Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекционное занятие № 5
Тема. Морфемика современного русского языка Цель: План лекционного занятия Морфемика как раздел словообразовательной науки. Морфема и ее разновидности. Методы и приемы выделения морфем в структуре слова. Содержание лекционного занятия Словообразование - раздел языкознания, который изучает образование (или деривацию) слов от родственных, однокоренных слов и описывает установившееся формально-смысловое соотношение между производящим и производным. Словообразовательная система языка – «совокупность всех словообразовательных единиц языка в их взаимосвязи и взаимодействии как определенная область языка, общей языковой системы» (В.Н. Немченко,ОПС,145) «Под словообразовательной системой понимается совокупность словообразовательных типов языка… в их взаимодействии, а также совокупность словообразовательных гнезд…» (РГ-80,137) Словообразовательное гнездо - совокупность слов, образованных от одного корня, находящихся с ним и друг с другом в отношениях разных степеней производности. «Под словообразовательным гнездом понимается упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующаяся общностью корня» (А.Н. Тихонов, ССРЯ, т.1, 36) «Словообразовательное гнездо – это иерархически организованная, упорядоченная совокупность всех производных базового слова». (Е.А. Земская, 238) Словообразовательная парадигма - совокупность всех однокоренных слов, образованных от одного производящего. Словообразовательная парадигма – «совокупность производных, имеющих одну и ту же производящую основу и находящихся на одной ступени словопроизводства…» (е.А. Земская, 221) Словообразовательная цепочка -ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности. Словообразовательная цепь (цепочка) – «совокупность производных, упорядоченная так, что каждая предыдущая единица является непосредственно производящей для последующей… (Е.А. Земская, 221) Словообразовательная структура слова - формально выраженная производность слова, фиксирующая отношение между мотивирующей основой и словообразовательным формантом. Словообразовательное значение - семантическая разность между производным и производящим, выраженная словообразовательным формантом и регулярно воспроизводимая в рамках определенного словообразовательного типа. По степени обобщенности выделяют грамматико-словообразовательное значение (описание словообразовательного значения с учетом только частеречной семантики производного и производящего); лексико-словообразовательное значение, описываемое с учетом типовых отношений между производящими определенного лексико-грамматического класса и соответствующей семантической специализацией производных; мотивационное значение, выявляемое путем составления мотивационного перифраза. Словообразовательный тип -схема построения производных слов, отвлеченная отконкретных лексических значений и характеризующаяся тремя признаками в совокупности: а) общность частеречной принадлежности производящих и общность частеречной принадлежности производных; б) общность словообразовательного форманта; в) общность словообразовательного значения. Словообразование делится на 2 подраздела: 1. Морфемика (занимается изучением структуры слова, его значимых частей) 2. Словообразование (изучает участие морфем в образовании слов и способы словообразования) Морфемика – это раздел науки о языке, который занимается изучением минимальных, далее неделимых значимых единиц языка - морфем, а также морфемную структуру слов и их грамматических разновидностей (словоформ). Задачи: 1.выработать принципы членения слов на морфемы; 2.определить типы морфем; 3. установить принципы классификации морфем. Морфема - единица языка, выступающая как минимальная значимая часть слова (лексемы). «Под морфемой… понимается звуковое единство (т.е. звук или сочетание звуков), наделенное той или иной функцией, притом единство дробного характера, то есть такое, какое не способно существовать независимо и всегда функционирует только как часть единства более сложного слова» (Г.О. Винокур, 293-294) «Морфема – элементарный языковой знак, минимальная значимая, точнее – двусторонняя единица языка, в которой за определенным экспонентом (материальным показателем) закреплено определенное содержание (значение, функция) и которая неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством» (Ю.С. Маслов, 195) Морфема – единица двуплановая, обладающая и формой, и содержанием. Этим она отличается от фонемы, не имеющей значения, а также от слога. Не случайно морфемное членение слова (подо-ш-л-и) обычно не совпадает с его делением на слоги (по-до-шли). Наличие значения сближает морфему со словом и предложением. Поэтому, например, возможна синонимия слов и морфем: самый умный – умн- ейш -ий. Сходство морфемы со словом: 1. значимость (имеют значение); 2. воспроизводимость (можем произнести); 3. непроницаемость (нельзя вставить другую букву); 4. относительное постоянство фонемного состава. Но по ряду признаков морфема отличается от слова: 1. Слово – это единое структурное целое, его можно членить. Морфема – это наименьшая значимая единица. 2. Слово – это единство лексического и грамматического значения, принадлежит к определенной части слова. Морфема выражает либо лексическое (суффикс, приставка), либо грамматическое значение (окончание) и не принадлежит к частям речи. 3. Слово употребляется самостоятельно. Морфемы закреплены в слове. Морф -единица речи, выступающая как минимальная значимая часть конкретной словоформы. «Морф – конкретный представитель морфемы как обобщенной единицы языка…» (В.Н. Немченко. ОПМ, 60) Морф так же соотносится с морфемой, как звук – с фонемой, словоформа – со словом. Например: нос ить – нош у (два морфа одной и той же корневой морфемы) Алломорфы морфемы - разновидности одной морфемы, обладающие тождественным значением, фонематической близостью и не могущие заменять друг друга в окружении одних и тех же морфов в пределах одного и того же слова. Ср. Варианты морфемы. Алломорфы – это такие морфы, которые имеют одинаковое значение, обладают фонематической близостью, но не могут употребляться в одной и той же позиции. Например: сон [сон]/сна [сн]/во сне[сн’]; разбить [раз]/ расписание[рас]. Варианты морфемы - разновидности одной морфемы, обладающие тождественным значением, фонематической близостью и могущие заменять друг друга в окружении одних и тех же морфов в пределах одного и того же слова. Например: в цехе [е]/ в цеху[у]. Асемантическая часть слова - часть слова, выделяющаяся в его составе наряду с морфемами, но не выражающая никакого значения (см. Интерфикс, Тематический суффикс непроизводной глагольной основы, Унификс). Интерфикс - лишенная значения структурная часть слова в виде отдельного звука или звукосочетания, располагающаяся между основой и словообразовательной или грамматической морфемой и служащая формальным средством их соединения. Интерфиксы призваны устранять скопление гласных или согласных звуков. «Межморфемные прокладки, играющие в структуре слова чисто соединительную функцию, называются интерфиксами» (Е.А. Земская, 113) «Интерфиксы не являются частями морфа – ни корневого, ни суффиксального, они занимают положение между морфемами» (Е.А. Земская, 1981, 185) Интерфиксами условно можно назвать лишь соединительные гласные в сложных по составу слова» (Н.М. Шанский) Например: лес о степь, сорок а летие, себ я любие, шест и дневка, перу ан ец, пе в ец. Образец: Зон(аль)ный (зона) - является интерфиксом, т.к. выполняет прокладочную функцию и не наделен значением. Субморф - 1. Сегмент непроизводного слова. лишь по форме напоминающий морф, но не выражающий никакого значения. 2. Морф, этимологически представляющий собой значимый элемент слова, но синхронно не выделяемый. «Субморф – часть морфа, формально (по фонемному составу) совпадающая с отдельным морфом, но не выражающая в слове никакого значения» (В.Н. Немченко, ОПМ, 170) Например: бор ец (суффикс) – пал ец(часть корня). Образец: Проч(н)ый (упрочить) – является субморфом, т.к. отсекается в производном слове и не наделен значением (часть корня). Основообразующий элемент (тематический гласный, суффикс тематический, основообразующий суффикс) – звук (чаще гласный) или звукосочетание, не наделенные значением и оформляющие глагольные или (реже) именные непроизводные основы. Например: -е- в хотеть или –и- в казнить – основообразующий элемент, т.к. 1. не имеет значения (находится в непроизводном глаголе); 2. оформляет основу инфинитива. Образец: Имя – им(ен)а- основообразующий элемент, т.к. 1. не имеет значения; 2. оформляет основу косвенных падежей существительного. Унификс - уникальный аффикс, аффикс, участвующий в образовании единичного слова. Например: попадья –адj- - суффикс, любовь – овь- -суффикс, дам - -м- - окончание. По позиции в слове противопоставлены корни и аффиксы. Корень слова -структурно-семантическое ядро слова, заключающее в себе основную часть лексического значения. По грамматической (частеречной) семантике различают корни с предметностным, процессуальным, признаковым, количественным значением. Аффикс - служебная морфема, выражающая грамматическое и/или словообразовательное значение. Аффиксы группируются в слове вокруг корня, образуя периферийные элементы морфемной структуры слова. Аффиксоид (префиксоиды, суффиксоиды) - 1. Корневая морфема, приобретающая в составе сложного производного слова признаки аффиксальной морфемы: регулярность, закрепленную позицию в слове, ослабленность лексического значения. 2. Значимая часть заимствованного слова, которая в языке-источнике является корневой морфемой. В русском языке не может выступать в качестве самостоятельного корня, является связанным компонентом сложных слов (ср. -фил, -навт, гидро-, аэро-, аква- и др.). Например: языко(вед) – суффиксоид, т.к. по происхождению корень, но выражает деривационное значение (лица) и выполняет функцию суффикса. Различия:
Корни бывают свободными и связанными. Свободный корень - корень, способный самостоятельно реализовать свое лексическое значение, т.е. хотя бы в одном из своих морфов употребляться без аффиксов. Связанный корень - корень, не способный самостоятельно реализовать свое лексическое значение и ни в одном из морфов не выступающий без аффиксов. Образец: уч -еник (уч-у) – корень свободный, т.к. в одном из родственных слов совпадает с основой; об- у -ть (раз-у-ть)- связанный корень, т.к. не может употребляться в родственных словах без префиксов. С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню различаются: 1. Префикс - служебнаяморфема, стоящая перед корнем или другим префиксом, имеющая словообразовательное и/или грамматическое значение. 2. Интерфикс - лишенная значения структурная часть слова в виде отдельного звука или звукосочетания, располагающаяся между основой и словообразовательной или грамматической морфемой и служащая формальным средством их соединения. 3. Суффикс - служебная морфема, стоящая после корня и выражающая словообразовательное и/или грамматическое значение. 4. Окончание (флексия) -служебная морфема, выражающая грамматическое (иногда словообразовательное) значение и выполняющая словоизменительную функцию. Окончание может быть материально выраженным или нулевым. 5. Постфикс - служебная морфема, стоящая после окончания и выражающая словообразовательное или грамматическое значение. Имя словообразовательное значение, постфикс входит в состав основы слова. По характеру формального выражения принципиально противопоставлены: 1. Материально выраженные (сестр- ами, читал- а); 2. Нулевые аффиксы, материально не выраженные (брат-ǿ, читал-ǿ). Наличие нулевых морфем было обосновано И.А. Бодуэном де Куртенэ. По функции различаются аффиксы: 1) словообразовательные (словообразующие), служащие для образования новых слов (рад- ость, анти- научный); 2) формообразующие, служащие для образования форм слов (скор- ее, на- писать); 3) словоформообразующие (синкретические), совмещающие в себе функции словообразования и формообразования (пере – читать (приставка, меняющая лексическое и грамматическое значение основы), лошад- к -а (суффикс, указывающий на реальную уменьшительность и на субъективно-эмоциональную оценку), раб- а (окончание с грамматическим значением формы падежа и числа и с лексическим значением лица женского пола).) По характеру воспроизводимости различают: регулярные, которые воспроизводятся постоянно, представляя определенную модель слов, составляющих закономерные ряды образований (чита- тель, с -делать, нов- ые); нерегулярные, которые встречаются в единичных образованиях, не составляющие определенную модель; такие аффиксы часто называют унификсами. (мусор (сор) – му – приставка. По степени производительности: продуктивные, широко используемые для образования новых слов и форм (при-ехать, говор-ит, кооперат-ор); непродуктивные, не производящие вовсе или редко производящие новые слова и формы (па-водок (приставка), жи-знь, паст-ух (суффиксы), тр-емя (окончание).) Образец: писать писа-тель – суфф. словообразующий, т.к. имеет деривационное значение; пиш-ущ-ий – суфф. синкретический, т.к. совмещает деривационное и реляц. знач. и образует особую форму глагола; писа-л – суфф. формообразующий, т.к. выражает грамматич. знач. прош. времени; на-писать – преф. синкретический, т.к., образуя новый глагол, меняет грамматич. знач. вида; пиш-у – флексия словоизменительная, выражает 1л. ед.ч. Date: 2016-02-19; view: 416; Нарушение авторских прав |