Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6 культура страны 4 page





Народное творчество как доминирующий культурный комплекс существовало в Европе вплоть до эпохи Возрождения, когда развитие мануфактуры и рост городов разрушили это преобладание. В творчестве на первый план выдвинулась личность человека-творца и индивидуальность художника. Произошло иерархическое упорядочение опыта, разграничение понятий идея-опыт и рецепция (восприятие) опыта. Рождение художественной идеи — накопление, передача, восприятие опыта доступны лишь художнику-творцу, и это делает его автором- творцом. Таковы художники, скульпторы, архитекторы — авторы— творцы художественных стилей или направлений, например «титаны» Высокого Возрождения: Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти. Восприятие идеи и воспроизведение опыта доступно любому образованному художнику. При этом если в произведении выражена индивидуальность, то это тоже авторство, но исполнительское. В народном творчестве таких понятий нет, мастер воспринимает себя как часть коллективного опыта, а свою творческую деятельность как часть воплощения, воспроизведения коллективного этнического или традиционного «образа», идеала. Отсюда истоки разных «потоков»: искусства и народного творчества (включая художественные ремесла).

В народном творчестве, как и в других видах художественной деятельности, существуют два направления: произведения «истинного искусства» и товары широкого потребления («ширпотреб»). Произведения «истинного искусства» — это оригинальные произведения мастеров, а не подражания или копии. Предметы широкого потребления — это копии, изготовленные в ремесленных мастерских или на фабриках народных промыслов. Учитывая, что в наше время большую роль в художественной культуре играет не только автор- творец, но и автор-исполнитель, ключевую позицию в художественной культуре занимает идея хранения и опыта, и памятника. Поэтому в настоящее время дошедшие до нас из прошлых веков изделия ширпотреба и копии произведений искусства с учетом их давности также представляют большой интерес и имеют значение памятников этнической или исторической ценности. Прежде чем перейти к рассмотрению основных видов народного творчества, следует вспомнить особенности (разночтения) в понятии «фольклор», приведенные в разделе «Традиции». Поэтому в данном разделе использовано понятие «устное народное творчество» (творчество слова), включая музыкальный и танцевальный аспекты. Основными видами народного творчества, повторим, являются устное народное творчество, праздники, игры и зрелища, традиционные религии, ремесла (в том числе зодчество), кухня и пр. Определяющий признак — бесписьменная передача, основанная на традиции, часть фольклора. Каждый из видов народного творчества, в свою очередь, имеет внутреннюю (часто довольно сложную) структуру.

Народная музыка включает песенное, инструментальное и танцевальное творчество. Народный театр включает канонические формы театра, опираясь на основы этнических традиций, и подразделяется на театр «живого» актера, театр теней и кукольный театр. Тематика устного народного творчества разнообразна по содержанию: религиозная, сказочно-мифологическая, обрядно-бытовая. Кроме устного народного творчества наиболее ярко она проявляется в народной живописи и скульптуре. Народные {этнографические) праздники, например, подразделяются на группы: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса. Народное творчество по мере развития этноса и перехода его в стадию нации уступает свое место искусству и массовой культуре, сохраняя свое влияние только в отдаленных сельских местностях, этнических резерватах или специально созданных центрах народного творчества. Национальная культура представляет совершенно иное качественное образование, хотя она в своем развитии также в определенной мере опирается на традиции. Национальную культуру можно назвать народной в том смысле, что нация — тоже народ на определенной стадии его развития. Выражения «национальное творчество», «традиционное национальное искусство» являются синонимами понятия «национальная культура», но имеют более тесную связь с народным творчеством (фольклором). Наиболее существенной чертой народного творчества является его связь с этнической мифологией. Расширение межэтнических и межкультурных связей не разрушило миф об этнической (национальной) исключительности, значимости народного (национального) идеала. Наоборот, в ряде случаев национальная политика государства в сфере культуры опирается в значительной степени на такой национальный (этнический) идеал. Наиболее яркими, но противоречащими друг другу, примерами такого подхода являются Франция и Япония. Искусство Японии большинством исследователей называется традиционным. Япония — высокоразвитое капиталистическое государство, японцы — высокоразвитая нация. В итоге получается, что в Японии — традиционное национальное искусство, т.е. то, чего не может быть.

Жизнь, как всегда, опровергает, опрокидывает любые законы, установленные человеком. Попробуем разобраться в этом противоречии. Население Японии этнически абсолютно однородно, единственная малая народность — айны — практически ассимилировалась. Япония как государство и как этнос на протяжении длительного исторического периода развивалась в полной самоизоляции от других стран и народов. Этническим культурным идеалом там стала рыцарская культура самураев. Ее основа — народное творчество, художественный канон и традиция. Принципы культуры самураев были распространены на всю нацию. Это позволило японцам сохранить самобытность внутреннего мира, свой образ жизни, своеобразие духовной культуры, т.е сохранить своего рода культурную и духовную самоизоляцию и в начале XX в. после «самооткрытия» страны и вступления ее в мировое культурное пространство. Что же помогло японцам выстоять под прессом нововведений в области художественной культуры?

Убежденность в национальной исключительности, основанная на традиционной японской мифологии (более подробно этот вопрос будет рассмотрен автором в его подготавливаемой к печати книге «Туристская характеристика стран Азии»), Франция как государство и как этнос, напротив, сформировалась из множества отдельных независимых феодальных государств, объединившихся вокруг Парижа и центральной власти — короля. Уровень развития экономики и культуры этих государств был примерно одинаков, каждое из них имело развитые культурные связи с соседями. После объединения регионы на протяжении длительного времени сохраняли свою этническую, культурную самобытность. В регионах существовали крупные центры художественной культуры, которые временами соперничали с Парижем. До сих пор многие французы не забывают, что они — или эльзасцы, или пикардийцы, или провансальцы и т. д. и гордятся этим. Поэтому культурное объединение страны, создание единой нации было невозможно на основе одного художественного канона, одной системы традиций. Напротив, лозунг Франции в сфере художественной культуры (в искусстве и народном творчестве), скорее, можно выразить словами: единство в многообразии. Поэтому во Франции существует национальная художественная культура (национальное, французское искусство и массовая культура) и подлинное равноправие всех форм народного творчества во всех регионах страны. Нет французского (т. е. национально-этнического) народного творчества, но есть народное творчество или Бретани, или Лотарингии, или Бургундии, или Аквитании и пр., причем любое из них уважаемо и занимает почетное место в художественной культуре страны. Наряду с сохранением народной, традиционной культуры важным и необходимым условием сохранения и дальнейшего творческого использования накопленного опыта является стилизация.

На основе традиционной культуры, используя ее специфические элементы, детали, ритмы, пластику, орнаменты, современные архитекторы, дизайнеры, модельеры, композиторы, хореографы, кулинары создают новые национальные традиции, новые стилевые особенности каждой нации, соответствующие современному мировоззрению и духовному складу данной нации. Таким образом, традиционная (народная) культура становится частью сегодняшней культуры — национальной и мировой. Но изменение этнической традиции, народного творчества происходит не по воле отдельных, даже великих, людей или заинтересованных в этом социальных групп, слоев, классов, а под влиянием изменений в социальной, экономической, политической и духовной жизни людей, общества, прежде всего — от изменений в технике и технологии производства. Чем больше технико- технологических новинок и чем интенсивнее они внедряются в экономику, тем быстрее изменяются и этнические традиции. Интенсивность новинок напрямую зависит от уровня развития страны, степени ее вовлеченности в систему международных отношений в области материальной и духовной культуры.

Примерами национальной культуры являются национальная кухня, национальные праздники, национальный костюм и многое другое. Национальный костюм включает элементы традиционного оформления. Но изготовление такого костюма осуществляется по проектам и технологии на современных производствах в массовых количествах из современных материалов фабричного производства. При этом с точки зрения национальной культуры совершенно не важно, понимает ли рядовой человек истинное значение традиционной символики костюма; несущественно, что он не может рассказать его историю, а гораздо важнее, что он его носит: костюм кажется человеку красивым, нарядным, отвечает его эстетическим представлениям и олицетворяет для него принадлежность к определенной этнической общности. Современные национальные праздники подразделяются на государственные, религиозные, общественные внутренние и международные (в том числе профессиональные, спортивные и пр.), тематические и др. Национальная кухня — это стилизация блюд народной кухни, включая их оформление, осуществленная с учетом современной техники и технологии приготовления, но с сохранением состава продуктов. Трансформация традиционной культуры в национальную культуру есть одновременно процесс превращения народного творчества в массовую культуру.

В социокультурной практике массовая культура представляет собой новый, высокий уровень стандартизации системы образов художественной и социальной престижности, новую форму организации «культурной компетентности» современного человека. Массовая культура не рождает оригинальных художественных образов, а лишь использует, имитирует явления различных областей специализированной художественной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, часто пародируя их, и редуцирует их до уровня потребностей массового потребителя. Этим массовая культура обеспечивает себе постоянно расширяющееся потребление ее продукции в самых различных видах и формах. Формы потребления, обеспечивающие снятие физического, психического, интеллектуального и эмоционального напряжений, являются основой туристской деятельности.

Туризм — неоднозначный, многоплановый вид деятельности. С одной стороны — это высокопрофессиональный вид экономической, хозяйственной деятельности, а с другой — важный компонент массовой культуры. Действительно, одним из видов продукции турбизнеса являются программы туров. Разработка и осуществление программ в стране пребывания — это, по существу, шоу-бизнес. Но система понятий массовой культуры находится в стадии формирования, поэтому изучение типичных черт или особенностей массовой культуры преждевременно и не входит в данный учебный курс. С другой стороны — явление имеет массовый характер практически во всех странах. 130 Практика туризма непосредственно связана с проявлениями массовой культуры. Поэтому целесообразно в краткой характеристике отметить уровень развития массовой культуры в изучаемой стране и основные направления ее развития, приведя соответствующие примеры и увязав все сказанное с возможным влиянием на туризм. Основные понятия Массовая культура является производной от индустриального общества. Ее появлению предшествовало развитие кинематографа, звукозаписи, звуковоспроизведения, радио, телевидения и других средств массовой информации (СМИ). Они объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном мире носителями культуры, формируя у масс людей стандартные вкусы и формы «культурного потребления», распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения.

Для этого современные возможности СМИ поистине безграничны, спутниковая связь и Интернет способны донести информацию о событиях в мире искусства и культуры до миллионов людей в десятках стран мира. Массовая культура — это продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств для своего восприятия. Понятие «массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта. Но история массовой культуры началась гораздо раньше. Вопрос о корнях и истоках этой культуры сложен и недостаточно изучен, но чрезвычайно важен для понимания современных тенденций и форм развития культуры. Ключ к пониманию формирования современной массовой культуры — в генезисе европейской культуры. В античную эпоху вообще не существовало деления искусства на «элитарное» и массовое. Культура была единой. Произведения искусства создавались профессионалами, получившими образование в специальных учебных заведениях. Но сами произведения создавались для массового потребления. Статуи богов, атлетов и прекрасных женщин, величественные храмы и многое другое было доступно и, главное, соответствовало эстетическим потребностям широких масс населения.

Что касается системы развлечений, культурного досуга, то их формы вообще имели ярко выраженный массовый характер: театральные представления и другие виды массовых зрелищ, в том числе, например, спортивные состязания (Олимпийские игры) в Древней Греции, бои гладиаторов и сцены морских сражений или выступления трибунов — ораторов в Древнем Риме и т.п. Общенародное признание и слава победителей Олимпийских игр или публичных конкурсов ораторов вполне сравнимы с известностью современных мировых «звезд» шоу-бизнеса. В античном мире культура формально была связана с религией тематически, а реально она имела светский характер. В средние века ситуация изменилась. Церковь вплоть до конца XIX в. определяла направление развития политики, экономики и культуры в стране. Церковные проповеди, произносимые с кафедры или амвона на общедоступном языке по злободневным темам и собиравшие сотни и тысячи верующих, многие современные исследователи считают началом современной массовой культуры. При этом непрерывно шел процесс секуляризации культуры. Перелом произошел в эпоху Возрождения, когда церковное искусство уступило место светскому, но продолжало сохранять свои позиции в «культуре для необразованных». Однако светское по тематике искусство существовало только в сфере образованных слоев общества. Причем, начиная с эпохи Просвещения, наиболее прогрессивная часть элиты общества стала «питать надежду», что когда-нибудь культура и искусство станут достоянием широких народных масс.

Это определило просветительный характер творчества во многих видах искусства. В своих произведениях, особенно в живописи и литературе, художники старались привить непросвещенным зрителям и читателям потребность в искусстве. Но для необразованной части общества практически до конца XIX в. храм оставался и музеем, и концертным залом, и библиотекой. Только один вид профессионального светского искусства — театр — сохранял связь с необразованными массами. Возможно, этим объясняется столь бурное развитие различных форм и жанров театрального искусства. Особую роль в этом плане сыграло появление оперетты — театрального жанра, наиболее близкого к массовой культуре. Урбанизация, вызванная бурным развитием промышленности, привела к кризису традиционной, народной культуры. Одновременно возросло психическое напряжение масс людей, связанное с изменением образа жизни и ростом интенсификации труда. В результате этого в искусстве компенсаторно-развлекательное начало стало преобладать над традиционными просветительскими установками. Появление массовой культуры некоторые связывают с принятием в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности, в результате которого самые широкие слои населения получили возможность читать романы, т.е. приобщиться к главному результату художественной литературы XIX в. Но, научившись читать их, массы населения впоследствии потянулись к другой литературе — детективам, бульварным романам и комиксам.

В 1895 г. был изобретен кинематограф — новая форма художественного творчества, не требующая у зрителей даже элементарной грамотности для своего восприятия. В этот же период получила широкое распространение легкая музыка. Популярные песни и арии из оперетт исполнялись самодеятельными музыкантами в модных аристократических и буржуазных салонах, ресторанах и кафе, на улицах городов. Все это совпало с кризисом классической художественной культуры. Со второй половины XIX до начала XX в. происходил отход от реализма в пластических искусствах, переход от импрессионизма и постимпрессионизма к модерну, кубизму, фовизму, конструктивизму и пр. Аналогично трансформация наблюдалась в других видах и жанрах «высокого» искусства. Рождался авангард — новый стиль в профессиональном, «образованном», искусстве, который явился «продолжением классики в ее аристократизме». Пожалуй, лучше всего особенности развития авангардистского искусства охарактеризовал испанский философ Ортега-и-Гассет, утверждавший, что в ходе этого процесса будет достигнута такая стадия, когда человеческий элемент произведения искусства станет ничтожно скудным и едва заметным: получится некий предмет, который смогут воспринять только те, кто обладает специфическим даром художественной восприимчивости, т. е. это будет искусство для художников, а не для масс людей, искусство касты, а не демократическое искусство. Массовая культура, едва родившись, развивалась стихийно в течение почти 100 лет.

Она «подняла брошенное знамя» ортодоксального реализма и сохраняла его «любой ценой». Потребность людей в рекреации (отдыхе) и релаксации (расслаблении) продолжает возрастать. Развитые индустриальные и постиндустриальные общества, увеличивая интеллектуальные нагрузки, значительно расширяют роль художественной культуры в жизни современного человека. Мутация художественной культуры и искусства продолжается, приобретая все новые формы и направления. Архитектурное творчество переориентировалось на массовую городскую застройку и дизайн; музыка — на различные формы поп- и рокмузыки, скульптура — на бодибилдинг и т.д.

Конечно, это крайние выражения массовой культуры. Усиливающиеся национальные (но не националистические) и глобальные процессы в художественной культуре ведут к усилению роли массовой культуры в жизни общества, рождая новые «шедевры», базирующиеся на функциональных особенностях, характерных для массовой культуры в противовес традиционной (этнографической, народной), классической (высокой) культуре и авангарду. Отличие массовой культуры от классической («высокой», «элитарной») художественной культуры наиболее точно выразил К. Разлогов. Он отмечает, что «высокая», «элитарная» культура развивается в основном по пути экспериментальных авангардистских поисков. Произведения массовой культуры строятся по совершенно иным законам. Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между текстом художественного произведения и зрителем, читателем, слушателем. Массовая культура, наоборот, эту дистанцию игнорирует. Если «элитарное» искусство характеризуется торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных механизмах восприятия, которые активизируются абсолютно независимо от образования и степени подготовленности аудитории. К. Маркс считал, что, для того чтобы наслаждаться произведением искусства, «нужно быть художественно образованным человеком».

Для того, чтобы наслаждаться произведениями массовой культуры, наоборот, лучше быть художественно необразованным человеком. Художественная образованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа. Современный образованный человек является, как правило, узким специалистом в какой-то определенной области, в большинстве других областей ему требуется постоянный штат «гидов», информирующих его о всех событиях, процессах, новациях в политической, художественной, спортивной и других сферах жизни общества.

Состав и структура явлений общественной жизни подается как набор стандартных ситуаций, где все отобрано, систематизировано и выявлено «лучшее»: «правильный» политический строй, «правильные и неправильные» лидеры, звезды эстрады, кино и спорта, символы эпохи и пр. Этот отбор совершен профессионалами: журналистами, публичными политиками, авторитетными общественными деятелями, выдающимися представителями искусства. К их мнению трудно не прислушаться. Массовая культура не освобождает человека от личной ответственности, она снимает проблему поиска и отбора информации. Но если для образованного человека поток все возрастающей информации представляет собой проблему, то она еще острее для «необразованной» части населения. Речь идет о людях, которые не имеют высшего образования, навыков аналитической работы с информацией. Для них «гиды-профессионалы» —- представители «звездного мира», в который мечтает попасть каждый из этих людей.

Явления массовой культуры создаются профессионалами, которые превращают сложные символы художественной культуры в общедоступные образы, понятия, схемы. Это освобождает людей от интеллектуальных усилий, социальной ответственности и дает выход их эмоциям на более простом, инфантильном уровне. В явлениях массовой культуры в отличие от художественной классики потребитель, как правило, выступает не как пассивный зритель (слушатель), а активный участник творческого процесса. Это достигается путем постоянного провоцирования (с помощью призывов «Подпойте мне», «Давайте вместе») или прямого включения потребителя в зрелищное действие: конкурсы, викторины, карнавалы и пр. Особое место в массовой культуре занимает массовое искусство, которое быстро развивается. Создание феноменов массового искусства осуществляется на таком высоком техническом уровне, что вызывает искреннее восхищение не только у массового потребителя, но и у представителей художественной классики.

Основные функции массовой культуры следующие: - снятие психологического напряжения и выход из конфликтных ситуаций путем обучения способам поведения в разных нестандартных ситуациях, моделируя которые, она дает представление, как действовать в тех или иных условиях; - упрощение поиска и отбора информации, выбора вариаций поступков, мнений, суждений в этом неустойчивом, постоянно меняющемся мире; - формирование национальных идеалов, стандартов — ориентиров «высокого» образа жизни, достойного подражанию. Считается, что существует более десяти основных направлений современной массовой культуры. Ограничимся теми, которые, на наш взгляд, могут непосредственно выступать как условия развития туризма: - индустрия развлекательного досуга, включая массовую художественную культуру, массовые постановочно- зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения по проведению организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу; - индустрия оздоровительного досуга (курортная индустрия, оздоровительные, спортивные и фитнес- центры, медицинские, фармацевтические, парфюмерные и косметические центры, кабинеты, лечебницы), включая оздоровительный и спортивный туризм; - индустрия интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки и клубы по интересам, общества любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения), включая «культурный», религиозный, экологический туризм; - система учреждений и организаций, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, идеи, услуги индивидуального и коллективного пользования (реклама, мода, дизайн, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарты социально престижных образов, стилей жизни, интересов и потребностей; - разного рода игровые комплексы (от механических игровых автоматов до систем виртуальной реальности, включая развивающие и развлекательные комплексы и парки).

Массовая культура — результат формирования общенациональных культур. Она развивается именно там, где преодолены или изживаются тоталитарно-политические, сословные и классовые «перегородки». В результате устанавливаются равноправные отношения между художниками — деятелями искусства — и аудиторией. Каждый человек, каждый слой общества или социальная группа реализуют свое право любить или не любить, смотреть или не смотреть, слушать или не слушать художественное произведение, т. е. реально поддерживать то искусство, которое им нравится. Массовая культура — порождение рыночной экономики — органично вписывается в демократическую организацию общества, в правовое государство. Массовая культура и порождает, и обеспечивает постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах и формах. Формы потребления, обеспечивающие снятие физического, психологического, интеллектуального и эмоционального напряжений, являются основой туристской деятельности.

 

 

Date: 2016-02-19; view: 464; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию