Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Категория числа
Категория числа также является универсальной морфологической категорией. Категория числа выражает отношение к количеству предметов, лиц, в ее основе лежит противопоставление. По своему характеру категория числа – номинативная категория: за формами числа стоит реальное содержание. Числовое значение характеризует не всю лексему в целом, а часть ее словоформ. Категория числа – словоизменительная категория. При изменении числа в большинстве случаев лексическое значение не меняется (возможно появление деривационного коррелята у отвлеченных и вещественных существительных). Средства выражения числового значения. Основное средство – флексия. У несклоняемых сущ. число выражается синтаксическими средствами. Часть существительных (в основном это существительные, обозначающие предметы, подвергающиеся счету) имеет противопоставление по числу. Цветок – цветки. Сущ. с невыраженным противопоставлением по числу. Сущ-ные singularia tantum – существительные, употребляемые только в форме ед.ч. (сырье) При образовании формы мн.ч. (деривационного коррелята) наблюдается изменение ЛЗ: - действие и его результат: стрижка – стрижки; - вещество – вид вещества: вино – вина; - вещество – предмет, сделанный из вещества: мех – меха; - вещество – пространство, занятое веществом: снег – снега; Спорный вопрос: как рассматривать эти пары – как формы одного слова или как разные слова. Большинство ученых отмечает промежуточный характер данных образований. Сущ. pluralia tantum - существительные, употребляемые только в форме мн.ч. (сани, брюки). Категория падежа (КП) Специфическая именная категория. Наиболее последовательно выражена у существительных. Все имена сущ. выражают падежные значения (ПЗ). ПЗ определяется у зависимого слова: купить хлеба. На основе частных ПЗ складывается категория падежа. КП – чисто грамматическая категория, словоизменительная. КП - двусторонняя категория: 1) это номинативная категория – за словоформой стоит определенное содержание: читать книгу – объектное значение; 2) КП повернута к синтаксису, это синтаксическая категория, т.к. ПЗ возникает только в словосочетании. Т.о., КП – это межуровневая категория. Средства выражения падежного значения: - флексия (способ синтетический): читать книг -у; - флексия + предлог (смешанный способ): размышлять над тем- ой; - аналитический способ: предлог, порядок слов у несклоняемых сущ. купить пальто; - ударение: слёзы – слезы; - контекст: купить пальто, фасон пальто; - порядок слов: Мать любит дочь; Дочь любит мать. Основные падежные значения. При определении ПЗ необходимо учитывать следующее: 1. Грамматические признаки главного слова: часть речи, лексико-грамматический разряд, грамматические категории и т.д. 2. Форма зависимого слова 3. Наличие или отсутствие предлога у зависимого слова. 4. Смысловой вопрос. 1. Объектное значение (ОЗ) Отношение предмета к действию, направленному на предмет. Выражается всеми падежами. Условия формирования ОЗ: - главное слово – глагол или отглагольное сущ. - зависимое слово отвечает на один из падежных вопросов. Различают прямой и косвенный объект. Прямой объект – сущ. В.п. без предлога или Р.п. только в 2-хслучаях: в значении части от целого (выпить воду - выпить воды), если при переходном глаголе есть частица не (любить зиму – не любить зимы). Значение косвенного объекта: - значение адресата (Д.п.): рассказать другу; - орудийное, инструментальное значение: рисовать кистью. 2. Субъектное значение (СЗ) Значение лица, предмета, самого выполняющего действие. И.п, Р.п., Д.п., Т.п. Условия формирования СЗ: - главное слово выражено отглагольным сущ.: шум самолета (= самолет шумит; Не путат ь: чтение книги = читать книгу – ОЗ, чтение артиста = артист читает – СЗ!!!); - страдательным причастием: построен рабочими; - возвратным глаголом: строится рабочими; - безличным глаголом: Маше не спится; - словом нет: гостей все нет; 3. Определительное (атрибутивное значение) АЗ. Значение признака, отношения одного предмета к другому, характеризующему первый с различных сторон. Выражается всеми падежами, чаще Р.п. Условия формирования АЗ: - главное слово выражено сущ.; - зависимое слово отвечает на вопрос какой? Площадь (какая?) города – городская площадь; Стихотворение (чье?) Пушкина – пушкинское стихотворение; Платье (какое?) в клетку – клетчатое платье. Разновидности АЗ: · Значение принадлежности: дом отца. · Значение качественной оценки (выражается трехсложными словосочетаниями): писатель яркого таланта. · Значение отношения: завод металлоконструкций. · Значение носителя признака: белизна снега. · Отношение части и целого: берег Иртыша. 4. Обстоятельственное значение. Отношение предмета к действию с указанием на цель, причину, время, способ, характер протекания действия. Выражается всеми падежами, кроме И.п. Условия формирования СЗ: главное слово, как правило, выражено глаголом или отглагольным сущ. Оттенки обстоятельственного значения: - места, локальное значение (где?): жить в Павлодаре; - временное (когда?): приехать в апреле; - причинное (почему?): заплакать от радости; - цели (для чего? зачем? с какой целью?): сделать ради друга; - меры и степени (в какой степени?): увеличить в два раза; - образа действия (как? каким образом?): лететь птицей. 5. Комплетивное, восполняющее значение. Главное слово является лексически, информативно недостаточным и не может выразить своего значения без зависимого слова. Выражается Р.п., Т.п., П.п. Главное слово может быть выражено количественным числительным, глаголом-связкой. Словосочетание является нечленимой синтаксической единицей. Пять книг, казаться больным, стать учителем, состоять в партии. Date: 2016-02-19; view: 428; Нарушение авторских прав |