Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некрасов А. И





Основы социологии

 

 


Аннотация

 

Данное пособие содержит в себе краткое изложение некоторых основополагающих проблем социологической науки. Автор исходит из тезиса о единстве фундаментальных и прикладных исследований и настаивает на способности к предвидению как атрибута научного знания. Рассматриваются некоторые нетрадиционные социологические проблемы.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

ТЕМА №1 ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

. Возникновение социологии

.Социологические идеи Сен-Симона

.Социологические идеи Огюста Конта

. Социологические идеи Герберта Спенсера

. Социологические идеи Карла Маркса

.Социологические идеи Эмиля Дюркгейма

. Социологические идеи Маркса Вебера

. Социология в советском и постсоветском обществе

. Социологическая мысль в Украине

Тема№2 социология и общество

.Социальная ценность научного знания

.Предмет социологии

.Фундаментальные и прикладные исследования в социологии

.Теория среднего уровня в социологии

. Социология права как теория среднего уровня

.Социология и смежные дисциплины

. Функции социологии в обществе

ТЕМА №3 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

.Понятие личности в социологии

.Социальные статусы и социальные роли личности

.Понятие и признаки общества

.Сплочённость общества как необходимое условие его существования

.Качество населения как субъекта общества

.Гражданское общество и его социальное значение

.Социальная структура общества

.Понятие класса общества. Классы и страты

.Нация как социальная группа

.Религиозная группа как социальная общность

.Малые социальные группы и их социальное значение

.Сущность элиты общества, её роль в общественной жизни

.Социальные институты и их виды

ТЕМА №4 СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА

..Потребности индивида как исходный момент его активности

.Понятие ценности в жизни человека и общества

.Понятие интереса. Роль интересов в социальной динамике

.Роль идей в социальных процессах

.Эксплуатация человека человеком как социальное отношение

.Социальная мобильность

.Законы общества

.Девиантное поведение и социальный контроль

.Социальные конфликты

.Качество жизни как социальное явление

.Прогресс и регресс общества

."Болезни" общества.

ТЕМА №5 МЕТОДОЛОГИЯ социологического исследования

.Особенности социального познания

.Метод опроса в социологическом исследовании

.Принцип репрезентативности в социологическом исследовании

.Метод измерения в социологическом исследовании

.Метод наблюдения в социологическом исследовании

.Метод эксперимента в социологическом исследовании

.Метод изучения документов в социологическом исследовании

.Достоверность социологического знания

Литература


Предисловие

 

Включение социологии в учебные планы вузов было шагом вперёд в деле деидеологизации образования. В годы советской власти некоторые социологические проблемы излагались в курсе философии, политической экономии и так называемого научного коммунизма. До начала 90-х годов социология признавалась лишь как наука, да и то в усечённом виде: под социологией понимались прикладные исследования, а роль фундаментальных исследований выполняла философия (исторический материализм). Обилие схоластики и предвзятых идеологических установок маскировало суть реальных социологических проблем. Чего стоил, например, тезис о народных массах как решающей силе истории.

Начало 90-х годов стало судьбоносным не только для страны, но и самой социологии. Три десятилетия занятий вопросами материального производства, хотя и ограничивало круг тем исследований, всё же позволило отечественным социологам накопить большой опыт проведения исследований и разработать ряд методологических проблем. Однако с изменением политической ситуации исчез единый заказчик с его экономическим интересом к социологии. Появились новые заказчики с их частными политическими интересами. Социология труда уступила место политической социологии и социологии электоральной (выборов и избирательных систем). Другим результатом политических изменений было освобождение социологов от идеологических установок. Казалось бы, такое благоприятное условие будет способствовать развитию науки. Однако социологи склоняются к определению своей науки как прикладных исследований. Объектом социологии у них выступают отдельные общественные явления, а предмет сводится к конкретной цели исследования. Теория развивается лишь применительно к такого рода исследованиям.

Что же касается фундаментальных исследований, они отодвигаются в область так называемой социальной философии. Отмечу сразу, что основание, по которому философия делится на философию природы и философию истории (в современном толковании "социальную философию") сомнительно. Философия возникала во всех своих проблемах как единая форма общественного сознания. Что бы ни становилось предметом любознательности философа (природа, возможность её познания, общество, способы общежития и др.), в конечном счёте, направлялось на решение коренных проблем человеческого бытия: познание, истина, свобода, справедливость, судьба, смысл жизни и др. "конечный продукт" философии - мудрость, так необходимая при принятии жизненно важных решений. Философия есть мировоззрение. Наукой она может быть признана лишь в общекультурном плане, и как мировоззрение она абстрактна, следовательно, не обладает необходимым набором средств для исследования конкретных проблем. Перенесение в философию фундаментальных социологических проблем ничего не даст ни философии, ни социологии. Напротив, фундаментальные исследования дают возможность постановки новых проблем, например, качества населения или гражданского общества в социологическом аспекте.

Пониманию сущности любой науки способствует усвоение её истории. Г. Гегель писал: “Голый результат - это труп, оставивший после себя то, что сообщало результату новую жизнь: путь к нему, напряженные искания, стремление к цели - тенденцию”. Представляет интерес не только история общества в период возникновения социологии, а и история самой социологии, которая по драматизму, вряд ли, уступит истории общества. Каждый последующий из указанных в пособии социологов вносил что-то новое в науку, отличное от идей своих предшественников. Видимо, историю социологии можно изучать не только в идеях, но и в лицах. Основное внимание уделено социологии 19 в., как более богатой на идеи в сравнении с веком 20-м. Минувшее столетие, за исключением, быть может, некоторых идей, характерно эпигонством, эмпиризмом и схоластикой. Благодаря данным чертам социология до сих пор находится в процессе становления, который затянулся, увы, на два столетия. Попытки некоторых учёных ограничить социологию, лишь прикладными исследованиями несостоятельны. Социология начиналась как фундаментальные исследования и её в таком качестве не заменит ни одна другая наука. С другой стороны общество не может позволить себе роскошь иметь две науки с одинаковым названием.

Следует отличать науку социологию от социологии как учебной дисциплины. Наука формулирует свой предмет, проблемы, методы исследования. Учебная дисциплина включает в себя классический, хотя порой и очень дискуссионный материал. Она выполняет ряд функций в обществе, в особенности мировоззренческую и идеологическую. Добросовестно относящийся к учёбе студент не сочтёт социологию принудительным, ненужным приложением к получаемой в вузе специальности. Социологический материал органически связан с политикой, правом, историей, экономикой и другими областями общественной жизни. Разные науки в разных отношениях исследуют одно и то же общество и социология в их ансамбле - равная среди равных.


ТЕМА №1 ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

 

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ

 

Существует большая пестрота мнений относительно времени возникновения социологии. Некоторые авторы по своему усмотрению начинают социологию с трудов какого-либо мыслителя. Обычно бывает достаточно, чтобы тот или иной учёный (или даже литератор) писал об обществе. Поэтому немудрено считать социологом даже Платона. О социальных проблемах писали многие историки, правоведы, экономисты и представители других наук. Однако в отношении социологии их труды не выходили за пределы публицистики, а публицистика не есть наука. С таким же успехом они могли бы писать (и некоторые писали) о погоде и небесных явлениях, но такие писания не делали их ни метеорологами, ни астрономами. Личный интерес какого-либо учёного к каким-либо проблемам недостаточен для создания им науки. Должны быть необходимые социальные условия, своего рода “социальный заказ”. Наука возникает в ту эпоху, когда общество начинает испытывать в ней потребность. В противном случае талант и энтузиазм исследователей-одиночек гаснут как искры в ночи. Итак, для возникновения любой науки, в том числе и социологии, необходимы два главных условия: "социальный заказ" и талантливые люди, способные его выполнить.

Социология возникает не случайно в эпоху завоевания буржуазией государственной власти в ряде стран Европы. Крушение иллюзий века Просвещения о разумности природы человека, о всеобщей свободе, справедливости, равенстве и братстве всех людей, ожесточённая борьба за власть и собственность породили вопросы о сущности общества, его динамике, его оптимальной организации, при которой на земле воцарились бы справедливость, свобода и равенство. Итоги великой французской буржуазной революции 1789-1793 г.г., покончившей с одной монархией и породившей новую монархию Наполеона I, разочаровали мыслителей Европы. Ход революции показал, что общество развивается по своей собственной логике, что люди порой выступают против социальных изменений, которые, казалось бы, им выгодны. Внимание исследователей переключается с изучения человека как такового на изучение общества как некоего целостного организма. Это приводит, в свою очередь, к перемене подходов к исследованию: должное вытесняется сущим. Общество изучается таким, каково оно на самом деле, а не таким, каким должно быть, по мнению просветителей. Принцип объективности исследования становится таким же основополагающим, как и в естественных науках. Каким бы ни было отношение исследователя к обществу, составляющим его социальным группам, к протекающим в нём социальным процессам и т.д., он обязан устранить свою пристрастность из исследования. Таков единственный путь к истине. Чтобы стать социологом, исследователю недостаточно писать об обществе. Ему следует создавать науку: определять её предмет, разрабатывать категориальный аппарат, обосновывать методы исследования, показывать её роль в обществе. Это положение обычно не усваивается людьми, находящими истоки социологии в античных утопиях или церковных текстах.

Одним из первых, кто стал разрабатывать социологию как науку, был А. Сен-Симон. Неудовлетворённый итогами революции конца 18 в., он предпринимает попытку теоретически изменить общество. Естественные науки к началу 19 века добились наибольших успехов в развитии сравнительно с другими элементами культуры, поэтому их уровень, их методы исследования должны быть, по мнению Сен-Симона, образцом науки о человеке и обществе. Подчёркивая большую роль естествознания в общественной жизни, он хотел бы видеть такой же совершенной как науку об обществе. Ощущая её необходимость, Сен-Симона в 1808 г. называет ее позитивной. Наряду с этой главной характеристикой он даёт науке об обществе, название “социальная физиология”, потом “социальная физика”.

В работах Сен-Симона социология только начата, но ещё далеко не закончена. Об этом свидетельствует и первоначальное название новой науки (“социальная физиология”) и недифференцированность отраслей знания внутри неё, и сильное влияние естественных наук. Однако первый шаг сделан, это начало разработки концепции позитивного знания, это указание сил, которым в новую эпоху принадлежат ведущая роль в обществе, это обоснование огромной роли науки в экономике и быту людей. Учение Сен-Симона продолжил его ученик О. Конт, несмотря на весьма непростые отношения между ними. Примечательно, что многие исследователи указывали на заимствование О.Контом идей Сен-Симона, однако называют имя лишь ученика, а не учителя. Объяснить этот факт можно лишь созданием концепции позитивного знания, что позволило социологии состояться как науке.

В подходе Сен-Симона, О.Конта, Г.Спенсера к обществу как социальному организму, как единому целому заложен глубокий смысл. Если природу можно изучать фрагментарно, полагая, что её однопорядковые явления в существенных чертах похожи друг на друга, то при изучении общества такой подход явно недостаточен. Изучение, например, такого явления, как миграции населения немногое даст исследователю без изучения причин миграции, состояния социальных отношений в местах проживания мигрантов и местах начала их новой жизни. Поэтому системный, целостный подход к изучению общества - не дань моде, а необходимость развития науки. Очевидно, при исследовании любого отдельного явления необходимо включать его в возможно более широкий контекст социальных отношений (что необязательно при изучении природных явлений). Познавать частности можно, только познавая целое и, напротив, познание целого возможно лишь через познание частностей. Такова общеметодологическая установка развития социологии. Осуществлять её непросто, однако более обоснованной альтернативы не существует. В этом убеждает история социологии XX века. Предпочтение фундаментальных исследований прикладным порождает высокопарную схоластику, предпочтение прикладных исследований фундаментальным порождает "ползучий" эмпиризм. Но, как писал Г.Спенсер, общество не может пойти прямо, не испытав все кривые пути. В полной мере это суждение относится и к социологии.

Возникновение и развитие социологии характеризуется не только используемыми принципами, но и вводимыми методами исследования. Первоначально использовался метод изучения документов, сравнительный метод и др. Использование метода опроса существенно усилило арсенал средств социологов. В то же время под влиянием эффекта приближённости к объекту исследования и иллюзии освобождения от господствующей идеологии возникло некоторое преувеличение возможностей этого метода. Сверхзадача науки - предвидение будущего состояния объекта исследования - снимает односторонность любого метода и указывает на необходимость их комплексного применения.

 

Date: 2016-02-19; view: 358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию