Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт русскоязычной адаптации методики Шварца





Человек в своем поведении ориентируется на опреде­ленные ценности, существующие в обществе или в рефе­рентной для него социальной группе. Эти ценности вхо­дят в структуру его убеждений в виде определенных образцов оценивания окружающего мира, которые ста­новятся основой выбора собственных поступков. В ори­гинальной методике Ш. Шварца используется понятие ценности (values). В русском языке существует два близ­ких по смыслу термина ценности и ценностные ориента­ции. Хотя некоторые авторы находят различие в значении этих понятий, с нашей точки зрения, оба могут рассмат­риваться как характеристики личности и часто использу­ются как синонимичные.

Мы в данной книге предпочли пользоваться понятием ценности как более близким к оригинальному источнику.

Валидность Опросника Шварца, адаптированного на­ми с целью изучения ценностей у русскоязычного насе­ления, обеспечивается:

• во-первых, тем, что в основе ее лежит четкая и тео­ретически обоснованная концепция автора, содер­жащая операционализированные характеристики ценностей;

• во-вторых, тем, что при разработке оригинальной версии опросника использовались данные исследо­ваний по 54 странам.


6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца

Методика направлена на изучение универсальных, об­щечеловеческих ценностей, существующих в каждой культуре в том или ином виде.

В течение 2000—2002 гг. нами проводилась работа по адаптации опросника Шварца на русскоязычной выбор­ке, в которой принимала участие С. В. Реттгес. Резуль­таты этой работы приводятся ниже в данном методичес­ком руководстве.

Разработка варианта опросника на русском языке про­ходила в несколько этапов. Сначала был выполнен пере­вод текста методики с английского языка на русский. Проверка его точности осуществлялась путем обратного перевода. Корректность русского перевода проверялась автором оригинальной методики профессором Шварцем с помощью сотрудника, владеющего как русским, так и английским языком. Адекватность перевода была одо­брена автором, и представленное в данном руководстве описание методики было рекомендовано им для распро­странения и использования исследователями и практи­ками в России.

В 2000 г. было проведено пилотажное исследование с использованием русского варианта методики. Обследо­вались студенты Вологодского государственного педагоги­ческого университета в возрасте от 17 до 20 лет (выборка 50 человек). По результатам пилотажного исследования были внесены незначительные изменения в формулиров­ку некоторых пунктов опросника и инструкцию.

Затем было проведено эмпирическое исследование ценностей в раннем юношеском возрасте на базе средних школ г. Вологды, Вологодского педагогического универ­ситета и Детской воспитательной колонии Вологодской области. Общий объем выборки составил 285 человек,


Методика Шварца для изучения ценностей личности

из них — 134 юноши и 151 девушка. Опрошено 60 учащих­ся восьмых классов, 43 учащихся девятых классов, 48 уча­щихся десятых классов, 45 учащихся одиннадцатых клас­сов, 50 студентов и 39 несовершеннолетних осужденных. Для каждой группы испытуемых на уровне норматив­ных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл для каждого из 10 типов ценностей. Результаты представлены в таблицах 2 и 3. Средние показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей в разных группах испытуемых.

Таблица 2. Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов.

 

 

Типы ценностей Средние показатели значимости типов ценностей
8 класс класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность 4,03 4,49 3,83 3,98 3,77 3,93 4,00
Традиции 3,00 4,03 3,09 2,81 2,99 2,99 3,14
Доброта 4,72 4,79 4,29 4,51 4,69 4,15 4,54
Универсализм 3,95 4,27 3,87 4,03 3,96 3,45 3,93
Самостоятельность 3,60 4,36 4,08 4,38 4,46 3,74 4,09
Стимуляция 2,69 3,64 3,69 3,90 3,50 3,16 3,40
Гедонизм 2,93 4,28 4,15 4,52 2,95 4,17 3,75
Достижения 3,86 4,29 4,47 4,57 4,64 4,00 4,29
Власть 1,84 2,99 3,07 3,35 2,90 3,08 2,81
Безопасность 4,38 4,77 4,50 4,75 4,53 4,23 4,52

6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца

Таблица 3. Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.

 


 

Типы ценностей Средние показатели значимости типов ценностей
8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность 1,93 1,99 1,74 1,68 1,60 2,06 1,83
Традиции 1,61 1,56 1,14 1,05 0,86 1,54 1,29
Доброта 2,59 2,44 2,60 2,30 2,10 2,32 2,40
Универсализм 2,53 2,46 2,09 2,16 1,89 1,93 2,19
Самостоятельность 2,45 2,46 2,76 2,55 2,52 2,33 2,51
Стимуляция 2,34 2,47 2,29 2,59 1,99 2,53 2,36
Гедонизм 2,13 2,36 2,49 2,91 1,95 2,56 2,39
Достижения 2,23 2,35 2,50 2,52 2,19 2,36 2,35
Власть 0,90 1,30 1,68 1,65 1,32 1,23 1,33
Безопасность 2,33 2,68 2,47 2,17 2,21 2,40 2,37

Далее каждому типу ценностей в соответствии с величи­ной среднего показателя был присвоен ранг от 1 до 10. Ран­ги определялись отдельно для каждой выборки испытуемых. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель их высокой значимости в этой группе испьггуемых. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют, напротив, об их низкой значимости для испытуемых иссле­дуемой группы. Результаты ранжирования представлены в таблицах 4 и 5.


Методика Шварца для изучения ценностей личности

Таблица 4. Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов.

 

 

Типы ценностей Ранговые значения типов ценностей
8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность              
Традиции              
Доброта              
Универсализм              
Самостоятельность              
Стимуляция              
Гедонизм              
Достижения              
Власть              
Безопасность              

Таблица 5. Ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.

 

 

Типы ценностей Ранговые значения типов ценностей
8 класс класс 10 класс 11 класс Сту­денты Осуж­ден­ные По всей выборке в целом
Конформность              
Традиции              
Доброта              
Универсализм              
Самостоятельность              
Стимуляция              
Гедонизм              
Достижения              
Власть              
Безопасность              

6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца


Анализ величины рангов, которые занимают опреде­ленные ценности относительно других, позволяет сде­лать вывод об их относительной значимости для отдель­ных испытуемых или исследованной выборки.

Как видно из приведенных выше таблиц 2, 4 на уровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений) для обследованной выборки (в целом) наиболее значимыми для юношей и девушек являются ценности доброта (забо­та о благополучии близких), безопасность, а также цен­ность личные достижения.

Как видно из таблиц 3, 5, на уровне индивидуальных приоритетов (то есть в конкретных поступках) в наиболь­шей степени проявляются такие ценности, как самостоя­тельность, доброта и гедонизм (получение удовольствий).

Наименьшей значимостью, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов об­ладают такие ценности, как традиции, власть, конформ­ность.

В силу того что ценности личности образуют динами­ческую систему, с нашей точки зрения, возможна еще од­на линия анализа. Это может быть анализ связей между типами ценностей. Для изучения характера отношений между ценностями в пределах одной системы подсчиты-ваются коэффициенты корреляции между значимостью типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов для каждой группы испытуемых. Значения коэффициента корреляции позво­ляют судить о наличии статистически значимой связи между типами ценностей.








Date: 2016-02-19; view: 456; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию