Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 2. Культура речи и работа над ней в начальной школе. Система работы по профилактике и предупреждению речевых и неречевых ошибок младших школьников⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Дидактические единицы: Культура речи и основы риторики Методика работы над речевыми ошибками учащихся. План лекции: 1. Требования к речи учащихся начальной школы. 2. Содержание работы по культуре речи в курсе русского языка начальной школы. 3. Типы стилистических ошибок и их причины. 4. Система работы по профилактике и предупреждению речевых ошибок начальной школы. 1. Борьба за хорошую, культурную речь привела к развитию самостоятельной отрасли языкознания под названием «культура речи». Культура речи – этолингвистическая дисциплина, которая рассматривает два вопроса: как говорить хорошо и как говорить правильно. Понятие правильности связывается с категорией нормы: соблюдение норм и есть правильность речи. Качествами хорошей речи (коммуникативно-целесообразной) являются ее точность, богатство, выразительность. Таким образом, правильность и коммуникативная целесообразность – две ступени речевой культуры, которые и определяют содержание работы по развитию речи в школе: говорить правильно с учетом ситуации общения. Требования культуры речи не ограничиваются правилами грамматики, языковой нормы, а отражают потребности общения в современном мире. Критерии (требования) культуры речи: 1. Содержательность речи: в речи должна быть раскрыта информация, важная для обеих сторон общения. 2. Логичность речи: она должна быть понятна, последовательна, непротиворечива, доказательна, убедительна, информативна; должна стоиться по четкому плану, на основе продуманной композиции. 3. Свободное владение механизмами речи: дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями; быстрота включения в диалог, хорошая речевая оперативная память. Важна скорость выбора слов, построения предложений и текста. В письменной речи к механизмам относятся скоропись, хороший почерк, орфография. 4. Языковая правильность речи, соответствие литературной норме. Языковая норма формируется на основе традиции, на основе изучения массовой прагматики, закономерностей грамматики, фонетики, словообразования. 5. Точность, ясность речи: культура речи измеряется умением говорящего, пишущего выбрать такую синтаксическую конструкцию, такие слова, сочетания, так построить свое высказывание, чтобы передать наиболее важные его черты, понятно передать свой замысел. Точность речи требует богатства и подвижности средств языка, их разнообразия. 6. Коммуникативная целесообразность речи: речь строится с учетом возможностей адресата, выбираются те формы языка, которые обеспечат наилучший контакт участников диалога. 7. Выразительность речи: многообразие интонаций и пауз, тона и тембра голоса в устной речи; использование языковых средств выразительности в устной и письменной. Литературная норма действует в следующих областях: - в произносительной - проверяется фонетическими закономерностями, словарями ударений и орфоэпическими; - в словоупотреблении, в выборе слова – проверяется с помощью толковых словарей, словарей синонимов, антонимов, сочетаемости слов и имен; - в образовании и в использовании грамматических, морфологических форм – проверяются правилами грамматики и соответствующими словарями. - в правописании – проверяется правилами орфографии и пунктуации. А также орфографическими словарями. 2. Работа по формированию культуры речи у учащихся начальной школы является одной из основных задач уроков русского языка. Содержание работы по культуре речи на уроках русского языка может быть представлено в таблице:
Упражнения по культуре речи в системе уроков русского языка: - языковой анализ текста; - редактирование текста; - конструирование слов, словосочетаний. Предложений; - воспроизведение текста (различные виды диктантов, изложений); - создание собственных творческих работ учащихся. Кроме уроков русского языка работа по культуре речи в начальной школе проводится на чтения и литературы (языковой анализ текста, стилистический (лингвистический) эксперимент, наблюдения над использованием слов в произведении, точностью их выбора, над оттенками их значений и т.п.). 3. Особое место в работе по формированию культуры речи учащихся занимает система по профилактике и устранению стилистических ошибок в речи учащихся. Стилистические ошибки делятся на речевые и неречевые. Речевые ошибки – это неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. К таким ошибкам относятся: - лексико-стилистические (повтор слов, употребление слова в неточном значении, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слова без учета его эмоциональной окраски, употребление диалектных и просторечных слов и словосочетаний); - морфолого-стилистические (детское словотворчество, использование просторечных и диалектных форм слов, пропуск морфем, образование форм множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе); - синтаксико-стилистические (нарушение норм управления, согласования, неудачный порядок слов в предложении, нарушение смысловой связи местоимений с другими словами, несоотнесение временных и видовых форм глаголов, нарушение границ предложений). Неречевые ошибки: - композиционные (несоответствие текста плану); - логические (пропуск необходимых слов, эпизодов, нарушение логической последовательности и обоснованности, употребление в одном ряду понятий разных уровней, нелепые, парадоксальные суждения); - фактические (искажение фактов действительности). Причинами стилистических ошибок в речи учащихся в бедности словаря, влияние речевого окружения, невысокое речевое развитие младших школьников, малый речевой опыт, недостаточная развитость чутья языка, недостаточная подготовка текста, непродуманность предложения, незнание роли местоимения, психологические состояния пишущего и т.п. 4. Система исправления и предупреждения ошибок в речи и особенно в собственных творческих работах учащихся разрабатывается на основе их учета, классификации и изучения причин возникновения, т.е. диагностики, и входит в общую систему работы по культуре речи. Система складывается: - исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся; - составление картотеки типичных ошибок, допущенных в устной и письменной речи; - определение типов ошибок и их причин; - классная работа над общими типичными ошибками на уроках анализа письменных творческих работ учащихся; - индивидуальная или групповая урочная и внеурочная работа над отдельными ошибками: их обнаружение, уяснение, исправление; - показ и анализ образцовых текстов (предложений); - система стилистических и иных упражнений; - языковая подготовка перед собственными творческими работами учащихся (сочинением, изложением, рассказыванием, пересказом); - обучение самопроверке написанного и его редактированию; - стилистические акценты при изучении грамматических тем. Все речевые ошибки должны быть исправлены, а ребенок должен уяснить причины их появления. В устной речи или письменных работах речевые ошибки помечаются учителем (с помощью условных знаков), а исправляются самими учащимися с его помощью. Лишь в трудных случаях учитель может исправить ошибку сам. На уроке, посвященном анализу сочинений, прочитываются вслух лучшие работы, обсуждаются. Предметом обсуждения на таких уроках являются не только содержание, но и композиция текста, и язык, и ошибки, и недочеты, и исправления. Для такого урока, как правило, избирается одна тема, соответствующая допущенным ошибкам, которая формулируется и осознается учениками, приводятся примеры выбора слова из художественных текстов, предлагается найти ошибки в текстах, предложенных учащимся на карточках. Профилактика речевых ошибок проводится при изучении грамматических тем и опирается на диагностику ошибок в речи учащихся. Необходимо уяснить, какие возможности дает изучаемая грамматическая тема для выражения оттенков мысли, для краткости и точности высказывания, для устранения речевых ошибок. С целью профилактики речевых ошибок используется и такой вид работы как редактирование. Редактирование – один из активных видов (приемов) работы с учащимися над текстом. Редактирование предполагает выверку и исправление написанного: устранение повторов, замене слов синонимами, устранение логических пропусков, нарушений внутренних связей в тексте и предложении, выверку орфографии и пунктуации. Первоначально редактирование носит коллективный характер. Каждый урок редактирования посвящен определенной теме. В процессе общеклассной, коллективной работе (беседа по вопросам) с текстом, предложенном для редактирования, выясняется – не нужно ли что-нибудь исправить, дополнить, уточнить, сделать выразительнее в данном тексте. Все исправления, предложенные детьми обсуждаются и вносятся в текст. Отредактированный текст записывается детьми. Работа по редактированию может и должна включаться почти в каждый урок русского языка как работа над словом, словосочетанием, предложением. Конечной целью обучения редактированию является формирование умений саморедактирования, т.е. проверки и совершенствования собственного текста. Саморедактирование выполняется детьми после подготовки собственных творческих работ, т.е на последнем этапе урока, когда закончено написание текста. С этой целью обычно используются памятки по самопроверке, в которых предлагается порядок работы по совершенствованию текста своей работы. При самопроверке учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Если ребенок не может сам увидеть ошибку в своей работе, то учитель может указать то место в сочинении, над которым предстоит еще поработать. Прямо указывать на ошибку можно лишь тогда, когда учитель убедится в неспособности ученика исправить ее самостоятельно. Саморедактирование является действием самоконтроля за своей речью. Умение контролировать свою речь и вносить в нее коррективы положительно влияет в целом на речевую деятельность человека, в частности на его умение говорить и писать. Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по разделу: 1. Составьте перечень наук о речи, речевой деятельности,тексте, т.е. тех современных наук, которые положены в основу методики развития речи учащихся; 2. Составьте библиографический список к разделу; краткий терминологический словарик по речеведению, разделив термины на два списка: традиционные термины и новые; дайте определения этих терминов. 3. Разработайте модель методов и приемов развития речи. 4.Составьте типологию школьных ученических произведений на уровне текста. 5. Сравните системы речевых упражнений в книгах «Детская риторика» под ред Т.А. Ладыженской, «Школа творческого мышления» М.Р. Львова, «Введение в храм слова» С.Ф. Ивановой; укажите различия в позициях, дайте свои оценки. 6. Напишите самостоятельную творческую работу любого типа и жанра; дайте самооценку своей работе. 7. Сделайте конспект любой книги по культуре речи; составьте модель требований к речи учащихся начальных классов к концу курса русского языка. 8.Составьте словарики: интонаций, которыми владеет взрослый; синонимов; фразеологизмов; 9. Подготовьте реферат по книге С.Л.Рябцевой «Диалог за партой»; 10. Составьте проект подготовки к сочинению на основе воображения в 4 классе; 11. Разработайте календарный план сочинений на учебный год в соответствии с требованиями к развитию речи в начальной школе. 12. Разработайте конспект всего цикла уроков и фрагментов уроков сочинения: от выбора темы до анализа самостоятельных творческих работ учащихся и работы над ошибками. 13. Сделайте сравнительный анализ программ с точки зрения развития речи учащихся начальной школы в разных дидактических системах. Литература к разделу
1. Закожурникова, М.Л. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов// Известия АПН РСФСР. – М., 1956. – Т.78. 2. Капинос, В.И. Культура речи// мЕтодика развития речи на уроках русского языка/ под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. – М., 1989. 3. Ладыженская, Т.А. Речь. Речь. Речь... – 2-е изд.- М., 1989. 4. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985. 6. Львов, М.Р. Методы развития речи учащихся// Русский язык в школе. – 1985. -№4. 7. Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М..: Академия, 2002. 8. Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г., Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М., 1987. 9. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка. – М., 1984. 10. Рябцева, С.Л. Диалог за партой. – М., 1989. 11. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М., 1978. 2. Алгазина, Н.Н. Фомирование орфографических навыков. – М., 1987. 3. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах/ под.ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М., 1973. 4. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте дети. – М., 1986. 5. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1973. 6. Вахтеров, В.П. Избр. пед. соч.- М., 1987. 7. Выготский, В.П. Собрание сочинений: В 6т.- М., 1982. 8. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. – М., 1981. 9. Граник, Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988. 10. Егоров, Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М.,1953. 11. Жедек, П.С. Методика обучения письму// Русский язык в начальных классах. Теория и практика./ под ред. М.С. Соловейчик. М., 1997. 12. Жуйков, С.Ф. Формирование орфографических действий. – М., 1966. 13. Закожурникова, М.Л. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов// Известия АПН РСФСР. – М., 1956. – Т.78. 14. Капинос, В.И. Культура речи// мЕтодика развития речи на уроках русского языка/ под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. – М., 1989. 15. Ладыженская, Т.А. Речь. Речь. Речь... – 2-е изд.- М., 1989. 16. Львов, М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983. 17. Левин, В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М., 1994. 18. Львов, М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений/ М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская.. – М., 2002. 19. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., 1985. 20. Львов, М.Р. Методы развития речи учащихся// Русский язык в школе. – 1985. -№4. 21. Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г., Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М., 1987. 22. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах. – Тула, 2001. 23. Начальное образование в России. – М., 1994. 24. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972. 25. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 1997. 26. Основы методики начального обучения русскому языку/ под ред Н.С. Рождественского. – М., 1965. 27. Политова, Н.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уроках русского языка. – М., 1984. 28. Рамзаева, Т.Г. Уроки русского языка: Начальные классы. – М., 1993-1997. 29. Редозубов, С.П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе. – М., 1961. 30. Репкин, В.В. Русский язык: Учебник для начальных классов. – М,,1993-1997. 31. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Под ред. М.С. Соловейчик.- М., Просвещение, 1993. 32. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Под ред. М.С. Соловейчик.- М., Просвещение, 1993. 33. Рябцева, С.Л. Диалог за партой. – М., 1989. 34. Светловская, Н.Н., Пиче-оол, Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М., 1999. 35. Федоренко, Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. 36. Фомичева, Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. – М., 1981. 37. Ушинский, К.Д. Родное слово// Пед.соч.: В 6 т. – М., 1989. – т.2. 38. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать. – М., 1976. 39. Якобсон, П.С. Психология художественного восприятия. – М., 1964. Оглавление Предисловие……………………………………………………………………………………………3 Раздел I. Введение……………………………………………………………………………………..4 Лекция 1. Научные (теоретические) основы методики обучения русскому языку……………………………………………………………………………….................................4 Раздел II. Методика обучения грамоте……………………………………………………………..11 Лекция 1. Значение обучения грамоте в общей системе учебно-воспитательного процесса современной начальной школы……………………………………………………………………...11 Лекция 2. Ступени обучения чтению и письму в период обучения грамоте первоклассников…18 Раздел 3. Методика чтения, литературы и развития речи младших школьников………………..25 Лекция 1. Чтение как предмет в начальной школе. Современная система обучения чтению младших школьников………………………………………………………………………………...25 Лекция 2. Основные стадии развития навыка чтения и усовершенствования его отдельных компонентов на разных этапах обучения в начальной школе…………………………………….29 Лекция 3. Научные основы анализа художественного произведения в начальной школе. Процесс работы над литературным произведением с младшими школьниками………………...35 Лекция 4. Научные основы методики работы над литературными произведениями разных родов, видов, жанров…………………………………………………………………………………43 Раздел 4. Методика внеклассного чтения и современные версии подготовки ребенка-читателя в начальной школе……………………………………………………………………………………...51 Лекция 1. Задачи и организация работы с детской книгой учащихся на современном этапе развития начальной школ…………………………………………………………………………….51 Лекция 2. Особенности организации работы с детской книгой на разных этапах формирования читательской самостоятельности младших школьников………………………………………….53 Раздел 5. Методика преподавания грамматики и современные версии лингвистического образования младших школьников…………………………………………………………………60 Лекция 1. Научные основы и методы изучения языковой теории в начальной школе…………60 Лекция 2. Особенности формирования грамматических и словообразовательных понятий у младших школьников………………………………………………………………………………..65 Раздел 6. Методика преподавания орфографии и ее особенности в современных версиях лингвистического образования для начальной школы…………………………………………….72 Лекция 1. Научные основы методики преподавания орфографии в начальной школе…………72 Лекция 2. Формирование орфографических действий и навыка правописания у младших школьников……………………………………………………………………………………………81 Раздел 7. Методика развития речи и современные версии речевого образования младших школьников……………………………………………………………………………………………88 Лекция 1. Научные основы совершенствования речевой деятельности учащихся начальной школы. Основные направления работы по развитию речи младших школьников и особенности их организации в современной начальной школе…………………………………………………..88 Лекция 2. Культура речи и работа над ней в начальной школе. Система работы по профилактике и предупреждению речевых и неречевых ошибок младших школьников……....95 Список используемой литературы…………………………………………………………………104
Date: 2016-02-19; view: 4255; Нарушение авторских прав |