Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности зрительного восприятия водителей в условиях плохой видимости





Снижение видимости, а следовательно, и нарушение зрительного восприятия водителя в темное время суток бывают различными и зависят от ряда факторов. К ним относятся: географическое положение местности (например, в Мурманске в белые ночи почти так же светло, как днем), наличие луны и ее фаз, плотность облаков, особенности местности (лес, горы, равнина), время года, метеорологические условия (дождь, туман, снег) и т. д.

Основными причинами ДТП в темное время суток являются: ухуд­шение видимости и плохое освещение дорог, ослепление водителей фарами встречных автомобилей, неисправность приборов наружного освещения автомобиля или неправильное пользование ими, снижение работоспособности водителей в ночное время.

Исследования, проведенные в ФРГ, показали, что повышение уровня освещенности дорог позволяет сократить аварийность в ночное время в городах на 30 %, а в сельской местности на 45 %. Сокращение же освещенности ведет к увеличению ДТП. Так, в Гамбурге сокращение продолжительности освещения в темное время суток на 2 часа привело к увеличению ДТП на 5 %. В результате ущерб от них за два года составил 17,6 млн. марок, а экономия электроэнергии всего лишь 2 млн. марок. В Бельгии с целью экономии электроэнергии в течение трех лет выключали или ограничивали освещение дорог от 0 часов 30 минут до 5 часов 30 минут ночи. В результате на дорогах, которые в это время не освещались, число ДТП возросло на 97 %, а на дорогах с ограниченным освещением - на 83 %.

Однако в обозримом будущем стационарное освещение будет только на участках дорог с высокой интенсивностью движения (свыше 375 единиц в час), при подъезде к юродам и населенным пунктам и на основных транспортных развязках. Стационарное же освещение остальных дорог экономически нецелесообразно, и поэтому оно будет осуществляться только приборами наружного освещения автомобиля.

Выделяют три основных режима движения автомобилей ночью:

- скоростной режим движения одиночного автомобиля, водитель которого не встречает на своем пути помех в виде других участников движения и может выбирать скорость, зависящую только от эксплуатационных параметров автомобиля, дороги и условий видимости на дороге;

- режим встречного разъезда, когда под действием фар встречного автомобиля резко ухудшаются условия видимости и водитель вынужден снижать скорость движения;

- стесненный режим движения, при котором ощущается влияние других участников движения или дорожной обстановки на скорость движения (обгон, движение в транспортном потоке, в населенных пунктах и т. д.).

Идеальным для водителя при встречном разъезде в темное время суток было бы такое светораспределение фар, при котором наибольшая освещенность создается на правой стороне дороги по ходу движения собственного автомобиля. Освещенность с левой стороны выше горизонта в направлении глаз водителя встречного транспортного средства должна быть как можно меньше. Светораспределение фар должно быть таким, чтобы в направлении близко лежащих участков дороги сила света была меньше, а в направлении далеко лежащих - соответственно больше. Создать систему освещения, удовлетворяющую этим требованиям, пока не удалось.

Особенности зрительного восприятия водителей в темное время суток необходимо учитывать при организации дорожного движения и обустройстве дорог. Видимость объекта в темное время суток определяется яркостью дорожного покрытия (фона) и яркостью объекта наблюдения. Дорожные знаки, разметка, пешеходы, стоящие на обочине автомобили и т. д. могут восприниматься водителем с опозданием или вообще не восприниматься, если они не будут контрастно выделяться на окружающем их фоне. Ночью неровности, впадины, камешки на дороге бросают длинные тени, покрывающие дорогу пятнами. Создается впечатление, что дорога неровная и покрыта выбоинами. В результате водителю трудно отличить дорожное покрытие, находящееся в хорошем состоянии, от покрытия в плохом состоянии, так как ночью они выглядят почти одинаково.

В темное время суток резко снижается острота зрения, нарушается глубинное зрение, суживается поле зрения. Все это затрудняет пространственное восприятие водителя. Даже в полнолуние острота зрения падает в два раза, а при облачности - в 20 раз. По другим данным, в светлую ночь острота зрения снижается с 1,0 до 0,3-0,7, а в темную ночь - до 0,05-0,03. В последнем случае, при отсутствии освещения дороги или при выключенных фарах, водитель практически почти ничего на дороге и околодорожном пространстве увидеть не может. Особенно снижается острота ночного зрения у пожилых водителей. Если среднюю остроту зрения в 20-летнем возрасте принять за 100 %, то в 40 лет она составляет 90 %, в 60 лет - 74 %, а в 80 лет - 47 %. По другим данным, шестидесятилетние видят в темноте в 8 раз хуже, чем двадцатилетние, поэтому водителей пожилого возраста нецелесообразно использовать на работе в ночную смену.


Нарушение глубинного зрения приводит к тому, что водитель неправильно определяет расстояние до появившегося на дороге пешехода, до других автомобилей, ошибается в оценке ширины дороги. Так, установлено, что днем величина ошибки в определении расстояния до встречного автомобиля составляет: на 100 м - 5-10 %, а при удалении до 1 км -25 %. Ночью величина ошибки возрастает в 2-3 раза.

На зрительное восприятие оказывает влияние цвет дорожных знаков, сооружений или препятствий на дороге. В темное время суток нарушается цветоощущение, так как способностью различать цвета обладают светочувствительные клетки дневного зрения - колбочки, которые в тем­ное время суток не функционируют. Светочувствительные же клетки ночного зрения - палочки - способностью различать цвета не обладают, поэтому все объекты ночью воспринимаются только в черно-белом свете и различаются лишь по яркости. Предметы, окрашенные в красный цвет, ночью кажутся черными.

Видимость объектов обнаружения может быть прямой или обратной {силуэтной). При прямой видимости объект воспринимается как светлый на темном фоне, при силуэтной - как темный на светлом фоне, в темное время суток это чаще всего предмет на фоне ореола фар встречного автомобиля. В этом случае глаз воспринимает только контуры предмета - его силуэт. Силуэтное восприятие неполноценно, так как не воспринимаются детали объекта, удлиняется время его восприятия и затрудняется оценка расстояния до него.

Соотношение яркостей объекта и фона должно быть не менее 1:1,5. В этом случае препятствия будут темнее или светлее окружающего фона. В случае равенства яркостей объекта и фона препятствие не будет видно, оно как бы растворится на фоне. С целью лучшего восприятия препятствий на дорогах на них крепится светоотражательная пленка, а краевые полосы автомобильных дорог обозначаются белыми полосами, или катафотами. Особенно важны эти обозначения на поворотах. На транспортных средствах используются светоогражательные знаки, габаритные и стояночные сигнальные фонари. Правильная окраска и расположение дорожных знаков значительно улучшают их восприятие и распознавание.

В условиях плохой видимости лучше воспринимаются объекты, окрашенные в светлые тона. Именно поэтому дорожная разметка выполняется краской белого цвета, а в некоторых странах иногда поверхность отдельных участков дороги окрашивается в светлые цвета; на такой дороге даже при ограниченной видимости хорошо видны все объекты более темного цвета. Пешеход в темной одежде отражает лишь 2 % света, а детали одежды, окрашенные в белый цвет или в светлые тона, отражают до 90 % света и воспринимаются лучше и на большем расстоянии. Однако пешеходы даже летом в темное время суток чаще одеваются в темную одежду. В результате водители нередко видят их только тогда, когда предотвратить наезд уже невозможно.


Во многих странах Европы рекомендуется в темное время суток носить нарукавные повязки или отделывать детали одежды специальными рефлектирующими тканями, которые отражают большую часть падающего на них света и видны с большего расстояния. Пешеходы со светлыми деталями одежды (не менее 15 см) видны на расстоянии в 5 раз большем, чем без этих деталей. В Финляндии 50-60 % пешеходов отделывают одежду рефлектирующими тканями, а фирма «Талму» выпускает индивидуальные катафоты, выполненные в виде небольших звездочек, которые прикрепляются к одежде и в темное время суток видны на расстоянии не менее 100 м. В ФРГ и Швейцарии выпускаются ботинки, к подошве которых прикрепляются небольшие светоотражающие пластмассовые пластинки. В свете фар автомобиля на расстоянии не менее 100 м эти пластинки начинают ярко светиться. В ФРГ первоклассникам, которые возвращаются в темное время суток из школы, выдаются белые фуражки. В Польше при переходе улицы такие дети должны поднимать вверх сумки для обуви ярко-оранжевого цвета. Во всем мире выпускаются школьные ранцы с катафотирующими элементами на задней стороне, видными в свете фар автомобиля на расстоянии не менее 100 м. Все это позволяет водителям своевременно заметить пешеходов и предотвратить наезд на них.

При неправильном освещении дорог, когда светлые участки чередуются с темными (эффект зебры), или при резких перепадах в освещении отдельных отрезков дороги глаза не успевают адаптироваться, что вызывает зрительное утомление, снижающее разрешающую способность зрения. Ночью не следует долго смотреть в одну точку перед автомобилем, нужно чаще переводить взгляд ближе и дальше по всей ширине дороги в пределах ее освещенных участков. Это замедляет зрительное утомление и сохраняет способность к лучшему зрительному восприятию на более продолжительное время. Кроме того, при задержке взгляда на одной точке перед автомобилем создается впечатление, что свет стал темнее, а дорога видна хуже.

В темное время суток значительно увеличивается время реакции водителя - в среднем на 0,6-0,7 секунды. Чем меньше освещенность дороги, тем больше время реакции. Это объясняется тем, что в условиях плохой видимости требуется больше времени для восприятия зрительных ориентиров и оценки дорожно-транспортной обстановки в целом. Все это необходимо учитывать при выборе безопасной скорости движения.

Наибольшее количество ДТП происходит в вечерние часы «пик» с 16 до 21 часа. На это время приходится около 38 % ДТП, 41 % погибших и 39 % раненых из общего числа пострадавших за сутки. В период времени с 1 до 7 часов ввиду низкой интенсивности движения аварийность сравнительно невелика, но она характеризуется особой тяжестью последствий. Так, в первую половину рабочего дня (с 8 до 13 часов) показатель тяжести ДТП имеет значение 11,6, во второй половине дня увеличивается до 16,7 и ночью (с 1 до 5 часов) достигает максимального значения - 21,2.







Date: 2016-02-19; view: 826; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию