Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. Из истории донаучной психологии. Психологическое знание внутри житейской практики

 

Сергей Леонидович Рубинштейн, основатель психологии в нашей стране, автор фундаментального учебника по общей психологии «Основы общей психологии», говорит следующее: «психология и очень древняя и очень молодая наука, она основана на тысячелетиях житейского опыта, столетиях философских размышлений и десятилетиях точной экспериментальной науки».

Психология начинается с дифференциальной психологии, с интереса к конкретному человеку. Житейскую психологию, прежде всего, интересуют индивидуальные различия. Здесь необходимо обратиться к труду древнего грека Теофраста или Феофраста, автору книги «Характеры».

Вот некоторые отрывки из этой книжки. Но прежде надо сказать следующее, наверняка каждый по-своему знаком с психологическим тестом и представляет себе его структуру.

Психологический тест это всегда определение какой-то черты, которую иногда исследователь скрывает от того, кого тестирует. А затем начинает описывать (в конкретных положениях, с которыми надо согласиться или нет) проявления этой черты в различных ситуациях. Определил психическую черту, затем описывает различные способы поведения.

Точно также действует и древний грек Феофраст. Он в каждом маленьком отрывке про человеческий характер так и поступает: даёт определение черты, а потом как бы помещает эту черту в конкретную ситуацию и смотрит, как там поведёт себя данный человек.

Вот как действует Феофраст. Определяет черту. «Суетливость мы определим, пожалуй, как излишнее усердие в речах и действиях».

Далее начинается перечисление способов поведения. «А суетливый вот какой человек – даёт обещания, которые потом не может выполнить. Он один выступает с возражениями, несостоятельность которых очевидна. Собираясь принести клятву, он объявляет присутствующим: не в первой мне, я уже много раз клялся». Эти житейские определения вполне узнаваемы через века.

«Грубость – есть резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. На вопрос где такой то, он отвечает: оставь меня в покое. Людям, посылающим ему из уважения подарки к празднику объявляет, что не нуждается ни в каких подарках. Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может».

Итак, мы встречаем различные индивидуальные портреты. Мы как бы встречаемся с первым этапом дифференциальной психологии – описать факт. Описать факт, прежде чем его обобщить. Это были в точном смысле определения индивидуальности.

Если мы взяли какого-то авторитетного человека в западной истории, то почему бы не привести какой-то источник из истории восточной.

Есть книга, которая пишется из века в век. Это книга, которая началась в Древнем Китае. По-русски она называется: «Заметки о разном», смесь, кое что кое о чем, различные разнородные факты.

На языке оригинала она будет звучать так: Дза-дзу-ань - книга, которая пишется ещё в древнем Китае. Словечко «смесь» здесь не случайно. Очень скоро мы убедимся, что «смесь» или «смешиваю» – это ни что иное, как латинское слово «темперамент», что значит «смешиваю в различном соотношении».

Древние китайцы тоже удивительны и, пожалуй, их отличие от Феофраста ещё и в том, что они очень лаконичны и помимо индивидуальных портретов описывают также эмоциональные состояния.

Здесь надо заметить, что житейскую, а вслед за ней и дифференциальную психологию интересуют не только индивидуальные различия, но и то, как управлять эмоциональной сферой.

Можно было бы так сказать, что первый вопрос, с которого началась психология (хотя бы житейская) – это вопрос «Чем я отличаюсь от других?» Этим и занимается Феофраст и древние китайцы. Но здесь нам книжка Дза-дзу-ань добавляет, не просто, чем я отличаюсь от других, но и как управлять собой, своими эмоциональными состояниями.

Посмотрим отрывки. Рассказ строится так же, как у Феофраста, но без жестких определений.

«Умён. Тот, кто тверд в своих стремлениях, кто умеет хранить тайну, дружит с умными людьми, вовремя спохватывается». Теперь заметим, раз есть умен, то будет и какой-то и противоположный полюс. «Неразумно. Неразумно, не объяснив в чем дело, бранить человека, не зная сути дела поступать как другие, стараться выгадать на мелочах».

У Феофраста была черта «Тщеславие». У китайцев она тоже встречается, но называется: «Из желания показать себя». В 20 веке эта черта «Из желания показать себя», «Из желания обратить на себя внимание» у основателя психоанализа З. Фрейда и его учителей именовалась «Истерия».

Таким образом, мы видим, что у житейских терминов рано или поздно будут появляться свои научные аналоги.

«Из желания показать себя. Увидит у кого-нибудь книгу - тут же выхватит и листает, если двое дерутся, поддаст одному под бок, если спорят, лезет судить кто прав, а кто не прав». Фрейд скажет - истероид. Феофраст скажет тщеславный. А в книжке Дза-дзу-ань «Из желания показать себя».

Заметим важную вещь, житейская психология очень часто применяет метафорическое сравнение. Для того, что бы дать характеристику человеку, его сравнивают с животным, растением, иногда с предметом. Психоаналитик Фрейд скажет - это элементарные проекции.

У китайцев «Очень напоминает. Очень напоминает столичный чиновник тыкву – растёт незаметно и быстро. Уездный начальник – тигра, чуть шевельнется – жертвы. Монахиня – мышь, вечно прячется».

Эмоциональные состояния. Кто бы их не выделял, он прежде всего отметит: главное различие «удовольствие»/«неудовольствие».

В книжке мы встретим «Приятно (то есть удовольствие). Приятно проехать по улицам города верхом на добром коне, скандировать стихи в живописном месте, слушать рассказ и добродетельных богах и рыцарях героев. Неприятно резать тупым ножом, плыть на лодке с рваными парусами, когда деревья заслоняют пейзаж».

Заметим, что полюс «неприятно» вызывает гораздо больший интерес у житейского психолога, да и не только у него. А почему? А потому, что негативные переживания более важны для практики, ими как раз и трудно управлять, а значит, их надо описать, их надо знать.

И тогда посмотрим у китайцев: этот полюс «неприятно» начинает нарастать. Идут дальше такие названия – «нестерпимо» (интенсивность негативного переживания нарастает). «Нестерпимо наблюдать за игрой в шахматы когда запрещают подсказывать, когда слушаешь несусветную ложь». И тогда мы приближаемся к самому крайнему полюсу. Было нестерпимо, но терпеть еще можно было, а дальше встречаем – «выводит из себя». Рядом возникает научный термин «аффект». Аффект, когда человек уже не владеет собой.

«Выводит из себя». Когда представляешься начальнику и, вдруг, зачешется спина».

Наконец, самое интересное эмоциональное состояние. В книжке Дза-дзу-ань оно именуется так: «И страшно и приятно». Было либо-либо, а теперь «И страшно, и приятно». По-русски «и хочется, и колется», а психоаналитик скажет «амбивалентные эмоциональные переживания», двуполюсные, неоднозначные. И интерес психолога-практика, начиная еще с конца 19 века сосредотачивается именно на таких состояниях: амбивалентных, неоднозначных.

А у китайцев мы встречаем их описание: «И страшно, и приятно шалуну лизнуть горячее варенье, новичку путешественнику любоваться пейзажем с вершины горы, девушке выходить замуж». Вот так интересно рассказывают нам древние об индивидуальных состояниях и эмоциональных переживаниях.

А не было ли тогда же попыток обобщить эти факты. Т.е. если мы нашли источник у дифференциальной психологии, то не можем ли мы сделать то же самое с общей психологией? Конечно, можем.

Первая типология или классификация темпераментов (от слова «смесь», смешиваю в определённом соотношении) принадлежит уже не древнему греку, а древнему римлянину, основателю медицины - Гиппократ.

Что интересно, Гиппократ основатель медицины, но не психологии. То, что мы вспомним из Гиппократа, не касалось психики, а термины сохранились, и сегодня приобрели психологическое содержание. Гиппократ говорил о смешении жидкостей в теле человека, а поскольку был врач, то говорил не только о здоровых людях, но и о больных. Таких жидкостей четыре и их названия – кровь (сангва), слизь (флегма), желчь (холе) и чёрная желчь (меланхоле). Это названия четырех темпераментов.

Более поздний ученик Гиппократа Гален дал психологическую характеристику этим типам, которые дошли до нас. У Гиппократа это были только жидкости и никакого психологического содержания.

Философ Кант взял эти четыре слова для обозначения простых темпераментов, он доказал, что темпераментов должно быть только четыре, простых, как элементов в физике.

Многие писатели дали нам психологические характеристики названных типов. Мы с удивлением каждый раз замечаем (даже когда возникла научная психология), основания для выделения типов постепенно изменялись, (о гиппократовских жидкостях сегодня едва ли кто помнит), а названия оставались гиппократовские.

Современный физиолог павловской школы скажет, что темперамент основан на свойствах нервной системы. Но удивительно, что Павлов будет выделять свойства нервной системы, затем выделит типы нервной системы, типов окажется четыре, настанет пора их назвать и опять будут гиппократовские слова.

Еще одна типология темпераментов принадлежит психологу, физиологу Айзенку.

После Второй мировой войны он изучал солдат с эмоциональными расстройствами, солдат невротиков. И сначала описывал их, а затем расширил поле своего исследования и применял современную технику анализа индивидуальности – факторный анализ (это математическая техника, но придумал её психолог, а психофизиолог Айзенк эту технику использовал). Назначение техники: сначала свойств (разнообразных способов поведения) существует много в описании, а математическая процедура позволяет их обобщить, позволяет выделить фактор более общего порядка, свести частные проявления к общим.

Айзенк 20 лет терпеливо изучал темпераменты своих испытуемых и пришёл к тому, что есть два фактора определяющих темперамент вообще. Мы встречались с этим уже у Феофраста и в Дза-Дзу-ань.

Один фактор содержит два полюса (плюс и минус), двоичный или бинарный фактор. Умен, не умен, удовольствие, не удовольствие. У Айзенка первый фактор – эмоциональная устойчивость, а в противовес – неустойчивость (или нейротизм).

Второй фактор – его название было известно задолго до Айзенка, название этому различию предложил К.Г.Юнг - ученик и сотрудник Фрейда. В начале 20 века Юнг пишет книгу «Психологические типы». Он обращается к истории философии, литературы, живописи, поэзии и замечает одну важную деталь – всегда люди выделялись парами: Платон и Аристотель, Гёте и Шиллер. Юнг замечает, что существует некоторая дополнительность в отношениях человека с миром: одна направленность на мир (вовне, к миру, к природе, к другим людям) – экстраверсия. И есть, напротив, направленность к себе (на себя, внутрь) – интроверсия. Это и есть второй фактор, который выделен также и Айзенком: (экстра) интроверсия.

20 лет человек работал и получил в результате 4 типа темпераментов: 1) эмоционально устойчивый экстраверт - сангвиник 4) эмоционально устойчивый интроверт – флегматик 2) эмоционально неустойчивый экстраверт – холерик 3) эмоционально неустойчивый интроверт – меланхолик. Итак, гиппократовские названия, когда то относимые к жидкостям в теле человека сохраняются до сих пор. Сохраняется и сам принцип обращения к этим названиям. И по Айзенку вовсе не следует думать, что какой-то человек является только одним типом. Всегда есть определенный индивидуальный профиль, индивидуально-конкретный случай или портрет.

 

 

Итак, мы коротко получили ответ на вопрос: «Что должна делать житейская психология в рамках практики?»

 


<== предыдущая | следующая ==>
Обобщенное спектральное представление сигналов | Организационно-экономическая характеристика

Date: 2016-02-19; view: 1837; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию