Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. Фотоискусство в системе средств массовой коммуникации





1. Фотографическое творчество как социально-эстетическая коммуникация.

2. Ответственность авторов фотографий за их достоверность, нравственность, художественную выразительность.

3. Средства воздействия на зрительскую аудиторию.

 

1. Под массовой коммуникацией понимают объективно-исторический процесс передачи фактов культуры от поколения к поколению и передачи информации внутри данного общества.

Фактически фотография была включена в коммуникативный процесс в начале 1850-х гг., когда французский фотограф А. Диздери приклеил на кусочек картона свой фотоснимок и стал использовать его как визитную кар-точку. Появились разнообразные документы, удостоверяющие личность, семейные и корпоративные фотоальбомы, воплотившие ассоциативную историческую память поколений. Фотографии стали тиражироваться и широко распространяться. Это касалось персон, интересных широкой публике. Фотоизображение стало выступать посредником в общении между людьми, особенно после широкого распространения в 1890-х гг. почтовых карточек с фотографиями и их серий. Появляясь на фотографиях, факты культуры стали переводиться на язык визуального восприятия, что создавало дополнительный эффект присутствия культуры прошлого в современности.

С появлением в ХХ в. новых специфических форм фотографии значительно расширился и набор ее социальных функций. Вторгаясь в различные области человеческой деятельности, благодаря универсальности языка фотография становится фактором консолидации различных областей культуры.

Коммуникативная природа фотографии связана с ее языком и спецификой образа, как художественного, так и документального. Например, в поэтике не цветной фотографии большую роль играет контраст черного и белого, сочетание изображения и фона, которые обретают смысловое значение и участвуют в коммуникации [1, 10].

Все коммуникативные процессы, в которых участвует фотоискусство, связаны с «эффектом присутствия». С помощью фотографии человек за день может побывать в разных эпохах, разных уголках земли, встретиться с интересными людьми, стать свидетелем важных политических событий, посетить выставку и др. Наглядность изображения обеспечивает психологический эффект соприсутствия, соучастия в событиях, что оказывает влияние на восприятие информации и дает зрителю ощущение ее достоверности.

2. Часто фотопроизведения обращены к массовому зрителю, который в силу своей неполной подготовленности может лишь частично их освоить. Во многом разрешить подобные трудности помогают элементы «обратной связи» в сфере средств массовой коммуникации (СМК), такие как опросы публики и изучение писем читателей газет и журналов, публикующих фотоснимки. Современный фотограф должен отдавать себе отчет, кому адресуется его фотопроизведение, кто и как будет воспринимать результат реализации его замысла. Другая особенность фотокоммуникации – предрасположенность к интимности, к прямой обращенности, к диалогу, к концентрации внимания. Это важно не только в психологическом плане. Прямое обращение к зрителю ориентирует его восприятие и лучше передает контекст фотопроизведения.

Фотокоммуникация – сложная и многогранная совокупность оттенков и значений социальной информации. В ней можно выделить психологические, эмоциональные, эстетические, смысловые и информативные элементы. Именно от их гармоничного и осмысленного сочетания зависит во многом продуктивность и действенность фотокоммуникации. С фотокоммуникацией связан и круг вопросов, в которых рассматриваются культурная функция, ее основания для каждого типа фотопроизведений. Например, репортажная фотография «живет» в динамичном ритме времени. В ней политическая острота сочетается с охватом наиболее ярких событий во всех уголках земного шара. Ее цель – дать ощущение дыхания времени, свершающейся на наших глазах истории. Другая задача у фотоповести, лирической фотографии – расшифровка смысла жизни, переживаний человека. Здесь беглый обзор неуместен. Для каждого фотопроизведения существуют своя интонация, язык, эстетическая и общекультурная направленность. Все вместе и определяет конкретные формы, методы и способы осуществления культурно-информативных функций фотографии.

Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная избирательность, личностное «видение», позволяющее отличать достойное внимания от внешнего, случайного. Не каждый отснятый кадр становится художественным произведением. Так же как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует глаз, фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовывать технику исполнения и вырабатывать устойчивые принципы, морально-этическое и эстетическое отношение к возможным объектам фотоискусства. Фотохудожник должен быть психологом, обладать знанием различных сторон жизни, исследователем. В лице фотографа синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, четкость, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию. Фотохудожник – летописец, что возлагает на него особую ответственность. Фотохудожник – одновременно и художник, и публицист, удовлетворяющий как эстетические потребности аудитории, так и ее потребность в общественно значимом содержании и информации. Эстетика не дает художнику рецепта и не обеспечивает гарантированный успех. Она дает лишь ориентиры поиска, результат которого зависит от таланта и труда автора [18, 21].

3. Фотография, включаясь в систему СМК, изменяется. Например, при тиражировании она неизбежно теряет свои изобразительные качества. Однако, сочетаясь с различными системами СМК, функционируя в журнальном, газетном, телевизионном исполнении, фотография вбирает в изобразительно-выразительную структуру некоторые особенности этих средств. Эти адаптация и интерпретация фотографии другими СМК особым образом ее обогащают. «Обогащенная» в системе СМК фотография обладает возможностями формирования вкуса, воспитания эстетической и художественной культуры человека.

Фотография как средство массовой коммуникации способствует расширению объёма и качества информации. Убыстрение потока информации и более широкий контакт с действительностью, с ее событийными и культурно-ценностными пластами позволяют человеку качественно улучшить и переосмыслить свое понимание мира, не только передавать, но и создавать художественную культуру.

Фотографическое творчество – социально эстетическая коммуникация, а его произведения – художественно-документальные сообщения об окружающих человека мире и социуме. Высока ответственность авторов фотографий за их достоверность, нравственность, художественную выразительность. Ценностно-выраженный выбор объекта съемки, духовная направленность творчества, выбор выразительных средств наиболее достоверной и эстетически-выразительной передачи визуального сообщения – вот ряд коммуникативных действий фотожурналиста, характеризующий воздействие на зрительскую аудиторию.

О художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия. Специфику фотографии как вида искусства составляют документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения.

Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать ее. Эта закономерность действует на стыке информативно-коммуникативной и коммуникативно-художественной составляющих фотографии: голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная интерпретация явление уже другого порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка [4, 5, 10, 18, 20].


Date: 2016-02-19; view: 867; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию