Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Усиление самовластья





При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине 17 в. земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы «служилого города». Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков «иноземного строя».

Реформы Алексея Михайловича (по прозвищу Тишайший), при котором во главе «правительства» оказались реформаторы А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. М. Ртищев, А. С. Матвеев: в политической сфере — продолжение курса на формирование са­модержавия: прекращение созывов Земских соборов после 1653 г., создание Приказа тайных дел (канцелярия при царе, которая сто­яла выше других приказов и могла вмешиваться в дела всех госу­дарственных учреждений);

• 1649 г. — под влиянием московского Соляного бунта 1648 г. был в кратчайшие сроки составлен и принят новый свод русских зако­нов — Соборное уложение, которое историки называют кодексом феодального права. Его главные положения:

• защита интересов двух социальных слоев — дворянства (в пер­вую очередь) и верхушки посадского населения (горожан);

• завершение процесса закрепощения крестьян (отмена Юрье­ва дня и установление бессрочного сыска беглых крестьян), утверждение монополии феодалов на владение землей и крес­тьянами; наступление на права церкви: отныне церкви запрещалось поку­пать земли и получать их от богачей в дар («за помин души»); царь объявляется Божьим помазанником, введено понятие го­сударственного преступления (оскорбление царя и его семьи, посягательство на них, неповиновение властям и тем более при­зыв к восстанию карались смертью); в экономике — протекционистский курс, направленный на под­держку отечественной промышленности и торговли, в том числе ограничение иностранных купцов в России и поощрение отечест­венных.

Две главные меры: 1653 г. — принят Торговый устав, который заменил множество внутренних таможенных пошлин одной пошлиной от цены то­вара (что способствовало формированию внутреннего всерос­сийского рынка);

1667 г. — по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина принят Ново­торговый устав, который запретил иностранным купцам в России торговать в розницу, торговать между собой и повысил торговые пошлины с них; в сфере отношений с церковью: подчинение церкви светской власти в результате «дела патриарха Никона» 1658-1667 гг. (Никон, сделавший карьеру от сельского дьячка до патриарха, отстаивал идею верховенства духовной вла­сти над светской и все больше вмешивался в светские дела госу­дарственного управления, чем вызвал недовольство царя Алексея Михайловича, который в 1666 г. созвал Вселенский собор всех православных патриархов и сместил Никона с поста патриарха всея Руси);

государство поддержало начатую патриархом Никоном церков­ную реформу, которая привела к расколу православных веру­ющих (государство начало преследование раскольников);

Причиной церковного раскола стала попытка восстановить единство цер­ковных обрядов и содержания богослужебных книг в России. В 1640-е гг. в Москве сложился «кружок ревнителей древнего благочестия», в котором возникли две позиции относительно того, по каким образцам нужно уни­фицировать церковные службы и книги: будущий патриарх Никон высту­пал за греческие книги, а протопоп Аввакум — за древнерусские. Победили сторонники Никона (никонианцы): церковный собор 1666-1667 гг. про­клял всех противников реформы (их стали называть раскольниками), а го­сударство начало их военно-полицейское преследование и репрессии (на что раскольники по призыву Аввакума ответили массовыми самосожже­ниями — «гарями»). Особенностью раскола было то, что он имел не толь­ко религиозную (описанную выше), но и социальную сторону: раскольни­ки также выступали против слияния церкви и государства, перехода к са­модержавию. оформления крепостничества, начала европеизации. две меры в отношении горожан: горожане прикреплялись к посаду (городу) и не могли свободно покидать его (беглых возвращали и наказывали); в городах ликвидировалась часть «белых слобод» (они принад­лежали крупным феодалам и имели экономические льготы, что вызывало недовольство других горожан); новый этап создания «полков нового строя».
В 1654 г. Алексей Михайлович задумал провести реформу и тем поправить расшатавшееся финансовое положение страны. Интервенция шведов и поляков, войны, разорение страны заставили правительство Алексея Михайловича прибегнуть к такому финансовому трюку: было решено ввести новую серебряную монету — рубль, равную по номиналу 100 старым копейкам, но по весу равную западноевропейской серебряной монете — талеру, известной на Руси под названием «ефимка».


 

Этот ефимок был равен не 100 копейкам, а немногим более 50 копеек. Пред­полагалось перечеканить ефимки в рубли, т. е. сбив старые изображения на талерах, снабдить их новым штемпелем, который официально удостоверял бы, что эта монета отныне не ефимок, а рубль Алексея Ми­хайловича. Кроме того, талеры разрезали на четыре части. Каждую четвертушку клеймили и выдавали за полуполтину, равную 25 копейкам. Одновременно ре­шили чеканить медные алтыны, гроши и полтинни­ки. Старые серебряные копейки оставались в обраще­нии. Правительство Алексея Михайловича надеялось все серебро изъять у населения в виде налогов, поэтому объявило, что они принимаются только серебром.

 

В 1655 г. отказались от новых рублей с завышен­ным курсом и стали выпускать в обращение «ефимки с признаком», т. е. талеры с двумя надчеканками: круглым штемпелем лицевой стороны копеечной моне­ты и прямоугольным — с датой «1655». Этот «ефимок с признаком» получил оценку в 64 серебряные копей­ки. Допущение талера в денежное обращение — или в виде перечеканенного рублевым штемпелем, или с «при­знаками» — было важным моментом, прежде всего для только что воссоединенных с Московским госу­дарством украинских земель, где уже было талерное обращение. В конце 1655 г. стали выпускать медные копейки, приравненные к серебряным, которые продол­жали ходить на рынках. Медных копеек было выпу­щено очень много. Они вскоре обесценились. За них никто не хотел отдавать товары на рынке. Серебро стало исчезать из обращения.

 

Последствия этой реформы, задуманной без учета рыночной стоимости серебра и меди, без всяких знаний экономики и потребностей рынка в монете, были катаст­рофичны. Курс медных монет быстро падал. Купечест­во, ремесленники, городской люд выражали недоволь­ство этой реформой. У людей отбирали под видом нало­гов серебро, государство же за все платило медными копейками, которые непрерывно падали в цене. Твер­дой основы для торговли не было. Реформа кончилась восстанием городских низов в 1662 г. Это восстание, жестоко подавленное, известно под названием медного бунта. Правительство царя решило, что благоразумнее возвратиться к дореформенной денежной системе Алексея Михайловича. Серебро при реформе исчезло из обращения, медь не имело смысла копить. Накопленное при старом царе, но зарытое во времена реформы Алексея, оно так и дошло до нас почти без монет реформенного образца. После того как правительство вы­пустило неполноценные новые монеты, старая полновесная копейка стала уходить в клады, население стало ее придерживать. Так образовались огромные сокровища, найденные в кладах. Например, на Ильинской улице (теперь улица Куйбышева в Москве) нашли клад, в котором находилось около 22 тыс. серебряных монет.







Date: 2016-02-19; view: 1005; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию