Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и функции экономической теорииСтр 1 из 40Следующая ⇒ ЭТ – наука, изучающая поведение людей и их групп в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. При определении предмета ЭТ следует учитывать: 1. ЭТ – общественная наука, т. е. имеет взаимосвязь с другими социальными науками. 2. ЭТ – фундамент всей системы экономических наук, т. е. имеет взаимосвязь с другими экономическими науками. Известны три подхода к определению предмета ЭТ: 1. В связи с безграничностью материальных потребностей и ограниченностью экономических ресурсов эффективность экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен при сокращении другого. Главное — соотношение "потребности — ресурсы", которое и выступает предметом исследования экономической теории. Характерен для представителей " Экономикса ". Предметом изучения является деятельность человека, домашние хозяйства, предприятия, фирмы в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ. 2. Второй подход заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений, т. е. исследуются и внешние проявления тех и других, и их социальная сущность, взаимодействие субъектов общественных отношений и законы развития экономики. Данный подход характерен для марксистско-ленинской экономической теории, политической экономии. 3. Предметом изучения является экономическая система общества как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния. Таким образом предметом изучения ЭТ являются: - экономические отношения, складывающиеся в процессе общественного развития; - их взаимодействие с производительными силами; - экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает: - экономические категории; - экономические законы; - механизм хозяйствования, регулирующий отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также на различных уровнях функционирования экономической системы – микро-, макроэкономики и мирового хозяйства. Взаимосвязь ЭТ с другими экономическими науками можно представить в виде схемы.
ЭТ сама по себе неоднородна и имеет сложную структуру: - микроэкономика (изучает поведение отдельного хозяйствующего субъекта – покупателя, продавца); - макроэкономика (национальная экономика); - мезоэкономика (экономика народно-хозяйственных комплексов); - метаэкономика (мировая экономика).
Важнейшая задача ЭТ – объяснение и систематизация экономических законов и категорий. Экономические законы – внутренние общественные повторяющиеся причинно-следственные связи между явлениями и процессами хозяйственной жизни. Бывают общие и частные. Экономические категории – теоретические научные понятия реально существующих социальных явлений. Функции ЭТ: 1. Теоретическая (познавательная) – ЭТ выражает самые существенные процессы экономического развития, обеспечивает познание сложного мира экономики, взаимосвязи производства, обмена, распределения и потребления, всех элементов и структур общества. 2. Практическая – приводит в систему, в определенный порядок всю массу явлений и процессов экономической жизни, создает заинтересованность и целенаправленность в действиях индивидов и вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики. 3. Мировоззренческая – ЭТ способствует формированию системного, научного мировоззрения, дает представление не только об экономической, но и о социальной направленности развития общества, в котором мы живем; 4. Критическая; 5. Методологическая; 6. Прогностическая.
|