Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления государственной политики на товарных рынках





тема 11

Рассмотрим

основные причины вмешательства государства в рыночные процессы.

1. Монополизм и несовершенная конкуренция. Подавляющая часть

предприятий в настоящее время являются монополистами, работают в

условиях рынка олигополии, монополистической конкуренции. Рынок

совершенной конкуренции представлен производством сельскохозяйственных продуктов, продуктов питания, некоторых услуг. Монополия

как тип рынка имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным моментам можно отнести более широкие возможности

крупных фирм, к каковым относятся монополии, в реализации достижений научно-технического прогресса, развитии и модернизации производства. Естественные монополии позволяют обществу экономить ресурсы. Вместе с тем в поведении монополий много отрицательных моментов: неэффективность производства; отсутствие стимулов к снижению затрат, обновлению производимой продукции; ценовая дискриминация; наличие монопольно высоких цен и пр. В реальной рыночной

экономике крупные фирмы сдерживают развитие конкуренции, подавляют мелкие фирмы, подчиняют их своим условиям. Особенностью по-ведения фирмы-монополиста является проводимая ими политика ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация предполагает продажу

одинаковых товаров разным покупателям по разным ценам. Любая

фирма в условиях несовершенной конкуренции имеет определенные

возможности завышать цены.

2. Недобросовестность производителей. Погоня за прибылью,

конкурентная борьба заставляют производителей экономить ресурсы

при производстве продукции. При этом экономия может ухудшить по-требительские качества продукции. Например, при производстве про-дуктов питания, косметики могут использоваться искусственные ком-поненты взамен натуральных. Мало того, в отдельных случаях могут

применяться вредные для здоровья составляющие. Важен контроль со

стороны органов власти за качеством производимой продукции.

3. Недобросовестная конкуренция. Борьба за потребителя, за рынки

сбыта может осуществляться в разных формах, в том числе некоррект-ных, даже криминальных. Для проникновения на рынок и захвата ры-ночного пространства фирмы могут применять демпинговые цены, идти

на временные убытки. В последующем, после победы над конкурентами,

цены будут подняты. Могут использоваться и более жесткие методы: рас-пространение слухов, порочащих конкурента, промышленный шпионаж,

подделка продукции низкого качества под маркой конкурента и пр. По-добные способы поведения фирм должны пресекаться органами власти.

4. Возникновение диспропорций на рынке(шоки спроса и предло-жения). Быстрое, непредвиденное изменение спроса и предложения

приводит к появлению на рынке дефицита либо излишков товаров,

вследствие чего правительство вынуждено вмешиваться в ситуацию.

5. Проблема спроса и предложения. По отдельным товарным груп-пам может появиться необходимость стимулирования спроса со сторо-ны органов власти. Некоторые категории граждан не могут удовлетво-рить свои потребности при недостатке доходов(безработные граждане,

многодетные и малообеспеченные семьи). При этом часть товаров мо-жет быть жизненно необходима. Это могут быть дорогостоящие лекарства, медицинские процедуры и операции. Наоборот, в отдельных случаях фирмы могут производить товары только с высокими издержками.

Основные направления государственной политики на товар-ном рынке:

1. Антимонопольное регулирование. Вследствие наличия в деятель-ности монополий отрицательных моментов в мировой практике накоплен значительный опыт антимонопольного регулирования. Для оценки

степени монополизации отрасли эксперты используют ряд показателей.

Наиболее известен индекс Херфиндаля– Хиршмана. Рынок считается

безопасным, если этот индекс меньше1400. Основные способы антимо-нопольного регулирования:

1. Запрет сговоров, союзов, объединений с целью максимизации

прибыли.

2. Доказательство через суд наличия тайного сговора с целью за-вышения цен, отмена завышенных цен.

3. Демонополизация – принудительное разделение фирмы на осно-вании судебного решения. Применяется крайне редко.

4. Применение санкций в случае превышения фирмой определен-ной законодательством доли(штрафы, отмена объединений, слияний и

пр.)

Date: 2016-02-19; view: 819; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию