Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические основы формирования менеджмента





История управленческой мысли. Лекции

 

Составитель лекций: Божко Л.М.

 

Источник: Теория менеджмента: история управленческой мысли: Учебник / Т.П. Хохлова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Бакалавриат).

 

Исторические основы формирования менеджмента

Основоположник менеджмента Ф. У. Тейлор подчеркивал: «Искусство научного управления — это эволюция, а не изобретение». Причем данный путь был опосредован сменой различных общественно-экономических формаций, каждый этап связан с определенной стадией развития науки и промышленности.

В этой связи в эволюции управленческой мысли целесообразно выделить два основных периода: эмпирический и научный.

На эмпирической (опытно-практической) основе формирование элементарных приемов, методов и форм управления возникло в глубокой древности. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в трех сферах деятельности:

• оборонительной-защита от дикой природы, зверей и врагов;

• политической — установление и поддержание порядка в группе;

• экономической — производство и распределение ограниченных ресурсов (пищи, одежды, оружия, орудий труда и др.).

Первоначально, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком­ – вождем этой группы. На эту роль обычно выдвигался самый смелый воин, лучший охотник, а несколько позднее — мудрейший либо старейший член племени. В дальнейшем по мере разрастания групп, усложнения выполняемых функций и условий жизнедеятельности появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций управления. Но на это потребовались тысячелетия, в течение которых происходили так называемые управленческие революции: смена социальных институтов, приоритетов и типов управления, переход от одного качественного состояния менеджмента к другому.

Первая управленческая революция произошла 4000–5000 лет назад в период формирования рабовладельческих государств Древнего Востока.

Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н.э., и сегодня поражают наше воображение. Их сооружение является ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства, позволившего четко организовать и провести работы по планированию, доставке, снабжению, строительству, координации и контролю действий десятков тысяч рабов, крестьян, надсмотрщиков и чиновников.

В древнейших цивилизациях (Шумер, Египет, Аккад) в 3000 г. до н.э. произошла трансформация высшей касты жрецов в религиозных функционеров, по сути — менеджеров. Это стало возможным благодаря тому, что жрецы переформулировали религиозные принципы и применили их для регулирования имущественных отношений.

Некоторые из самых древних письменных документов (глиняные таблички Шумера III тыс. до н.э.) содержат записи, регулирующие правовые и деловые связи. Жрецы вели бухгалтерские счета, отчетную документацию, осуществляли плановые, снабженческие, контрольные и прочие функции, которые сегодня составляют содержание управленческого процесса. В итоге появился принципиально новый тип деловых людей – еще не коммерсант или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель.

Дошедшие до нашего времени немногочисленные источники свидетельствуют о довольно широком понимании египтянами проблем управления государством, и в частности, сущности власти, значения стиля и методов руководства. В древнем памятнике письменности Египта — книге «Поучение Птаххотепа», датируемой 2000—1555 гг. до н.э., содержатся советы и рекомендации, не потерявшие актуальности и для нынешних управляющих: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе».

В результате первой управленческой революции менеджмент сформировался как инструмент целенаправленной коммерческой и религиозной деятельности, позднее он превратится в определенный социальный институт и профессиональное занятие.

Вторая управленческая революция произошла примерно через тысячу лет после первой и связана с введением новых механизмов хозяйствования в период Старовавилонского царства (XIX—XVI вв. до н.э.). Жестко централизованная система организации хозяйства сменилась системой государственного контроля и регламентации экономической деятельности. Это получило свое выражение в законах царствующих правителей Эшнунны (XX в. до н.э.), Липит-Иштара (XX—XIX вв. до н.э.) и Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Царь Вавилонии Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) известен как выдающийся политик и полководец, подчинивший соседние государства Месопотамии и Ассирию. Для управления обширными владениями он создал эффективный административный аппарат, единую экономическую систему, провел ряд реформ, установил кодекс правил, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества — личной собственности, торговли, контрактов, труда и семьи. Тем самым впервые на государственном уровне была принята единая система правил, норм и наказаний, констатировалось наличие частной собственности и др. Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все общественные отношения между различными социальными группами населения, состоит в том, что была создана первая формальная система администрирования.

Сам Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая свой образ опекуна и защитника народа, что было явным нововведением в сравнении с прошлыми царскими династиями.

Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи, грандиозная по своим масштабам и целенаправленности, оказала большое влияние на развитие государств Древнего мира.

Таким образом, суть второй революции в менеджменте заключается в появлении светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, зарождении основ лидерского стиля управления.

Третья управленческая революция произошла еще через тысячу лет после второй, и также в Вавилонии. Царь Навуходоносор II (605—562 гг. до н.э.) прославился как талантливый полководец, строитель, организатор и хозяйственник, внедривший адекватные подходы к управлению.

Навуходоносор II являлся автором проектов знаменитых архитектурных сооружений (Вавилонская башня, «висячие сады» Семирамиды), руководил возведением храма богу Мардуку и знаменитых зиккуратов — культовых башен. Он внедрил технологические новшества в систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах с использованием цветных ярлыков.

Так, на текстильных фабриках ими метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. В более совершенном виде данный прием продолжительное время применялся и на современном производстве.

Итак, третья революция в менеджменте, обусловленная достижениями в области строительной деятельности и разработки технически сложных проектов, знаменует применение эффективных методов управления и контроля качества продукции.

Благодаря своим свершениям талантливые вавилонские правители Хаммурапи и Навуходоносор II заняли почетное место в первом ряду исторических персоналий менеджмента.

Персидский царь Кир II (559—530 гг. до н.э.) выдвинул идею о необходимости специальных исследований причин, побуждающих людей к действию, т.е. мотивации. Он рассматривал также проблему обработки управленческой информации и составления планов.

Таким образом, религиозно-коммерческие, светско-административные и производственно-строительные преобразования, проходившие в человеческом обществе на протяжении древней истории, способствовали прогрессивным изменениям в управленческой мысли и практике.

Определенный вклад в теорию управления был внесен в эпоху античности, за 400 лет до н.э. Древнегреческие мыслители развивали идеи организации и управления производственными процессами, уделяли особое внимание вопросам четкой специализации труда рабочих. Философы Сократ, Платон, Аристотель и другие впервые в истории общественной мысли затронули проблемы взаимоотношений личности и общества, социальной среды, соотношения индивидуализма и коллективизма.

Так, Сократ (469—339 гг. до н.э.) сформулировал понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он высказывался о том, что главным в управлении является умение поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

 

Во многих древних организациях можно проследить почти все формы современного управления, хотя их характер и структура существенно отличались от сегодняшних. В целом наличие эффективных структур управления позволяло развиваться и процветать, и использование вышеназванных принципов практически в неизменном виде дошло до наших дней, например, в современных военных организациях.

В эпоху рабовладения также имели место элементы управления, однако преобладали методы прямого принуждения и страха наказания в качестве главного средства побуждения к труду.

В течение последующих полутора тысяч лет, отделяющих античность от Нового времени, произошли события, в результате которых на смену древнегреческому менеджменту пришел западноевропейский. Его родоначальником по праву можно считать итальянского государственного и политического деятеля, философа эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469—1527). Он внес заметный вклад в развитие проблем управления государством и права. В своих трудах — политических трактатах, исторических очерках, реляциях и новеллах — он касался вопросов изучения стиля работы руководителя, организации его труда, взаимоотношений руководителя и подчиненных. В совокупности решения этих вопросов составляют оригинальную систему практического управления, которая по своей эффективности, глубине и политической мудрости превосходит некоторые современные разработки.

Наиболее известный трактат Макиавелли «Государь» (ок. 1513), изобилующий порой неожиданными и смелыми, но глубокими сентенциями, представляет собой классическое исследование власти, «политический учебник по управлению». В частности, Макиавелли писал: «Я полагаю, что лучше быть напористым, чем осмотрительным, потому что судьба — женщина, чтобы одержать над ней верх, нужно ее бить и толкать. В таких случаях она чаще уступает победу, чем когда проявляют к ней холодность. И как женщина, она склонна дружить с молодыми потому, что они не столь осмотрительны, более пылки и смелее властвуют над ней».

Согласно концепции политического реализма Макиавелли при завоевании власти хороши популизм и декларирование общечеловеческих ценностей, но удержать власть можно только с помощью страха, жестокости и политических интриг. Государь, утверждает философ, «не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание». «Следует понимать, что государь... ради сохранения государства часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия». Несомненно, фигура Н. Макиавелли занимает важное место в истории менеджмента.

В целом на протяжении рассмотренных исторических периодов (рабовладельческий, феодальный строй, ранний капитализм) основное внимание уделялось решению проблем управления государством. Потребность в изучении вопросов управления организациями была ограниченна, поскольку работники находились в полной личной зависимости от воли и власти хозяина (собственника), что не стимулировало заинтересованности в результатах труда. По мере развития общественного производства стала развиваться система наемного труда зарождающейся буржуазной эпохи. Она основывалась на использовании принципиально нового, опосредованного механизма принуждения, связанного с применением материальных стимулов и экономических рычагов в управлении трудом.

Возникший в середине XVIII в. в ряде стран Западной Европы торговый капитализм имел совсем иную основу — денежный капитал. Вместо прямых и грубых форм принуждения к труду повсеместно внедрялся рыночный механизм, который был основан на обмене меновыми стоимостями и предполагал формальную личную независимость и равенство обменивающихся сторон. Последующее развитие теории и практики управления проходило в тесной взаимосвязи с уровнем развития производительных сил.

Наиболее мощное влияние на развитие менеджмента оказала великая промышленная революция второй половины XVIII в. в Англии, в результате которой произошел переход от мануфактурного (ремесленного) к более высокопроизводительному машинному способу производства, что вызвало резкое ускорение развития производительных сил.

Индустриальная революция стимулировала развитие европейского капитализма и способствовала формированию менеджмента уже не на эмпирической, а на научной основе. Это привело к четвертой управленческой революции, главным преобразованием которой следует считать отделение капитала-собственности от капитала-функции, что фактически означало отделение управления от собственности и зарождение профессионального менеджмента.

По мере созревания системы акционерного управления владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на получение прибыли. Вместо единственного руководителя-собственника появилось множество наемных менеджеров-несобственников, что привело к отделению управления от производства и капитала, переходу власти из рук собственников в руки наемных управляющих, а следовательно, к превращению администрации (менеджмента) в самостоятельную экономическую силу.

Этот период характеризуется концентрацией производства, разделением и специализацией труда, усовершенствованием технологических операций. Основными функциями управления выступали контроль и учет запасов сырья, материалов и готовой продукции, затрат на производство, качества товара.

С точки зрения теории в развитие менеджмента на данном этапе несомненный вклад внесли известные английские и французские философы и экономисты: Дж. Локк, А. Смит, К. Сен-Симон, Ф. Кенэ, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй, Дж. Ст. Милль и др.

В частности, английская политическая экономия в лице А. Смита (1723—1790) и Д. Рикардо (1772—1823) уделяла значительное внимание вопросам управления в новых условиях — фабричного разделения труда, организации производственного контроля, оплаты труда и т.д.

С позиций практического менеджмента следует выделить плеяду великих англичан: это Р. Аркрайт — промышленник, «пионер эффективного менеджмента»; Дж. Уатт — изобретатель паровой машины; М. Болтон — инженер и промышленник; Ч. Бэббидж — механик и экономист; У. Джевонс — экономист, статистик, логик. В своей деятельности они опирались как на инженерно-технические аспекты производства, так и на социально-психологические подходы, практиковали патерналистский стиль руководства, что было для того времени серьезным шагом вперед.

Особого внимания заслуживает Роберт Оуэн (1771—1858), английский экономист и фабрикант. Он ранее других заметил и оценил роль человеческого фактора в производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет.

Идеи Оуэна нашли отражение в работах «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера» (1813), «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815), «Описание ряда заблуждений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего состояния общества» (1820) и др. Являясь директором ряда текстильных фабрик, Оуэн осуществлял «феноменально новаторские для своего времени» реформы: предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия труда, повышал уровень образования и благосостояния, разрабатывал системы оценки результатов труда и путем дополнительных выплат стимулировал хорошую работу. Это позволило ему добиться успехов в повышении производительности труда. Тем самым он доказал непосредственное влияние социально-психологических факторов на увеличение результатов производства.

По своим убеждениям Оуэн был социалистом-утопистом. В 1813 г. он обратился к своим коллегам-управляющим с призывом «относиться к живым машинам» так же внимательно, как и к «неживым». При этом цель оставалась прежней—повышение производительности труда. Реформы Оуэна явились уникальным прорывом в суть восприятия работниками рабочей среды и роли руководителя на производстве. Однако попытки распространить свои достижения на всю Англию и последующие утопические эксперименты (организация в 1821 г. коммуны «Новая гармония» в США и др.) окончились неудачей. Впрочем, активная деятельность Оуэна помогла консолидации кооперативного движения в Великобритании и способствовала введению более гуманного трудового законодательства. Проблемы, затронутые в исследованиях великого социалиста-утописта, и сегодня являются ключевыми в теории и практике менеджмента.

На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды идеологов классовой борьбы, классиков политической экономии Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895). Они выпустили множество работ, ставших теоретической платформой построения экономической политики в социалистических странах вплоть до 1991 г. Среди главных трудов «Капитал» (1867), «Святое семейство» (1845), «Манифест Коммунистической партии» (1848), «К критике политической экономии» (1859), «Развитие социализма: от утопии к науке» и др. В частности, К. Маркс обосновывал необходимость выделения «особой» функции общественного производства — управления. Он указывал, что «...всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов. Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере». Хорошо известны другие управленческие сентенции классиков политэкономии: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав», «Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок», «Не каждый может стать Рафаэлем, но каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться», «Человек отличается от остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению» и др.

В идеологических постулатах экономической теории К. Маркса главной задачей управления считалось достижение экономии общественного труда. В частности, в трудовой теории стоимости роль человека в производстве рассматривалась лишь сквозь призму его функции — конкретного труда, измеряемого затратами рабочего времени.

При этом Ф. Энгельс указывал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. В дальнейшем от этого тезиса будут отталкиваться в своих исследованиях многие ученые.

По-настоящему менеджмент явил себя миру как влиятельная научная и социальная сила в наступившую в начале XX в. эпоху монополистического капитализма. Промышленное производство развивалось ускоренными темпами, приобретая такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. В крупных корпорациях (например, General Motors, General Electric, Sears, DuPont и др.) годовые доходы превышали бюджеты некоторых государств.

Благосостояние государства и частного сектора все больше зависело от качества управления. Организации-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и слаженной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Сложившиеся условия привели к тому, что весь мир стал одной большой организацией, где главное действующее лицо — менеджер. Идеологическое противоборство труда и капитала, характерное для периода раннего капитализма, трансформировалось в иные организационные формы, лишенные антагонизма, регулируемые на договорной основе. При этом произошла замена отношений «капиталист — рабочий» качественно новыми отношениями «руководитель — подчиненный». Ключевой фигурой этих отношений стал профессиональный управляющий — менеджер. Это способствовало появлению школ бизнеса, становлению системы профессиональной подготовки руководителей нового типа.

В XX в. особую ценность для бизнеса приобрели менеджеры — созидатели, первооткрыватели. Появление когорты профессиональных менеджеров обусловило радикальный поворот в истории экономической и управленческой мысли. В результате произошла пятая управленческая революция, провозгласившая становление эпохи научного менеджмента. Ее главным содержанием следует считать превращение менеджеров сначала в профессиональную страту, а затем в отдельный от собственников капитала социальный класс. Американский историк менеджмента Д. Рен отмечал:

«Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в более творческих управляющих, лучше информированных о том, как наилучшим образом управлять организациями. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы».

С тех пор менеджмент как передовая концепция теории и практики управления, как симбиоз науки и искусства управления стал рассматриваться в качестве важнейшей составляющей успеха корпораций. Поэтому XX в., которому дают множество определений (век информации, век коммуникаций, век высоких технологий и т.д.), можно с полным основанием определить как век менеджмента.

Date: 2016-02-19; view: 1194; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию