Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысловые структуры личности как индикаторы отношений личности





Д.А. Леонтьев выделяет шесть видов смысловых структур личности: личностный смысл, смысловой конструкт, смысловую установку, смысловую диспозицию, мотив и личностную ценность. Строго говоря, личностный смысл, смысловую установку и мотив нельзя назвать устойчивыми инвариантными образованиями, являющимися структурой личности. Они складываются и функционируют в пределах конкретной отдельно взятой деятельности. Смысловые конструкты, смысловые диспозиции и ценности обладают трансситуативным и «наддеятельностным» характером. Вместе с тем между структурами актуальной деятельности и устойчивыми элементами структуры личности существуют теснейшие связи, не позволяющие их разорвать даже в теоретическом анализе [32].

Смысловые образования отличаются по степени обобщенности, по своему месту в иерархии смысловой сферы личности. Наиболее общие смысловые образования касаются вопросов мировоззрения, представлений человека о смысле жизни, его жизненных целей и ценностей, поддерживают представления человека о себе. Концентрированной описательной характеристикой наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого является смысл жизни [32]. На основе общих смысловых образований формируются частные смысловые образования, а именно: личностный смысл и смысловые установки [36].

В процессе мотивационно-личностной саморегуляции формируются личностные смыслы определенных жизненных событий (например, личностного смысла болезни). «Саморегуляция в этом понимании есть особая деятельность, «внутренняя работа» или «внутреннее движение душевных сил» направленное на связывание систем личностных смыслов» [49]. Мотивационно-личностный уровень саморегуляции – это процесс, опосредованный социальными нормами и ценностями, системой внутренних требований человека. Л.В. Выготский связывал специфически человеческий способ регуляции с использованием знаковых психологических орудий. Знаки понимались им как искусственные стимулы-средства, вводимые в психологическую ситуацию и выполняющие функцию автостимуляции [44].

Основная функция смысловых образований личности заключается в регуляции деятельности. Именно на их основе задается та или иная смысловая направленность деятельности, создается возможность сознательно менять эту направленность [36]. Их регулирующая роль проявляется при осознании и принятии их в качестве ценностей. Ф.Е. Василюк также говорит о регулирующей роли смысловых образований и выделяет особую деятельность по производству смысла «в критических ситуациях невозможности реализации внутренних необходимостей своей жизни» [14, с. 25]. По мнению автора, эта особая деятельность переживания может, сформировавшись в критической ситуации, в дальнейшем использоваться субъектом и при отсутствии ситуации невозможности, т.е. выполнять регулирующую функцию в ситуациях обыденной жизни.

Таким образом, мотивационно-личностная саморегуляция, эффективная в критических ситуациях, или смысловая саморегуляция заключается в перестройке смысловых образований, условием которой является их осознанность. С помощью осознанных смысловых образований, лежащих в основе саморегуляции, осуществляются произвольное изменение смысловой направленности, оценка и коррекция деятельности, преобразуются наиболее общие смысловые структуры, формируются новые ведущие ценности, составляющие основание целостной жизнедеятельности человека. Важным условием саморегуляции является развитое воображение, наличие иерархизированной смысловой сферы, владение широкой временной перспективой. В литературе неоднократно описано обеднение мотивационно-смысловой сферы, сужение временной перспективы у больных шизофренией, приводящее к тому, что механизм смыслового связывания оказывается нарушенным. В исследовании И.А. Сапаровой было показано, что отсутствие или дефективность ценностного опосредования являются одной из психологических причин возникновения ипохондрического развития личности [44]. В кандидатской работе Мазур Е.С. выявлено, что нарушения психической деятельности при эпилепсии обусловлены патологической суженностью смысловых образований личности [37].

Такие недостатки мотивационной сферы больного человека как неустойчивость или узость мотивационной иерархии, несформированность потребности в саморегуляции могут являться причинами в возникновении личностных аномалий и должны быть учтены и по возможности скорректированы в реабилитационных программах для больных людей [44].

Date: 2016-02-19; view: 1349; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию