Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Джозеф Конрад





Поляк. Род. в Зап. Украине. Отец - польск. революционер, дворянин. Некоторое время живет в Кракове. Становится мореплав. (тема приключений, странствий). В Марселе вербуется в матросы. Делает карьеру - стан. капитаном. В Британии выучив. англ. яз. Решает зан. лит-рой (отразить свои впечатл). Посещает много экзот. стран: Малазия, Африка. Ему есть, что сказать. Решает писать по-английски. Его стиль призн. одним из самых совершенных, даже его ошибки красивы. Фр. кальки (1м был Генри Джеймс). Тогда так не говорили, это было радикально. Важн. заслуга К. - сблизил два языка. Плодовитый автор.

I период:

«Негр с Нарцисса» - соц. подтекст. Либ. консерватизм; «Каприз Оумейера (?)» - экзотика, арабск. м.)

II период:

«Сердце тьмы» - повесть, более зрелый Конрад; «Лорд Джим»; «Нострома»; «Секретный агент».

III период:

«Победа» - роман-притча.

«Сердце тьмы»

Взаимоотн. между автором и героем оч. интересны. Стар. моряк Марлоу (появл. в неск. романах К). Не от имени автора, пересказ Марлоу. Нет сторонних описаний.. К. выбирает некую т.зр. Некий выдуман. образ чел., кот. намеревается все рассказать, т. о. это - субъективный взгляд. Макс. субъективизация. Оценка события с т.зр. рассказчика, только так и не иначе. М. рассказывает о своем путешествии в Африку. Важно разделять М - рассказчика и М - персонажа, с кот. что-то происходит. =>? Что нам рассказывает М., то, что с ним произошло 30 лет, когда он был молод, или то, что он чувст. на момент рассказа. Возможно, что весь рассказ - выдумка. Много символики и пафоса. Нарочито, нереально. М. не бесстрастно пересказ. свои чувства. Путешеств. с одной стороны реально, с др. - символично - в глубь его сознания, спуск в чел. созн. По мере погружения ситуац. становится все ужаснее. Внутри сознания - ужас. Ужас бессозн. эмоций, образы стан. все более первоздан, все менее различительные. Курц - воплощение бессознательного. Человек - зомби. Курц пробуждает в себе бессознательное. Пробудив ужас, можно потом им управлять и использовать. Курц - жуткий диктатор, кот. создал фашист. гос-во среди дикарей, построен. на иррац. импульсах. Курц умирает, т.к. был уничтожен своими страстями (кот. он пробудил) изнутри (иррац. импульсами). Курц - арх. человек. На самом деле М. встречает не Курца, а самого себя, того, кем он мог бы стать. Он испугался и уехал (=повел себя как цивилиз. чел-к). М. понял, что это не его. Был сильно травмирован. Его охватил ужас.

Т.о. цивилизация - убедительный сдерживающий фактор для К. Иррац. должно быть подавлено. Нельзя разрушать то, что было создано до нас цивилиз. => Лондон - величайший город мира. Британск. глобализация. В кажд. цивил. чел-ке сидит арх. (древний) чел. - чудовищное начало. Римляне (в Брит) были оч. рациональны, не поддались этому влиянию. Романт. пафос связан с отриц. своего «Я» ради др. человека => иррационален. К. приравнял пафос иррациональности к древн., арх. страстям. На уровне эмоций, бессознательного - все одинаковое, на уровне культур - разное. У М и К жажда романт. путешеств., кот. порожд. сентимент. эмоции.

Символ. момент - путешествие М. - путешеств. на тот свет. К. говорит, что это смерть, когда в нас пробужд. бессозн., мы делаем шаг в мир смерти.

Масса всякой символики. Телеза = Стикс. Женщины, кот. прядут пряжу - парки. Лес, река, туман - символы первоначала.

Марсель Пруст (1871-1922)

Род. в обесп. семье. Мать - евр. фрю бурж. => С детства жизнь в салонах. Светск. общ-во. Престижн. лицей. Не был прилежным студентом. Особо учиться не любил. Через полгода уходит из Сарбонна. Становится светским львом, денди. Праздность. Нежелание быть полезным. Бодлер написал о денди: форма героизма, герой современного мира. В 19/20 в. оч. сложно быть праздным - век прагматизма. Быть полезным - мерзость. Пруст был снобом. Знаком со многими знам. людьми.

Нач. века было бурным. П. - гомосексуалист. Дуэли, пишет светск. хроники (Фигаро), точные зарисовки, пишет сборн. «Тихие дни» («Утехи и дни???»), «Против Сент Бёва».

Шарль Сент Бёв - академик, серьезный чел-к, реально влиявший на лит. процесс.

Статья «Против неясности» - объяснение творческ. метода Пруста. Против символистов. Сим. ошибаются, т.к. пишут о том, что знают, а не о том, что чувств. и видят. Разрыв между знаниями и эмоциями.

1905 - умирает мать. Серьезный удар. Болезнь, астма => жизнь в 4х стенах, решает заново прожить/вспомнить жизнь. Пишет о своей жизни.

«В поисках утраченного времени» (цикл).

1й роман цикла: «В сторону Свана»

2й - «Под сенью девушек в цвету» (Гонкуровская премия, 21 г)

3й - «Обретенное время»

1922 - умирает.

Пока П. пишет, он живет. Лит-ра - это здоровый жест. Пр. говорит, что лит-ра = борьба с нездоровым. Он ставит точку в конце последнего романа и умирает.

Берксон - психолог, философ. Особое понимание времени. Пытается понять структуру чел. мысли. Ассоциации не существ. Согласно ассоц. школе эмоции возвращаются. Б. считает, что эмоции не возвращают эмоции, не цепочка, а река. Нельзя пережить дважды одну эмоцию. Люди меняются. Мы живем не в мире эмоций, а в мире абстракций, в мире статичн. категорий, в мире яз. (но язык обманчив). Яз. не передает индивидуальность объекта, фиксирует устойчивое. (У слова «стол» нет индивид. содержания). Нет индивидуальн. чувства. Мы живем в мире стереотип., а не индивид. эмоций. Чтобы жить в мире собств. эмоций, нужно прожить опред. промежуток времени наедине с самим собой => мы не чувствуем времени, процесса. Мы не знаем, как мы меняемся. Пруст пытается вернуть утраченное время, восстановить движение.

«В поисках утраченного времени»

Весь роман написан для посл. ч.: «Обретенное время». Когда он появляется в салоне спустя вр., к нему обращаются как к пожилому, умудренному опытом чел-ку. Пруст понимает, что он изменился. Показывает нам эмоцию в процессе ее изменения, изменение эмоцион. контекста «я». Превращает время в пространство.

Задача Пруста показать эти «фотографии», «киноленту», показать по кадрам из чего состоит эта эмоция., зафиксировать движение. Чтобы читать Пр. нужен досуг, т.к. опред. принцип, кот. заставляет возвращаться и перечитывать, заст. смотреть на действие глазами героя.

Ситуац. неопредел., чит. не согласен с Прустом. Он нас заставляет обратиться к себе. Он очевидно не правильно пережив. действия => мы отделяем себя от П. и начинаем ставить себя на его место и пытаемся понять, как бы мы поступ. на его месте.

П. задает вопросы, но отвечает на них неправ. => ситуации неопредел. и кажд. чит. отвеч. на вопрос по-своему (мы не успеваем дочитать фразу П. до конца => нужен досуг). П. предл. нам путешествовать по лабиринту собственного сознания.

Метафора - Собор (место, где вы пыт. найти ответы на какие-то свои вопросы) - микромодель вселенной, некий организм, живущий своей собственной жизнью.

 

Вирджиния Вульф (1882-1941)

Отец - Лесли Стивен, лит. критик. Сестра Ванесса - художница. С детства питала настроения англ. салона. Салонное сознание - сознание 19 в. Худ. группа (общ-во) на кв. в дор. районе Лондона, Блерисбери, где собир. интелл. молодежь, люди, кот. действ. влияли на культуру: Фрай, Бэлл (культуролог), Стрейчи и др. Вульф играла ведущую роль.

В. никогда нигде не училась, только домашн. образование (фанатическое о.). В - лит. критик. Статьи в лит. приложении к Таймс. 4 тома ее критики + дневник, кот. вела всю жизнь.

Бирисберийцы = либералы. Мир - атомарная системы. Люди - отдельные атомы, не связанные между собой. Каждый имеет права. Либер. поощряет желание кажд. атома быть независимым и делать что-то, поощрение способностей, буквально всего в человеке. Идеальное общ-во было у др. греков, т.к. они были праздные => у них великая лит-ра.

Написала ряд эссе феминистск. хар-ра. «Своя комната». Мир построен по мужскому принципу. Женщину воспринимают как друга человека. Мифологизировать женщину, посмотреть на нее мужскими глазами.

Проза В. - психологическая. Погружает в чел. сознание. «Мистер Беннет и Миссис Браун» - эссе. Арнольд Беннет - писатель. Дж. Голсуорси, Уэлс. В начале полемика с Ар. Беннетом В чем цель лит-ры? - изобразить среднестатист. чел-ка. В рассказ. о том, как каждый из трех описал бы среднест. Миссис Браун. Писатели - материалисты, видят только внешний материальный покров жизни. В. упрекает их, что в их текстах мир увиден «как бы» всезнающим автором. Панорамная эпичность. На самом деле перед нами банальное здравомыслие. В лит-ре сюжеты предсказуемы, а в жизни - нет. В жизни они нелогичны, незавершенные. В. выступает против предсказуемости, против скрытия реальной жизни под сюжетными схемами, против логики сюжета. В. - за логику жизни.

«Миссис Дэллоуэй». 1925

Вся реальность В. увидена глазами Клариссы Дэллоуэй. Снимает объективный взгляд на вещи, вместо этого дает точку зрения на ситуацию. Нам рассказывается то как Мисс. Д. воспринимает реальность. Предмет, увиден. героем, характеризует его, принадлежит сознанию персонажа => мы лучше его понимаем, мы смотрим на мир его глазами. Погружение в сознание героини, предмет превращается в вереницу впечатлений.

Нет сюжета => иная логика. Мир пропущен сквозь призму сознания героини.

Восприятие мира не сводится к формуле; впечатления фиксируются, но не превращаются в систему. Постепенное изменение эмоции, но нет материи в это мире, мир не выливается в формулу. По В., реальная жизнь - это некая воля, реал. мир - постоянно в неком становлении, мир не находится в статичном состоянии. Ее мир - некая энергия. Мир расплавл. в субъективн. впечатл., эмоциях, кот нельзя ухватить и понять, как выглядит мир на самом деле. Мир - участок неопределенности. Мир В. можно увидеть с разных точек. Мир совсем загадочен.

Объединяющий образ - самолет, в кот. каждый чел-к видит что-то свое. Принципиальное - показать изменчивость, идея становления.

Сознание чел. хорошо воспринимает схемы, а не реальность. Когда мы читаем текст, мы обращаем внимание на сюжет, а не на размышления героя, описания природы и т.д. В сознании откладывается только внешняя схема. У В. главное - впечатления, а не сюжет. Несколько часов из жизни героя. Преодоление схемы, примитивизма чел. сознания.

В. изображает чел-ка не как цельный характер (англ. лит-ра - система четких характеров. Чел. непредсказуем, он меняется. В кажд. след. момент чел. трансформируется, происх. постепенное изменение в чел. сознании. Чел. существует только в данный момент, мы не можем свести его к формуле. Чел-к - океан эмоций. Конкретные впечатления чел-ка, но нет его самого (=схемы), поэтому мы плохо его понимаем.

У В. особое отношение к слову. Напоминает яз. поэзии (яз. поэзии нарциссичен), много метафор, метонимии, масса сравнений, оксюморонов. В. соединяет несоединимое для передачи многовекторности чувства. Язык для В. оторван от реальности. Это самодостаточная система, не отсылает к реальности.

«На маяк» 1927

Очень сильно повторяет М. Д. по своей системе, поэтике. Мистер и Миссис Рэмзи. Авторский голос выключается. Специфическое движение жизни, но более страшное; авторский голос включается в повествование. Мисс. Р. чувствует это постоянное становление, движение (=твое умирание) и чувствовать его ужасно. Она понимает, что она постепенно умирает. Мрачное видение ситуации. Тема становления, воля в основе мира, кот. не считается с чел., безликая абсурдная воля, кот. проходит через чел-ка и затем пройдет через кого-то другого. М.Р. балансирует между стабильностью и становлением. Чел. мыслит устойч. позициями, т.к. боится движения (=умирания). Если ты понимаешь это становл., то это влечет безумие. Элемент биографического хар-ра - В. была в неуравновешенном состоянии.

М. Рэмзи - многосложный образ. Женское начало. Пытается противостоять умиранию. Умирание = жизнь. Всем возвращает веру в себя, всех хочет соединить (поженить). В конце у нее ничего не получается. Но это не значит, что это нелепый, плохо продуманный персонаж.

Маяк - символ идеала, к кот. стремится чел. душа, стремление выходить за пределы самого себя. => стремится к Маяку = быть постоянно новым + возвращение к глубинным ритмам жизни, т.к. маяк очень старый. В. изображает мужчин достаточно рациональными. Приобщение к духу жизни осуществляется через женщину (некое первоначало, кот. вбирает в себя все).

Функц. составл. одного и того же персонажа. Начало 19 в. - целостный герой, далее - сложнее, не целостный герой, а идеи. Вариации главного героя. В. не может все свойства вместить в один характер. Лили Бриско - художница, проблемы искусства связ. с этим персонажем. Искусство - самодостаточная система, живет по своим законам. В. учит нас читать свою книгу. Концепция «смерти автора», как будто его нет. Иск-во не д.б. подражанием действительности, д.б. самодостаточным, логичн. У произв. иск-ва совя логика: изначально есть то, что придумывает автор, но потом умирает и ты пишешь нечто иное, совсем не то, что хотелось («скриптор» Барт). => автор не отсылает к реальному миру. После кажд. романа В. переживала очень сильную депрессию => сумасшествие, самоубийство в 41 г.

«Я становлюсь не женщиной, я превращаюсь в письмо в своих текстах».

«Орландо»

Вита Сэквел Уэст (любовница В.). Старинный др. род. В В. было очень много английскости, хотя и утверждала, что она была либералкой. Подробное описание Орландо. Мужчина примерно = женщине (внешне). Внешне роман психологичен, а на самом деле чисто игровой (лит-ра игры). Рефлексия - ты думаешь о том, что ты думаешь. Писатель пишет о том, как он пишет; 2 части писателя: одна пишет, а др. за этим наблюдает: Джойс, Фолкнер, Хакскли, Вульф «Орландо». Пародия на биографию (примерно Голсуорси). Приемы псих. прозы (свои же) и начинает над ними «издеваться». Не доводит размышления героя до умозаключения - важный элемент ее творчества/прозы. Много искусственных вещей. Как критик замечает много интересн. Показывает дух эпохи через малозначит. детали. Кажд. часть - лит. история. Искусственно обыгрывает ситуации.

 

Date: 2016-02-19; view: 316; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию