Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Медико-гигиеническое обучение и воспитание населения
Укрепление здоровья – процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Стратегия укрепления здоровья использует не только междисциплинарные, но и межсекторальные подходы, объединяющие в единую систему человека и его окружение, обеспечивающие синтез персонального выбора и социальной ответственности в достижении более здорового будущего. Ядром и основой стратегии укрепления здоровья является медико – гигиеническое обучение и воспитание населения. Медико-гигиеническое воспитание – часть государственной системы здравоохранения, включающая распространение медицинских и гигиенических знаний, формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) и привитие населению гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и активного долголетия. Основной целью медико-гигиенического воспитания населения является формирование знаний и умений самостоятельно принимать решения по вопросам сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время имеется разрыв между гигиеническими знаниями и поведением людей. Поэтому назрела необходимость превращать знания в навыки. Определяя направление этой работы, надо говорить не о санитарном просвещении, а о гигиеническом обучении и воспитании. Гигиеническое обучение и воспитание населения в отличие от санитарного просвещения имеет свои особенности, главная из которых – активный характер проводимых мероприятий. Повышение уровня медицинской активности и грамотности населения – важнейшая задача участкового врача-терапевта и педиатра (особенно семейного врача). Актуальной составной частью медико-социальной активности является установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ). Здоровый образ жизни – категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни. Образ жизни человека включает три категории: –уровень жизни; –качество жизни; –стиль жизни.
Уровень жизни – количественная сторона условий жизни,размер и структура материальных и духовных потребностей населения, фонды потребления, доходы населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования, продолжительность рабочего и свободного времени и др. Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных ценностей. Качество жизни – категория, включающая в себя сочетание условий жизнеобеспечения и состояния здоровья, позволяющих достичь физического, психического и социального благополучия и самореализации. Стиль жизни – особенности поведения конкретного человека или группы людей. Стиль жизни – это признак индивидуальности, самостоятельности, способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной и интересной жизни. Первые две категории носят общественный характер. Поэтому понятно, что здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который носит персонифицированный характер и определяется историческими, национальными традициями (менталитет) и личными наклонностями. Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людейразное и зависит в первую очередь от воспитания. По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие составляющие: ●Рациональная организация трудовой (учебной) деятельности ●Правильный режим труда и отдыха ●Рациональная организация свободного времени. ●Оптимальный двигательный режим ●Рациональное питание ●Соблюдение правил личной гигиены, закаливание ●Соблюдение норм и правил психогигиены ●Сексуальная культура, рациональное планирование семьи ●Профилактика аутоагрессии ●Контроль за своим здоровьем ●Формирование межличностных отношений в трудовых коллективах и семьях ●Бережное отношение к окружающей среде, природе ●Сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями, выполнение врачебных предписаний ●Активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Таким образом, здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на выполнение человеком его социально-биологических функций. Для сохранения и восстановления утраченного здоровья человек должен прилагать усилия, для которых нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию (мотивация – это побуждение, вызывающее активность организма и определяющее направленность этой активности). Какие же мотивации лежат в основе формирования стиля здоровой жизни? 1.Самосохранение. 2.Подчинение этнокультурным требованиям. 3.Получение удовольствия от самосовершенствования. 4.Возможность для самосовершенствования. 5.Биологическая реализация – здоровое потомство. 6.Достижение максимально возможной комфортности и независимости и др.
Таким образом, ЗОЖ должен целенапрвленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций. Вэтом случае он будет являться рычагом первичной профилактики, укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. ЗОЖ – это гигиеническое поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. ЗОЖ можно рассматривать как основу профилактики заболеваний, прикладными точками которого являются устранение факторов риска: низкого уровня трудовой активности, неудовлетворенности трудом, пассивности, психоэмоциональной напряженности, невысокой социальной активности и низкого культурного уровня, экологической безграмотности, гиподинамии, нерационального несбалансированного питания, курения, употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, напряженных семейных отношений, нездорового быта, генетического риска и др. Результатом снижения действия вышеперечисленных факторов является высокая трудовая активность, физический и душевный комфорт, активная жизненная позиция, укрепление общего состояния организма, снижение частоты заболеваний и обострений хронических заболеваний. Формирование ЗОЖ – это создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности людей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. В соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ пропаганда ЗОЖ является обязанностью каждого медицинского работника. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020г. (извлечения): в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, одним из приоритетов государственной политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи. Целями развития здравоохранения являются формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака до 25 % и снижение потребление алкоголя до 9 литров в год на душу населения. Задачами развития здравоохранения являются создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни. Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер по: 1) совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения (особенно детей, подростков и молодежи) через средства массовой информации и обязательное внедрение соответствующих образовательных программ в учреждения дошкольного, среднего и высшего образования. В рамках указанного направления необходимо осуществлять обучение гигиеническим навыкам по соблюдению правил гигиены труда, режима труда (в том числе учебы) и отдыха, режима и структуры питания, своевременного обращения за медицинской помощью и иных норм поведения, поддерживающих здоровье; 2)созданию эффективной системы мер по борьбе с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.). Система должна включать просвещение и информирование населения о последствиях употребления табака и злоупотребления алкоголем, содействие сокращению употребления табака и алкоголя, регулирование и раскрытие состава табачных изделий и алкогольной продукции, и предоставление полных сведений о составе на упаковке, защита некурящих от воздействия табачного дыма, ограничение употребления алкоголя в общественных местах, регламентирование размещения мест продажи алкогольных напитков, табака и порядка их реализации, а также ценовые и налоговые меры; 3)созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях. Это должно обеспечиваться путем популяризации уклада и стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья граждан Российской Федерации, формирования моды на здоровье особенно среди подрастающего поколения, внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых граждан; ведение разъяснительной работы о важности и необходимости регулярной профилактики и диспансеризации граждан; 4)созданию системы мотивирования работодателей к участию в охране здоровья работников посредством установления льгот по страховым взносам на обязательное медицинское и социальное страхования, стимулирования работающих коллективов к ведению здорового образа жизни; 5)профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальное давление, неправильное питание, гиподинамия и т.д.); 6)созданию системы мотивирования руководителей учреждений системы школьного образования к участию в охране здоровья и формированию здорового образа жизни школьников. Для формирования здорового образа жизни будут решены следующие задачи: –проведение прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы; –обеспечение межведомственного сотрудничества и функционирования координационного механизма (включая организацию деятельности федерального ресурсного центра); –разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения специалистов, совершенствование учебных программ,развитие инфраструктуры федеральных научных, образовательных учреждений; –организация и развитие медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий; –организационно-методическое обеспечение деятельности региональных профилактических организаций (центров медицинской профилактики), а также учреждений первичной медико-санитарной помощи; –разработка и реализация федеральных информационных и коммуникационных кампаний; –организация вертикали взаимодействия между центрами медицинской профилактики и кабинетами профилактики в первичном звене; –организация школ здоровья по основным факторам риска; –развитие условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.
Целями развития данного направления являются: 1.Формирование у населения идеологии здорового образа жизни, укрепление физического и духовного здоровья населения. 2.Развитие здоровьесберегающих технологий, первичной медицинской профилактики и социальной медицины. 3.Уменьшение вероятности и рисков первичной заболеваемости и болезненности населения. Задачи направления: 1.Организация и развитие Центров Здоровья на базе учреждений здравоохранения. 2.Совершенствование деятельности в практической сфере первичной медицинской профилактики и мониторинга показателей здоровья населения. 3.Разработка и практическая реализация основных направленийразвития и совершенствования региональной службы профилактической медицины. 4.Реализация медико-социальных программ, направленных на предупреждение распространённости социально–связанных заболеваний. 5.Совершенствование и реализация методологии здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни всех групп населения. 6.Улучшение показателей состояния здоровья населения и социально–психологическая реабилитация населения. 7.Создание сети социального взаимодействия и партнёрства, межведомственного взаимодействия. 8.Поддержка эффективных инициатив в системах муниципального здравоохранения, образования, бизнеса и общественном секторе.
В целях обеспечения задач по формированию ЗОЖ предусмотрена реализация следующих мероприятий: –создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителя программы; –обеспечение комплексных отраслевых мер, направленных на повышение уровня знаний населения о здоровом образе жизни, организация просветительской деятельности по формированию здорового образа жизни; –создание и реализация межведомственных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни и оздоровление населения,развитие системы медицинской профилактики; –повышение роли первичного звена здравоохранения в формировании здорового образа жизни населения через мероприятия по повышению вовлечение населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом; –совершенствование нормативной, правовой, материально-технической и организационно-управленческой базы; –оказание поддержки в организации рационального питания для детей в общеобразовательных учреждениях; –проведение мониторинга реализации программы, проведение социологических исследований среди населения, применение систем контроля мероприятий; –организация системы профилактики черезразвитие Центров здоровья, кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка; –обеспечение доступности знаний населения о состоянии здоровья, мерах по его укреплению, предотвращению заболеваний; –обучение населения контролю за собственным здоровьем и реализацией персональных программ по его укреплению; –разработка модели и показателей индивидуального и общественного здоровья, проектирование системы мониторинга основных показателей здоровья.
Оценивать эффективность проведения вышеуказанных мер планируется по следующим целевым индикаторам: –показатель первичной заболеваемости алкоголизмом; –коэффициент общей смертности населения; –показатель смертности от сердечно–сосудистых заболеваний в трудоспособном возрасте; –показатель первичного выхода на инвалидность среди лиц трудоспособного возраста.
Хорошо организованная пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение. Мировой опыт свидетельствует, что эффективность этой профилактической деятельности среди населения исключительно высока. Гигиеническое обучение и воспитание населения оказывается достаточно мощным инструментом формирования здоровья, что хорошо видно на примере ряда зарубежных стран. Выполнение задач гигиенического обучения и воспитания по вопросам укрепления здоровья населения, естественно, не может дать сиюминутных результатов. Однако, как показывает опыт целого ряда высокоразвитых стран и результаты научных исследований, проведенных в РФ, решение этих задач способно привести в течение 5–10лет к снижению распространенности артериальной гипертонии и табакокурения на 20 % и, как следствие, к уменьшению заболеваемости, в том числе, с временной утратой трудоспособности и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 15 %, что равносильно сохранению жизни ежегодно примерно 25тыс. человек трудоспособного возраста. Улучшение структуры питания населения и повышение качества пищевых продуктов наряду с повышением на 25–30 % числа систематически занимающихся физкультурой и получающих адекватные физические нагрузки обеспечит снижение распространенности избыточной массы тела на 25–30 %, уменьшение заболеваемости и смертности от основных НИЗ на 10 и 5 % (соответственно). Снижение потребления алкоголя и профилактика употребления наркотиков позволят снизить заболеваемость алкоголизмом на 15 % и потери от временной нетрудоспособности и инвалидности по заболеваниям общемедицинского профиля, связанными со злоупотреблением алкоголем, на 5 %, а также заболеваемость соматическими болезнями, обусловленными токсическими эффектами алкоголя и наркотических веществ на 25 %, уменьшение травматизма на 10–15 %. Снижение загрязнения окружающей среды до нормативных требований позволит достичь снижения общей заболеваемости на 10–15 % и смертности на 5 %. Экономический анализ результатов крупных профилактических программ, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом, показывает высокую эффективность гигиенического обучения и воспитания. Так, реализация медико-социальных программ укрепления здоровья обеспечивает соотношение стоимости затрат и полученной выгоды. При осуществлении в школах хорошо спланированных долгосрочных мероприятий по формированию ЗОЖ, которые направлены на предотвращение курения, профилактику нежелательной беременности, инфекций передаваемых половым путем (ИППП) и синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИДа), соотношение стоимости затрат и полученной выгоды составляет 1:14. Такой же показатель эффективности может быть получен при успешной реализации программ вакцинопрофилактики (например, против кори, эпидемического паротита, краснухи, дифтерии), в которых просветительский и образовательный компонент часто являются решающими. Принципы организации гигиенического обучения и воспитания населения: ●государственный характер; ●плановость; ●массовость; ●участие всех медицинских работников; ●участие других организаций и населения; ●наличие специальных органов и учреждений гигиенического обучения и воспитания; ●общедоступность и целенаправленность; ●научность; ●дифференцированность; ●оптимистичность.
Для реализации принципов гигиенического воспитания и обучения населения необходимо развитие внутри секторального и межсекторального сотрудничества. Внутрисекторальное сотрудничество это взаимодействие между учреждениями здравоохранения, центрами медицинской профилактики, Управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в субъектах Российской Федерации, участковой или семейной службой медицинской организации и др. Межсекторальное сотрудничество включает связь между органами и учреждениями образования, социальной поддержки населения, культуры и спорта, управления внутренних дел, предприятиями, общественными объединениями, средствами массовой информации (СМИ) и др. Профилактика социально обусловленных заболеваний, НИЗ, профилактика болезней стиля поведения и формирование у населения здорового образа жизни – мероприятия, выходящие за рамки системы здравоохранения и вовлекающие в решение этих задач специалистов различного профиля, общественные объединения, средства массовой информации и население. Поэтому построение партнерства (внутрисекторального, межсекторального) – это один из ключевых моментов, обеспечивающих успех гигиенического обучения и воспитания. Один из главных принципов партнерства – это привлечение участников на всех стадиях процесса: при планировании, организации и реализации, оценке ее эффективности. Создание партнерства обеспечивает не только идейное объединение партнеров, но и вложение в общую работу своего опыта, времени, объединение их материальных ресурсов, которые могут быть направлены на профилактику. На современном этапе Министерством здравоохранения РФ ставится задача перед регионами о создании единой профилактической среды на уровне субъекта РФ. Формирование единой межсекторальной профилактической среды как способа преодоления эпидемии неинфекционных заболеваний должно складываться из нескольких звеньев: –обеспечение безопасной и комфортной физической и социальной среды обитания человека; –создание условий для ведения здорового образа жизни; –информирование и мотивирование населения (с учетом возраста, пола, образования) к сохранению здоровья и долголетию, формированию ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких; –формирование системы управления здоровьем: своевременное выявление факторов риска (диспансеризация и профилактические медицинские осмотры), индивидуализированная коррекция факторов риска. Ключевым партнером всех мероприятий по укреплению здоровья и профилактике является население, чье вовлечение и просвещенность в вопросах здоровья определяют успех или неудачу любой программы. Население должно участвовать в мероприятиях, направленных на улучшение их здоровья. Это могут бытьразличного рода лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, анкетирование и социологические опросы. Средства массовой информации (СМИ) являются одним из основных путей образования населения по вопросам здоровья.
Гигиеническое обучение и воспитание населения осуществляется медицинскими работниками отделений (кабинетов) медицинской профилактики ЛПУ, специалистами ЛПУ (медицинскими работниками участковой службы, врачами-специалистами, психологами, врачами детских дошкольных и школьных учреждений и др.). Тематика материалов по гигиеническому обучению и воспитанию определяется в соответствии с задачами, стоящими перед медицинской организацией. Вмедицинских организациях осуществляются различные формы работы с населением, внедряются научно-обоснованные новые технологии, профилактические и оздоровительные программы. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения и формирования здорового образа жизни Используемые медицинскими работниками методы и средства должны соответствовать основным принципам гигиенического обучения и воспитания и быть обучающими, наглядными, актуальными, доступными, оптимистичными и нести воспитательную функцию. Date: 2016-02-19; view: 1890; Нарушение авторских прав |