Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Усиление самовластья
При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине 17 в. земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы «служилого города». Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков «иноземного строя». Реформы Алексея Михайловича (по прозвищу Тишайший), при котором во главе «правительства» оказались реформаторы А. Л. Ордин-Нащокин, Ф. М. Ртищев, А. С. Матвеев: в политической сфере — продолжение курса на формирование самодержавия: прекращение созывов Земских соборов после 1653 г., создание Приказа тайных дел (канцелярия при царе, которая стояла выше других приказов и могла вмешиваться в дела всех государственных учреждений); • 1649 г. — под влиянием московского Соляного бунта 1648 г. был в кратчайшие сроки составлен и принят новый свод русских законов — Соборное уложение, которое историки называют кодексом феодального права. Его главные положения: • защита интересов двух социальных слоев — дворянства (в первую очередь) и верхушки посадского населения (горожан); • завершение процесса закрепощения крестьян (отмена Юрьева дня и установление бессрочного сыска беглых крестьян), утверждение монополии феодалов на владение землей и крестьянами; наступление на права церкви: отныне церкви запрещалось покупать земли и получать их от богачей в дар («за помин души»); царь объявляется Божьим помазанником, введено понятие государственного преступления (оскорбление царя и его семьи, посягательство на них, неповиновение властям и тем более призыв к восстанию карались смертью); в экономике — протекционистский курс, направленный на поддержку отечественной промышленности и торговли, в том числе ограничение иностранных купцов в России и поощрение отечественных. Две главные меры: 1653 г. — принят Торговый устав, который заменил множество внутренних таможенных пошлин одной пошлиной от цены товара (что способствовало формированию внутреннего всероссийского рынка); 1667 г. — по инициативе А. Л. Ордина-Нащокина принят Новоторговый устав, который запретил иностранным купцам в России торговать в розницу, торговать между собой и повысил торговые пошлины с них; в сфере отношений с церковью: подчинение церкви светской власти в результате «дела патриарха Никона» 1658-1667 гг. (Никон, сделавший карьеру от сельского дьячка до патриарха, отстаивал идею верховенства духовной власти над светской и все больше вмешивался в светские дела государственного управления, чем вызвал недовольство царя Алексея Михайловича, который в 1666 г. созвал Вселенский собор всех православных патриархов и сместил Никона с поста патриарха всея Руси); государство поддержало начатую патриархом Никоном церковную реформу, которая привела к расколу православных верующих (государство начало преследование раскольников); Причиной церковного раскола стала попытка восстановить единство церковных обрядов и содержания богослужебных книг в России. В 1640-е гг. в Москве сложился «кружок ревнителей древнего благочестия», в котором возникли две позиции относительно того, по каким образцам нужно унифицировать церковные службы и книги: будущий патриарх Никон выступал за греческие книги, а протопоп Аввакум — за древнерусские. Победили сторонники Никона (никонианцы): церковный собор 1666-1667 гг. проклял всех противников реформы (их стали называть раскольниками), а государство начало их военно-полицейское преследование и репрессии (на что раскольники по призыву Аввакума ответили массовыми самосожжениями — «гарями»). Особенностью раскола было то, что он имел не только религиозную (описанную выше), но и социальную сторону: раскольники также выступали против слияния церкви и государства, перехода к самодержавию. оформления крепостничества, начала европеизации. две меры в отношении горожан: горожане прикреплялись к посаду (городу) и не могли свободно покидать его (беглых возвращали и наказывали); в городах ликвидировалась часть «белых слобод» (они принадлежали крупным феодалам и имели экономические льготы, что вызывало недовольство других горожан); новый этап создания «полков нового строя».
Этот ефимок был равен не 100 копейкам, а немногим более 50 копеек. Предполагалось перечеканить ефимки в рубли, т. е. сбив старые изображения на талерах, снабдить их новым штемпелем, который официально удостоверял бы, что эта монета отныне не ефимок, а рубль Алексея Михайловича. Кроме того, талеры разрезали на четыре части. Каждую четвертушку клеймили и выдавали за полуполтину, равную 25 копейкам. Одновременно решили чеканить медные алтыны, гроши и полтинники. Старые серебряные копейки оставались в обращении. Правительство Алексея Михайловича надеялось все серебро изъять у населения в виде налогов, поэтому объявило, что они принимаются только серебром.
В 1655 г. отказались от новых рублей с завышенным курсом и стали выпускать в обращение «ефимки с признаком», т. е. талеры с двумя надчеканками: круглым штемпелем лицевой стороны копеечной монеты и прямоугольным — с датой «1655». Этот «ефимок с признаком» получил оценку в 64 серебряные копейки. Допущение талера в денежное обращение — или в виде перечеканенного рублевым штемпелем, или с «признаками» — было важным моментом, прежде всего для только что воссоединенных с Московским государством украинских земель, где уже было талерное обращение. В конце 1655 г. стали выпускать медные копейки, приравненные к серебряным, которые продолжали ходить на рынках. Медных копеек было выпущено очень много. Они вскоре обесценились. За них никто не хотел отдавать товары на рынке. Серебро стало исчезать из обращения.
Последствия этой реформы, задуманной без учета рыночной стоимости серебра и меди, без всяких знаний экономики и потребностей рынка в монете, были катастрофичны. Курс медных монет быстро падал. Купечество, ремесленники, городской люд выражали недовольство этой реформой. У людей отбирали под видом налогов серебро, государство же за все платило медными копейками, которые непрерывно падали в цене. Твердой основы для торговли не было. Реформа кончилась восстанием городских низов в 1662 г. Это восстание, жестоко подавленное, известно под названием медного бунта. Правительство царя решило, что благоразумнее возвратиться к дореформенной денежной системе Алексея Михайловича. Серебро при реформе исчезло из обращения, медь не имело смысла копить. Накопленное при старом царе, но зарытое во времена реформы Алексея, оно так и дошло до нас почти без монет реформенного образца. После того как правительство выпустило неполноценные новые монеты, старая полновесная копейка стала уходить в клады, население стало ее придерживать. Так образовались огромные сокровища, найденные в кладах. Например, на Ильинской улице (теперь улица Куйбышева в Москве) нашли клад, в котором находилось около 22 тыс. серебряных монет. Date: 2016-02-19; view: 1005; Нарушение авторских прав |