Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В ожидании малыша
В последнее время на полках книжных магазинов появилось множество изданий для беременных. В них можно найти подробнейшие советы об образе жизни, питании, физкультуре, гигиене женщины в период беременности. Существует также много книг о психологических изменениях, происходящих у будущих матерей и отцов во время ожидания малыша. Поэтому мы не будем говорить о том, что надо делать, чтобы беременность протекала благополучно, и как подготовиться к родам. Мы попробуем выяснить, что надо предпринять, чтобы ваш будущий малыш благополучно развивался, и как подготовить его к родам. Процесс внутриутробного развития ребенка сложно организован природой. Он регулируется разворачиванием генетической программы – этап за этапом в четкой последовательности. Казалось бы, мы бессильны контролировать его. Однако не стоит полагаться на то, что природа закончит ею начатое без вашего участия. В последнее время часто говорят о том, что беременность – творческий процесс; так где же место для активности будущих родителей, если все предрешено и контролируется физиологией? На самом деле вы действительно творец, и ваша творческая задача – помогать природе. Представьте себе два одинаковых растения: одно растет в благоприятных условиях, другому не хватает света, тепла, воды, да и почва не подходит. Процесс роста у обоих контролируется природой и проходит через одни и те же этапы: прорастание зерна, образование корневой системы, рост стебля, появление листьев, бутона и его распускание. Однако цветки получаются совсем разные: и по цвету, и по размеру. Ваш малыш, как и растение, для полноценного «цветения» требует особых условий, а вы «садовник», который эти условия может создать. Но чтобы ухаживать за растением, садовнику надо знать все о растении и о том, в чем оно нуждается на каждом этапе развития. И нам для начала нужно узнать, что происходит в процессе внутриутробного развития и какие условия необходимы для развития ребенка. Стадии внутриутробного развития Внутриутробное развитие ребенка включает три качественно раз-личные стадии: • зародышевую стадию или стадию яйца (от зачатия до 2-й недели беременности); • эмбриональную стадию или стадию зародыша (3-я—12-я недели беременности); • остальную стадию или стадию плода (с 13-й недели беременности до рождения). Стадия яйца начинается с оплодотворения в маточной трубе яйцеклетки сперматозоидом, после чего оплодотворенная яйцеклетка, зигота, движется 3–4 дня под воздействием ворсинок, устилающих маточную трубу, в матку. Все это время зигота активно делится, пока (в начале 2-й недели) не дорастает до момента, когда может устроиться (имплантироваться) в слизистой оболочке стенки матки. До этого времени мать не чувствует наступившей беременности. В стенке матки образуется лакуна, полость, заполненная кровью матери, и начинается формирование плаценты и пуповины – органов, связывающих мать и ребенка. Когда величина яйца достигает 0,5 мм, запас питательных веществ, содержащийся в яйцеклетке, истощается, и зародыш начинает получать питание из крови матери. Это является сигналом для организма матери, что беременность состоялась, и начинается стадия зародыша. Стадия зародыша. Теперь зародыш не просто делится: начинается дифференциация тканей и органов – закладываются все внутренние органы, кожа, скелет, нервная система. К концу зародышевого периода полностью сформированы плацента и пуповина. Плацента (в переводе – «лепешка») – это орган питания и дыхания ребенка внутри утробы. В плаценте капилляры эмбриона и матери встречаются, и через тончайший плацентарный барьер из крови матери к ребенку поступают питательные вещества и кислород, а от ребенка к матери – продукты обмена и углекислота. Ребенок защищен от болезней благодаря тому, что антитела из материнской крови проникают сквозь плацентарный барьер. Кроме того, плацента является железой, в которой образуется гормон прогестерон, «следящий» за тем, чтобы беременность женщины развивалась нормально. От плаценты отходит пуповина. Так образуется первая физиологическая связь матери с ребенком. Однако до полного созревания и полноценного функционирования плаценты и пуповины связь ребенка с матерью еще ненадежна, поэтому именно сейчас важно предотвратить все травмирующие воздействия, особенно никотина и алкоголя. В это время женщина уже начинает чувствовать беременность под влиянием гормона прогестерона (в переводе означает «для беременности»). Он вызывает повышенную сонливость, утомляемость и изменения в других железах: усиливается обмен веществ, вследствие чего женщина может чувствовать раздражение, повышенную чувствительность; снижается кислотный состав желудочного сока – что проявляется в изменении вкуса беременной. Под воздействием прогестерона увеличивается объем груди, повышается чувствительность сосков; внизу живота усиливается кровообращение, что вызывает тянущие ощущения. Часто в этот период беременная испытывает тошноту, которая свидетельствует о гормональных перестройках организма женщины. Период с 3-й по 12-ю неделю крайне важен для развития органов ребенка и его внешнего облика. И это самое подходящее время стать «садовником» для будущего ребенка. Дело в том, что в развитии зародыша есть особые периоды, называемые «сензитивными», когда происходит активное формирование систем и органов, и риск их нарушений максимален. Чаще всего нарушения происходят вследствие употребления будущей мамой никотина, алкоголя, лекарственных препаратов, а также в результате инфекционных заболеваний или воздействия бытовых препаратов (лаки, краски, ацетон, средства против насекомых, удобрения), содержащих токсические соединения. Эти химические соединения, а также вирусы способны преодолевать плацентарный барьер и вызывать необратимые последствия в организме будущего ребенка. Некоторые группы лекарств, которые употребляются повседневно, способны привести к изменениям костей, тканей, внутренних органов эмбриона. Поэтому любой, даже самый безвредный препарат должен назначаться беременной врачом и употребляться ею только после тщательного изучения инструкции. Опасным, травмирующим плод действием обладают вирусы – возбудители таких заболеваний, как токсоплазмоз (эта болезнь у взрослого человека протекает в скрытой форме, но для плода она опасна; часто переносчиками токсоплазмоза являются кошки), герпес, краснуха, корь, свинка, гепатит. Беременная женщина должна избегать контактов с переносчиками болезней. Во время эпидемий ей нежелательно выходить на работу, если это возможно, посещать поликлиники, больницы и детские учреждения. Уже в зародышевый период начинает формироваться и функционировать нервная система. На 7-й неделе удалось зафиксировать биоэлектрическую активность головного мозга зародыша. В самой примитивной форме эта активность проявляется в состояниях сна и бодрствования. Немецкие ученые утверждают, что у новорожденного ритм сна и бодрствования такой же, как у беременной. Так что, если хотите, чтобы ребенок спал по ночам, соблюдайте режим с самых первых месяцев беременности. В этот период появляются первые формы чувствительности: на 6-й неделе – вестибулярная, на 8-й неделе – тактильная (эмбрион начинает реагировать на прикосновение). К концу зародышевого периода длина эмбриона достигает 3 см. К этому времени оформляются основные части тела будущего ребенка, закладываются и начинают функционировать внутренние органы и нервная система. Эмбрион вступает в стадию плода. Стадия плода начинается с 3-го месяца внутриутробного развития. В этот период ребенок активно растет, его системы и органы совершенствуются и тренируются. На 3-м месяце развивается лицевая мускулатура, плод умеет гримасничать. Наблюдения показали, что мимика плода отражает изменения лица его мамы во время смеха или плача. Ребенок может заглатывать околоплодную жидкость и мимически реагировать на ее вкус, так как на языке плода появились вкусовые почки. На 4-м месяце у ребенка появляется сосательный рефлекс, и он может сосать свой палец. К 16 неделям все формы чувствительности уже развиты. Ребенок начинает слышать. Звуковая среда, окружающая плод, очень богата: сердцебиение матери, шум крови в сосудах, звуки перистальтики кишечника. Плод хорошо слышит звуки извне, особенно низкие, например, голос папы. Так что, дорогие папы, вы можете уже сейчас разговаривать с малышом, и это послужит для вас троих основой тесной привязанности. На 5-м месяце беременности длина плода достигает 20 см и ему становится тесновато в околоплодном пузыре. С этого момента мама начинает чувствовать движения малыша. Шевеление плода – своеобразная тренировка перед родами и началом самостоятельной жизни, оно укрепляет и увеличивает мышечную массу. Шевеление – признак того, что ребенок растет и развивается нормально. Дата первого шевеления – это и дата первого знакомства мамы с малышом. С этого момента его существование становится непреложным фактом. В это же время образуется связь между нервной и эндокринной системами. Это основа эмоционального переживания. Теперь ребенок способен воспринимать не только внешнюю стимуляцию, но и эмоциональную реакцию матери. На 6-м месяце развития ребенка завершается образование клеток головного мозга. Этот «запас» серого вещества головного мозга останется с ним на всю жизнь. Внешне плод становится все более похожим на новорожденного: образовалась подкожная жировая клетчатка; кожа гладкая, покрыта смазкой, предохраняющей ее от воздействия околоплодных вод и облегчающей прохождение ребенка по родовым путям при родах. К 7-му месяцу окончательно оформляется дыхательная система ребенка. С этого времени он способен к самостоятельной жизни вне тела матери. Однако он еще совсем мал: длина его тела 35 см, масса – 1300 г. Малыш еще не совсем готов к рождению – ему нужно окрепнуть, подрасти, «одеться» слоем подкожного жира, чтобы не замерзнуть снаружи. К концу 7-го месяца ребенок обычно переворачивается вниз головой в теле матери и не меняет эту позицию вплоть до родов. Такое положение стимулирует прилив крови к головному мозгу, который в это время интенсивно развивается. К концу 9-го месяца внутриутробного развития ребенок физиологически готов к жизни во внешнем мире. Длина его тела около 50 см, масса около 3 кг. Приближается время родов. Вот вы и познакомились с тем, как ребенок развивается, находясь в утробе матери. Теперь мы знаем кое-что о его потребностях и возможностях. Поговорим о том, что вы можете дать ребенку в этот период. Сенсорный и двигательный опыт будущего ребенка Раньше считалось, что ребенок в утробе матери полностью изолирован от внешних воздействий. К середине XX века ученые выяснили, что новорожденный приходит в этот мир с немалым багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств и, что очень важно, запоминает их. Самая ранняя чувствительность – вестибулярная. Это ощущения о положении тела относительно направления силы тяжести. Ученые регистрируют ее наличие на 6-й неделе внутриутробного развития. Впрочем, вплоть до 5-го месяца ребенок «плавает» в околоплодных водах практически без ограничений и не ощущает изменения положения тела матери. Однако к концу беременности, когда плод занимает «фиксированное» положение в теле матери, он способен воспринимать и запоминать последовательность сейсмостимулов, например, знакомый путь от дома до парка или из комнаты на кухню – словом, знакомые и часто повторяемые траектории. Новорожденный может узнавать этот путь, проходя его на руках мамы или в коляске. Важна и богата стимулами тактильная чувствительность – с 7-й недели ребенок ощущает околоплодные воды, пуповину, стенки матки, части собственного тела. Это дружелюбное и мягкое окружение сопровождает ребенка все 9 месяцев, и лишь после родов он встретится с твердыми поверхностями. Поэтому многие новорожденные успокаиваются в теплой воде – она будто «возвращает» их в утробу матери. С 6-го месяца внутриутробного развития ребенок способен чувствовать прикосновение матери через стенку живота, а с помощью терморецепторов на коже ощущать тепло солнца или прохладу воды. В 9 недель на языке плода появляются вкусовые сосочки. С этого времени он способен различать вкус околоплодной жидкости и реагировать на него. В околоплодную жидкость питательные вещества, как и в материнское молоко, попадают через кровь матери. У плода уже есть свои вкусовые пристрастия: ученые наблюдали гримасу отвращения на лице у ребенка, когда мама ела горькое и острое. Ребенок «знакомится» с рационом матери и чувствует удовольствие, получаемое ею от любимых блюд. Постарайтесь сохранить ваше меню и после родов, так как новорожденный, как показали наблюдения, очень привередлив к составу молока – он не любит новшеств в еде. Младенец даже может отказаться от груди, если мама коренным образом изменила свое питание после родов. В 16 недель ребенок начинает слышать. Как уже говорилось, он слышит звуки материнского тела: ритмичный стук сердца, шум крови, звуки перистальтики. Внешние звуки ребенок тоже слышит, но приглушенно, через водную среду. Звуки, которые ребенок услышит после родов, сильно отличаются от внутриутробной звуковой среды. Они более громкие и отрывистые, отсутствует ритмическая основа – стук сердца матери. Вы поможете новорожденному адаптироваться, если создадите вокруг него привычную звуковую среду Стук часов или метронома похож на стук материнского сердца. Шум моря, записанный на пленку, напоминает звук движения крови по сосудам матери. И конечно, самый простой и естественный способ адаптации ребенка – прикладывание его к груди, которое помимо полноценного питания дает ему возможность услышать знакомые звуки, ощутить теплоту материнского тела. Так ребенок получает знак, что он не одинок в чужом мире, что у него есть его мама. Можно заранее познакомить ребенка со звуками, которые будут его окружать, когда он родится. Для этого нужно уже в конце беременности позаботиться о месте, где будет жить новорожденный, ведь в каждом помещении свой набор звуков: тиканье часов, стук двери, скрип паркета. Можно заранее купить музыкальные записи (замечено, что дети больше всего любят спокойную мелодичную классическую музыку) и прослушивать их, стараясь расслабиться и получить удовольствие. Известно, что произведения Баха и Бетховена вызывают двигательную активность плода, тогда как мелодии Вивальди, Чайковского способны, наоборот, его «утихомирить». Возможно, ваш ребенок шевелениями сам выскажет музыкальные предпочтения – посоветуйтесь с ним при выборе музыки. Записей не должно быть много, лучше всего всегда прослушивать их в одной и той же очередности. Очень хорошо, если вы будете петь будущему малышу: вспомните детские песенки и колыбельные, которые пела вам мама. Если вы считаете, что лишены музыкального слуха, читайте ребенку короткие сказки. Сказок тоже должно быть немного – 2–3. Можно «приучать» ребенка к ритуалу ночного засыпания. Для этого необходимо регулярно перед сном соблюдать определенную последовательность действий: легкий ужин, теплый душ, колыбельная или сказка и главное – умиротворенное, спокойное состояние. Колыбельную можно сопровождать легкими, спокойными и ритмичными поглаживаниями ребенка – он почувствует их через стенку живота. Замечено, что такой ритуал, знакомый новорожденному еще по внутриутробной жизни, поможет маме в будущем успокоить малыша и настроить его на длительный спокойный ночной сон. Как видите, некоторые проблемы новорожденного ребенка – с засыпанием, питанием – знающая мама может предусмотреть, а главное – обеспечить ему эмоциональный комфорт. На 5-м месяце внутриутробного развития, когда ребенок начинает шевелиться, переживания матери становятся особенно важными для него. Он обретает способность эмоционально реагировать на ее состояние, которое передается ему с помощью гормонов, поступающих в кровоток. Ребенок чувствует любое ее переживание: и радость, и грусть. Если мать раздраженно реагирует на шевеление ребенка: «И без тебя полно проблем!» – он незамедлительно получает сигнал: «Я мешаю, я лишний, я не нужен этому миру». Но если она при шевелениях адресует малышу теплоту, нежность, радость, он запоминает: «Я что-то сделал – и теперь мне хорошо». Помните: вы для плода – весь мир, и ваша реакция является для него глобальной, для него это реакция всего окружающего мира. Стимул жить, радостно развиваться может дать только любящая, а не подавляющая среда. Шевеления чрезвычайно важны для полноценного развития плода. А реакция матери может как стимулировать его движения, так и тормозить их. Замечено, что матери, не желающие рождения малыша, для которых беременность – проблема, не настроены «на волну» ребенка. Ощущая его шевеления, они эмоционально не откликаются на них или реагируют отрицательно. Такой ребенок уже внутри утробы «старается» не раздражать мать – его движения редки и неактивны. Он рождается слабым, с малым весом. Активность плода можно вызвать искусственно. Обычно в этом нет необходимости. Более того, следует помнить, что мышечная активность истощает и так небольшой запас кислорода, поступающего к ребенку. При нехватке кислорода – в общественном транспорте, в душном помещении, при физической нагрузке мамы плод начинает активно шевелиться. Если после этого подышать чистым, свежим воздухом, ребенок успокоится, заснет. После «тренировки» отдых необходим и матери, и ребенку. И конечно, каждое шевеление нужно использовать как возможность пообщаться с малышом. Некоторые беременные жалуются на то, что шевеления ребенка мешают спать по ночам. В этом случае лучше спать, открыв на ночь форточку или окно. Подготовка к родам Впереди роды, и вы можете подготовить ребенка к предстоящим изменениям. Он попадает в мир, где все по-другому: на него будут действовать сила тяжести, температура; тактильные, зрительные, слуховые ощущения станут непривычно интенсивными. Процесс адаптации ребенка к внешнему миру сложен и долог: в среднем он занимает 1,5 месяца. Беседуйте с малышом о том, что ждет его впереди: о том, как прекрасен мир, о том, что вся семья очень хочет, наконец, познакомиться с ним. Отмечайте и комментируйте ребенку любое положительное впечатление. Жажду новых впечатлений, интерес к миру можно закладывать в ребенке уже сейчас. И для вас роды станут полным смысла периодом: родить ребенка для того, чтобы показать ему мир. Роды обретут духовное значение, станут первым актом вашей любви: вы отделяете ребенка от себя, чтобы позволить ему начать собственную жизнь. Когда он начнет расти и познавать, в нем будет заложена любовь к жизни. И вряд ли ему захочется вернуться во внутриутробное состояние: ведь ему хорошо и здесь. Кроме того, важен и ваш собственный настрой перед родами. У большинства женщин роды вызывают страх, они хотят избежать их. Подумайте о том, что долгий процесс родов важен для благополучия ребенка: длительная «прелюдия» к выходу на свет подготовит его организм к работе в новых условиях. Сейчас в нелегком деле подготовки к родам у молодой семьи появились помощники: по всей стране открываются перинатальные центры, где работают акушеры, гинекологи, психологи, педагоги. Эти специалисты не только дадут вам рекомендации, но и окажут необходимую помощь.
Date: 2016-02-19; view: 349; Нарушение авторских прав |