Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6 культура страны 3 page





Ее место занимают типологические подразделения, основанные на функции, функциональном значении художественных произведений. Например, в архитектуре — это официальное здание, сооружения культового назначения, жилой дом; в танце — ритуально-культовый, народный, историко-бытовой, классический. Возможно, имеет смысл привести некоторые примеры, поясняющие данную классификацию. Рассмотрим это на примере танца как вида искусства. Наиболее древним является ритуально-культовый танец, возникший из жизни и быта народов. Осмысление многих значительных событий в жизни людей происходило в ритме определенных телодвижений, которые превратились со временем в танцевальные ритуалы, ставшие важным элементом культурной жизни народа. Народные танцы возникли позднее из народных игр и развлечений и могут быть обрядовыми или праздничными, имея, как правило, ярко выраженный этнический характер. Например, русская кадриль, чешская полька, украинский гопак и др. Многие народно-этнические танцы были стилизованы, т. е. художественно переработаны искусствоведами и профессионалами танцевального искусства, и превратились в историко-бытовые и классические танцы, старинные и современные, составляющие «золотой фонд» танцевального искусства. Например, менуэт, гавот, полонез, вальс, самба, румба, мазурка и т.д. Песня делится на две группы: классическую (концертную, профессиональную) и фольклорную (в том числе авторскую). Две последние — разновидность народного творчества.

Но есть песни, которые прошли долгий путь эволюции и существуют в разных «ипостасях» и как народные, и как профессиональные. Одной из них является романс. Термин «романс» возник в Испании в XV в., обозначая в то время стихотворение народного происхождения, написанное на испанском, т е. романском, языке. Начиная с XV в. романсы либо поют, либо декламируют в сопровождении музыкального инструмента. Тесная связь с живым (устным) национальным языком сделала романс одним из самых демократических музыкально-поэтических жанров и способствовала его широчайшему распространению практически по всем странам мира. Романсы, так же как и песни, подразделяются на эпические, лирические, шуточные, сатирические. Различие между ними состоит в том, что песня отражает социальные процессы, интересующие общество в целом или его определенный слой, часть, а романс вообще не касается социальных процессов. Законы романсового мира строго запрещают все официальное. Мир романса обращен к одному единственному человеку. Типичная точка зрения романсового героя, даже эпического (исторического, вроде Сида): «Все — вы». Романс — не мирок, отделенный от большого мира, а совершенно уединенный остров — остров Утопии. Разные романсы представляют лишь разные стороны этого утопического мира. Практически с первых лет своего существования романс стал развиваться в двух разновидностях: романс концертный (профессиональный, как вид искусства) и романс бытовой (любительский, как вид народного творчества).

Создателями национальных школ профессионального романса во всех странах становились лучшие композиторы своего времени. Для профессионального композитора важно содержание стихотворения: чем больше и сложнее система образов, тем привлекательнее текст. Часто на определенный текст написано несколько романсов, иногда композиторами разных стран. Концертный романс, как правило, — размышление. Он предназначен для исполнения со сцены, так как имеет сложную музыкальную основу (музыкальный строй часто намного превосходит простое сопровождение — аккомпанемент) и предполагает наличие определенной вокальной техники исполнителя. Концертный романс вызывает большой интерес у слушателей вне зависимости от языковой и национальной принадлежности, так как он обращается непосредственно к чувствам и музыкально-поэтическому воображению человека (в отличие от бытового романса, где доминантой является текст). Но благодаря магнитофону, компьютерным технологиям концертный романс в конце XX в. стал близок массовой культуре. Художественные произведения большинства видов искусств не имеют прикладного назначения, исключение составляют архитектура и декоративно-прикладное искусство. Остановимся на рассмотрении особенностей декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное профессиональное искусство — изготовление (профессиональными художниками) единичных, авторских художественных произведений — прикладных предметов, предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жизни. Это мебель, утварь, одежда, ювелирные украшения, игрушки, ковры, вышивки, гобелены, плафоны, фонтаны, «руины», беседки и т.д. Именно с этими предметами наиболее часто встречаются туристы во время путешествий. Поэтому необходимо знать и уметь понимать истинную ценность подобных художественных произведений декоративно- прикладного искусства. Архитектура — здания и другие сооружения, организующие материальную пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также искусство создавать такие сооружения в соответствии с потребностями, техническими возможностями и эстетическими воззрениями данного общества. Понятие «архитектура» появилось в Древней Греции, где архитекторами называли строителей. Это означает, что даже в то далекое время несмотря на то, что не существовало официального различия между профессиональным, «образованным», искусством и «наивным», народным творчеством, люди отдавали дань уровню образованности и профессионализма. Но начиная с XVIII в в специальной, а затем и общей литературе, посвященной данному виду искусства, стали четко различать вид народного творчества — ремесла, называемого, как правило, зодчеством, и вид искусства — архитектуру. В туристском страноведении термином «зодчество» обозначается народное творчество, а словом «архитектура» — искусство. Но между этими двумя видами художественного творчества очень много общего.

Различают три основных вида архитектуры и зодчества: - создание объемных сооружений (жилых домов, общественных и производственных зданий и других сооружений); - создание ландшафтных объектов (сады, парки, скверы, бульвары, часто с «малой архитектурой»); - градостроительство — создание и реконструкция поселений. Объемные сооружения архитектуры и зодчества в свою очередь подразделяются на ряд групп: - объекты культового назначения; - светские объекты; - археологические, монументальные сооружения. К объектам культового назначения относятся многочисленные церкви, храмы, монастыри, часовни, пагоды, колокольни и пр. Виды культовых сооружений различны в разных странах. Но кроме религиозного культа существуют другие его разновидности и соответствующие виды культовых сооружений. Например, коммунистическая идеология использовала такую разновидность культового сооружения некоторых древних народов, как мавзолей. Объекты светского назначения подразделяются на городские, сельские и загородные сооружения. Городская архитектура и зодчество представлены зданиями административного назначения, общественными зданиями и другими сооружениями, промышленными (производственными сооружениями), дворцами и жилыми домами. К загородным сооружениям относятся замки, крепости, дворцы, усадьбы и др. Сельские сооружения — это административные, общественные, жилые здания, хозяйственно-бытовые и производственные сооружения (мельницы, амбары, конюшни и пр.). Особенности светской архитектуры и зодчества различны в разных странах. К археологическим, монументальным сооружениям относятся мегалиты (например, менгиры), древние городища, земляные валы, курганы и многое другое. При характеристике данного раздела надо обратить внимание на следующую интересную особенность. Что является результатом творческой деятельности архитектора? Ведь не само здание «во плоти», а проект его создания.

Реализация этого проекта — дело рук строителей. В истории и в настоящее время нередки случаи, когда строительство здания происходит вдали от автора проекта. Кроме того, по одному авторскому проекту строились здания в разных городах и даже странах. На ранних этапах исторического развития (а в сельской местности даже гораздо позднее) зодчие, вероятно, лично участвовали непосредственно в строительстве «их» здания. В любом из анализируемых случаев речь идет об уникальных, особо значимых объектах. Но наряду с этим на протяжении тысячелетий велось массовое строительство жилых зданий, сооружение общедоступных общественных зданий и других, сооружений (бань, трактиров, дорог, акведуков и пр.). Кто их авторы? Как узнать это? Может быть, это были типовые разработки коллективов ремесленных мастерских (как в современном массовом строительстве).

Тогда это вообще не имеет отношения ни к архитектуре, ни к зодчеству. В данном случае в силу вступает другой подход, другой принцип оценки, значимости объектов. Старинные здания и другие сооружения, дошедшие до нас из прошлых веков, являются памятниками архитектуры или зодчества. Обычно их называют памятниками архитектуры, если только речь не идет о сельских, сельскохозяйственных сооружениях, которые, понятно, никто специально не проектировал. Надо учитывать это, употребляя термины туристского страноведения. Но там, где можно назвать автора, архитектора или зодчего, необходимо это делать. Театр — один из важнейших видов художественной практики, восходящей к древнейшим страницам истории человечества и закодированной. Самое главное и увлекательное — расшифровка этих кодов является задачей не только режиссера и актеров, но и зрителей. Коды — это система различных визуальных, звуковых, статичных и динамичных, вербальных и невербальных знаков. Театр — самое хрупкое, эфемерное и восприимчивое из всех искусств. Два представления одного и того же спектакля, поставленного одним и тем же режиссером, сыгранные одним и тем же актерским ансамблем, могут очень резко отличаться друг от друга уровнем игры. Отчего так случается? Современная театральная деятельность многообразна, интенсивна и трудноуправляема. Более 30 видов театров, множество жанров (комедия, трагедия, драма и пр.) и театральных форм (арлекинада, интермедия, мелодрама, пародия и др.) — все это создает неповторимую, изменчивую картину театральной жизни страны. Наиболее распространенными видами прежде всего являются театр оперы и балета, пластический театр (пантомимы), театр абсурда, театры драмы и комедии, оперетты, камерный и политический театры и пр.

Важными составными частями феномена театра являются режиссеры, актеры и многие другие творческие работники, результатом деятельности которых становятся подготовка и реализация репертуара спектаклей или представлений; и наконец, зритель, который невероятно терпим к театральным экспериментам; современная театральная публика — это представители, носители множества разных языков, разных компонентов и особенностей восприятия театрального представления, которые различны в разных странах, у разных народов. Поэтому в программу ознакомительного тура для работников турфирм имеет смысл в качестве обязательного пункта включать посещение театра для наблюдения за местной театральной публикой, особенностями ее реакций, формами проявления эмоций на происходящее во время спектакля. Это хорошая школа для того, чтобы понять и оценить возможные действия и реакцию местных партнеров по бизнесу. Музеи. В зависимости от хранящейся и экспонируемой коллекции различают множество типов музеев: художественные, этнографические, исторические, естественно-исторические, литературные, военные, технические, зоологические, краеведческие, мемориальные, музыкальные и пр. В соответствии со специализацией, особенностями языка и традиций в разных странах названия музеев различны: картинные галереи, пинакотеки, палаты, кунсткамеры, фонды и т.д.

Многие предприятия, театры, университеты, концертные залы, национальные библиотеки имеют свои интересные коллекции экспонатов. Существуют также дворцы-музеи, усадьбы-музеи, монастыри-музеи, города-музеи и пр. Кроме стационарных музеев существует большое количество передвижных коллекций — выставки, выставки-продажи, в том числе международного значения, например ЭКСПО-2000. Кроме традиционных форм работы с посетителями некоторые музеи начинают применять новые творческие методы и формы. Явления и события в мире искусства. Понятия «явление» и «событие» в туристском страноведении очень близки по смыслу, но не тождественны. Под явлением понимается нечто редко встречающееся и в силу этого необычное, исключительное. Тем не менее, раз возникнув, явление существует в течение определенного времени или периодически повторяется. На земном шаре, во многих странах существуют постоянно действующие симфонические оркестры, но бывает, что выдающийся музыкант или группа музыкантов создают свой, новый оркестр или ансамбль, уровень исполнения которого намного выше среднего — это явление в мире музыки. Каждое выступление такого коллектива на публике становится событием национального или мирового масштаба. Можно привести много таких примеров во многих видах искусства, но в целом такие явления в мире искусства довольно редки. Кроме явлений уникальных выделяются явления, также довольно редкие, но рангом пониже. К ним относятся гастроли, конкурсы, фестивали и пр. Практически любой театр выезжает на гастроли. Это, так сказать, рутина театральной жизни. Но гастроли в Москве ведущих солистов миланского оперного театра «Ла Скала» — это, конечно, явление в театральной жизни России. Хотя если это единичный приезд, то здесь вполне уместно употребить слово «событие». Итак, событие — это тоже уникальное явление, но единичное, разовое. Можно привести такой пример: 1-й Международный конкурс им. П.И.Чайковского — безусловно, явление в музыкальной культуре России, а победа на нем американского пианиста Вана Клай-берна (Клиберна) — событие.

И явления, и события имеют огромное значение для туризма. При этом значение имеет не только явление само по себе, сколько возможность увидеть его, участвовать в нем, присутствовать на нем. Поэтому в любом явлении для туризма главное — его событийная сторона, т.е. место и время его реализации. Отсюда распространенная практика называть все редкое, уникальное событиями в мире искусства. Методики общей характеристики, классификации и оценки явлений и событий не существует, речь может идти только об описании.

Методы исследования традиции Изучение традиций занимает существенное место в страноведении Традиции — это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих типов традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Необходимо общую характеристику форм реализации традиций всех типов дать по плану: существующие в стране, наиболее развитые из них, наиболее привлекательные для туризма. Имеет смысл привести список традиционных мероприятий с включением всех форм традиций в данной стране и указанием времени и места их проведения, а также дать краткую характеристику (описание) нескольких наиболее интересных мероприятий. Основные понятия Традиция — выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Данное определение позволяет исключить из традиции индивидуальный опыт как неколлективное явление, тем самым отличается традиция от искусства, которое представляет собой индивидуальную личностную творческую деятельность. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций. Посредством традиции коллектив людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания и самоподдержания.

Традиция, таким образом, есть механизм коллективной автокоммуникации. Различают три основных подхода к проблеме традиции и соответственно четыре типа традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции. Этнические традиции типичны для стадии народности. Они тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), в первую очередь — с ремеслами. Фольклористика — это наука о традиции и ее законах у цивилизованных наций; наука обо всем, что передается изустно, — знаниях, приемах, рецептах, правилах и обычаях, словесных выражениях и суевериях, сказках, легендах и т.д. В рамках данной тематики рассматривается преимущественно один аспект традиции — традиции в художественной культуре, роль традиций в народном творчестве. Фольклор или этнические традиции могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Например, ремесленные приемы труда прежних времен, использующиеся в настоящее время, не подготовленные теорией, — это фольклор. Индустриальные или фабричные методы создания внешне «ремесленных» изделий, разработанные с помощью технологии, теории, — это не фольклор. Этнографические традиции типичны для племени. Это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя — человека. Сохранение и передача накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся форм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные, народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные.

Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса. При этом степень их значимости в культуре уменьшается именно в такой последовательности. Большая роль хозяйственно-календарных праздников обусловлена событийностью их в жизни племени. К современным национальным и социальным традициям относится экстерриторизованная часть художественной культуры (выведенная вне самого человека), сохраняющаяся и передающаяся через систему средств общественной информации (книги, картины, схемы, графики, дискеты, видеокассеты и т.д.). Национальные традиции. Связь поколений осуществляется здесь посредством обучения, а хранение и распространение элементов наследия — посредством письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Но письменность — это «традиция традиций», нормализующая, канонизирующая механизмы воспроизводства традиций.

С помощью письменности происходит атрибуция наследия, т.е. расшифровка и осмысление элементов наследия применительно к нуждам наличной практики. К национальным традициям относятся все обычаи, но не все ритуалы и обряды, так как часть их зафиксирована в протоколе или других средствах информации и воспроизводится только по особым случаям. Национальные традиции — это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературе, искусстве, науке и пр. К сожалению, очень часто это ведет в лучшем случае к «национальному романтизму», к конфронтации с другими народами из-за прошлых страданий, унижений, взаимонепонимания. Социальная традиция — это «мультикультурность», не стесненная никакими видимыми рамками национальных традиций и ограничений. Она предполагает в художественном творческом процессе использование различных форм, языков, стилей, создание транснациональных мультитрадиционных, мультимедийных систем и широчайший, всемирный взаимообмен культурными формами, новой информацией, опытом. Традиция (любой тип) — это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, ритуалы, обряды, церемонии, представления и праздники. Обычай — стереотипные формы этнической или художественной культуры, связанные с деятельностью, имеющей только практическое значение. Это выражено прежде всего в декоративно-прикладном творчестве. Обряд — введенный законом или обычаем порядок в чем-либо; внешнее оформление какого-либо действия условными обязательными действиями, совершаемыми в различных случаях жизни, которые освящены только обычаем, т. е. не являются таинствами. Традиционная кухня имеет ярко выраженный обрядовый характер, т.е. она тесно связана с определенными днями, знаменательными событиями, приурочена к ним.

Ритуал — только знаковые формы этнической или художественной культуры, не имеющие практического значения. Например, шапочки и мантии у судей или студентов. Можно провести сравнение этих понятий на примере особенностей религиозного культа ряда народов: жертвоприношение домашнего животного — обычай, надрез уха у животного перед этим — ритуал. Церемония (церемониал) — а) установленный порядок торжественного дела; б) ряд действий (ритуалов, обрядов) и речей символического характера, традиционно обязательных в тех или иных случаях общественной и религиозной жизни; в) внешние формы, символические действия, соблюдаемые в разных случаях общественной жизни, определенный внешний порядок действий, имеющих символическое значение; г) совокупность ритуалов, связанных с конкретным важным (торжественным) событием, явлением, в основе которого лежит определенный сценарий; например, мистерии (таинства) — священные действа, состоящие из ритуалов. Различие между обрядом и церемонией таково: обряд — это последовательность конкретных, определенных действий, в совокупности имеющие символическое значение. Например, карнавал, народный праздник, кульминацией которого является обряд проводов Короля карнавала. Церемониалу напротив, — это совокупность ритуальных действий, связанных с определенным, конкретным событием, имеющим практическое значение (например, коронация). Абсолютным феноменом современной культуры и одновременно наиболее актуальной формой социальной традиции стало шоу.

Это означает, что никакое явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. не будет замечено общественностью, не получит признания... если не обретет формы шоу. У этой формы свои законы. Главным условием, диктующим правила игры, является рыночный механизм: художественное явление рассматривается как бренд (торговая марка). Но самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник — это ритм жизни, его смысл не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве- диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое дыхание. Формирование определенных стереотипов художественной и этнической культуры шло постепенно по мере развития этносов. Уже на уровне племени у людей существовала не только сложившаяся четкая система обычаев, но также ритуалов и обрядов, охватывавшая практически все сферы культуры и творческой деятельности. Далее, на уровне народности, они развивались и усложнялись, приобретали иногда силу закона, определяя не только особенности культуры людей, но и место отдельного человека в обществе.

В связи с этим создавались сложные церемониалы, определявшие появление особых течений или направлений в художественной культуре, например в рыцарской культуре. Обычаи, обряды, ритуалы и церемониалы в современном обществе (когда одновременно сосуществуют народное творчество, искусство и массовая культура) изменяются очень быстро.4 Некоторые из них остаются в неизмененном состоянии, но только в отдельных, узкопрофессиональных сферах деятельности или в архаических культурах. Хотя по-прежнему основной формой реализации традиций остается праздник в широком смысле этого слова. Особенностью проведения современных праздников (государственных, религиозных, общественных, внутренних и международных, в том числе профессиональных, спортивных, тематических, семейно-личных) стало включение любых других форм реализации традиций, в первую очередь шоу, в их состав.

Методические основы исследования народного творчества Важную составную часть традиционной, или народной, художественной культуры составляет этнографическое, культурное наследие. Основными элементами этнографического наследия, напомним, являются: жилища, храмы, одежда, утварь, народные музыкальные инструменты, говоры и диалекты, традиционные уклады и типы хозяйствования, обряды и праздники и пр. Все это — результаты творческой деятельности определенного народа, пришедшие (дошедшие) к нам из прошлого и сохраняемые как важные составные части этнической культуры. Они представлены в основном экспозициями музеев или (редко) существующими поселениями, сохранившими особенности этнографической, традиционной культуры. Наибольший интерес для туризма представляют так называемые живые этнографические музеи, например «Скансен» в Швеции, в Стокгольме. Этот музей под открытым небом создан как подобие небольшой фольклорной деревни, где в старинных городских и сельских домах можно познакомиться с «жителями» в старинной шведской одежде, занятыми традиционными ремеслами, работой по дому или на огороде с использованием старинных орудий труда. Каждый элемент этнографического наследия имеет ярко выраженную географическую локализацию. Это касается одежды, домашней утвари, украшений, жилищ, орнамента, что позволяет использовать их в качестве этнических маркеров, характеризующих особенности этнической культуры и степень ее привлекательности для туризма. Чем большее количество таких этнических маркеров существует на данной территории, чем они специфичнее, уникальнее, тем выше степень привлекательности этой территории, народа, культуры для туризма. Все эти элементы вместе и каждый из них в отдельности — результат, или продукт, народного творчества. Видов народного творчества довольно много, поэтому их характеристику желательно начать с перечисления основных видов, представленных на данной территории.

Важнейшим элементом народного Творчества и одновременно материального производства является художественное ремесло. В общую характеристику народного творчества можно включить художественные ремесла, но их характеристика относится к другому разделу — «Экономика». Далее приводится краткая характеристика некоторых наиболее типичных видов народного творчества по следующему плану: название вида, специфика структуры, особенности проявления, воспроизведения творческого процесса. Наибольший интерес в народном творчестве представляет непосредственно творческий процесс создания или воспроизводства опыта. Поэтому так важна для туризма возможность встреч, непосредственного контакта с народными мастерами. Но даже если речь идет о специально подготовленном этнографическом шоу, все равно это доставляет огромное удовольствие туристам. Специально подготовленные этнографические коллективы разыгрывают перед туристами фольклорные сценки с использованием различных форм традиционного творчества: ритуальные песни и танцы, элементы праздников, застолья с приготовлением блюд народной кухни.

Реже предоставляется возможность познакомиться с особенностями местной традиционной религии или верования или принять участие в традиционных видах трудовой деятельности. Обычно нехватка конкретных данных ограничивает возможность составления такой характеристики. Но в большинстве соответствующих источников информации есть описания блюд народной (региональной или местной) кухни, праздников, одежды, особенностей жилых, культовых и хозяйственных построек, интерьера и пр.; их необходимо использовать в полном объеме. Народное творчество живо региональными, местными традициями, сохраняющимися главным образом в сельской местности. В некоторых источниках информации приводятся названия этнографических поселений, сохранивших традиционный уклад жизни. Наличие таких поселений — благоприятная предпосылка развития туризма. В крупных туристских районах созданы центры народного творчества. Наличие (название и местоположение) и, по возможности, состав видов народного творчества в таких центрах необходимо указать в характеристике. В странах, где хорошо развиты элементы национальной культуры, целесообразно остановиться на этом вопросе подробнее, привести примеры национальной культуры и дать краткое описание некоторых из них (например, национального костюма или блюд национальной кухни). С народным творчеством связаны также такие события в культурной жизни страны, как ярмарки, базары, фестивали, торги, народные гуляния, выставки. Поэтому в завершение характеристики желательно привести календарь памятных событий этнографической (народной) и (или) национальной культуры. Основные понятия Народное творчество — процесс, акт, явление создания произведений, отражающих особенности мировоззрения и эстетических идеалов определенного народа (этноса).

Народное творчество отражает степень, меру органичной связи искусства с жизнью народа. Народное творчество имеет две стороны: утилитарную и эстетическую. Главное свойство народного (традиционного) творчества — коллективность. В основе этого творчества лежит «хоровое» начало. Оно подразумевает общность мировоззрения (единый образ мира), мировосприятия (обрядов, обычаев, ритуалов) и художественного идеала. Все в народном творчестве — выбор материала, приемы обработки, содержание и форма — определяется существующей художественной традицией, художественным каноном. Все это, а также единство представлений об идеальной форме, орнаменте, колорите и технологии — составные части канона. Предметы, явления, создаваемые в рамках народной традиции, художественного канона, — реальное воплощение народных представлений о- «прекрасном». Поскольку образ, или «модель», мира — итог, результат совокупного сознания общества, включающего фрагменты личных и групповых моделей, то творческие достижения одного человека, мастера становятся достоянием всех. Носителями и хранителями положений художественного канона являются мастера-художники, мастера-ремесленники, передающие из поколения в поколение свои знания, умения, опыт путем обучения и воспитания молодежи. Из века в век народное творчество отбирает и шлифует накопленный опыт, сохраняя лучшее, создавая поистине совершенную технологию, формы, орнамент, колорит. Со временем все это обретает характер традиции, освященной «заветами предков».

В традиционной, или народной, культуре нет понятий «свобода творчества», «творческая личность» и «самовыражение творческой личности» как координат развития. Традиционная культура помнит все, но только в актуализированной форме, т.е. произведение сохраняется не как памятник, а как оригинал в силу своего сакрального или прикладного статуса. Поэтому в народном творчестве так важна фигура — личность мастера-творца, способного создать оригинал. В этом принципиальная особенность работы мастера: подмастерья или ученики работают по шаблону, создавая только копии; мастер же каждый раз создает именно оригинальное произведение, варьируя образ, находя для него новые 125 краски, но одновременно воссоздает в предмете (как море — в капле воды) картину мира, отражающую определенный общественный и бытовой уклад; в своей работе мастер всегда следует определенным правилам, так как только в этом случае он может создать произведение, соответствующее идеалу. Каждое произведение народного творчества несет определенную символическую нагрузку (см. Приложение 8). Сохранение и передача этнически значимых символов возможна только в том случае, если форма, свойства материала, декор, назначение, технология и мифологическая символика произведения соответствуют друг другу. Принять на себя столь ответственное решение единолично мастер не может, не вправе, для этого и существует художественный канон. Более того, действие в рамках канона воспринимается мастером как принадлежность к определенной высокой духовности, служение идеалу. А поскольку истинный художник, как правило, осознает свои недостатки, несовершенство, постольку типичной для канонического творчества является анонимность. Это не только не ущемляет его творческих амбиций, но и, напротив, предметы, явления, создаваемые в рамках художественной традиции, художественного канона, представляются ему реальным воплощением идеала, приближением к совершенству.

Date: 2016-02-19; view: 573; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию