Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Опыт русскоязычной адаптации методики Шварца
Человек в своем поведении ориентируется на определенные ценности, существующие в обществе или в референтной для него социальной группе. Эти ценности входят в структуру его убеждений в виде определенных образцов оценивания окружающего мира, которые становятся основой выбора собственных поступков. В оригинальной методике Ш. Шварца используется понятие ценности (values). В русском языке существует два близких по смыслу термина ценности и ценностные ориентации. Хотя некоторые авторы находят различие в значении этих понятий, с нашей точки зрения, оба могут рассматриваться как характеристики личности и часто используются как синонимичные. Мы в данной книге предпочли пользоваться понятием ценности как более близким к оригинальному источнику. Валидность Опросника Шварца, адаптированного нами с целью изучения ценностей у русскоязычного населения, обеспечивается: • во-первых, тем, что в основе ее лежит четкая и теоретически обоснованная концепция автора, содержащая операционализированные характеристики ценностей; • во-вторых, тем, что при разработке оригинальной версии опросника использовались данные исследований по 54 странам. 6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца Методика направлена на изучение универсальных, общечеловеческих ценностей, существующих в каждой культуре в том или ином виде. В течение 2000—2002 гг. нами проводилась работа по адаптации опросника Шварца на русскоязычной выборке, в которой принимала участие С. В. Реттгес. Результаты этой работы приводятся ниже в данном методическом руководстве. Разработка варианта опросника на русском языке проходила в несколько этапов. Сначала был выполнен перевод текста методики с английского языка на русский. Проверка его точности осуществлялась путем обратного перевода. Корректность русского перевода проверялась автором оригинальной методики профессором Шварцем с помощью сотрудника, владеющего как русским, так и английским языком. Адекватность перевода была одобрена автором, и представленное в данном руководстве описание методики было рекомендовано им для распространения и использования исследователями и практиками в России. В 2000 г. было проведено пилотажное исследование с использованием русского варианта методики. Обследовались студенты Вологодского государственного педагогического университета в возрасте от 17 до 20 лет (выборка 50 человек). По результатам пилотажного исследования были внесены незначительные изменения в формулировку некоторых пунктов опросника и инструкцию. Затем было проведено эмпирическое исследование ценностей в раннем юношеском возрасте на базе средних школ г. Вологды, Вологодского педагогического университета и Детской воспитательной колонии Вологодской области. Общий объем выборки составил 285 человек, Методика Шварца для изучения ценностей личности из них — 134 юноши и 151 девушка. Опрошено 60 учащихся восьмых классов, 43 учащихся девятых классов, 48 учащихся десятых классов, 45 учащихся одиннадцатых классов, 50 студентов и 39 несовершеннолетних осужденных. Для каждой группы испытуемых на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов был подсчитан средний балл для каждого из 10 типов ценностей. Результаты представлены в таблицах 2 и 3. Средние показатели позволяют судить о соотношении значимости ценностей в разных группах испытуемых. Таблица 2. Средние показатели значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов.
6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца Таблица 3. Средние показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.
Далее каждому типу ценностей в соответствии с величиной среднего показателя был присвоен ранг от 1 до 10. Ранги определялись отдельно для каждой выборки испытуемых. Ранги от 1 до 3, присвоенные соответствующим ценностям, рассматриваются как показатель их высокой значимости в этой группе испьггуемых. Ранги от 7 до 10 свидетельствуют, напротив, об их низкой значимости для испытуемых исследуемой группы. Результаты ранжирования представлены в таблицах 4 и 5. Методика Шварца для изучения ценностей личности Таблица 4. Ранговые значения типов ценностей на уровне нормативных идеалов.
Таблица 5. Ранговые значения типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов.
6. Опыт русскоязочной адаптации методики Шварца Анализ величины рангов, которые занимают определенные ценности относительно других, позволяет сделать вывод об их относительной значимости для отдельных испытуемых или исследованной выборки. Как видно из приведенных выше таблиц 2, 4 на уровне нормативных идеалов (то есть на уровне убеждений) для обследованной выборки (в целом) наиболее значимыми для юношей и девушек являются ценности доброта (забота о благополучии близких), безопасность, а также ценность личные достижения. Как видно из таблиц 3, 5, на уровне индивидуальных приоритетов (то есть в конкретных поступках) в наибольшей степени проявляются такие ценности, как самостоятельность, доброта и гедонизм (получение удовольствий). Наименьшей значимостью, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов обладают такие ценности, как традиции, власть, конформность. В силу того что ценности личности образуют динамическую систему, с нашей точки зрения, возможна еще одна линия анализа. Это может быть анализ связей между типами ценностей. Для изучения характера отношений между ценностями в пределах одной системы подсчиты-ваются коэффициенты корреляции между значимостью типов ценностей на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов для каждой группы испытуемых. Значения коэффициента корреляции позволяют судить о наличии статистически значимой связи между типами ценностей. Date: 2016-02-19; view: 456; Нарушение авторских прав |