Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проведение подвижных игр в разных возрастных группах
Игровая деятельность ребенка начинает развиваться уже в раннем возрасте. Для того чтобы игра малышей была полноценной, необходимо создавать для них педагогически целесообразную внешнюю обстановку, правильно подбирать игрушки. Дети второго года жизни очень подвижны. Для удовлетворения их потребности в движении необходимо иметь на участке горку, скамейки, ящики и другие пособия. Детям должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т. д., играть в прятки, догонялки. В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает их в игры с помощью игрушек, старается разбудить интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наиболее часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «ловишек», а также игры-забавы. Малышей привлекает в игре главным образом процесс действия: им интересно бежать, догонять, бросать и т. д. Важно научить их действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успешность проведения игры зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы движений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из ребят старших групп. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы малыши не испугались и у них не пропал интерес к игре. При проведении сюжетных игр рекомендуется применять методику, обращенную к воображению ребенка. С этой целью используют образные возможности сюжетного рассказа. Приведем образец рассказа к игре «Воробушки и автомобиль». Дети садятся на стульчики, и воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Они подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Однажды появился большой красный автомобиль и загудел „би-би-би“. Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в такую игру. Вы будете маленькими воробушками. Стульчики будут вашими гнездышками, а я буду изображать автомобиль. Воробушки, вылетайте! А как только автомобиль загудит „би-би-би“, все воробушки должны лететь в гнездышки». Такое объяснение занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, выполняя и роль воробушка, и роль автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения. Они с удовольствием входят в образ, иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зернышки и приговаривают «клю-клю», пьют водичку и попискивают «пи-пи». Педагог следит за образным выполнением детьми действий, напоминает, чтобы они использовали в игре всю площадку, летали красиво, эмоционально имитировали движения, действовали (по возможности) по сигналу. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать детям об игровом образе. Значительно оживляют игру различные атрибуты: головные уборы с изображением птичек, рули автомобиля и т. д. При последующем проведении игры детям предлагают новые варианты: воробушки возвращаются в свои гнездышки, влезают на скамейку (садятся на провода). К концу года роль автомобиля можно поручать наиболее активному ребенку. Для младшей группы рекомендуются игры с текстом. При проведении таких игр, как «Заяц», «Поезд» и др., воспитатель выразительно читает текст, сопровождая его соответствующими движениями. Такие игры воспитывают у детей чувство ритма. Ребята, слушая воспитателя, стараются подражать его движениям. К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличивает расстояние для бега, метания, высоту прыжков; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. Если ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям. Педагог отмечает успехи детей в игре, воспитывает доброжелательность, честность, справедливость. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята», «Мышеловка» и др., несюжетные игры: «Найди себе пару», «Чье звено скорее соберется?» и др. Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуждают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сюжета в новые сочетания. Воображение ребенка пятого года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие. Здесь велика роль образного сюжетного рассказа. Например, можно предложить детям игру «Козлята и волк». Воспитатель рассказывает: «Жила-была мама-коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, особенно злому волку: „Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку: „Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молока принесла“. Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в дверь и приговаривает грубым голосом: „Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла“. Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. „Слышим, слышим, – закричали они, – не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь!“ Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голосом: „Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла“. Открыли козлята дверь маме и рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молоком. И стали они во дворе бегать, прыгать и играть». Педагог берет на себя роль мамы-козы, выбирает из числа детей волка, а остальные дети изображают козлят. Воспитатель напоминает детям, что «открывать дверь маме» можно только после того, как прозвучат последние слова песенки. Такое объяснение сюжета занимает не более полутора минут. Оно снижает двигательную активность детей, моторную плотность игры. Вместе с тем увлеченность ребят игрой дает возможность решать воспитательные задачи в комплексе. В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед ребятами ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку. Движения детей 5–6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и несюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования, которые поначалу целесообразно вводить как соревнование между несколькими детьми, равными по физическим силам и уровню развития двигательных навыков. Так, в игре «Кто скорее добежит до флажка?» задание выполняют 2–3 ребенка. По мере овладения детьми навыками ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Выигравшим считается звено, участники которого справятся с заданием быстро и правильно. В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, чтобы они были легкими, красивыми, уверенными. Ребята должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. Необходимо ставить перед ними в играх задачи для самостоятельного решения. Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья, в каждом звене выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажками в руках разбегаются по залу. По команде: «В круг!» – они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу, по команде: «В круг!» – строятся вокруг звеньевого, и пока воспитатель считает до пяти, выкладывают какую-нибудь фигуру из флажков. Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой – в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в подвижных играх, дети получают знания самостоятельно. Знания, добытые собственными усилиями, усваиваются сознательно и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких открытий. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игр, новые сюжеты, более сложные игровые задания. Каждый играющий должен знать свою задачу и в соответствии с ней исполнять воображаемую роль в предлагаемой ситуации. Вхождение в роль формирует у детей способность представить себя на месте другого, мысленно перевоплотиться в него; позволяет испытать чувства, которые в обыденных жизненных ситуациях могут быть недоступны. Поскольку игра включает активные движения, а движение предполагает практическое освоение реального мира, игра обеспечивает непрерывное исследование, постоянный приток новых сведений. Таким образом, подвижная игра является естественной формой социального самовыражения личности и творческого освоения мира. В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений, различные комбинации их (игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь», «Обезьяна и охотники» и др.). Первоначально ведущую роль в придумывании вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений способствует придумывание ребятами упражнений на заданную тему, например, упражнений, имитирующих движения животных, птиц, зверей (цапля, лисичка, лягушка), или задание придумать и назвать упражнение, а затем выполнить его («Рыбка», «Снегоочиститель» и др.). Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Поначалу ведущая роль в этом принадлежит воспитателю, но постепенно детям предоставляется все больше самостоятельности. Так, проводя игру «Два мороза», воспитатель сначала предлагает такой вариант: тот кого «морозы» осалят, остается на месте, а дети, перебегая на противоположную сторону, не должны задевать «замороженных». Затем педагог усложняет задание: убегая от «морозов», дети должны дотронуться до «замороженных» товарищей и «отогреть» их. После этого воспитатель предлагает детям самим придумать вариант игры. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные; например, дети решили, что «морозам» будет труднее «заморозить» спортсменов, поэтому во время перебежек дети имитируют движения лыжников, конькобежцев. Используя метод творческих заданий, воспитатель постепенно подводит детей к придумыванию подвижных игр и самостоятельной их организации. Например, Дима E., 6 лет, побывал летом вместе с родителями в альпинистском лагере и, придя в детский сад, предложил новую игру, которую назвал «Альпинисты». Интересно, что начал он объяснение игры с сюжетного рассказа: «На огромной территории нашей родины есть глубокие реки и озера, безводные пустыни, широкие равнины и высокие горы. Горы упираются своими вершинами в небо. У подножья гор летом стелется трава, на вершинах в это время белеют снеговые шапки, которые не тают даже в сильную жару, потому что наверху очень холодно. Чтобы подняться к вершине, надо пройти по узким горным тропинкам (скамейки), пролезть в пещеру (поставленные в ряд дуги), перепрыгнуть через трещины в скале (перепрыгнуть через веревку) и, наконец, забраться на вершину (залезть на гимнастическую лестницу). Победит та группа, которая первой покорит вершину». Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая свое понимание образа, самостоятельность в решение двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр; усложнению правил. Высшим проявлением творчества является придумывание ребятами подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать. В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и несюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Дети подготовительной группы должны знать все способы выбора ведущих, широко пользоваться считалками. Важно использовать игры не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Date: 2016-02-19; view: 492; Нарушение авторских прав |