Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и общественно-политический строй Арабского Халифата





 

1. Возникновение мусульманской империи.

2. Основные черты общественного строя.

3. Характеристика государственного строя.

4. Распад Халифата.

 

1. Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой религии - ислама, - связанной с именем Пророка Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухамме-дом в начале VII в. в За падной Аравии мусульманская община (умма). Мусульманское летоисчисление–Хиджра-началось всентябре 622 года, когда первые мусульмане под давлением языч-ников вынуждены были бежать из Мекки в город Ясриб, позднее переименованный в Медину. В 630 - 631 гг. мусульмане под руко-водством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии.

 

В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включав-

шее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и многие другие районы Аравии, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных религиозного и патриархального укладов. Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды: период правления династии Омейядов (дамасский) - с 661 по 750 гг.; период правления династии Аббасидов (багдадский) - с 750 по 1258 гг. Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефео-дальных отношений, разложением родоплеменной общины, подры-вом соответствующих ей политеистических религиозных представлений. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависи-мости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являв-шуюся одновременно политической организацией и религиозной кор-порацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

 

Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним уни-версальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих по-


 


следователей независимо от их происхождения и родоплеменной при-надлежности, нашли благоприятный отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Ара-вии. В первую очередь, это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам.

 

Ислам в самом своем зародыше уже был синтезом религии, политических норм и права, в котором религия выступала унифи-цирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление мо-рали и права сделало ислам всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданно-сти (само слово «ислам» по-арабски означает «преданность», «по-корность») и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-элитарный идеал ислама (соци-альная справедливость, ограничение ростовщичества, освобожде-ние рабов) способствовал необходимости объединения различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм.

 

2. Общественный строй в мусульманской империи отличался следующими характерными чертами:

 

• доминирующее положение государственной собственности на землю;

• широкое использование рабского труда в государственном хозяйстве;

 

• государственная эксплуатация крестьян посредством ренты

 

- налога в пользу правящей верхушки;

• религиозно-государственная регламентация всех сфер об-щественной жизни;

 

• отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

 

Мусульмане имели более высокий правовой статус, чем зим-мии (немусульмане). Хотя первоначально жители завоеванных стран сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды, однако со временем их гражданские права были существенно огра-ничены: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусуль-


 


манами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать поземельную и подушную подать (харадж).

3. Главой нового исламского государства стал Мухаммед, со-вместивший в своем лице функции религиозного и политического лидера: светским и духовным главой уммы, проповедником, зако-нодателем, верховным главнокомандующим. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религи-озная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка - посланника.После смерти Мухаммеда(632г.)из средыего ближайших родственников и с подвижников, которые к тому времени консолидировались в привилегированную группу, стали выбирать новых единоличных вождей мусульман - халифов. Хали-фы считались заместителями Мухаммеда, а начиная с Омейядов - заместителями самого Аллаха на земле. Им принадлежала высшая власть - духовная (имамат) и светская (эмират), неделимая и неог-раниченная. Государство приобрело форму централизованной тео-







Date: 2016-02-19; view: 918; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию