Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 2. Особенности организации работы с детской книгой на разных этапах формирования читательской самостоятельности младших школьников
Дидактические единицы: Закономерности формирования читательской самостоятельности младших школьников. Варианты работы с детской книгой в современных системах литературного чтения. Уроки и фрагменты уроков по обучению детей работе с книгой. План лекции: 1. Цели и задачи формирования читательской самостоятельности на подготовительном этапе. Особенности организации уроков. 2. Организация уроков внеклассного чтения на начальном этапе формирования читательской самостоятельности. 3. Уроки формирования читательской самостоятельности на основном и заключительном этапах. 4. Разновидности уроков внеклассного чтения. 5. Учет и контроль читательской самостоятельности на разных этапах ее формирования. 1. Подготовительный этап внеклассного чтения. Цель данного этапа: заинтересовать ребенка книгами, обеспечивая непосредственное восприятие этих книг, научится думать над книгой. Ведущая учебная задача: показать взаимосвязь между содержанием книги и ее внешними приметами (заглавием, фамилией автора, иллюстрациями). Для достижения этой цели 1 раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой в составе урока обучения грамоте. На этом этапе учитель сам читает книгу вслух. Структура занятия: 1. Подготовительная беседа, настраивающая детей на восприятие книги. 2. Чтение книги учителем. 3. Беседа по содержанию прочитанного (воссоздается содержание, фиксируются читательские переживания). 4. Рассматривание книги. 5. Повторное чтение (возможно, но не обязательно). 6. Рекомендации к домашнему чтению. На данном этапе обучения учитель впервые учит ребенка ориентироваться в книге, поэтому к книгам, отбираемым для занятий, предъявляются ряд требований: - жанровое и тематическое разнообразие книг; - книги должны быть относительно новыми и доступными по содержанию; - объем книги 8-16 страниц в типовом оформлении с яркими иллюстрациями. 2. Начальный этап работы с детской книгой. Цель: научить читать книгу самостоятельно. Задачи этого этапа: учить ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой и возможной целью чтения; тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой книги. Уроки на данном этапе проводятся 1 раз в неделю. В уроке выделяются 2 обучающих центра: - выполнение упражнений по ориентировки в книгах, специально подобранных учителем и выставленных у доски (работа с выставкой книг, чтение книги учителем, выбранной коллективно, беседа о прочитанном); - самостоятельное рассматривание и чтение незнакомой книги по теме урока (рассматривание книги, самостоятельное чтение книги, беседа с целью выявления качества самостоятельного рассматривания и чтения). Заканчивается урок рекомендациями по самостоятельному чтению на неделю, которые предлагается выполнить по желанию детей. Требования к книгам на данном этапе распадаются на требования к книгам для самостоятельной и коллективной работы. Для коллективной работы подбираются книги с осложненным оформлением детской художественной и научно-познавательной литературы по разным темам. Для самостоятельной работы учащихся материалом является книга в типовом оформлении, с крупным шрифтом (не менее 4,5 мм) и длиной строки от 80 до 126 мм, поля должны составлять 40-50% площади страницы, объемом книга от 8 до 30 страниц, содержащих много иллюстраций, занимающих 75% страницы. Самостоятельная деятельность с книгами осуществляется на основе комплектов книг-коллективок (набор книг одинакового издания для каждого ребенка). В качестве библиотечно-библиографической помощи используются на подготовительном и начальном этапах рекомендательные плакаты: на подготовительном по теме прошедшего занятия, на начальном – по теме следующего занятия. Кроме того в классе организовывается постоянная выставка книг: на подготовительном этапе – одна книга, рассмотренная на уроке; на начальном – две книги, которые были прочитаны во время урока. 3. Основной этап работы с детской книгой. Цель: формирование читательских интересов. Однако, т.к. данный этап распадается на два подэтапа, то цель внеклассным чтением в 3 классе (собственно основной этап) заключается в формировании у ребенка умения выбрать книгу для себя с учетом своих возможностей и освоить ее содержание, тогда как в 4 классе целью становится собственно формирование читательских интересов. Задачи: закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению; учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения; формировать навыки самоконтроля и самооценки при чтении; закреплять умение действовать в мире книг с установкой на чтение; расширять читательский кругозор детей. Уроки внеклассным чтением на собственно основном этапе проводятся 1 раз в неделю, на завершающем – 1 раз в две недели. Структура урока в 3 и 4 классах одинакова, однако содержание и задачи уроков на этих подэтапах различны. Структура урока: 1. Работа с выставкой книг, составленной самими детьми. 2. Обсуждение книг, выделенных в ходе работы с выставкой, обмен впечатлениями о прочитанном. 3. Расширение читательского кругозора учащихся учителем. 4. Сообщение цели и темы следующего урока, рекомендации к внеурочной деятельности с книгами. Ведущая роль на уроке принадлежит детям. В 3 классе при работе с выставкой книг обычно участвуют в беседе о писателе, творчеству которого посвящен урок, знакомятся с методическим аппаратом книги. Ребенок учится видеть за каждым автором не одну, а несколько произведений, улавливать ведущее направление в творчестве знакомых писателей, учится свободно действовать в рамках очерченных учителем книг по любой из доступных ему тем чтения, выполнять задание в точном соответствии с поставленной на уроке целью. За время, отведенное на занятие внеклассным чтением ребенок должен освоить группу книг (10-12 и более), которыми может быть представлено творчество того или иного писателя либо тема чтения. В 4 классе темы уроков внеклассного чтения формулируются очень широко и могут быть представлены самыми разнообразными книгами. В этот период у детей идет целенаправленное формирование основ самообразования, дети начинают пользоваться собраниями сочинений детских писателей, справочной литературой систематизируют книги по жанрам, темам, героям произведений, авторам. На этом этапе учащиеся знакомятся с книгами без ограничения в объеме, всех видов и структур. В качестве учебного материала на основном этапе обучения используют русскую классическую, современная и зарубежная художественная литература, научно-познавательная и справочная литература, детская периодическая печать. При этом учитывается вся традиционная для младших школьников тематика чтения и видо-жанровое разнообразие. 4. В системе работы по внеклассному чтению выделяют типовые и нетиповые уроки. Типовые уроки внеклассного чтения делятся в зависимости от этапа обучения: уроки на подготовительном, начальном и основном этапе (см. выше структуру и задачи данных типов урока). Кроме этих типов уроков в конце начального этапа проводят несколько уроков переходного типа. Своеобразие этих уроков заключается в том, что для второй части типового урока (самостоятельной работы с книгой) детям предлагаются для рассматривания и чтения разные произведения или даже разные книги, объединенные одной темой. Цель таких уроков: приучить детей участвовать в беседе по разным источникам, понимать обобщенные вопросы и правильно на них реагировать. К нетиповым урокам относятся уроки-утренники, праздники сказок, уроки-отчеты. А позднее уроки-диспуты. Структура таких уроков отличается тем, что они отличаются включением большего количества творческих работ, а этап работы с выставкой книг является заключительным этапом урока. 5. Вся учебная деятельность учащихся по внеклассному чтению на любом этапе обучения обязательно проверяется и оценивается учителем. Учет делится на систематический и периодический. Систематическому учету подлежит: осведомленность учащихся в круге детского чтения; отношение детей к книгам и самостоятельному чтению; сформированность типа читательской деятельности. Основной принцип проверки ЗУНов учащихся по внеклассному чтению – разностороннее изучение учителем каждого ребенка с т.зр. продвижения в овладении читательскими умениями, читательской самостоятельностью на основе наблюдения за его деятельностью с книгой на уроке и во внеурочное время. Периодический учет осуществляется на основе использования нетиповых уроков внеклассного чтения. Каждый такой урок формирует и демонстрирует активность детей как будущих читателей, их общее и читательское развитие и служит объективным показателем эффективности руководства детским чтением. На каждом этапе обучения учитель оценивает определенные показателя продвижения ребенка в овладении читательской самостоятельностью. Показателями сформированности интереса к книге на подготовительном этапе является неравнодушие детей к книжному окружению. Дифференцированной оценке по 5-и балльной системе результаты работы детей на данном этапе не подлежат. Оценка в это время выражается в форме устного одобрения, поощрительной записи в дневнике и т.п. От отрицательных оценок в это время, как правило, надо воздерживаться. На начальном этапе внимание сосредотачивается на наблюдениях за поведением детей и деятельностью с детскими книгами на уроках: справляется ли с заданием за отведенное время, не отвлекается ли в процессе рассматривания или чтения. Формы оценки такие же как и на предыдущем этапе. Оцениванию на основном этапе внеклассного чтения подлежит: нашел ли ребенок книгу к уроку? Прочитал ли хотя бы одно произведение из нее? Где взял книгу? Не ошибся ли в выборе? На этом этапе учет читательской деятельности ребенка должен вестись в тесном контакте с библиотекой и родителями. Оценке на данном этапе подлежит: правильность и мотивированность ориентировки в книгах и книге; полнота, точность, эмоциональность выводов и суждений о прочитанном; отношение к книгам и самостоятельному чтению, а также общественную пользу, которую приносит ребенок как читатель. Оценивать можно как весь комплекс, так и один из его компонентов, при этом следует учитывать степень подготовленности учащихся к самостоятельной деятельности с книгой, уровень сформированности навыка чтения. С третьего класса текущая деятельность учащихся оценивается по пятибалльной шкале, однако в журнал в первом полугодии выставляют отметки только за ЗУНы прошлого года обучения, а вновь приобретенные подлежат оценки лишь в форме устных сообщений. На завершающем этапе работы над детской книгой текущая проверка и оценка сосредотачивается на том, какими источниками пользовался ученик при подготовке к уроку, не сужаются ли их читательские запросы в процессе формирования читательской индивидуальности. При выставлении оценок учитывается и степень подготовленности учащихся. Норма чтения к середине года на данном этапе составляет 120-130 страниц за две недели, кроме того, выборочное привлечение справочной литературы, детскую периодическую печать. Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов по разделу: 1. Выделите основные требования к отбору детских книг к урокам внеклассного чтения на каждом этапе. 2.Сформулируйте основные задачи курса формирования читательской самостоятельности на каждом этапе. 3. Раскройте сущность метода чтения-рассматривания и покажите его трансформацию от подготовительного к основному этапу. 4. Покажите особенности организации уроков внеклассного чтения на разных этапах; выделите особенности типовых и нетиповых уроков, уроков переходного типа и охарактеризуйте методику их проведения. 5. Покажите многообразие видов руководства внеурочным самостоятельным детским чтением; раскройте сущность учета ЗУНов, формируемых у учащихся на внеклассном чтении на разных этапах. Литература к разделу
1 Граник, Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988. 2 Кудина, Г.Н. Диагностика читательской деятельности школьников – М.,МОИПК, 1996. 3 Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М..: Академия, 2002. 4 Львов, М.Р., Рамзаева, Т.Г., Светловская, Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах – М., 1987. 5 Романовская, З.И. Чтение и развитие младших школьников.- М., 1982. 6 Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Под ред. М.С. Соловейчик.- М., Просвещение, 1993. 7 Светловская, Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М., 1977. 8 Светловская, Н.Н., Пиче-оол, Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение. – М., 1999.
Date: 2016-02-19; view: 2608; Нарушение авторских прав |