Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Становление и развитие предпринимательской деятельности в Республике Казахстан





Цель лекции: изучение истории развития теории предпринимательства в Казахстане.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, малый бизнес, субъект предпринимательства, объект предпринимательства.

 

1. Этапы развития предпринимательства в Казахстане.

2. Развитие малого предпринимательства в Казахстане.

3. Развитие инновационного предпринимательства в Республике Казахстан.

 

1. Этапы развития предпринимательства в Казахстане.

Предпринимательство часто связывают только с началом нового бизнеса. На самом деле, сфера предпринимательской деятельности гораздо шире. В уже существующих фирмах часто возникает потребность в увеличении объемов производства, расширении географии деятельности фирмы, придании фирме нового импульса в развитии или даже иногда просто поддержание жизнеспособности фирмы и избежание банкротства. Об элементах предпринимательской деятельности можно говорить даже в бюджетных, так называемых неприбыльных организациях.

В Казахстане о предпринимательстве заговорили в начале 90-х годов, с началом перестройки. В это время началось так называемое «комсомольское предпринимательство», когда наиболее активные молодые люди, в основном комсомольские лидеры начали создавать кооперативы на базе центров научно-технического творчества молодежи. Были созданы льготные условия кредитования. Более того, в условиях нарастающей инфляции именно эта первая волна предпринимательства сумела не только выстоять, но и накопить необходимый так называемый первоначальный капитал, поскольку в кредит деньги выдавались «дорогими», а возвращались назад «дешевыми». Малое предпринимательство в Казахстане прошло 4 этапа.

Первый этап развития малого бизнеса в условиях СССР (1986-1990 гг.) характеризуется внедрением новых форм собственности, началом формирования предпринимательской культуры. В качестве основных проблем этого этапа можно назвать трудности доступа к сырью и производственным площадям. Бюрократические преграды при регистрации кооперативов.

Второй этап в развитии малого бизнеса Казахстана (1991-1996 гг.) проходил в условиях перехода от административно-командной к рыночной экономике. На этом этапе, этапе приобретения Казахстаном суверенитета наблюдался резкий рост числа малых предприятии всех форм собственности, произошла приватизация государственной собственности. Однако, начиная с 1994 г., отмечалось снижение предпринимательской активности, вызванное непомерными налогами и высокими банковскими процентными ставками.

Третий этап - бум малой приватизации (1996-1997 гг.). В стране наблюдалась активизация деятельности в секторе малого бизнеса, усиление государственной поддержки малого бизнеса, развитие неправительственного сектора поддержки малого бизнеса. В конце 1996 и в начале 1997 годов в стране произошла макроэкономическая стабилизация. Для поддержки малого бизнеса был принят Указ Президента Республики Казахстан от 06.03.1997г. «О мерах по государственной поддержке и активизации развития малого предпринимательства». Количество субъектов малого бизнеса за этот период (1996-1997 гг.) увеличилось в 2,4 раза, а доля продукции возросла в 1,8 раза и составила 8,5% от ВВП страны. Таким образом, малый бизнес стал вносить свой вклад в стабилизацию экономики республики.

Четвертый этап - период качественного развития экономики республики (1998-2001 гг.), сопровождавшегося ростом промышленного производства, объемов валового внутреннего продукта, стабильным развитием финансово-кредитной сферы республики.

Пятый этап - современный. Развитие малого и среднего бизнеса озвучивается Президентом в качестве приоритетного направления развития страны.

Принимаются Программы поддержки и развития малого предпринимательства. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на внутрирегиональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% - на местные, то есть на городские и районные); и даже применительно к промышленности внутрирегиональная ориентация составляет более 70%. Наибольшее число активных предприятий в региональном разрезе приходится на Мангистаускую область (96,2%), г. Астану (95,9%), а также на Кызылординскую (95,5%), Атыраускую (95%) и Западно-Казахстанскую (94,4%) области (табл. 1).

 

Таблица 2.1 Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в январе 2013 г.

 

 

Количество малых предприятий изменялось на каждом этапе. Если на конец первого этапа 1990 г. в республике насчитывалось 12400 малых предприятий, то к концу четвертого этапа (2006 г.) их уже стало 743 тыс., увеличение произошло почти в 60 раз. Численность занятых в сфере малого бизнеса за этот период увеличилась в 5 раз: если в 1990 г. она составляла 302 600 человек, то к 2006 г. здесь работает 1514000 человек, что составляет 19,8% от общего числа занятых. Для сравнения в развитых странах в сфере малого бизнеса работает более половины всех занятых.

Date: 2016-02-19; view: 458; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию