Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сюрреализм и авангардСюрреализм (М. Эрнст) Основатель: А. Бретон, «Магнитные поля», «Надя». Луи Арагон метод соц. реализма Поль Элюар Антонэн Арто «Театр и его двойники» Филип Супо Раймон Кено Мишель Лэйрис «Возраст мужчины» Роте Кайуа «Самка богомола»
20е гг. - стабилизация зап. общ-ва. Преодоление антропоцентризма. Оценка всего с точки зр. человека. Чел-к - высш. форма жизни. Хазяин на земле. Культура - репрессированность чел-ка. Искусственная сформированность. Чел-кие поступки, мысли очевидны и предсказуемы. Сюрреалисты смотрят на все иными глазами. Люди видят человеческое, не видят сущности и энергии. Сюрр. хотят уничтожить чел-ка этического, чел-ка Ренессанса. Выход за пределы антропоцентризма. Разум и зрение разводятся. Гуманисты без стереотипов. Скандальное - как жест, повод выйти за переделы себя. Жорж Батай - «История глаза». Глаз отожд. с божеств. разумом. Посмотреть на мир взглядом животного. Журнал «Коллеж Социологии». Этика - репрессия, насилие над человеком. Лит-ра - репрессия. Иск-во - форма навязанная, м. б. пропагандой, примеряет чел-ка с действительностью. Ех: красивые батальные сцены - пропаганда войны. Сюрр. стремятся встать над формой, уничтожить ее. Шаг за пределы иск-ва. Иск-во умирает, когда мир просыпается. Главное не слово. Шаг за пределы слова. Художник - творец. Работа разума в шир. смысле слова. Выход из человеческого. Автоматическое письмо (Бретон, Супо) - гл. метод сюрреалистов. На бумаге - все слова и образы, пришедшие в голову, без обработки. Разум не успело их обработать. Текст тела, не разума. Разум не успевает зафиксировать отрешенное. Бретон - пассивн. Арагон - активн. Настоящ. антиискусство. «Магнитные поля» Бретон, Супо. Обнаруж. черновики. Энергия самого письма. От теории Соссюра: означающее «приклеено» к означаемому. Сюрр. освобождают яз. от долга «означать». Освобождение означающ. от означаемого. Сюр. яз. - яз. наслаждения. Невидан. формы реальности. Реальность такая - как мы ее произнесем. Задача сюрр.: заново проговорить. Язык бессознательного. На основании желаний нельзя строить реальность. Фантазия, воображение не главное в жизни, обуздать реализмом. Романтики - в жизни главное воображение. Пафос вообр. в повседневн. жизни. Культура вытесняет на переферию вообр., фант «либидо». Сюрр. - целостность пытается вернуть. Сюрреализм и психоанализ. пытались сделать Фрйда «коллегой». Бретон считал психоанализ базой сюрр. Вывел и назвал бессозн. комплексы. Психоанализ - терапия. Фрейд лечит больного и пытается вернуть обществу социально здорового человека. Невроз - конфликт либидо и сверх Я. Человека надо социализировать, реализовать его энергию. У Бретона все наоборот. Сюрреализм и безумие. Свержение репрессивного разума. По Декарту слово и язык неразрывно связаны с разумом (cogito ergo sum). Сюрр. считают, что яз. не по праву подчинен разуму. Не д. б. коммуникативным. Интерес сюрр. к безумию. Автоматическое письмо = безумие. Мишель Фуко - не явл. сюрреалистом, но связан с ними. «История безумия в классическую эпоху». Созд. генеалогию совр. культуры. Культура строится на бинарных оппозициях. Надо определить границы и отделиться: «я» и «другой». культура всегда ищет чужого и стремится дистанцироваться: в 15-16 вв. - прокаженные, 2500 лепрозориев. Сумасшедший - новый чужой. В 17 в. жили среди остальных, особо тяжелые - либо в больницах (с обычными больными), либо в тюрьмах. Безумие = неразумие. В 17-18 в. - спец. дома. => безумие -часть нашего «я», раз есть тело - есть частица безумного. Кул-ра отрезает безумие от себя. Никакого контакта с безумцами, «расщепленные» люди. В произведениях Расина обязат. присутствовали сумасшедшие - «Безумие в тисках разума»: без. с т.зр. разума. Босх, Дюрер - без. с т.зр. Дюрера. Культура общается с безумием - искусство. Бретон и Элюар «Непорочное зачатие». Часто изобр. безумцев. Симулировали без. Открытое письмо директорам лечебниц для душевнобольных с просьбой выпустить без. на свободу. Сальвадор Дали - наиболее иск. симуляция без. Ст. «Дохлый осел». Критикопараноидальная шизофрения. Метод видения одного образа сквозь другой. Основная ед-ца сюрреализма - коллаж. Соединение в рамках одного объекта разных гетерогенных элементов (Ех: Пикассо). Метафора: перенесение по принципу сложности. В коллаже нет общего, но есть непредсказуемость и неожиданность. Фуко «Слова и вещи», «очарование нового способа мыслить». Сюрреализм и революция. Нацисты наз. свое движение революцией. Ленин в 18 пишет: «победила революция», тоже самое пишет Гитлер в 34. Троцкий - «революция не может победить, это постоянное состояние, то, что внутри теья, постоянное осуществление, мы не знаем, что будет дальше». Революция в себе, постоянный эксцесс, выход за пределы себя. Отношение сюрреалистов к рев. меняется. Рев. осуществляется маргиналами (не пролетариями). Бретон (друг Советской России), Элюар, Арагон (кто-то из них вступил в ком. партию) приветствуют рев. в России. Журнал сюрр. назыв. «Сюрреалистическая революция». Новый журнал «Сюрреализм на службе у революции» - уже отделяет себя от социал. рев. Меняется отношение к советск. власти. Бретон: «не по пути с русск. коммунизмом». Бьет по лицу Эренбурга. Жест «расставания», перфоманс. Разоблачение процессов (моск., Каменева и Зиновьева и т.д.). В Европе 2 крайности: либо фашизм, либо коммунизм. Неизвестно, кто лучше: Сталин или Гитлер.
Луи Фердинанд Селин (1894-1961) Наст. имя: Луи Детуш. Род. в бедн. семье, воевал, герой Первой МВ, надсмотрщик на плантациях в Африке. США, Детройт, завод Форда. Высш. мед. школа в Европе (врач-гинеколог). Соц. гигиена. Селится в бедных предместьях Парижа. Проза. 1й роман «Путешествие на край ночи» 1932. Выдвинут на Гонкуровскую премию. 1936 «Смерть в кредит». Рождается конфликт между Академией и С. 1936 - едет в Россию, в Ленинград. «Mea Culpa» - антирусский, антибольш. трактат. Антисемит, расист. В произв. С. между автором и персонажем есть дистанц. т. «Безделушки для погромов» (или «Много шума из ничего»). О евр. погромах в Герм. Позиция европ. фашиста. Европа - духовн. традиция, целостность. Ядро Евр. - галлы, фр. 1й враг - коммунисты, 2й - евреи. 39-40 - война во Фр. Записывается в армию. Прав-во Петжа., п-н Пьер Лаваль. Нац. позор. Слабость демократии - переговоры и компромиссы. Коллаборационист. Признает легитимность правительства предателей. Замок Загмаринген. Зан. позицию пораженца. Уезжает. В Париже его судят и заочно - см. приговор. Уезжает в Данию. Саж. в тюрьму на 1.5 года, отсидел 8 мес. «Немецкая трилогия»: «Из замка в замок», «Север», «Ригодон». Меняется отношение к коллабор. Возвращается в 51 г. Позиция циника. Базируется на тотальном неверии в чел-ка. «Путешествие на край ночи» Отказ от антропоцентризма => отказ от психологизма. Взгляд животного. Для жив, мир - набор других тел. Для чел-ка - набор идей и концепций. Герой - Бардамю - alter ego Селина. Остальные романы - от им. автора. «Вереница тел». Бать на стороне вещей, предметом среди предметов. Человек - большая жирная личинка мясной муки. Надо воспринимать чел-ка как тело. Слова не им. знач. Культура - стереотипы. Свои интересы всегда выше, чем других. Тело требует своего, и этика рассыпается. Для С. война - это нормально. Чел-к не ведет себя по-братски. Войну нельзя эстетизировать. Позиция Бардамю - позиция врага. «Внешний» герой. Псевдо-внутр. монологи. Нет псих. переживаний. Ненависть к цивилизации. Фрагментарное течение событий. Нет трад. формы. Нет начала, кульминации, развязки. Нет биогр., судеб, контекстов. Нарушение взаимоотнош. между главным и второстепенным. Язык - напряженный, истеричный, на грани срыва. Язык = этика, яз. человечен в силу природы чел-ка. «Сердце в кредит» - после каждых двух слов воскл. знак. Ситуационисты - последователи сюрр. Взрыв культуры изнутри. Селин создает персонажи, кот. скандализируют общественность Очевидн. провокация. С. последовательно честный в своих сужд, травля в прессе. Поддерживает фашизм. Психол. традиция 20 в: погружение чит. в чужое сознание. Миллер, Селин - изобр. внешнего чел-ка. Страдания - ложь, фальшь.
|