Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6 культура страны 2 page





Термин «традиционные религии» (аналогично традиционным формам хозяйствования и традиционным укладам) используется для обозначения архаических (как правило, племенных) религий и верований. В настоящее время насчитывается несколько десятков таких религий. Все они являются важной составной частью культуры в данной стране и мире в целом и, безусловно, представляют огромный интерес для туризма. По этнической принадлежности религии подразделяются на мировые и национальные. Мировыми, или универсальными, религиями принято называть те, которые исповедуют многие народы, иногда живущие на разных континентах. Мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Национальными, или этническими, религиями называются религии, исповедуемые каким-то одним народом. Особое место в этой классификации занимают нетрадиционные религии. Этот термин появился в середине XX в., когда были «открыты» «новые» самостоятельные религии и верования вне известных конфессий. Тогда же стали подразделять религии на современные, традиционные и нетрадиционные, т.е. вне традиций известных религий. К нетрадиционным религиям относятся: церковь Иисуса Христа святых последних дней, церковь Единения, общество «Сознания Кришны», «Карлос Кастанеда — путь воина» и др.

Методика туристского исследования отдельных видов искусства Искусство наряду с тремя другими факторами потребительского спроса является главным условием развития туризма. Большинство людей, отправляясь в путешествие, стремится: отдохнуть, расслабиться, восстановить силы на природе; развлечься, научиться чему-либо, укрепить здоровье, имея для этого финансовые возможности; поразить воображение чем-либо экзотическим, например уникальными особенностями этнографической культуры населения и спецификой природы данной страны; насладиться прекрасным, расширить кругозор, повысить культурный уровень, приобщившись к данной художественной культуре и в первую очередь к искусству.

Именно искусство дает наиболее полное, образное представление о возможностях и достижениях человеческого гения на примере конкретных объектов туристского показа: архитектурных сооружений, шедевров живописи, скульптуры, собранных в музеях и выставочных залах, театральных спектаклей фестивалей, конкурсов и других явлений современного мира искусства. Этот мир настолько сложен и многообразен, что охарактеризовать все его аспекты в любой стране невозможно. Поэтому из приведенного ниже плана изучения и характеристики искусства следует в каждой стране выбрать те аспекты, компоненты (виды, области или жанры) искусства, которые в наибольшей степени отражают специфику данной страны. Конечно, сколько людей, столько мнений и взглядов на особенности искусства в той или иной стране. Ценность характеристики тем выше, чем точнее определит автор и выразит свое отношение к предмету. Туристскую характеристику искусства в любой стране следует начать с общего обзора, отметив, насколько велик потенциал страны. Он может быть выражен количеством исторических художественных эпох, стилей, направлений, жанров, видов искусства, получивших развитие на данной территории.

Далее целесообразно указать, какие именно виды (области) современного искусства наиболее интересны для туризма, и последовательно дать характеристику этих видов. Как правило, почти во всех странах наибольший интерес с точки зрения туризма представляют архитектура, изобразительное искусство, музыка, театр и декоративно-прикладное искусство. Особое место занимают музеи и выставочные залы, преобладающая часть которых в большинстве стран не могут быть отнесены к сфере искусства, так как их функцией и результатом деятельности является хранение и просто демонстрация ранее созданных произведений искусства. К сожалению, лишь малая часть музеев занята собственно творчеством, т.е. созданием таких композиций, которые сами являются произведением искусства и участвуют собственно в творческих выставках, биеннале и других формах музейного творчества. Но поскольку реально ознакомиться с произведениями изобразительного искусства можно только через эту систему учреждений, их по традиции относят к сфере искусства.

Рассмотрим особенности изучения и характеристики отдельных видов искусства. При изучении архитектуры следует обратить внимание на то, какая группа памятников и современных сооружений преобладает в стране, — культового или светского назначения. Далее дается краткая характеристика каждой группы, так как практически нет страны, где была бы представлена только одна из групп. В краткой характеристике следует обратить внимание на конкретные виды сооружений, их значение в культуре и истории страны, желательно указать их ранг в мировой культуре (мировое, национальное или местное значение имеет памятник); сообщить, к какому стилю или эпохе он относится, и в качестве примера дать краткое описание отдельных архитектурных объектов.

При характеристике собственно архитектурных сооружений целесообразно выбирать «авторские работы», что позволит дать представление о творчестве знаменитых зодчих и архитекторах страны. Термином «изобразительное искусство» обозначается несколько самостоятельных видов искусства, то следует указать, какие именно виды изобразительного искусства интересны для туризма в стране: живопись, скульптура, графика и пр. Далее дается характеристика каждого из перечисленных видов по довольно стандартному плану, аналогично объектам архитектуры. Рассмотрим этот план на примере живописи. Вначале следует указать, какие направления и жанры наиболее полно и ярко представлены в произведениях современных художников. Дальнейшую характеристику целесообразнее строить по творчеству каждого из тех художников, которые живут и работают в данной стране.

Характеристика творческого портрета (но не описание жизни) любого художника обязательно должна быть связана с конкретным объектом (или объектами) на территории, с поселениями, где они живут или жили, музеями, посвященными их жизни и творчеству, с музеями, где сосредоточены их произведения, или с памятными местами, отраженными в их произведениях. Рассказ о творчестве иллюстрируется примерами, названиями замечательных произведений живописи, которые были созданы и хранятся (в чем турист может наглядно убедиться) в данной стране.

Особенность музыки как вида искусства состоит в том, что большая часть туристов слабо разбирается в художественных стилях, направлениях и течениях в музыкальной культуре. Перед страноведением не стоит задача повышения уровня музыкальной культуры. Поэтому подготовка специалистов в области турбизнеса может быть ограничена «общеобразовательным» музыкальным стандартом, и в характеристике музыки достаточно обратить внимание на то, какая музыка — вокальная или инструментальная — наиболее популярна в стране. Конечно, популярность — вовсе не критерий определения того или иного уровня развития музыки как искусства, но она дает общее представление о пристрастиях населения. Причем ситуация, когда хорошо развита и вокальная, и инструментальная музыка, встречается достаточно часто.

Речь идет не о народном творчестве, не об «авторской песне», не о поп- музыке и вообще не о массовой культуре, а о той музыке, которая исполняется в филармониях, концертных залах консерваторий и на тому подобных сценических площадках, т.е. речь идет о классической музыке. Дальнейшая характеристика строится так же, как и в живописи, по конкретным именам, т.е. по произведениям тех композиторов, которые живут и работают в данной стране. Характеристика творческого портрета (но не описание его жизни) любого композитора или выдающегося музыканта-исполнителя обязательно должна быть привязана к конкретному объекту (или объектам) на территории, поселениям, где они живут или жили, музеям, посвященным их жизни и творчеству, концертным залам, где исполняются их произведения.

Рассказ о творчестве иллюстрируется примерами, названиями тех выдающихся произведений музыки, которые были созданы и исполняются (в чем турист может лично убедиться) в данной стране. Понятие театр в любых туристских характеристиках (в том числе путеводителях) более всего отличается неточностью формулировки. Казалось бы, выражение «пойти в театр» означает увидеть спектакль, шоу, концерт. Однако в большинстве источников туристской информации после заглавия данного раздела следует описание архитектурных особенностей здания театра и лишь в конце как дополнение дается краткая историческая справка о выдающихся (в прошлом) режиссерах, актерах, спектаклях. Но ведь понятие «театр» в туристском страноведении означает именно современное театральное искусство. Конечно, театральная жизнь в любом цивилизованном государстве настолько богата и разнообразна, что дать ее характеристику — трудная задача. Но хотя бы кратко рассказать об этом богатстве, показать его особенности и многообразие необходимо.

Названия и суть основных видов театров знает практически любой мало-мальски образованный человек, даже если он в них никогда не бывал. Поэтому естественно, что в начале характеристики следует перечислить основные виды театров и дать представление о повседневной театральной деятельности в стране и характеристику отдельных видов театрального искусства, наиболее важных с точки зрения туризма. В этой связи следует отметить, что большая часть провинциальных театров, за исключением немногих региональных театральных столиц, уступает столичным коллективам. Именно поэтому в характеристике театральной жизни самое большое место уделяют столичным театральным коллективам и, конечно, выдающимся театрам провинции. Наиболее интенсивной и многоплановой является деятельность коллективов драматических театров. Но поскольку преобладающая часть российских туристов, выезжающих в другие страны, не обладает достаточными познаниями в соответствующих иностранных языках, поэтому слушать и воспринимать текст драматического театрального спектакля не в состоянии, а в драматическом театре язык, речь — это главное.

Поэтому посещение драматических театров предназначается только для внутреннего туризма. Универсальными с точки зрения туризма являются театры оперы и балета. Не потому, что туристы хорошо разбираются в данных видах искусства, а именно потому, что преобладающее большинство совсем не разбирается в них. Но в оперу идут слушать музыку, оформленную в виде спектакля, что гораздо красочнее, интереснее. А в балет — смотреть на чувства, выраженные в танце, движении, что само по себе завораживает. Большой интерес представляют также театры пантомимы, кукол и традиционные национальные театры, спектакли в которых развиваются строго по определенному шаблону (канону) и воспринимаются зрителями именно как праздничный ритуал, красочное зрелище.

Краткая характеристика любого вида театрального искусства напоминает отчасти путеводитель, потому что главное место в ней занимает собственно характеристика отдельных театральных коллективов. После названия театрального коллектива, указания его места в театральной и художественной жизни страны (мира) следует дать представление о современном репертуаре театра, иллюстрируя его примерами. Есть театры, имена режиссеров и актеров, которых знает вся страна или весь мир, в этом случае, конечно, их следует назвать. Даже если туристы и не смогут попасть на спектакль с участием знаменитости, все равно они будут гордиться, что побывали в этом театре. Декоративно-прикладное искусство включает различные виды деятельности от живописи и скульптуры до мебельного, литейного, керамического, обойного и других производств, служащие для украшения улицы, помещения, одежды.

Производства и ремесла данной группы относятся к экономическим условиям и рассмотрены в соответствующем разделе. Что касается небольшой группы профессиональных художников, специализирующихся непосредственно на «декоре» и не связанных с производством, то с их изделиями можно познакомиться на выставках в музеях декоративно- прикладного искусства. Музейное дело в данном контексте — это сеть учреждений (музеи, картинные галереи, выставочные залы и пр.), специализирующихся на хранении, демонстрации и пропаганде произведений искусства, науки, техники и пр. Учитывая многообразие музейных учреждений, прежде всего следует дать общее представление о существующих видах учреждений данного профиля, выделить несколько видов музейных учреждений и последовательно дать краткую характеристику особенностей каждого из них. Поскольку каждый музей — это коллекция названных произведений, то сделать обобщение обычно сложно.

Исключение составляют, пожалуй, только краеведческие музеи СНГ, перечень тематических разделов в которых почти одинаков. Поэтому характеристика видов сводится, по существу, к характеристике музейных или выставочных коллекций. Наибольший интерес представляют коллекции художественных музеев. В характеристике следует отметить основной принцип экспозиции произведений, прежде всего уделяя внимание выдающимся произведениям, группе произведений определенного автора или нескольких авторов какого-либо стиля, направления, эпохи, страны. В данном случае целесообразно остановиться более подробно на характеристике творчества деятелей искусства, не забывая, конечно, своих. Включение в характеристику описание какого-либо произведения, пусть даже выдающегося, нецелесообразно, так как задача страноведения (не экскурсоведения) дать «образ» искусства страны и сформировать представление о богатстве и разнообразии возможностей музеев в организации туризма. Особое место в сети музейных учреждений занимают мемориальные музеи. Они посвящены жизни и творчеству выдающихся людей в разных областях деятельности, а потому представляют несомненный интерес для туристов, но не все.

Составляя характеристику этой группы музеев в любой зарубежной стране, надо попробовать поставить себя на место российского туриста, которому ежедневно неоднократно рассказывают биографии художников, политиков, деятелей науки другой страны, имена которых он слышит в первый и, скорее всего, последний раз в жизни. Поэтому не стоит преувеличивать собственные, равно как и чужие достижения, включая в раздел большое число имен. Явления и события в мире искусства. Культурная жизнь любой страны наполнена явлениями и событиями различного рода. Учесть их все — задача, далеко выходящая за рамки собственно страноведения. Большую помощь при написании этого раздела могут оказать событийные календари, издаваемые крупными рекламными и туристскими агентствами в столицах и крупнейших центрах культуры и туризма во многих странах мира. Иногда такие событийные календари приводятся в путеводителях. В любом случае их надо использовать. Информацию, приводимую в таких источниках, необходимо систематизировать, связать с имеющимися данными и вписать в общую художественно-информационную ткань туристского образа страны. Основные понятия Художественная культура как сфера духовной жизни людей включает в себя предметные результаты творческой деятельности людей, человеческие силы и способности, реализуемые в такой деятельности, а также социальные понятия и ценности, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению. Художественная культура — совокупный способ и продукт художественной деятельности людей. Эта деятельность образует новый, качественно своеобразный субстрат — художественную «одухотворенную материю», или «материализованную духовность», из которой и состоит «ткань» произведений искусства.

Эта «ткань» обусловливает особый характер художественного производства и потребления, восприятия произведений искусства. Наличие этого субстрата, этой «ткани» — то, что отличает художественную культуру от культуры материальной и от культуры духовной. Художественное творчество — это не просто материальное воплощение результатов мышления, а «мышление в материале», т.е. в цветовых, пластических, звуковых отношениях, поэтому художественное творчество (например, балет, опера, картина, скульптура и т.п.) и не переводится в любую другую знаковую или вербальную систему. Художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности (словесную, музыкальную, театральную, изобразительную и т.д.). Она включает все процессы, связанные с искусством (его восприятие, изучение и оценку художественных произведений, их хранение и распространение), обеспечивающие ее успешное функционирование — воспитание и образование художников, публики, критиков, искусствоведов, организаторов художественной жизни. Перед художественной культурой стоит задача переработки всей общественно важной информации — идеологической (политической, религиозной, нравственной, эстетической) и познавательной — в информацию художественную, которая связывает все отрасли и сферы деятельности художественной культуры с ее потребителями, для которых это все собственно и создается.

Задача туризма наряду с другими сферами человеческой деятельности — включить как можно больше людей в этот художественно-информационный поток. Совокупность данных составных частей выражается также в общности образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, что представляет собой вполне законченную и установленную художественную норму определенной исторической эпохи, называемую художественной культурой эпохи, которая включает языки, диалекты, этнические и религиозные традиции, обряды и обычаи, фольклор, художественные ремесла и промыслы, различные виды искусства. В этом ряду наибольший удельный вес и значение имеет искусство. Искусство — отрасль человеческой деятельности, стремящаяся к удовлетворению одной из духовных потребностей человека — любви к прекрасному. Искусство — особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни. Одна из первых попыток изучить и классифицировать искусство была сделана Ш.Баттё в трактате «Изящные искусства, сведенные к одному принципу», опубликованном в 1746 г. Принадлежность к «изящным искусствам» определялась по двум критериям: во-первых, искусство приносит удовольствие; во-вторых, оно имеет не телесный, а духовный характер. В отличие от «полезных» «изящные» искусства создают не предметы, а лишь подражания им (их воспроизведения). Искусство, таким образом, составляют: живопись, ваяние, музыка, поэзия. Но Баттё включил в сферу искусств архитектуру и красноречие, перебросив мостик к ремеслу и науке, так как их полезность соединена с изяществом.

Большую роль в классификации искусства сыграла работа Ф. Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии» (1796). В ней он показал, что в понятиях «сентиментальное» и «наивное» зашифрованы два типа художественного мировоззрения, два метода творчества: ныне первое называется классическим, или собственно искусством, а второе — народным творчеством. Он также отмечал, что в творчестве «наивного» художника ощущается цельность и гармония, еще не подверженная разъедающей рефлексии, и его произведение предстает столь же безыскусственным и органичным, какими бывают создания природы. Другое дело — «сентиментальное» искусство; в нем на первом месте находится личность автора; произведение — крик его души, тоска по утерянной целостности идеала, стремление к нему. И это, по мысли Шиллера, — два единственно возможных метода, в которых вообще может проявиться гений. Исторически сложившиеся устойчивые формы существования и развития искусства получили название видов искусства. Этим видам искусства соответствуют определенные разновидности (области, или отраслевые зоны) художественной деятельности.

Каждый из видов искусства обладает определенными преимуществами в более ярком, образном отображении каких-либо сторон, граней явлений или предметов. Виды искусства различаются также по способам воспроизведения действительности и художественным задачам, а также по специфическим материальным средствам создания образа. Кроме того, каждый из видов искусства делится на особые роды и жанры. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона искусство подразделяется на три группы — тонические (поэзия, музыка), образные (архитектура, скульптура и живопись) и смешанные (сценическое, ораторское, хореографическое) — и на следующие виды: - пластические, или пространственные (архитектура, декоративно-прикладное искусство, художественное ремесло, живопись, скульптура, графика, художественная фотография), в которых пространственным построением определяется раскрытие видимого образа; - временные (музыка, литература), где преимущественное значение приобретает развертывающаяся во времени композиция; - пространственно-временные, т.е. так называемые синтетические, или зрелищные, искусства (хореография, театр, кино, телевидение, эстрада, цирк). Классификация, предложенная философом и исследователем М. С. Каганом, интересна тем, что в нее включены наряду с видами искусства виды народного творчества.

Он выделяет несколько зон: - материально-художественная — зодчество, архитектура, прикладные искусства, художественное ремесло, художественное конструирование (мода и дизайн); - материально-предметное изобразительное творчество — живопись, скульптура, графика, художественная фотография; - словесное творчество в широком смысле слова — фольклор, художественная литература и публицистика, ораторское искусство; - музыкальное творчество — вокальная и инструментальная музыка; - пластико-динамическое искусство, где в качестве материала используется живое человеческое тело, — танец, пантомима; или неживой, но динамически подвижный материал — куклы или марионетки; - синтетические формы искусства, на которых строятся разновидности зрелищной культуры, — все разновидности театра, эстрада, цирк, кино, телевидение. Виды искусства подразделяются на подвиды, или роды, так, например, живопись — на станковую и монументальную.

Станковое искусство — раздел, объединяющий произведения самостоятельного назначения, не связанные с каким-либо художественным ансамблем или с только утилитарными функциями, исключительно художественные произведения. Это станковая картина, эстамп, рисунок — произведения, небольшие по размерам. Монументальное искусство — искусство, рассчитанное на массовое восприятие и приобретающее образную завершенность в соответствующем ансамбле (архитектурном, ландшафтном и др.). Это монументы, панно, мозаики, фрески — произведения, значительные по размерам. Чем больше видов искусств представлено на каждой территории, чем больше сформировалось, сложилось жанров, художественных направлений, чем больше на ней памятников истории и культуры, принадлежащих к разным стилям, тем значительнее культурное наследие, а значит, и объем культурных ценностей данной территории, данного народа. Языки, диалекты, говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, а также произведения искусства, здания и сооружения, имеющие историко-культурную значимость, уникальные в историко- культурном отношении территории, технологии и объекты, нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы творческого поведения — все это называется культурными ценностями. Вся совокупность культурных ценностей эпохи может быть разделена на две группы: первая — то, что унаследовано от прежних эпох, а вторая — то, что создано или создается сегодня.

Функциональная классификация культурно-исторического наследия, предложенная исследователем В.П.Максаковским, интересна тем, что в нее включены не только отдельные сооружения и ансамбли, но и целые города. Всего выделено семь типов (классов, групп) памятников: 1) целые города или исторические центры городов, представляющие ценность в качестве архитектурных ансамблей; 2) отдельные уникальные архитектурные объекты церковного и гражданского назначения; 3) уникальные памятники инженерного искусства: акведуки, мосты, башни и пр.; ПО 4) древние культовые сооружения типа святилищ или латиноамериканских пирамид; 5) археологические памятники первобытности и Древнего мира (пещера Альтамира в Испании, руины Дельф и т.п.); 6) памятники дворцово-садово- парковой архитектуры; 7) мемориалы и памятные места, связанные с жизнью и деятельностью великих людей или с выдающимися событиями истории. По каждому классу (типу) приведены яркие примеры. Принято считать, что большая часть культурных ценностей создана в соответствии с определенным художественным стилем.

Рассмотрим соотношение принципиально противоположных понятий «художественный стиль» и «художественный канон». Художественный стиль — некоторое гармоничное целое, возникшее из религиозных и нравственных воззрений, развившееся благодаря однородным (художественным) задачам и средствам. Художественный стиль выражается в совокупности определенных правил и форм, которые служат отправной точкой для всех произведений искусства значительного отрезка исторического времени. Художественный канон — совокупность правил и норм, обязательных для исполнения. Канон — это эталон, модель, идеальный художественный образец, принимаемый за исходный для сравнения с ним других подобных объектов. Канон не подлежит совершенствованию: он и есть само совершенство, эталон. Канон — основа художественного ремесла, символ совершенства произведений мастера. В противоположность канону художественный стиль — это также совокупность правил и форм, но они воспринимались и воспринимаются не как вершина, идеал, к которому нужно стремиться, а как «первотолчок», основа для дальнейшего развития творческой мысли. Понятие «художественный стиль» появилось сравнительно недавно. Но задолго до этого времени люди создавали для себя такую совокупность правил и художественных образов, которые служили им образцом и точкой отсчета в дальнейшем творчестве. Если считать, что искусство — это профессиональная деятельность высокообразованных специалистов, а не духовная потребность человека в определенном виде творчества, то ремесло намного старше искусства. Поэтому неудивительно, что в ранние исторические эпохи произведения художественных ремесел и художественный канон играли важную роль в формировании того, что много позже назвали художественным стилем. Лишь после того как оформилось «образованное», классическое искусство, художественные ремесла стали тем, чем являются в настоящее время (и чем были всегда) — народным самодеятельным («необразованным») творчеством и одновременно видом индивидуальной хозяйственной деятельности.

Любой художественный стиль складывается как совокупность усилий, направленных на решение определенного круга задач. В конкретном очаге культуры (в определенной стране или ряде стран) рождаются новые идеи, соответствующие новому или назревающему этапу развития этноса, общества, цивилизации. Идея для своего воплощения требует решения ряда проблем. Можно выделить три основных проблемы: художественную, техническую и идеологическую (в том числе религиозную). Художественная задача — поиск новых принципов формообразования и ритма организации окружающего пространства, создание некоего универсума, обобщенного художественного образа. Техническая задача — поиск новых способов реализации художественной задачи, новых методов и приемов, новых материалов и технических средств, с помощью которых существующие конструкции можно преобразовать в принципиально новые композиции, соответствующие духу времени.

Идеологическая задача — воплощение духа, настроения, главной идеи эпохи в реальных художественных произведениях, отражающих новое место, новую роль человека в окружающем мире, его новое миропонимание и мироощущение. Распространение того или иного художественного стиля неразрывно связано с необходимостью творческого подхода к использованию его основных достижений. Применение универсальных схем и образов в каждой конкретной стране требует приспособления их к местным условиям и особенностям местной культуры и населения, что, несомненно, ведет к развитию и обогащению творческих возможностей стиля. В результате появляются новые виды и разновидности одного и того же стиля. Например, итальянское барокко, русское барокко, венское барокко, протестантское барокко сильно отличаются друг от друга, хотя это один и тот же стиль. Но общество, экономика, культура, этносы развиваются, появляются новые идеи, они требуют воплощения и все повторяется снова, появляется новый стиль. Но иногда на новом витке развития общество ставит перед собой задачи, близкие тем, что уже возникали прежде.

Тогда старые традиции и художественные принципы творчески пересматриваются, перерабатываются. Старые «образы» наполняются новым содержанием, отражающим новый, изменившийся дух эпохи. Такое «новое — хорошо забытое старое» принято называть с приставкой «нео»: неоклассицизм, неоготика и т.д. В большинстве стран мира современное классическое искусство развивается в рамках художественного стиля, называемого «авангард». Направления, течения и жанры авангарда в разных странах, в различных видах искусства различны. Знание основных понятий этого стиля, умение использовать их или различать особенности авангарда в разных странах не входит в программу данного курса. Но в ряде тематических и туристских справочников или событийных календарей городов или стран Европы и Северной Америки довольно широко используется терминология авангарда; ряд специализированных турфирм занимается тематическим туризмом, ориентирующимся на искусство авангарда.

Стиль прежде всего проявляется в архитектуре, самом монументальном виде искусства, памятники которой — наиболее заметные вехи для периодизации стилей. Другие виды (изобразительное искусство, музыка, театр, танец, прикладные искусства) эволюционируют более свободно. Они развиваются и изменяются по художественным направлениям внутри стиля. Художественное направление — это методы и приемы художественного воплощения, отражающие сущность господствующего способа подходить к объекту искусства и выражать его цель и назначение (например, реализм, натурализм, романтизм, кубизм, конструктивизм и другие направления). Еще один важный феномен (встречающийся во многих видах искусства) — это жанры. Жанр (от франц. genre — «род, вид») — исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства.

Принципы разделения на жанры специфичны для каждого из этих видов. В изобразительном искусстве основные жанры определяются по предмету изображения и называются: пейзаж, портрет, бытовой, исторический, анималистический, батальный, натюрморт и др. Жанр — понятие историческое, одни жанры отмирают (например, мифологический жанр в живописи), другие рождаются или возрождаются (например, архитектурно-декоративный пейзаж). Существует дифференциация внутри основного жанра: шарж или карикатура (иронично-обличительный портрет), марина (разновидность пейзажа), «галантный» жанр (разновидность бытового жанра). В пластических видах искусств (независимо от того, связаны ли они с пластикой конструкционного материала или человеческого тела) жанровая классификация не принята.

Date: 2016-02-19; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию