Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Великолепный Иван
(Иван Переверзев)
Этот статный и красивый актёр с простым русским именем Иван долгие годы был олицетворением мужской силы и доблести на советском экране. Начав свою карьеру ещё в сталинские годы, он и в последующие десятилетия с достоинством нёс это бремя, несмотря на возраст и сопутствующие ему изменения. Иван Переверзев родился 3 сентября 1914 года в крестьянской семье в деревне Кузьминки Орловской губернии. Его родители были простые крестьяне, которые с детских лет привили сыну любовь к труду, к родной земле. И ещё – они наградили его отменным здоровьем. С детских лет Ваня мечтал стать моряком, собирался поступать в мореходное училище. Родители мечтали, чтобы он получил настоящую рабочую специальность. Для этого и отправили его в Москву к тётке Марусе с наказом: мол, устрой паренька учиться в ремесленное училище. Тётка так и поступила. Вскоре Иван окончил ремеслуху по специальности слесарь‑наладчик и был определён на завод «Шарикоподшипник». Так и работал бы Переверзев на заводе, может, даже выбился бы в начальники, если бы приятель Ромка не подбил его однажды пойти в артисты. «Ты только погляди на себя! – горячо убеждал друга Роман. – Да при таком росте и лице ты же – вылитый артист! Какой из тебя, к чёрту, слесарь?» И, в конце концов, зародил в душе у Переверзева сомнение относительно своего рабочего будущего. Вскоре они подали заявления в училище при Театре Революции. И вот ведь парадокс: Ивана приняли, а Романа – нет. И стал Переверзев учиться театральной грамоте. Учился он, надо сказать, отменно. Всё ему удавалось, и его преподаватели не зря считали Переверзева одним из самых талантливых студентов. Когда в 1938 году он окончил училище, сам Михаил Астангов дал ему направление в Театр Революции. На сцене этого театра молодой актёр сыграл роли в двух спектаклях: Валентина в «Двух веронцах» и Лаэрта в «Гамлете». И тут на его пути встало большое кино. Собственно с кинематографом Переверзев близко познакомился, ещё будучи студентом театрального училища. В 1932 году он сыграл в массовке в фильме «Дезертир». Затем в 1934 году ему доверили маленькую роль в картине «Частная жизнь Петра Виноградова». И вот, наконец, в 1939 году ему поступило приглашение сняться в главной роли в фильме «Вальтер». Этот фильм рассказывал о немецких антифашистах. Актёр с удовольствием принял приглашение, приступил к съёмкам, однако их вскоре прекратили. После подписания в августе 1939 года пакта Молотова–Риббентропа антифашистская тема стала нежелательна для кремлёвского руководства. Работу над «Вальтером» тут же прекратили. Однако наш герой без работы не остался: в те дни режиссёр Владимир Корш‑Саблин на той же киностудии «Советская Беларусь» снимал картину «Моя любовь». Вот Переверзева с частью других актёров из «Вальтера» и перебросили на эти съёмки. Отмечу, что Переверзеву досталась в фильме одна из центральных ролей – красавца инженера Гриши. С этой роли, собственно, и началась всесоюзная известность актёра Ивана Переверзева. Когда в 1940 году фильм «Моя любовь» вышел на широкий экран, он занял в прокате 5‑е место, собрав 19,2 млн. зрителей. Во время Великой Отечественной войны Переверзев воплотил на экране целую галерею отважных людей: капитан‑лейтенант Найдёнов в «Морском ястребе» (1942), Никулин в «Иване Никулине, русском матросе» (кстати, это был первый цветной, трёхцветный советский фильм), полковник Рябинин в «Это было в Донбассе» (оба – 1945). В те же годы в Ташкенте Михаил Ромм создал первый в мире Театр киноактёра, и первой постановкой в нём стали «Без вины виноватые» А. Островского. В этом спектакле играл и Переверзев. Однако, несмотря на прекрасную игру, в кино Переверзев классических героев не играл – ему доставался исключительно современный материал. В 1946 году Переверзев принял приглашение от режиссёра Андрея Фролова сняться в роли талантливого боксёра Крутикова в картине «Первая перчатка». На съёмках этого фильма актёр внезапно влюбился в свою партнёршу – 19‑летнюю актрису Надежду Чередниченко (в то время она была студенткой 2‑го курса ВГИКа), которая играла возлюбленную Крутикова. Причём их первая встреча была для девушки не очень приятной: Переверзев пришёл на съёмочную площадку подвыпившим, неудачно острил. Юной дебютантке это не понравилось. Но съёмки продолжались, и постепенно неприятное впечатление от первой встречи прошло. Его внимание и настойчивые ухаживания сломали лёд в их отношениях. В то время она жила в общежитии, питалась скудно, а Переверзев был уже знаменит и, когда водил её в кафе на улице Горького, сорил деньгами. И хотя настоящей любви юная актриса к нашему герою не испытывала, она в конце концов дала согласие выйти за него замуж. 14 августа 1946 года (в день её рождения), сразу после съёмок эпизода с воздушными шариками, молодые объявили о своей помолвке. Все участники съёмок бросились их поздравлять. Фильм «Первая перчатка» вышел на экраны страны в 1947 году и занял в прокате 3‑е место, собрав на своих сеансах 18,57 млн. зрителей. Казалось, что после такого успеха карьера Переверзева резко пойдёт в гору. К сожалению, этого не произошло. Конец 40‑х оказался не самым удачным для советского кинематографа и для многих его актёров. Фильмов снималось мало, и работы хватало не каждому. Не снимался тогда и Переверзев. В те годы он всё чаще стал прикладываться к рюмке. Не всё ладно было у него и в семье. Несмотря на рождение сына Серёжи, совместная жизнь с Чередниченко никак не складывалась. В надежде что‑то изменить он делает широкие жесты: покупает жене машину, новый рояль. Но всё бесполезно. Скандалы в семье следуют один за другим. В конце концов, в 1951 году, несмотря на все уговоры Переверзева, жена забирает ребёнка и уходит из дома. Отмечу, что вскоре после этого Чередниченко вышла замуж за молодого тогда кинооператора, ставшего затем режиссёром, Петра Тодоровского. Однако и этот брак продержится недолго, о чём речь ещё пойдёт впереди. Между тем пережить семейную драму Переверзеву помогает работа: его вновь начинают приглашать сниматься. В 1951 году на экраны выходит фильм «Тарас Шевченко», в котором Переверзев играет роль второго плана, однако картина получает Сталинскую премию. Актёр вновь в центре внимания режиссёров. В 1952 году Михаил Ромм (не по своему желанию, а по приказу сверху) приступает к работе над дилогией: «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы». Главную роль – адмирала Ушакова – предложено играть Переверзеву. Позднее сам актёр вспоминал: «Как только меня утвердили на роль Ушакова, я для Михаила Ильича стал дорогим и близким человеком, а уж мои чувства я не в состоянии выразить словами и по сей день!.. Михаил Ильич создал вокруг меня атмосферу предельного внимания и, я бы даже сказал, обожания… Только я расположился в своём номере (фильм снимался в Одессе), как раздался звонок. Звонил Михаил Ильич и просил зайти. В номере он был один и сразу меня удивил своим предложением: „Ванечка, ты в фильме играешь главную роль, адмирала Ушакова. Так вот я прошу тебя на всё время съёмок и в жизни тоже играть адмирала Ушакова. Это, во‑первых, будет полезно тебе как актёру, да и вообще будет на пользу картине. Вас, актёров, собралось много (в фильме, кроме нашего героя, снимались: Борис Ливанов, Владимир Дружников, Сергей Бондарчук, Георгий Юматов, Михаил Пуговкин, Владимир Этуш, Готлиб Ронинсон и др. – Ф.Р.), и у каждого свой характер, свои привычки, а некоторые, я знаю, могут и лишнюю рюмку выпить, а я с "искусственно весёлыми" артистами не работаю! А главное, я хочу, чтобы вы были коллективом, командой на корабле!.. Подробности игры вы разработайте сами. Ты понял меня?“ – „Понять‑то я понял, только кто будет меня слушать?!“ Михаил Ильич с жаром произнёс: „Ты же адмирал, вот и докажи это не только на экране!“ Мне ничего не оставалось делать, как согласиться. О предложении Михаила Ильича я рассказал актёрам, всем оно понравилось, и мы быстро выработали правила игры. Помню, например, о „чрезвычайных событиях“: я должен был издавать „указы“. Писались они, конечно, группой энтузиастов, не лишённых юмора. „Сухого закона“ любителям лишней рюмки мы не установили, но была установлена „адмиральская норма“ – сто граммов. За нарушение „указа об адмиральской норме“ следовало строгое наказание. Как‑то один артист, исполнявший небольшой эпизод, злостно нарушил „указ“. Мы его хотели жестоко наказать, но, по совету Михаила Ильича, просто перестали замечать, он оказался в вакууме. Через несколько дней актёр плакал трезвыми слезами, умоляя простить. Мы поверили ему, и он нас не обманул…» В 1953 году оба фильма выходят на экран: «Адмирал Ушаков» занимает в прокате 9‑е место (26 млн. зрителей), «Корабли штурмуют бастионы» – 12‑е. В том же году Переверзев вступает в ряды КПСС по «сталинскому набору» (этот набор был объявлен после смерти вождя, чтобы сплотить ряды партии). После этого фильмы с участием Переверзева вновь стали появляться на свет один за другим. Это были: «Герои Шипки», «Урок жизни» (оба – 1955), «Иван Франко», «Во власти золота» (оба – 1956), «Как поймали Семагу», «Полесская легенда» (оба – 1957). Однако только лишь роль в фильме «Урок жизни» у Ю. Райзмана – инженера Сергея Ромашко – можно смело отнести к успехам актёра. Между тем в 1957 году Переверзев вновь воссоединился с Надеждой Чередниченко. К тому времени та снова вернулась в кинематограф и достаточно активно снималась. На её счету были работы в таких фильмах, как: «Чемпион мира» (1955), «Костёр бессмертия», «Матрос Чижик» (оба – 1956), «Когда поют соловьи», «Координаты неизвестны» (оба – 1957). Роли в этих фильмах хотя и сделали молодую актрису известной, однако громкую славу так и не принесли. Хотя всё могло быть иначе. Например, дважды её утверждали на роли в фильмах, которые потом становились популярными, но оба раза дорогу ей перебегала актриса Алла Ларионова. В первый раз это случилось в 1952 году в фильме «Садко», во второй – два года спустя в «Анне на шее». Самое интересное, что и в личной жизни пути этих женщины тоже пересекались: их общим объектом страсти был Иван Переверзев. Вспоминает Н. Чередниченко: «В середине 50‑х Переверзев вновь стал ко мне ходить, просил принять обратно… История вышла трагикомичная. Как раз в то время от Ивана одновременно рожали две актрисы: Кира Канаева мальчика, а Алла Ларионова девочку… И вот из Москвы группа артистов едет в Ленинград выступать в сборном концерте. Мы с Переверзевым в одном купе. Иван вышел с Владимиром Дружниковым в тамбур покурить. По дороге встретили Ларионову, пошли в ресторан попить пивка. Переверзев меня предупредил: „Я ненадолго“. В ресторане сидели до утра, все были в стельку. Когда Иван выходил из поезда, то даже не зашёл в наше купе – выносил чемоданы Ларионовой. Нас всех поселили в гостинице „Европейская“. Их рядом, на верхнем этаже, меня – на нижнем. В концертной программе меня поставили первой, а их последними, чтобы мы не встречались. Я ужасно переживала, готова была умереть. Пела с трудом. Иван боялся показаться мне на глаза. А из Ленинграда вместе с Ларионовой уехал в Белоруссию на съёмки „Полесской легенды“. Переверзев позвонил режиссёру и потребовал, чтобы на место утверждённой актрисы взяли Ларионову, иначе, мол, он сниматься не будет. И парочка укатила… Там Алла и забеременела, думала, что уж теперь точно женит Ивана на себе. Но когда он увидел, что живот растёт, то стал думать, как от неё сбежать. И вот представьте себе положение. Канаева на сохранении в больнице лежит, вот‑вот родит. Ларионова на восьмом месяце. А Иван пришёл ко мне, умолял принять обратно. И я приняла. Даже не знаю, что со мной случилось. Злоба какая‑то появилась на всё это. Написала в Одессу Тодоровскому: „Петенька, пришли мне развод. Я, наверно, с Переверзевым опять сойдусь“. Петя благородный человек, прислал развод. И Переверзев явился, укрылся от проблем. Показывал, как любит нас с сыном. Но мы прожили полтора года. Он продолжал пить, и я сказала: „Уходи“. Он уходить не хотел, чуть меня не убил. И тогда я купила ему кооперативную квартиру на Сивцевом Вражке. Пока дом достраивался, Иван находился в экспедициях. Специально выбирал фильмы с длительными съёмками…» Между тем однажды судьба свела Переверзева с тогдашним советским руководителем Никитой Хрущёвым. Причём эта встреча едва не поставила крест на кинематографической судьбе актёра. В тот год Советский Союз с дружественным визитом посетил прогрессивный американский певец Поль Робсон. Хрущёв тогда отдыхал в Крыму, и именно туда для знакомства с ним и привезли почётного гостя. Было это в двадцатых числах августа 1958 года. В те же дни в Крыму отдыхал и Иван Переверзев. Во время торжественного прибытия Робсона актёр стоял в толпе встречающих и заметно выделялся своей крупной фигурой. Видимо, поэтому Робсон и обратил на него внимание. Узнав к тому же, что русского богатыря зовут Иван, певец и вовсе расчувствовался и с этого момента ни на шаг не отпускал от себя актёра. В тот же вечер в Ливадийском дворце советский руководитель устроил пышный приём в честь знатного гостя. Тусовка, как теперь говорят, собралась представительная: сплошь партийно‑хозяйственная номенклатура и деятели культуры. Поль Робсон важно похаживал среди гостей, а рядом с ним и его новый друг – Иван Переверзев, уже хорошо выпивший. Тем временем Хрущёв, видя, что высокий американский гость всё время крутится возле какого‑то актёришки, а не с ним, видимо, взревновал. Поэтому он сделал первую попытку оттеснить Робсона от его нового приятеля, но последний оказался на удивление настырным – как только Хрущёв к ним приблизился, он взял американца под руку и отвёл в сторону. Через некоторое время Хрущёв вновь попытался пойти на сближение, но актёр и на этот раз оказался начеку, новый манёвр – и советский руководитель опять остался с носом. Видимо, так могло продолжаться весь вечер, если бы количество выпитого алкоголя не сыграло с Переверзевым злую шутку. К тому времени он уже утратил ощущение реальности настолько, что, когда Хрущёв в третий раз подошёл к ним с твёрдым намерением отвоевать американского гостя, актёр повернулся к руководителю партии и правительства и громко произнёс: – Пошёл ты на …! После этого в зале наступила гробовая тишина, которую первыми прервали охранники. Они подхватили невменяемого актёра под руки и буквально вынесли его из дворца. К счастью, плохо владевший русским языком Поль Робсон так и не понял, куда именно послал его друг советского руководителя. Как это ни странно, но этот случай практически не отразился на личной и творческой судьбе Переверзева. Хрущёв был человеком с понятием и прекрасно знал, что может сделать с человеком лишняя рюмка водки. Поэтому никаких репрессий против актёра так и не последовало. Более того, в 1962 году молодой режиссёр Виктор Комиссаржевский пригласил его на главную роль в фильме «Знакомьтесь, Балуев!» по роману В. Кожевникова. В нём Иван Переверзев создал образ руководителя крупной стройки, честного человека и принципиального коммуниста. На Московском международном кинофестивале в 1963 году чиновники от Госкино активно выдвигали этот фильм на главный приз, но тут взбунтовались члены жюри фестиваля во главе с режиссёром Георгием Чухраем, которые имели виды на другую картину: «8 1/2» итальянского режиссёра Ф. Феллини. Это было другое кино: философское и, главное, не ангажированное властью, с которой у советской либеральной интеллигенции с каждым годом становилось всё больше разногласий. В итоге дело дошло до того, что часть членов жюри заявила открытым текстом, что покинет фестиваль, если победит «Балуев». Чтобы замять этот скандал, власти пришлось уступить. В результате Главный приз дали фильму Феллини, а «Балуев» удостоился только утешительного. По поводу исполнения Переверзевым роли в фильме «Знакомьтесь, Балуев!» критик Р. Соболев писал: «Выбор Переверзева на роль Балуева понятен, но… может быть, это было главнейшей ошибкой авторов. Актёр не виноват в том, что так много кинематографистов представляли партийных и советских работников внешне импозантными, но, по существу, эмоционально и интеллектуально упрощёнными людьми… Герои, которых довелось играть Переверзеву, почти всегда бывали приподняты на котурны, их по‑настоящему хорошие качества только декларировались, и потому они были попросту неинтересными людьми. В сценарии фильма не было ничего, что позволило бы другому актёру сделать Балуева интереснее, чем он получился у Переверзева. Но нет уверенности, что Балуев, если бы даже такую возможность давал драматический материал, стал бы у Переверзева богаче. Дело в том, что подобные роли были „дежурными“ для актёра, у него возникла своеобразная маска». В 1967 году, после успеха фильма «Сильные духом» (2‑е место в прокате), где Переверзев сыграл роль партизанского командира Медведева, режиссёр Одесской киностудии Станислав Говорухин пригласил актёра на роль в своей новой приключенческой картине «День ангела». Именно там наш герой и познакомился с 26‑летней Ольгой Соловьёвой ~ своей будущей женой. Стоит отметить, что, несмотря на то, что внешне Переверзев производил впечатление человека достаточно благополучного, эдакого ловеласа, он в реальной жизни был далёк от этого образа. В доверительных беседах с друзьями признавался, что никогда не одерживал побед над женщинами и все его женитьбы – результат побед женщин над ним. После третьего развода в середине 60‑х ему казалось, что его личная жизнь никогда уже не сможет наладиться. Но это оказалось не так. 6 января 1968 года на дне рождения Николая Крючкова (он тоже играл в той картине одну из главных ролей) Переверзев сделал Ольге официальное предложение руки и сердца. Та согласилась. 13 января в той же Одессе они справили свадьбу (отмечу, что для Соловьёвой это был второй брак). Вскоре у них родился сын, которого назвали Фёдором. В 1966 году Переверзев мог бы пополнить галерею сыгранных им ролей ещё одной военной ролью – в фильме Г. Поженяна «Прощай!» ему досталась роль адмирала. Однако на съёмках между режиссёром и рядом актёров произошёл конфликт, о котором рассказывает автор музыки к фильму М. Таривердиев: «Гриша Поженян, будучи, с одной стороны, поэтом, а с другой стороны, командиром‑моряком (он прошёл всю войну в этом качестве. – Ф.Р.), плохо представлял себе, как нужно общаться с актёрами, тем более знаменитыми, которые и сниматься‑то приехали только потому, что любили его как поэта и хорошего мужика. А Гриша стал ими командовать. И очень сильно. Он сразу объявил: – Здесь два гения. Я и Таривердиев. Все остальные – наши служащие. Я стал хохотать, думая, что он просто так дурака валяет. Но Переверзев на него очень обиделся. – Гриша, как твой фильм называется? – спросил он. – „Прощай!“ – Прощай, Гриша! – Переверзев сел в самолёт и улетел в Москву. – Гриша, что ты делаешь! Ведь уже полкартины снято! – в ужасе говорю я ему. – Не волнуйся, Мика. Я ведь не только режиссёр, но и автор сценария. Нет вопросов. И вот снимают сцену, в которой должен играть Переверзев… Входит вестовой, спрашивает: – А где товарищ адмирал? – Убит, товарищ командир, – отвечают ему. Так избавились от замечательного бедного Переверзева». Отмечу, что в повседневной жизни Переверзев был щедрым и смелым человеком. Его друзья рассказывают, что он никогда не боялся совершать поступки вопреки сложившемуся общественному мнению. Так, когда общественность дружно возмущалась поведением таких писателей, как Виктор Некрасов и Владимир Дудинцев, Переверзев не боялся приходить к ним в дом и поддерживать добрым словом. В 70‑е годы Переверзев снялся в фильмах самых различных жанров: от военных до детективов. Назову лишь некоторые из них: «Освобождение» (фильмы 4‑й и 5‑й), где он сыграл роль генерала Чуйкова (1972), «Фронт без флангов» (1975), «Фронт за линией фронта» (1977), т/ф «Чисто английское убийство» (1977), «Соль земли» (1979). В 1975 году И. Переверзеву присваивают звание народного артиста СССР. Телефильм «Чисто английское убийство» стал одним из последних в послужном списке замечательного актёра Ивана Переверзева. К тому времени, несмотря на то, что он бросил пить и курить, его здоровье уже было подорвано. Роль Дворецкого в этом фильме из‑за плохого здоровья он уже озвучить не смог (за него это сделал его старый друг Евгений Весник). 23 апреля 1978 года Иван Переверзев скончался в возрасте 63 лет.
Date: 2016-02-19; view: 554; Нарушение авторских прав |