Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. 2. Методы изучения ценностейСтр 1 из 20Следующая ⇒
СОДЕРЖАНИЕ Введение............................................................................ 4 1. Ценности и их виды................................................. 9 2. Методы изучения ценностей.................................... 16 3. Концепция и метод измерения ценностей Ш. Шварца... 26 4. Структура методики и процедура проведения опросника................................................................ 35 5. Обработка результатов.............................................. 38 6. Опыт русскоязычной адаптации методики Шварца.... 40 Заключение................................................................... 46 Литература................................................................... 48 Библиография публикаций на уровне анализа ценностей личности............................................... 51 Приложение 1. Опросник ценностей............................................ 57 Приложение 2. Ключ для обработки результатов........................ 70 ВВЕДЕНИЕ Проблема ценностей и ценностных ориентации является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место... способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения». Эти слова, утверждающие центральное положение понятия «ценность», принадлежат перу психолога (Rokeach, 1973, р. 3), но сходного мнения придерживались и социологи (например, Williams, 1968), и антропологи (например, Kluckholn, 1951). Эти ученые рассматривали ценности как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, а также для оценки других людей, себя и событий. Таким образом, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие самим объектам. В данной работе мы остановимся только на психологическом аспекте проблемы и методах его изучения. В то же время следует напомнить, что проблема ценностей и ценностных ориентации является междисциплинарной, поэтому полагаем, что материал данной книги будет полезен как с теоретической, так и с практической точки зрения специалистам разных специальностей, и исследователям и практикам. Введение Целесообразно различать ценности двух типов: (1) ценности общества и социальных групп (социальные ценности); (2) ценности личности (индивидуальные ценности). В социальных, психологических и педагогических исследованиях используются как понятие ценности, так и понятие ценностных ориентации. Однозначного различения этих понятий в литературе не прослеживается. Часто они употребляются как равнозначные. При изучении характеристик общества, культуры и отдельных социальных групп используется термин «ценность». При изучении отдельных индивидов употребимы как понятие ценностная ориентация, так и понятие ценность. Под ценностными ори-ентациями понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации — это интериоризированные личностью ценности социальных групп. Таким образом, оказывается вполне оправданным говорить о ценностях личности как ее ценностных ориентациях. В последние годы значительно активизировались исследования индивидуальных различий ценностей (работы Mayton, Loges, Ball-Rokeach, & Grube, 1994; Schwartz, 1992; Seligman, Olson, & Zanna, 1996 — цит по Schwartz, Bardi, 2001). Исследования на межнациональном уровне обнаружили различия ценностей в разных культурах мира, выявили их истоки (например, работы Hofstede, 1982, 1991; Inglehart, 1997; Markus & Kitayama, 1991; Schwartz, 1997; Smith & Schwartz, 1997, Triandis, 1995 — цит по Schwartz, Bardi, 2001). Исследования этих и других авторов выявили огромное количество вариаций в ценностных приоритетах Методика Шварца для изучения ценностей личности индивидов в каждом обществе, а также различия между социальными группами в рамках одной нации. Они позволили сделать выводы, что индивиды, принадлежащие одной и той же или различным социальным группам, довольно значительно отличаются в ценностных приоритетах. Эти различия отражают их генетическую наследственность, личный опыт, социальный статус и влияние культуры. С одной стороны, ценностные приоритеты, превалирующие в обществе — это ключевой элемент в культуре. Ценностные приоритеты индивидов представляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения. С другой стороны, ценности испытывают прямое влияние повседневного опыта в изменяющемся экологическом и социально-политическом контексте. Поэтому ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов социального и индивидуального изменения, возникающего в результате исторических, социальных и личных событий. Кроме того, они могут быть положены в основу изучения различий между социальными культурами и субкультурами, которые появляются по мере того, как социальные общности развиваются в определенных направлениях в результате их уникального опыта. В современной науке и практике существует актуальная потребность в таких инструментах измерения, которые могли бы быть использованы в кросс-культурных исследованиях, имели бы достаточно разработанную теоретическую основу и были бы эффективны для изучения ценностей и ценностных ориентации как групп, так Введение и отдельных индивидов. К числу таких методик относится опросник ценностей, разработанный профессором Шварцем. Методика создавалась на основе методики М. Рокича, которая была существенно модифицирована и расширена. Данная книга представляет собой методическое руководство, характеризующее основные понятия и концепцию ценностей, методологию их изучения, описание методики Шварца, инструкции по ее проведению, обработке и интерпретации данных, а также опыт ее применения в исследовательской работе. Необходимо отметить, что Шварцем разработано две методики изучения ценностей, их анализа: • на уровне личности (индивидуальных различий), • на уровне культур (различий в социальных культурах). В данном руководстве представлена только одна из них — методика для изучения ценностей личности. Считаю свои долгом выразить искреннюю признательность С. В. Реттгес за помощь в работе по русскоязычной адаптации методики, за сотрудничество и ответственную работу по сбору и обработке результатов на разных этапах исследования. В процессе разработки варианта Опросника ценностей на русском языке мы консультировались с автором оригинальной методики профессором Шварцем. Корректность русского перевода Опросника проверялась им с помощью обратного перевода, осуществленного сотрудником, владеющим русским и английским языками, Методика Шварца для изучения ценностей личности в результате которого была подтверждена полная адекватность смысла перевода языку оригинала. Окончательный вариант Опросника ценностей, представленный в Приложении, и руководство по его проведению также были одобрены автором методики и рекомендуются им для исследовательской и практической работы в России. Вопросы и пожелания по содержанию данного руководства читатели могут направлять в адрес редакции издательства «Речь». Date: 2016-02-19; view: 952; Нарушение авторских прав |