Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Современное состояние фотоискусства в Республике Беларусь и за рубежом





1. Современные тенденции документальной фотографии. Дж. Нахтвей, А. Максимишин, А. Чекменев.

2. Разнообразие средств выразительности современного фотохудожника. В. Плотников, Х.Сугимото.

3. Творчество современных фотохудожников Беларуси.

 

1. Фотография как самостоятельный вид искусства обладает специфическими чертами, имеет свою структуру. Обладает присущими только ей функциями, жанрами и видами. За время своего существования фотография оставила множество произведений, легендарных снимков и громких имен выдающихся фотографов.

Основные специфические черты: документальность, избыточность информации, «одноглазое видение», прозрачность, одномоментность, случайность, анализ и отбор. Все направления и жанры фотографии составляют целостную специфику фотографии как вида искусства, и только через понимание особенностей и художественных возможностей каждого из них возможно создание цельного представления о фотографии как современном виде искусства.

Можно выделить основные черты, которые отличают документальную фотографию от других жанров:

– запечатление социальной проблемы, которая вызывает резонанс;

– эстетичность кадра в сочетании с естественностью и реалистичностью;

– наличие нескольких фотографий или развернутая серия снимков, связанных между собой общей темой или идеей;

– тесная связь с политическими веяниями, сам жанр претендует на политическое влияние;

– документальная фотография носит публичный характер.

Репортажная фотография – это развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фотографом) на зрителя или читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий.

Обратимся к примерам. Джеймс Нахтвей вырос в Массачусеттс и закончил Дартмутский колледж, где изучал историю искусств и политологию. Фотографии с Вьетнамской войны и движения в защиту прав человека в Африке оказали на него сильнейшее влияние и были решающими в решении стать фотографом.

В 1976 г. Нахтвей начал работать в качестве фотографа в газете в Нью-Мексико. В 1980 г. переехал в Нью-Йорк и начал работу внештатного журнального фотографа. Его первым заданием за границей был обзор гражданского конфликта в Северной Ирландии 1981 г. во время Ирландской голодовки.

После этого он посвятил себя документированию войн, конфликтов и критических социальных явлений. Работал над обширными фотоэссе в Сальвадоре, Никарагуа, Гватемале, Ливии, Секторе Газа, Израиле, Индонезии, Тайланде, Индии, Шри-Ланка, Афганистане, Филиппинах, Южной Карее, Сомали, Судане, Южной Африке, Боснии, Чечне, Косово, Румынии, Бразилии, США.

Нахтвей был контрактным фотографом журнала «Time» с 1984 г. В 2001 г. он стал одним из основателей фотоагентства «VII». У него проходили персональные выставки в Нью-Йорке, Париже, Риме и по всему миру.

Он получал множество наград, среди которых: Награда за выдающиеся заслуги, премия Мартина Лютера Кинга, премия Гражданин мира имени доктора Джина Мэйора, премия Генри Люса, золотая медаль Роберта Капа (5 раз), WorldPressPhoto (дважды), Фотожурналист года (7 раз), награда Международного центра фотографии (3 раза), премия Leica и др. Он – член Королевского общества фотографии, получил почетную докторскую степень от Университета искусств Массачусетс.

В 2001 г. был снят фильм о Джеймса Нахтвея «War Photographer». В нем он не только главный герой, но и оператор миникамеры, прикрепленной к фотоаппарату и создающей эффект присутствия на съемке. Фильм был номинирован на Оскар, завоевал 6 других наград.

Сергей Максимишин родился в 1964 г. в поселке Кодыма Одесской области, но уже много лет живет в Санкт-Петербурге. Школу закончил в Керчи, Крым. В 1982 г. поступил на физико-механический факультет Ленинградского политехнического института на кафедру экспериментальной ядерной физики. С 1985 по 1987 г. служил в Советской армии фотографом Группы советских военных специалистов на Кубе. По окончании института работал в лаборатории научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа. В 1996 г. поступил на факультет фотокорреспондентов при Санкт-Петербургском союзе журналистов. В 1999 г. начал сотрудничать с газетой «Известия». С 2003 г. – свободный фотограф. Фотоочерки С. Максимишина публиковались в журналах «Огонек», «Русский Newsweek», «Geo», «Stern», «Der Spiegel», «Time», «Newsweek», «ESPN Magazine», «Marie Clair», «Elle/France», «Liberation», «Le Monde», «Figaro», «L'Espresso» и др. Максимишин – 16-кратный призер конкурса «Россия Пресс Фото». Дважды занимал первое место в конкурсе «World Press Photo».


Афганистан, Ирак, Чечня, Грузия, Северная Корея, Киргизия, Крайний Север, Индия – вот несколько горячих точек, откуда привозил свои фотоистории Максимишин. Наверное, проще сказать, где он не был, чем, где побывал в бесконечном поиске сюжетов.

Александр Чекменев родился в 1969 г., в Луганске (Украина). Детское увлечение фотографией склоняет его к выбору профессии фотографа, которую он получает в одном из фотоателье Луганска в 1988 г. С 1990 г. по 1992 г. обучается на заочном факультете фотожурналистики при МГУ. Член союза фотохудожников России и член Союза фотохудожников Украины с 1993 г. Получив в 1997 г. предложение работы в еженедельнике «Всеукраинские ведомости», переезжает в Киев, где и живет по сей день.

Уже в ранних работах Александра Чекменева обозначается творческое кредо фотографа-документалиста. Интерес к людям из малозащищенных социальных слоев объединяет все документальные работы автора.

2014 г. – Гран-при «Фотограф года Украины 2013» серия «Донбасс».

2000 г. – победитель конкурса документальной фотографии (Вевей, Швейцария) с серией «Украинский паспорт».

1994 г. – первый приз конкурса документальной украинской фотографии «Укрпресфото» в номинации «Новые имена» (г. Киев).

2. Существующее ныне деление фотографии на виды первоначально заимствовано из живописи и достаточно условно. Обычно называют следующие фотографические жанры: портрет, пейзаж, архитектура, натюрморт, жанровая фотография, фоторепортаж. Иногда к этому добавляют фотоэтюд и фотокартину как «художественную фотографию».

Подобное деление основано на объекте съемки (человек, природа, предметы на столе и т. д.), но никак не отражает специфику работы фотографа. Задача, которую ставит фотограф, определяет логику его действий, специфику его работы и даже техническое оснащение, которое ему потребуется.

Валерий Федорович Плотников — советский и российский фотограф.

Родился 20 октября 1943 г. в эвакуации, в Барнауле. С осени 1945 г. живет в Санкт-Петербурге. Окончил художественную школу при Академии художеств, художественный институт. В 1969 г. окончил ВГИК.

После окончания ВГИКа занялся профессиональной фотографией, специализируясь на портретной съемке. Среди работ Валерия Плотникова – широко известные серии фотографий Владимира Высоцкого, Лили Брик и Сергея Параджанова, Аллы Пугачевой, Юрия Богатырева, Анастасии Вертинской, Бориса Эйфмана и многих др. Известен под псевдонимом Валерий Петербургский.

Первая персональная выставка Плотникова состоялась в Доме кино (Санкт-Петербург, 1976).

В 1999 г. вышел первый альбом фоторабот Плотникова «Чистосердечная фотография. Моментальная и навек», в 2003 г. – его продолжение, альбом № 2 «Портрет уходящей эпохи». Еще через год – последняя часть трилогии «Высоцкий. Таганка».

Плотников уверен, что фотография «не может жить без личности с одной и другой стороны объектива». По его мнению, много талантливых фотографов так и не сумели развить свой дар лишь потому, что им некого было снимать. «Я снимаю только то, во что верю. А если я снимаю то, во что не верю, то именно для того, чтобы подчеркнуть это» – констатирует мастер.


На вопрос, каким характером должен обладать современный фотограф, Валерий ответил: «Фотограф должен любить жизнь, восхищаться жизнью. Если вы любите природу, людей и мир вокруг себя, и получаете удовольствие от того, что живете, вы сможете делать по-настоящему хорошие фотографии».

Хироси Сугимото родился 23 февраля 1948 г. в Токио (Япония). В 1970 г. Сугимото изучал политику и социологию в St. Paul’s University в Токио. Позднее – искусства и получил степень бакалавра в Колледже искусств и дизайна в Лос-Анджелесе, после чего поселился в Нью-Йорке.

Сугимото говорит о своей работе как об «экспозиции времени». Его работы фокусируются на быстротечности жизни, конфликте между жизнью и смертью.

Автор находился под влиянием работ М. Дюшана, дадаистов и сюрреалистов. Использование камеры большого формата (8×10) и длительной выдержки завоевали Сугимото репутацию фотографа высоких технических возможностей.

Сугимото приехал в США в то время, когда минимализм и концептуальное искусство занимали доминирующие позиции. Вдохновленный систематическими аспектами минималистской живописи и скульптуры, он исследует свои темы посредством использования серийности.

Несколько значительных фотографических серий доминируют в творчестве Сугимото до сих пор: «Диорамы» (начата в 1976), «Театры» (начата в 1978), «Морские пейзажи» (начата в 1980), «Архитектура» (начата в 1997).

Начатая в 1978 г., серия «Theatres» включает фотографии старых американских кинотеатров. Светящийся экран в центре композиции, архитектурные детали и места в зале являются объектом съемки, уникальный свет придает работе сюрреалистический вид.

Сугимото возобновил диалог, который возник с момента становления фотографии: отношения между живописью и механической репродукцией. В «Портретах» Сугимото вернулся к восковым фигурам, к которым уже обращался в серии «Диорамы». В отличие от изображения диарам в музеях естественной истории, эти образы больше натурального размера, черно-белые портреты исторических фигур прошлого и настоящего. Работая в масштабе, новом для своего творчества, Сугимото изолировал восковые фигуры от окружения в музее, разместил их в три четверти, осветил таким образом, чтобы свет напоминал освещение на портретах Рембрандта. «Портреты» Сугимото предлагают фотографическое «свидетельство» истории. Основанная на старой ассоциации черно-белой фотографии с документацией правды, работы Сугимото открывают иллюзорность этого представления. Через этапы репродуцирования — от живописи к восковой фигуре и фотографии — передает разрушение времени и пересказа истории.

Нигде склонность Сугимото к минимализму не проявляется столь явно, как в его морских пейзажах. Начатая в 1980, серия отображает океанические виды со всего мира. Каждая перспектива, вне зависимости от расположения, топографических характеристик, климатических условий и временной зоны подана одинаково: Сугимото размещает камеру таким образом, что линия горизонта разделяет изображение на две части — море и небо. Пространство и глубину можно различить только через тонкие переходы оттенков серого. Увиденные по отдельности, эти во многом абстрактные образы вызывают сравнение с живописью Марка Ротко.


В 1990-х Сугимото начал серию преднамеренно размытых широкоформатных фотографий знаковых произведений архитектуры 20-го века, в том числе, Эмпайр Стейт Билдинг и часовни Ле Корбюзье в Роншане. В этих работах вне фокуса, здания трудно сразу идентифицировать, они едва узнаваемы, эффект, который привлекает внимание к механике памяти и восприятия.

3. Современному искусству присуще многообразие визуальных экспериментов. Национальная художественная школа не стремится к единой академической художественной реализации. Графика, живопись, фотография, другие виды изобразительного искусства развиваются в русле современных визуальных тенденций. Наблюдается смешение и взаимодействие стилей, присущее европейскому искусству.

Искусству Беларуси последних пятнадцати-двадцати лет свойственно разнообразие и философское обобщение художественных образов. Значительно активизировалась выставочная деятельность, проводятся международные пленэры, фестивали и выставочные проекты.

Развитие белорусской художественной фотографии последних 20 лет характеризуется многогранностью жанровых форм, творческих методов, концептуальных подходов, техническим разнообразием. Современные фотохудожники выделяются выразительным эстетическим направлением, отсутствием штампов в композиционном и образном мышлении. Среди авторов старшего и среднего поколений следует назвать М. Борозну, Е. Казюлю, А. Клещука, В. Лобко, Г. Карчевского, В. Качана, И. Савченко, Г. Лихтаровича, В. Ведренко, В. Сутягин; молодое поколение представляют П. Лежанская, Ю. Певнев, А. Щукин, А. Андреев, А. Вафик, С. Торбик и др.

В последние годы заметен интерес авторов, имеющих художественное образование в области графики, живописи, монументального искусства, кино- и телеоператорства, к фотографии, что обогащает панораму фотоискусства. Этот процесс направляет развитие фотографии в русло концептуальности. Своеобразной чертой последних десятилетий стала сосредоточенность художника на проблемах внутреннего, а не внешнего мира. Это качество явилось отражением массового сознания населения.

Владимир Сутягин. Родился 20 ноября 1955 г. в Нижнем Новгороде. В 1975 г. окончил техническое училище по специальности «фотограф широкого профиля». С 1980 г. живет в Минске. Работает фотографом в республиканских реставрационных мастерских.

Персональные выставки:

1992 г. «Апокалипсис». Минск, Республиканский Дворец профсоюзов.

1996 г. «Близкие дали». Минск, Национальный музей истории и культуры Беларуси.

1997 г. «Тишина». Минск, Национальная библиотека Беларуси.

1998 г. «Тишина». Минск, Национальный музей истории и культуры Беларуси.

«Свет тихий». Минск, Дом дружбы.

2000 г. «Тишина». Минск, Музей современного искусства.

«Тишина». Минск, Европейский гуманитарный университет.

«Свет тихий». Минск, Европейский гуманитарный университет.

2001 г. «Тишина». Минск, Национальная библиотека Беларуси.

Вадим Качан родился в 1958 г. в деревне Залядынье, Ивановского района, Брестской области в Беларуси.

В 1980 г. окончил Белорусский технологический институт им. С.М. Кирова в Минске. С 1980 г. по 1990 г. являлся членом фотоклуба «Вечерний Минск». Фотоклуб посещали, в разное время, известные ныне белорусские фотографы – А. Щукин, Е. Залужный, С. Брушко и др.

В этот период он участвует в проекте «Фотоманифест. Современная фотография в СССР», в выставке в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, посвященной 150-летию фотографии, а также в ряде клубных фотовыставках в Беларуси и в других выставочных проектах.

В это время создаются серии и проекты как документальных работ – «Фототандем», «Праздник города», «Свет и тени», так и фотомонтажных фотографий – «ХХ-век», «Ассоциации», «Свадебные мгновения», «Предчувствие судьбы» и др.

С 1991 г. по 2003 г. фотографией не занимался. В 2003 г. вернулся в фотографию персональной выставкой «Осколки» в галерее «NOVA»(Минск).

Качан – один из организаторов и первый председатель Белорусского общественного объединения «Фотоискусство» (творческий союз) 2003 г. Активно участвует в коллективных выставках в разных странах, проходит ряд его персональных выставок: в Беларуси, России и Польше. В этот период создаются серии цифровой документальной фотографии – «Люди Египта», «Портрет с портретом», «Прогулки по городу», «Город и люди» и др., а также серии цифровых монтажных работ «Внутренние миры», «Фантазии Египта», «Жалюзи» и др. Издаются четыре фотоальбома: «Фотографии прошлых лет», «Люди Египта», «Лица», «Минск. Город и люди»

Фотоальбом В. Качана «Фотографии прошлых лет» (2005) – первое в современной Беларуси издание альбома-книги, посвященное творчеству фотохудожника. В него вошли как фотографии автора выполненные в 1980-х гг. прошлого столетия, так и его рассказы «Puzzles прошлых лет».

В. Качан является членом творческих союзов: Белорусского союза дизайнеров, БОО «Фотоискусство», Союза фотохудожников России. С 2007 г. преподает.

Георгий Лихтарович – белорусский фотохудожник, поэт. Родился в Минске, отец – художник-оформитель и график. Фотографией увлекся еще в школьном возрасте, когда путешествовал с отцом по Налибокской пуще и вместе с ним любовался красотой родного края – и выбрал свою будущую профессию. Первый фотоаппарат Лихтаровича – «Зоркий-5с». Окончил Белорусский политехнический институт (специализация: фотография), изучал архитектуру. Во время службы в армии его фотографии стали появляться на страницах газет и журналов. Работал ассистентом кинооператора на «Минской киностудии научно-популярных и хроникально-документальных фильмов» (1965–1966), фотографом в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Академии Наук БССР (работал над иллюстрированием первых томов «Свода памятников истории и культуры»), преподавал фотографику в Театрально-художественном институте. Сотрудничал с издательствами, редакциями журналов, газет. Снимал черно-белое фото, позднее перешел на цветные фотоматериалы. Участник многих фотовыставок, художественных пленэров. Лихтарович – один из создателей Межиздательского фотоцентра. Принимал участие в создании серии альбомов по истории белорусского искусства ХІІ – XVIII вв. В творческой фотографии мастер следует традиции лирического пейзажа, характерного для белорусского искусства 1960–1980 гг. Добротность, качество и отменный вкус – главные отличия его произведений. Лихтарович – автор известной серии фотографий «Окна» (Минская версия – 2008 г., выставка в Национальном художественном музее Беларуси). В ней представлен Минск, отраженный в стеклах. Фотографии серии подобны разноцветным частичкам витража, калейдоскопа, сложенным искусной рукой. Автор фотоальбомов: «Минск», «Гродно», «Троицкое предместье», «Добрый день, Беларусь», «Цитадель славы», «Деревянное зодчество Полесья», «Белорусские изразцы», «Ветковский музей народного искусства» и др. Его снимки используются в энциклопедических изданиях, монографиях белорусских художников, открытках, календарях. Член творческого союза «Фотоискусство», Белорусского союза дизайнеров, Союза белорусских писателей. Фотоработы Лихтаровича отмечались дипломами на белорусских, а ранее на общесоюзных конкурсах искусства книги, на фотовыставках. Живет в Минске. Продолжает работу над фотоальбомами о Минске, о Беларуси.

В своем творчестве Г. Лихтарович чаще всего избегает сложных технических приемов лабораторной обработки, так свойственных современной фотографии. По его словам, классическая фотография дает неограниченные возможности для поисков, она неисчерпаема, как сама природа и творчество человека.

Валерий Ведренко родился 19 августа 1956 г. Минчанин. Фотографией занимается более 30 лет, но в разное время предпочтение отдавал кино, живописи и скульптуре. С появлением цифровой технологии занимается монтажной фотографией, позволяющей создавать работы на стыке фотографии и изобразительного искусства. Свой метод создания работ называет фотопластикой. Однако увлечение монтажными композициями не мешает работать и в области традиционной фотографии.

Лауреат республиканских и международных конкурсов, участник коллективных и персональных выставок, регулярно публикуется на фотопортале ZNYATA. Работы находятся в фондах Национальной библиотеки Беларуси, музее Заславля, Историческом музее Беларуси, в частных коллекциях Беларуси, Чехии, Польши и России. Член экспертной комиссии БОО «Фотоискусство».


ЛИТЕРАТУРА







Date: 2016-02-19; view: 875; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию