидуального и группового сознания: социальные установки, ценностные ориентации, оценки, мнения, убеждения, отношения, социальные представления, ожидания и т. п. в) слабоосознаваемые или неосознаваемые характеристики личности и группы (имплицитные представления, социальные стереотипы и предрассудки, архетипы и т.п.); г) характеристики продуктов материальной и духовной деятельности личности и группы; д) отдельные события жизнедеятельности личности и группы, ситуации социального взаимодействия и т. д. Среди методов эмпирического исследования наиболее широкое распространение в социальной психологии получили следующие: наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия( Социометрия — процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации ), групповая оценки личности (ГОЛ— способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы ), тесты, шкалы измерения социальных установок и аппаратурный метод. Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы сбора информаци: наблюдение, чтение документов (контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный). Наблюдение «старый» метод социальной психологии. Главная проблема обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю. Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста. Для преодоления «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ». Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается__ частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации. Опросы — распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь логика построения. Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже групповые тесты. Тест это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами. Эксперимент — один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Date: 2016-02-19; view: 470; Нарушение авторских прав |