Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Становление и развитие предпринимательской деятельности в Республике Казахстан
Цель лекции: изучение истории развития теории предпринимательства в Казахстане. Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, малый бизнес, субъект предпринимательства, объект предпринимательства.
1. Этапы развития предпринимательства в Казахстане. 2. Развитие малого предпринимательства в Казахстане. 3. Развитие инновационного предпринимательства в Республике Казахстан.
1. Этапы развития предпринимательства в Казахстане. Предпринимательство часто связывают только с началом нового бизнеса. На самом деле, сфера предпринимательской деятельности гораздо шире. В уже существующих фирмах часто возникает потребность в увеличении объемов производства, расширении географии деятельности фирмы, придании фирме нового импульса в развитии или даже иногда просто поддержание жизнеспособности фирмы и избежание банкротства. Об элементах предпринимательской деятельности можно говорить даже в бюджетных, так называемых неприбыльных организациях. В Казахстане о предпринимательстве заговорили в начале 90-х годов, с началом перестройки. В это время началось так называемое «комсомольское предпринимательство», когда наиболее активные молодые люди, в основном комсомольские лидеры начали создавать кооперативы на базе центров научно-технического творчества молодежи. Были созданы льготные условия кредитования. Более того, в условиях нарастающей инфляции именно эта первая волна предпринимательства сумела не только выстоять, но и накопить необходимый так называемый первоначальный капитал, поскольку в кредит деньги выдавались «дорогими», а возвращались назад «дешевыми». Малое предпринимательство в Казахстане прошло 4 этапа. Первый этап развития малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990 гг.) характеризуется внедрением новых форм собственности, началом формирования предпринимательской культуры. В качестве основных проблем этого этапа можно назвать трудности доступа к сырью и производственным площадям. Бюрократические преграды при регистрации кооперативов. Второй этап в развитии малого бизнеса Казахстана (1991-1996 гг.) проходил в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике. На этом этапе, этапе приобретения Казахстаном суверенитета наблюдался резкий рост числа малых предприятии всех форм собственности, произошла приватизация государственной собственности. Однако, начиная с 1994 г., отмечалось снижение предпринимательской активности, вызванное непомерными налогами и высокими банковскими процентными ставками. Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В стране наблюдалась активизация деятельности в секторе малого бизнеса, усиление государственной поддержки малого бизнеса, развитие неправительственного сектора поддержки малого бизнеса. В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был принят Указ Президента Республики Казахстан от 06.03.1997г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства». Количество субъектов малого бизнеса за этот период (1996-1997 гг.) увеличилось в 2,4 раза, а доля продукции возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП страны. Таким образом, малый бизнес стал вносить свой вклад в стабилизацию экономики республики. Четвертый этап - период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики. Пятый этап - современный. Развитие малого и среднего бизнеса озвучивается Президентом в качестве приоритетного направления развития страны. Принимаются Программы поддержки и развития малого предпринимательства. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% - на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%. Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе приходится на Мангистаускую область (96,2%), г. Астану (95,9%), а также на Кызылординскую (95,5%), Атыраускую (95%) и Западно-Казахстанскую (94,4%) области (табл. 1).
Таблица 2.1 Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в январе 2013 г.
Количество малых предприятий изменялось на каждом этапе. Если на конец первого этапа 1990 г. в республике насчитывалось 12400 малых предприятий, то к концу четвертого этапа (2006 г.) их уже стало 743 тыс., увеличение произошло почти в 60 раз. Численность занятых в сфере малого бизнеса за этот период увеличилась в 5 раз: если в 1990 г. она составляла 302 600 человек, то к 2006 г. здесь работает 1514000 человек, что составляет 19,8% от общего числа занятых. Для сравнения в развитых странах в сфере малого бизнеса работает более половины всех занятых. Date: 2016-02-19; view: 499; Нарушение авторских прав |