Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ребенок пришел в мир





Целую вечность, долгие девять месяцев, вы мысленно проигрывали встречу с таким желанным, но таинственным незнакомцем. И вот он появился на свет! Взрослые в семье, особенно папы, готовы всем встречным-поперечным без конца сообщать, каков вес, рост новорожденной крохи. Чем солидней вес, тем большей гордостью переполняется сердце папы. Эта семейная эйфория идет вразрез с предостережениями специалистов: крупный плод – серьезные проблемы и для роженицы, и для младенца. Но недавно появились интересные данные английских исследователей. Независимо от пола ребенка, социального происхождения отца и образования матери, возраста родителей дети с большим весом при рождении к восьми годам оказываются способнее к обучению. Эта связь подтверждается и в И, и в 15 и в 26 лет, лишь к 43 годам практически стирается. Вот и получается: чем тяжелее новорожденный, тем в юные годы он будет умнее.

А для мамы произвести на свет этот удивительно трогательный комочек – серьезное испытание, потребовавшее неимоверного количества сил, энергии, нервного напряжения. Пройдет достаточно много времени, пока молодая женщина придет в норму.

Первые дни после возвращения из роддома – период адаптации всей семьи к новым условиям жизни вместе с младенцем, особенно молодой мамы, ломка стереотипов прежнего образа ее жизни. Только теперь она начинает понимать, какая это ответственность – быть мамой. А тут еще послеродовая слабость, трудности с кормлением, неожиданные проблемы, возникающие оттого, что с ребенком приходится обращаться иначе, чем это вы себе представляли. А как много сил, времени, энергии требует младенец! Светлая радость материнства порой отступает перед сомнениями, тревогами. Возьмите себя в руки и помните: невидимые нити все еще прочно связывают вас с младенцем. Вам это уже известно. Чуть шевельнулась кроха ночью – и вы уже начеку. Но ваша связь взаимна: занервничали вы – младенцу тотчас же станет неуютно. Так что контролируйте себя, не давайте разыграться негативным эмоциям. Чаще напоминайте себе: это не навсегда. Дети растут очень быстро. Любуйтесь своим сокровищем, присматривайтесь, прислушивайтесь к нему – одним словом, познавайте. Ведь каждый ребенок – индивидуальность. И знайте, наступит день, когда вы вдруг поймете, что ребенок перестал быть для вас таинственным незнакомцем, источником постоянных волнений и тревог. И еще. Не забывайте, какую важную роль вы играете в его жизни. Ведь одна мысль о том, что именно от вас зависят его развитие, его отношение к жизни, его счастье, здоровье, придаст вам силы, поднимет настроение.

Как бы то ни было, с первых дней начинается нелегкий кропотливый труд по уходу за младенцем. Его нужно перепеленать, покормить, проследить, как он спит. А домашние дела стоят, и прямо на глазах вырастает гора нестиранных пеленок, распашонок. Где на все взять силы и время? Не отказывайтесь от помощи взрослых членов семьи, дальних родственников. Правда, вместе с помощью вы рискуете получить безнадежно устаревшие советы бабушек-тетушек. Ну что ж, выбор за вами. Только помните, что бесцеремонная порой назойливость родственников мотивирована их беззаветной любовью к малышу.

Если же вы целыми днями остаетесь один на один с новорожденным, не отчаивайтесь, сосредоточьтесь и решите раз и навсегда, какие неотложные дела оставлять за собой, а какие могут подождать до прихода взрослых членов семьи. А с пеленками-распашонками справиться нетрудно. В маленькой кастрюльке постоянно держите водный раствор детского мыла. Налив часть его в ведро с водой, складывайте туда появляющиеся мокрые пеленки и одежду ребенка после каждого переодевания. Грязные подгузники застирайте, тщательно намыльте детским мылом, залейте в тазике крутым кипятком и оставьте на 2–3 минуты. И все – подгузники чистые. Как только ведро заполнится, слегка отожмите белье, загрузите в стиральную машину и стирайте в режиме полоскания и отжима. Выгладить все с обеих сторон – постоянная обязанность папы. Вместе с ним вы будете купать свое ненаглядное чадо, любоваться им. Такие минуты, когда все члены семьи вместе, как никогда цементируют семью.

И все-таки от тревог и сомнений никуда не деться. Из поколения в поколение они терзают неопытных мам. Правда, со временем изменяются и методы, и подходы к их разрешению.

Каждую мать волнует вопрос: сможет ли она вскормить младенца собственным молоком? На протяжении многих веков специалисты утверждают: это по силам любой практически здоровой женщине. Главное – ее психологический настрой. Постарайтесь осознать, что грудное кормление – это не тяжелый труд, а физиологический процесс, определенный природой. От молодой мамы требуются непоколебимая вера в успех и терпение в достижении цели.

Материнское молоко – самое совершенное питание для младенца, а кормление грудью – важный фактор укрепления здоровья женщины.

Обычно новорожденные большую часть суток спят. Четкий режим сна младенца установится на втором месяце жизни. В первые дни своего существования дети не чувствуют разницы между днем и ночью, могут перепутать их. Но вот включается механизм биологических часов: ночью младенец уже в состоянии 2–3 раза проснуться на кормление и тут же заснуть вновь. Спокойный глубокий сон – важнейший компонент здоровья малыша. Именно во сне он растет.

Для спокойного сна крохе необходимы тепло, чистый воздух, сухие пеленки и чувство сытости. Каждый появившийся на свет человечек наделен своими индивидуальными особенностями, но в среднем он спит около 16 часов в сутки. В утренние часы младенец часто впадает в дремоту. В вечернее время удлиняется время его бодрствования.

Необходимо создать все условия, чтобы ребенок с вечера спокойно засыпал и крепко спал до утра. Доктор Фарбер, возглавляющий Центр по лечению расстройств сна (Бостон), отмечает: дети склонны к стереотипам. Каждая семья выбирает свой ритуал засыпания. Можно баюкать малыша или просто поглаживать, петь или кормить грудью. Главное, чтобы выбранные вами действия были неизменными. Уильям Сирз («Книга о ребенке») уверен, что младенца нужно подготовить ко сну: приласкать, поговорить с ним и т. д., а не просто уложить в постель, слепо следуя режиму. Это чревато потерей детского доверия.

В среде исследователей бытует мнение, что главная проблема – не «как» спать, а «где». Джеймс Маккена (Калифорния) напоминает, что в прошлые времена малыш спал вместе с родителями. Во сне вместе с мамой есть свои плюсы и минусы. Новорожденный чаще просыпается на кормление, но зато реже плачет, предоставляя полноценный ночной отдых всем членам семьи. Тепло тела матери, стук ее сердца, запах молока – все это формирует у младенца чувство защищенности, покоя. Кроме того, он получает от матери поток тактильных, обонятельных, двигательных ощущений, очень важных для стимуляции развития. Отмечается также, что такие дети в дальнейшем лучше спят и не страдают от кошмарных снов.

Комфортно и маме. Ей не надо вставать, чтобы проверить, как спит малыш, не раскрылся ли он. Лежа рядом, она имеет возможность сразу же начать кормление, чуть только закряхтит младенец. Он практически не просыпается, привыкая спать спокойно на протяжении всего ночного времени.

Против этого положения выступает ряд специалистов: нельзя ставить свою жизнь в полную зависимость от того, как удобно и приятно спать младенцу. Нужно подумать и о полноценном отдыхе матери. К тому же ясно, как трудно будет в дальнейшем отучать от этого малыша. Нельзя игнорировать и то, что мать во сне может подмять под себя младенца, «заспать» его. Немаловажны также доводы психологов, утверждающих, что, когда ребенок спит один, у него укрепляется чувство независимости, уверенности в себе.

Но вот еще один тревожный аспект данной проблемы. Причины, порождающие синдром внезапной смерти младенца (SIDS), который называют еще «смерть в колыбели», пока не установлены. Однако этот грозный синдром уносит в год почти 3000 детских жизней (95 %—до 6 месяцев). Большему риску подвержены дети с заболеваниями дыхательных путей и недоношенные. Педиатры предупреждают: опасно класть ребенка лицом вниз, следует укладывать его на спину или на бок; нежелательна мягкая постель, спать малыш должен без подушки.

Находясь в одной постели с мамой, младенец совершенно спокоен, ритм работы сердца и легких нормален. Мама вовремя заметит любые изменения и тут же окажет помощь (Джеймс Маккена, Калифорния).

Познакомившись с обеими точками зрения на решение проблемы ночного сна младенца, взрослые в семье вольны выбирать, как им поступать.

Короткие островки бодрствования, когда новорожденный не спит, совсем не похожи на то, что вы ожидали. Вы теряетесь в догадках: то ли дремлет крошка, то ли чего-то ждет от вас. Неожиданно младенец может закричать. В таких случаях в первые дни трудно контролировать свои чувства. Дрогнет сердце – вдруг что-то ужасное происходит, а вы не понимаете, не знаете что. Успокойтесь. Малыш пока только входит в этот непонятный мир и поэтому чувствует себя в нем неуютно.

Причин для крика много, поэтому важно научиться понимать, что в данный момент тревожит малыша. Различают три вида плача:

• плач-крик на высокой ноте сообщает, что у ребенка что-то болит;

• плач на одной ноте возвещает о дискомфорте (холодно, мешает складка простыни под щекой и т. д.), голоде;

• плач-ворчание говорит о том, что малышу одному одиноко.

Во всем мире за ребенком признают право требовать к себе внимание, ласку, любовь. Фридрих II, император Священной Римской империи, озадачился вопросом: на каком языке заговорят младенцы, никогда не слышавшие звуков человеческой речи, не засыпавшие под колыбельную. Силой забрав новорожденных у рожениц, он приказал нянькам хорошо кормить их, тщательно за ними ухаживать, но никогда не брать на руки, не разговаривать с ними. Вскоре новорожденные умерли. В далеком XIII веке неизвестный историк записал: «Ребенок не может жить без ласки». Исследователи утверждают: не бойтесь избаловать ребенка, откликайтесь на каждый его крик. Без причины малыш плакать не будет. Не колеблясь, берите его на руки, ласкайте, нежно прижимайте к себе, целуйте. Потом разберетесь, в чем причина плача. Пусть младенец почувствует, что вы по-прежнему с ним, любите его. Мередит Смолл («Наши дети, мы сами») отмечает, что американские дети плачут значительно чаще и дольше других детей. На плач младенца мать откликается в течение одной минуты, берет его на руки, успокаивает. Отклик африканских матерей происходит через 10 секунд, тут же ему предлагают подкрепиться (в среднем к груди ребенка прикладывают четыре раза в час).

Младенец не способен воспринимать себя отдельно от окружающего мира. Услышав детский плач, он тут же начинает вторить. Этот «возвратный» плач (психолог Д. Розенберг, Нью-Йорк) означает, что дети от природы наделены способностью откликаться на чужую беду, то есть им присуща зачаточная форма эмпатии. Высказываются также предположения, что некие нравственные начала заложены в человеке с рождения.

В первые дни новорожденный кричит в никуда. Взрослые, умиленно воркуя, показывают, что его сигнал принят – и принят с радостью. Еще в утробе матери ребенок воспринимал голоса тех, кто сейчас заботится о нем. Улавливая теперь ответный сигнал, кроха успокаивается и очень быстро начинает осмысливать, кто же устраняет причины его дискомфорта. Мамы во всем мире естественным образом переключаются на особый «материнский язык». Им прекрасно владеют и бабушки, но все же большую часть времени младенец проводит с мамой. Она может говорить со своим сокровищем о чем угодно, задавать ему вопросы и тут же отвечать на них за него, ведя своеобразный диалог. Как правило, она говорит не спеша, делая короткие паузы между словами, четко произнося звуки. Тембр ее голоса становится несколько выше, речь мелодичнее. Мама часто начинает мурлыкать какую-нибудь мелодию, петь песни. Одновременно она берет младенца на руки, ласкает, целует, бережно переодевает, с любовью похлопывает. Сочетание эмоционального и физического контактов благотворно сказывается на самочувствии новорожденного. Отмечается, что именно в такие моменты у детей снимаются стрессовые ситуации, недоношенные быстрее набирают вес, успешнее овладевают двигательными навыками.

Такое отношение к новорожденному в литературе называется «позитивный уход». Он способствует развитию ребенка, установлению крепнущих день ото дня положительных взаимоотношений матери и дитяти. У младенца формируется уверенность в родительской любви.

В вопросах ухода за новорожденным люди в основном придерживаются традиционных методов. Как отмечает Мередит Смолл, единых подходов здесь не существует. Пуэрториканские родители спокойно оставляют младенцев на попечение их старших братьев и сестер пятилетнего возраста, а в Гонконге мать не доверит свое дитя самой опытной няне. То же наблюдается и в Японии. Американки озабочены поисками бебиситтера своему младенцу. Их не смущает даже то, что приглашенной выполнять эти обязанности неопытной девчушке всего 15 лет. В конголезских племенах мамы с младенцами держатся все вместе. Ухаживает за ребенком и даже кормит его грудью та из женщин, которая в данный момент свободна.

Утенок, вылупившийся из яйца, готов немедленно следовать за любым движущимся предметом, попавшим в поле его зрения, будь то мама-утка или катящийся перед ним шар (в психологии это называется импринтин-гом). Рождается теленок и тут же пытается удерживаться на трясущихся слабых ногах. Человеческий детеныш – самое беспомощное существо на земле. Перед вами лежит крохотный комочек, сопит, чмокает, покряхтывает, попискивает. Пальчики крепко сжаты в кулачки, ручки и ножки прижаты к тельцу. Он такой беззащитный! Без вашей помощи он не в состоянии даже сменить позу. Страшновато брать его в руки (особенно папам) – не причинить бы вреда. Но вы только представьте, через какие испытания при рождении прошел младенец – и ведь выдержал! Более того, с момента появления на свет он нашел в себе силы и тут же активно включился в следующий сложный этап – этап адаптации к совершенно новым для себя условиям жизни. Наиболее быстрая динамика адаптационных реакций отмечается в первые семь дней жизни новорожденного.

С первых минут в этом хрупком тельце начинают происходить глобальные изменения – интенсивная перестройка внутриутробного функционирования жизнеобеспечивающих систем на внеутробное. Это приспособление к новым условиям жизни осуществляется с помощью последовательно закрепленных безусловных рефлексов.

Первый вдох, первый крик – расправляются легкие, устанавливается автономная функция дыхания. Кровь перестает поступать через пуповину – перестраивается кровообращение. Начинает работать пищеварительный тракт, задействуется оральный способ вскармливания. Окружающая среда нова для младенца. Теперь он находится не в водной стихии с устойчивой температурой, а в воздушной с перепадами от +22 до +18 °C. Отсюда и серьезные изменения в водном обмене организма новорожденного, он теряет много воды. Кожный покров не успевает регулировать температурный режим: чуть холоднее – младенец икает, одели потеплее – тут же перегрелся. Кожа новорожденного чрезвычайно ранима. Внимательно следите за первыми проявлениями опрелостей, потертостей. Почаще поите кроху, переодевайте, следите за температурой в комнате (в пределах +22–25 °C), ежедневно купайте, пеленайте в несколько слоев, надевайте распашонки с «варежками», предоставляя ему при этом относительную свободу движений.

Интересно отметить, что американки стараются младенцев не кутать и при первой возможности оставлять их голенькими, а в Перу индианки плотно пеленают детей, высвобождая их лишь на время кормления. Китайским малышам выпрямляют ноги и туго фиксируют пеленанием.

Еще во внутриутробном развитии плод способен реагировать на раздражители внешней среды. При рождении у новорожденного ярко выражены защитные рефлексы. При ярком свете младенец зажмуривается, отворачивается, зрачок его сужается. При громком звуке новорожденный вздрагивает, плачет. При ласковом пении затихает. Он довольно хорошо различает вкус: предложите подслащенной воды – зачмокает, на подкисленную ответит недовольной гримасой. Высока кожная чувствительность к болевым и температурным раздражителям. Не остается младенец равнодушным к незнакомым пока прикосновениям тканей одежды, очень быстро выделяет ласковые прикосновения рук взрослого (замирает). При баюкании на руках взрослого успокаивается – что связано с раздражением вестибулярного аппарата.

С рождения малыш обладает обонянием: в ванной комнате морщится от запаха зубной пасты и замирает, принюхиваясь к сложным запахам кухни.

К моменту рождения сформирован механизм сосания. Чуть прикоснешься к щеке новорожденного – он тут же открывает рот, ищет грудь.

В первые недели жизни младенец может совершать такие движения, которые приводят взрослых к ошибочным выводам о его возможностях. Но это не сознательные, управляемые мозгом движения, а доставшиеся ребенку от далеких животных предков рефлексы (атавистические), которые вскоре начнут затухать, заменяться осмысленными движениями. Вот некоторые из этих рефлексов:

• хватательный: если погладить кулачок младенца пальцем, то он тут же цепко ухватится за него;

• рефлекс Бауера: если положить кроху на живот и подставить руку к подошвам его ног, то он начнет отталкиваться, пытаясь ползти. «Наш ползет!» – ахают домочадцы, но это лишь рефлекторное движение, а не осмысленное ползание;

• шагающий рефлекс: если держать младенца под мышки, чтобы он упирался ногами в горизонтальную поверхность, и при этом чуть наклонить его вперед – ребенок начинает ставить одну ногу перед другой. «Уже ходит!» – умиляются все в семье, но до прямохождения пройдет не один месяц.

Набора всех наследственных механизмов для приспособления к новым условиям жизни в социуме у младенца не хватает, и на помощь приходит взрослый. Физиологическая связь матери и плода заменяется связью ребенка с ухаживающими за ним взрослыми.

После рождения идет интенсивное развитие клеток коры головного мозга новорожденного. Особенно быстро развиваются те его участки, которые ответственны за обработку внешних впечатлений окружающей среды. Физиологи утверждают, что, активно работая, мозг ребенка потребляет вдвое больше энергии, чем мозг взрослого человека. Подтверждением того, что в установлении связи с внешним миром задействован мозг новорожденного, служит образование первых условных рефлексов, самым ярким из которых считается рефлекс положения на кормление. Взятый на руки младенец в положении под грудью сразу же раскрывает рот, вертит головой в поисках груди матери.

 


Взрослые стараются понять малыша, но, как бы много они ни узнали о нем, он за то же самое время узнает неизмеримо больше. Знакомство с голосами близких еще до рождения позволяет ему уже на первой неделе выделять звуки человеческой речи, различать их по высоте (в пределах октавы), тембру, громкости. Более того, в результате опыта было выявлено, что к концу второй недели жизни французские дети, услышав звуки родной речи, сосут энергичнее русских. Аналогичным образом на родной язык реагировали русские новорожденные. В десять дней ребенок по запаху молока определяет, кормит его мама или кормилица. В три недели безошибочно различает, держит его на руках мама или кто-то другой.

Нет ничего естественнее неуклонного вхождения младенца в окружающий его мир, если рядом такой мудрый, внимательный и любящий союзник, как взрослый. Он то повернет новорожденного лицом к окну, то переложит с кроватки на диван, то отнесет в ванную комнату, то мимоходом заглянет с ним на кухню.

Мозг младенца восприимчив к любым формам стимуляции: слуховой, зрительной, обонятельной, осязательной. Американки, едва оправившись после родов, уже готовы запаковать младенца в специальную дорожную сумку и ринуться в путешествие, предоставляя малышу возможность знакомиться с мелькающим перед глазами миром. В Голландии и Дании родители полагают, что полноценный отдых для крохи важнее развития. У нигерийского народа йорута новорожденного устраивают между подушками в сидячем положении над выдолбленным углублением в земле. Так незатейливо решаются одновременно проблемы и развития, и ухода. Тайваньские родители ревностно следят и постоянно сравнивают, как развиваются их и чужие дети. А в племени майя матери никогда не сравнивают успехи своего ребенка с успехами других детей в семье или соседских детей. Развитие видится им как непрерывный и совершенно естественный процесс.

Наша наука о раннем возрасте (H. М. Щелованов, H. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская, Г. М. Лямина и их ученики) рекомендует стимулировать развитие ребенка, начиная с первых дней жизни.

Перед каждым кормлением, при переодевании выкладывайте новорожденного на живот всего на 1–2 минуты. Хотя малышу неимоверно трудно, но он пытается приподнять голову и с каждым разом у него это получается все лучше. Укрепляются мышцы шеи, спины, предплечий. Ценность этого упражнения и в том, что младенец учится смотреть перед собой, тренируются мышцы глаз и постепенно формируется устойчивое поле зрения, без чего невозможно будет скоординировать работу глаз и рук, нельзя будет ни ползать, ни ходить.

В короткие отрезки бодрствования ребенка мать, осуществляя необходимые манипуляции по уходу, баюкая, просто прижимая к груди, разговаривая с ним, замечает, что младенец прислушивается к ее голосу, замирает. Вскоре новорожденный ищет глазами, откуда раздается голос. Он проявляет интерес и к мелодичному звучанию игрушек, ему явно нравится тихая плавная музыка. И все же из широкого спектра разнообразных звуков, окружающих младенца, предпочтение он отдает голосу взрослого, который всегда действует на него умиротворяюще.

Во время бодрствования ребенок обычно лежит на спине, устремив вверх отсутствующий взор. Подвесьте над ним на высоте 60–70 см яркий воздушный шар, закрепите небольшой пучок разноцветного елочного «дождика» или иной предмет, который может прийти в движение от легкого дуновения воздуха. Укрепите над кроваткой музыкальную карусель. Ребенок будет обращать внимание на эти предметы. Установлено, что новорожденный начинает следить за медленно движущимися предметами, а позже останавливает взор на неподвижных. Со второй-третьей недели младенец пытается следить и за небольшой яркой звучащей игрушкой, если держать ее перед ним на высоте 30–40 см и медленно вести от центра то в одну, то в другую сторону Сначала малыш быстро теряет игрушку из вида, но вскоре учится прослеживать ее движения по увеличивающейся раз от раза траектории.

Наклоняясь к ребенку, разговаривая с ним, вы замечаете, что он останавливает взор на вашем лице, обычно на верхней его части. Зацепить, удержать этот взгляд – задача не из легких. Произносите нежные слова, улыбайтесь, ласкайте малыша, то есть подключайте комплекс разнообразных раздражителей (звуковых, тактильных, мимических). При кормлении ваше лицо находится на расстоянии 30–40 см от лица ребенка (это идеальное расстояние для рассматривания). И вот наступает момент, когда вы оба смотрите «глаза в глаза». Психологи считают это одним из первых признаков зарождающегося общения.

С первых дней жизни у младенца наблюдаются разнообразные мимические движения и даже нечто, похожее на улыбку. Такие движения обычно появляются на лице ребенка во сне и носят название «физиологическая улыбка».

Уже почти месяц вы лелеете своего ненаглядного малыша, целуете, ласкаете, купаете в нежности и заботе. И вот в очередной раз склонившись над ним, вы будете потрясены – вы увидите широкую беззубую, до невозможности прекрасную улыбку. И адресована эта улыбка вам – и только вам. Появление такой «социальной улыбки» знаменует конец периода новорожденности.

 


Date: 2016-02-19; view: 280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию