Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль руководителя курсовой работы





 

Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом и является обязательной формой отчета студента перед кафедрой. Студенты выполняют курсовую работу под руководством преподавателя. Написанная студентом курсовая работа сдается на проверку в срок для рецензирования. Это необходимое условие для того, чтобы в соответствии с рецензией организовать переработку темы и подготовиться к защите курсовой работы. Проверку завершенной работы, подготовку рецензии о работе осуществляет руководитель. Он также оказывает помощь при подготовке к защите.

После положительной оценки ее преподавателем она должна быть защищена. Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оценивает ее положительно и сообщает об этом студенту в виде рецензии. Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии. Повторно выполненная работа сдается вместе с первым вариантом курсовой работы и рецензией на нее.

Студент защищает курсовую работу до экзамена перед преподавателем-рецензентом. Без защиты курсовой работы студент к экзамену не допускается.

Необходимо помнить, что курсовая работа — самостоятельное исследование, автором которого является студент. Он несет полную ответственность за представленную к защите курсовую работу, достоверность содержащихся в ней сведений и обоснованность принятых решений.

Главное значение рецензии - оказать помощь студенту в самостоятельной работе, дать конкретные методические советы по устранению недочетов, по дальнейшему углублению знаний. Студенту следует внимательно прочитать рецензию, чтобы посмотреть на свою работу критическим взглядом специалиста, обдумать все замечания по содержанию и оформлению работы, стилю, грамотности изложения, ознакомиться с записями на полях работы.

Чтобы студент мог иметь полную характеристику своей работы, в рецензии кроме общей оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) должны быть отражены следующие моменты:

- общая характеристика работы и ее положительные стороны;

- указание на степень самостоятельности работы;

- анализ недостатков и пробелов с точки зрения структуры, содержания, освещения тех или иных положений, использования статистических и фактических данных, оформления;

- конкретные рекомендации с указанием источников по устранению замечаний и подго­товке к защите курсовой работы студентом.

Таким образом, аргументом в подготовке к защите курсовой работы является рецензия научного руководителя, а также постраничные замечания (если они имеются в тексте работы). В рецензии на курсовую работу может не содержаться окончательная оценка. В ней может быть предварительная оценка в форме вывода: «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите». Окончательная же оценка дается после защиты. Если ра­бота не допущена к защите, то она должна быть студентом переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на проверку.

Менять тему курсовой работы не разрешается, так как это нецелесообразно с точки зрения интересов самого студента. Ведь над новой темой придется работать уже без методических советов преподавателя и, не имея рецензии. Следовательно, не исключена возмож­ность, что курсовая работа по новой теме будет выполнена плохо и вновь не будет допущена к защите.

Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, спи­сана из литературных источников или у других авторов, если основные вопросы не раскрыты, изложены схематично, фрагментарно, в тексте содержатся ошибки, текст написан небрежно.

Если в рецензии имеются замечания, которые неясны студенту или, на его взгляд, не­правомерны, необходимо с помощью рецензента уяснить суть замечаний, а в ходе защиты курсовой работы привести дополнительные доказательства для обоснования своей позиции. При наличии ошибок в работе студенту следует уяснить суть своих ошибок, а затем исправить их. Очень важно обратить внимание на пожелания и рекомендации рецензента, изучить дополнительные источники, указанные рецензентом.

Таким образом, подготовка к защите курсовой работы включает устранение ошибок и недостатков, изучение дополнительных источников, указанных в рецензии, осмысление написанного в работе, готовность объяснить любые приведенные в работе положения.

В ходе защиты курсовой работы задача студента - показать углубленное понимание вопросов конкретной темы, хорошее владение материалом по теме.

Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре, где выполнялась работа.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников (библиографический список).

7. Приложения.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам (см. приложение А).

После титульного листа помещается содержание, которое должно включать введение, названия глав и параграфов, заключение, список использованных источников, приложения (если они имеются в работе) с указанием страниц, с которых они начинаются.

Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Введение. Во введении обосновывается выбор темы, показываются ее актуальность и практическая значимость, определяются цели и оформляются задачи исследования, конкретизируются объект и предмет исследования. Необходимо также определить теоретическую и методическую основу курсовой работы. Следует указать используемые методы анализа, назвать основные группы информационных источников (включая бухгалтерскую и статистическую отчетность).

Таким образом, введение — очень ответственная часть курсовой работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые ее характеристики. Поэтому основные части введения к курсовой работе рассмотрим более подробно.

Актуальность — обязательное требование к любой курсовой работе. Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Для раскрытия актуальности темы курсовой работы надо проанализировать содержание изложенных в экономической литературе теоретических концепций и научных положений, изучить специфику, особенности формирования и развития рыночных отношений в России. Достаточно показать главное — суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

От обоснования актуальности выбранной темы, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание студента, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Обязательным элементом введения курсовой работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру курсовой работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Основная часть. Для курсовой работы достаточно, как правило, 3 глав, каждая из которых делится на 2—3 параграфа. Все главы целесообразно завершать краткими выводами. Это усиливает логику проводимого исследования.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме курсовой работы и полностью ее раскрывать. Названия глав и параграфов должны быть краткими, состоящими из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку.

Особое внимание должно уделяться языку и стилю написания курсовой работы, что свидетельствует об общем уровне подготовки будущего специалиста, его профессиональной культуре. Следует отметить, что редактирование курсовой работы осуществляется самостоятельно студентом — автором работы.

Первая глава носит общетеоретический характер. В ней рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов по теории и практике анализируемых в курсовой работы проблем и возможных направлений их решения, дается их оценка, обосновываются собственные позиции студента. Глава служит теоретическим обоснованием будущих предложений и обобщений соответствующих проблем.

Теоретической основой курсовой работы является понятийный аппарат, включающий совокупность специфических понятий, категорий, терминов и определений.

Понятие - целостная совокупность суждений об отличительных признаках исследуемого объекта.

Категория - основное понятие, отражающее наиболее общие свойства, стороны, отношения явлений действительности и незнания.

Термин - слово или словосочетание, являющееся названием определённого понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства.

Определение - пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в виде одного повествовательного предложения.

Вторая глава носит методологический характер. Основой второй главы курсовой работы является методический аппарат, представляющий собой арсенал средств описания, объяснения и предсказания явлений (процессов) соответствующей предметной области, объединяющий как средства теоретического исследования, базирующиеся на использовании методов тех или иных имеющихся или складывающихся теорий, так и средства экспериментального исследования и моделирования, основывающиеся на применении методов и технических средств (устройств, установок и т.д.) экспериментирования и современных компьютерных технологий.

Элементами методического аппарата являются постановки и методы решения научных и практических задач, в том числе математические методы, модели и алгоритмы, а также их конкретные реализации в виде методик и средств (вычислительных, моделирующих и др.) теоретического и экспериментального исследования. Элементы методического аппарата создаются с учётом вполне определённых ограничений и допущений, что влияет на область их применимости.

Метод - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.

Методика - совокупность методов, приёмов целесообразного проведения какой-либо работы.

Методология, являясь учением о методах (и теориях), не сводится к совокупности методов, упоминаемых в названии этой науки и составляющих лишь определённую часть её предметной области, подобно тому, как не сводится метрология к совокупности измерений, зоология к совокупности зверей и т.п. Методология вправе пользоваться эмпирическими и теоретическими (методическими) основами не только собственными, но и всей той науки, составной частью которой она является.

Эмпирические основы методологии составляют:

- методологические факты (факты, имеющие существенное отношение к практике создания и применения методов и теорий данной науки), получаемые с помощью наблюдений и экспериментов;

- эмпирико-методологические гипотезы, концепции и соотношения, вытекающие из упомянутых фактов;

- эмпирико-методологические данные, представляющие совокупность методологических выводов и рекомендаций, которыми должна руководствоваться практика науки в соответствующей предметной области.

Рекомендуется рассматриваемую главу курсовой работы построить, по крайней мере, из двух параграфов (за счёт декомпозиции материала количество подразделов обычно бывает больше):

1. Анализ методического аппарата предметной области исследования.

2. Обоснование и критическая сравнительная оценка используемых методик и их элементов.

Критическая оценка может производиться по адекватности, границам применимости, практической реализуемости и по другим показателям качества и эффективности.

Адекватность оценивается с использованием критериев, сопоставляющих по достоверности (точности) новые теоретические результаты с данными практического опыта (экспертных оценок), выполненных экспериментов (выполненного моделирования), а также с теоретическими результатами, полученными другими методами, при этом следует не ограничиваться лишь частными проверками на конкретных примерах, а стремиться к охвату характерных ситуаций с анализом их представительности.

Границы применимости могут оцениваться не только "вширь" - многообразием охватываемых ситуаций, но и "вглубь" - например, зависимостью достоверности получаемых результатов от нарастания неточности исходных данных. Для оптимизационных методик, реализуемых с помощью итераций, оценка границ применимости включает проверку сходимости (достижимости оптимума), а также проверку устойчивости (возможности получения оптимума при различных количествах итераций, при возникновении ошибок в вычислениях и т.п.).

Практическая реализуемость оценивается с учётом реально располагаемых ресурсных ограничений (например, по трудозатратам, производительности используемых вычислительных средств и т.д.).

В некоторых случаях существенной частью второй главы может оказаться разработка самостоятельной методики, которую можно применять в предметной области исследования.

При изложении материалов рассматриваемого раздела нельзя ограничиваться изложением лишь того, что из себя представляет выбранная методика исследования (какова она), а необходимо самое серьёзное внимание уделить аргументированию, зачем и почему она именно такая. Это надо помнить при описании каждого элемента методического аппарата (избираемого показателя, используемого формульного соотношения, применяемой аналитической модели, вводимого ограничения и т.д.).

Третья глава имеет аналитический и конструктивный характер. В ней приводится динамика статистических показателей исследуемой проблемы, которые рассматриваются в курсовой работе с применением современных методов и моделей, пакетов прикладных программ, а также компьютерных технологий. Студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития объекта, вскрывает недостатки и анализирует причины, их обусловившие, намечает пути возможного устранения, приводит все необходимые расчеты, способствующие принятию правильных решений органом управления.

Проведенный анализ исследуемой проблемы с учетом прогрессивного отечественного и зарубежного опыта служит базой для разработки конкретных предложений. Предложения разрабатываются по проблемам совершенствования социально-экономических процессов или разрешения управленческих проблем в конкретном направлении, но улучшению их характеристик, финансовых показателей и т.д. Обосновывается организация управления в свете современных требований по реализации целей и задач, поставленных в курсовой работе. Все предложения и рекомендации должны носить реальный характер.

В некоторых случаях логика изложения материала может отличаться от рассмотренной (допускается только с разрешения руководителя курсовой работы). Например, в ряде случаев первая глава носит теоретический характер, вторая – аналитический, третья – конструктивный; а курсовые работы по экономической теории в целом носят теоретическую направленность.

Главы курсовой работы должны быть логически связаны между собой. Объем основной части курсовой работы, как правило, составляет 30—40 страниц машинописного текста. Не должно быть диспропорции между объемами глав работы. Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами.

 

Заключение. В заключении последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения, которые вытекают из содержания и носят обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом.

Объем заключения составляет примерно 3—4 страниц.

Необходимо стремиться к тому, чтобы заключение представляло собой форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Список использованных источников (библиографический список) должен быть оформлен в соответствии с принятыми стандартами и содержать не менее 20 наименований литературных источников.

В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке курсовой работы и на которые имеются ссылки в основной части работы. При изложении позиций и взглядов отдельных авторов, почерпнутых из литературы, приводятся ссылки на источники литературы в квадратных скобках с указанием страницы, например, [1, с.97].

Приложения содержат вспомогательный материал, не включенный в основную часть курсовой работы (таблицы большого формата, схемы, рисунки, графики, методики расчетов, инструкции, фрагменты нормативных документов, результаты промежуточных расчетов, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.). Указанный материал включается в приложения в целях сокращения объема основной части курсовой работы, его страницы не входят в общий объем работы. Связь приложений с текстом осуществляется с помощью ссылок, например, «(см. приложение А)».

Конкретный состав приложений, их объем, включая иллюстрации, определяется по согласованию с руководителем курсовой работы.

Date: 2016-02-19; view: 399; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию